ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ (НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ) – 2017

Плата за землю - регулируется Налоговым кодексом Украины и взимается с землевладельца или того, кто ее использует. Ставка налога зависит от денежной оценки участка.

Плательщики платы за землю

Использование земли в Украине является платным.

Плательщиками земельного налога являются:

• владельцы земельных участков, земельных долей (паев);

• землепользователи (лица, получившие земельные участки в постоянное пользование).

Владельцы земельных участков – юридическое и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности соответственно.

Землепользователи – юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым согласно закону предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.

Плательщиками арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности являются арендаторы земельных участков.

Следовательно, для получения статуса плательщика земельного налога нужно либо приобрести право собственности на земельный участок, либо же иметь земельный участок в постоянном пользовании или аренде.

Также отнесены к плательщикам земельного налога предприятия, учреждения и организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, за земельные участки, на которых расположены такие дома, а также принадлежащие к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, поскольку эти участки предоставляются в постоянное пользование таким предприятиям, учреждениям и организациям.

Объект и база обложения платой за землю

Объектом налогообложения земельным налогом являются:

• земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании;

• земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Объектом обложения арендной платой является земельный участок, предоставленный в аренду.

Базой обложения земельным налогом являются:

– нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации;

– площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, заключающие договоры аренды земли, должны до 1 февраля подавать органу ГФС по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий орган ГФС о заключении новых, внесении изменений в существующие договоры аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, наступающего за месяцем, в котором произошли указанные изменения.

Земельные участки, не подлежащие обложению земельным налогом

 

Перечень земельных участков, за которые не уплачивается земельный налог, является исчерпывающим.

Итак, не подлежат обложению земельным налогом:

• сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий, определенных согласно закону такими, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы (зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля), и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;

• земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;

• земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, используемых для испытания сортов сельскохозяйственных культур;

• земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования – земли под проездной частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, искусственными сооружениями, туннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками, шумовыми экранами, очистными сооружениями и расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог. К сооружениям, обеспечивающим функционирование автомобильных дорог относятся:

– параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и протиселевые сооружения, улавливающие съезды, защитные насаждения, шумовые экраны, очистительные сооружения;

– площадки для стоянки транспорта и отдыха, склады, гаражи, резервуары для хранения горюче-смазочных материалов, комплексы для взвешивания крупногабаритного транспорта, производственные базы, искусственные и другие сооружения, находящиеся в государственной собственности, собственности государственных предприятий или собственности хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 100% акций (долей, паев) принадлежит государству;

• земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;

• земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев;

• земельные участки, на которых расположены дипломатические представительства, пользующиеся в соответствии с международными договорами (соглашениями), согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, помещениями и прилегающими к ним земельными участками на безоплатной основе;

• земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения деятельности религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке.

Порядок начисления и уплаты

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Плательщики платы за землю – юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога каждый год по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют фискальному органу по местонахождению земельного участка декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы платы за землю равными частями по месяцам. То есть расчет земельного налога (арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности) происходит непосредственно в налоговой декларации.

При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок.

Владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог с площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Для расчета годовой суммы земельного налога необходимо знать площадь земельного участка, нормативную денежную оценку таких земель или нормативную денежную оценку площади пашни по АРК либо области, коэффициент индексации и ставку налога.

Таким образом, расчет налога за земли, нормативная денежная оценка (далее – НДО) которых проведена, можно осуществить по формуле:

S налога = S участка x НДО x И НДО x С налога,

где

S налога – годовая сумма земельного налога;

S участка – площадь земельного участка;

НДО – нормативная денежная оценка за единицу площади земельного участка;

И НДО – коэффициент индексации НДО по состоянию на 1 января текущего года;

С налога – ставка земельного налога, установленная местным советом на текущий год.

Расчет налога за земли, НДО которых не проведена (за пределами населенного пункта), аналогичен, только вместо НДО для соответствующего земельного участка используется НДО единицы площади пашни по АР Крым или области.

Определенные таким образом налоговые обязательства по плате за землю юридическое лицо уменьшает на сумму льгот согласно действующему законодательству.

Уплата земельного налога

Собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком плата за землю уплачивается за фактический период пребывания земли в собственности или пользовании в текущем году.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Индексация нормативной денежной оценки земельных участков

Для определения размера земельного налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков.

Решение советов относительно нормативной денежной оценки земельных участков расположенных в пределах населенных пунктов официально обнародуется до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Нормативная денежная оценка земли должна быть уточнена по состоянию на 1 января текущего года на коэффициент индексации.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации, на который индексируется нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года по формуле:

Кi = І : 100,

где І – индекс потребительских цен за предыдущий год.

В случае если индекс потребительских цен превышает 115 процентов, такой индекс применяется со значением 115.

Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель рассчитывается и публикуется ежегодно до 15 января.

Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель.

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога устанавливаются в процентах к нормативной денежной оценке земли. Поскольку плата за землю отнесена к местным налогам и сборам, то ставки земельного налога устанавливают местные советы.

Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

В случае если совет не принял соответствующее решение, до его принятия плата за землю взыскивается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю.

Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается:

• в размере не более 3 % от их нормативной денежной оценки;

• для земель общего пользования – не более 1 % от их нормативной денежной оценки;

• для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 % и не более 1 % от их нормативной денежной оценки;

• за земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности), – в размере не более 12 % от их нормативной денежной оценки.

Ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливается в размере не более 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым либо по области, а для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 % и не более 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым либо по области.