Ликвидация ООО

Ликвидация  общества с ограниченной ответственностью (ООО)  в Украине – процесс который занимает не один день, а даже не один  месяц.

В  случае, если вы  решили  этим  заняться самостоятельно, нужно набраться  терпения  и  подготовиться, с  точки  зрения  правовой   грамотности.

Но не  стоит  отчаиваться. Как  гласит  древняя  поговорка: «Не  боги  горшки  обжигают».

И  вот  вы  решились   ликвидировать  ООО  самостоятельно. Что  нужно   знать?

Как  и  во  многих  начинаниях, первое  что  нужно  – это  составить  план  действий.

Ниже приведем  наш  план  действий  по  порядку  и  в  хронологической  последовательности.

Итак, первое  действие

1. Принятие  решения  о  ликвидации  ООО

Решение о  ликвидации  ООО принимается собранием участников простым большинством при условии присутствия на собрании участников, которые владеют совокупно более чем 60 % голосов. Документ, подтверждающий решение о ликвидации ООО – протокол собрания. В  случае, если  вы один  учредитель, проблема вообще  отсутствует.

2. Назначение (создание) ликвидационной комиссии

Назначение (создание) ликвидационной комиссии, есть  необходимым  условием  процедуры  ликвидации ООО. Также  необходимо оформить  акт приема–передачи печатей, штампов, активов и документации.

3. Составление перечня кредиторов и дебиторов

На  следующем  этапе  необходимо  составить  перечень кредиторов и дебиторов, а также  определить суммы кредиторской и дебиторской задолженности, которая  существует   на  момент  ликвидации. Также, можно персонально уведомить кредиторов о сроке принятия претензий кредиторов в связи с ликвидацией предприятия (не менее чем 2 месяца с начала процедуры ликвидации). Проведение расчетов с контрагентами. Погашение задолженности  перед  бюджетом  имеет  первоочередной  характер.

4. Проведение инвентаризации

Проведение инвентаризации ТМЦ, расчетов, основных фондов, нематериальных и прочих активов, денежных средств, документов предприятия.

5. Составление ликвидационного баланса

Необходимо составить ликвидационный баланс на дату принятия решения о ликвидации предприятия в форме годового отчета (с отображением результатов инвентаризации) для налоговой  инспекции и предоставление его на утверждение собственникам.

6. Уведомление госрегистратора о ликвидации

Предоставление (направление по почте рекомендованным письмом с описанием вложения) государственному регистратору уведомления о принятии решения о закрытии ООО:

  • подача нотариально засвидетельствованной копии решения участников о ликвидации юридического лица (решение должно содержать данные о составе ликвидационной комиссии, в т.ч. идентификационные номера членов ликвидационной комиссии);
  • документ, который подтверждает факт уплаты за публикацию объявления, о принятии решения о ликвидации юридического лица.

7. Уведомление фискальной службы о принятии решения о ликвидации

Основаниями для снятия с учета в контролирующих органах юридического лица, его обособленных подразделений является уведомление или документальное подтверждение Госрегистратора или другого органа государственной регистрации о проведении государственной регистрации прекращения юрлица, закрытии обособленного подразделения юридического лица (пп. 67.1.1 НКУ).
Данные о принятии решения относительно прекращения юридических лиц, сведения относительно которых содержатся в ЕГР, контролирующие органы получают от Госрегистратора в порядке информационного взаимодействия между Единым государственным реестром и информационными системами Центрального контролирующего органа.
Юрлица, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и сведения относительно которых не содержатся в ЕГР (в том числе военные части), обязаны подать в контролирующий орган по основному месту учета следующие документы:
• заявление о ликвидации или реорганизации плательщика налогов по форме № 8-ОПП;
• копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами, о прекращении;
• копию распорядительного документа об образовании комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии).
Процедура снятия с учета в органах ГФС юрлица в связи с его ликвидацией или реорганизацией начинается в случае получения хотя бы одного из следующих документов (п. 11.5 Порядка № 1588):
• заявления по форме № 8-ОПП от налогоплательщика;
• сведений государственного регистратора о внесении в ЕГР записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица;
• сведений из ЕГР или ЕГРПОУ, уведомления органа государственной регистрации о прекращении (закрытии) обособленного подразделения;
• судебных решений или сведений из Единого государственного реестра, другой информации относительно принятия судом решений о начале производства по делу о банкротстве или признании банкротом налогоплательщика, начале дела или принятии решения судом о прекращении юридического лица, признании недействительной государственной регистрации или учредительных документов налогоплательщика, изменении цели учреждения, реорганизации налогоплательщика.
Процедура реорганизации юрлица (кроме преобразования), прекращения юрлица, закрытия постоянного представительства или обособленного подразделения юрлица, в том числе иностранной компании, организации, начала производства по делу о признании банкротом налогоплательщика или поданное заявление о снятии с учета налогоплательщика являются основанием для проведения контролирующим органом документальной внеплановой проверки (п. 78.1.7 НКУ).
Правила и сроки такой проверки выписаны в п. п. 11.9 – 11.12 Порядка № 1588.
После проведения проверки контролирующий орган передает Госреестратору сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов по форме № 30-ОПП. Такие сведения передаются до завершения срока, определенного для заявления кредиторами своих требований, а также в день получения запроса от субъекта государственной регистрации.
В случае наличия задолженности по уплате налогов и сборов сведения по форме № 30-ОПП вместе с приложениями направляются (выдаются) комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии, ликвидатору) или лицу, ответственному за погашение денежных обязательств или налогового долга.
Налогоплательщикам, для которых законом установлены особенности их госрегистрации и которые не включаются в ЕГР, вместо сведений об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов по ф. № 30-ОПП выдается справка о снятии с учета налогоплательщика по ф. № 12-ОПП. С момента выдачи справки по ф. № 12-ОПП такой налогоплательщик считается снятым с учета в контролирующем органе при условии регистрации его прекращения в соответствии с законодательством или внесения записи о прекращении в соответствующий государственный реестр (п. 11.16 р. ХІ Порядка № 1588). Справка по форме 12-ОПП действительна в течение двух месяцев с даты ее регистрации.
8. Подача заявлений о снятии с учета в фонды

Подаем заявление о снятии с учета в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, фонд социального страхования в случае безработицы, фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (в 10–ти дневный срок со дня принятия решения о ликвидации).

9. Рассмотрение претензий и удовлетворение требований кредиторов

Рассмотрение претензий и удовлетворение требований кредиторов (в случае недостачи у юридического лица, которое ликвидируется, денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица).

10. Взыскание дебиторской задолженности

На  этом  этапе  необходимо  принять  все  меры  по взыскание дебиторской задолженности.

11. Расчет  сотрудников

Увольнение или перевод сотрудников в соответствии с КЗоТ, расчет с участниками предприятия.

12. Проверки

Проведение  проверки ГФС

Проведение внеплановой выездной (документальной) проверки специалистами  налоговой  инспекции (формально в одномесячный срок с момента подачи в налоговую инспекцию заявления (уведомления) о закрытии ООО).

Проведение  проверки Пенсионным  фондом

Проведение территориальным органом Пенсионного фонда Украины документальной проверки правильности исчисления и уплаты страховых (пенсионных) взносов и составление акта проверки, который является основой для окончательных расчетов.

Проведение  проверки Соцстрахом

Проведение документальной проверки Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности и составление акта  проверки, который является основой для окончательных расчётов.

Проведение  проверки Фондом на случай  безработицы

Проведение документальной проверки Фондом социального страхования в случае безработицы, по результатам которой составляется акт проверки, который является основой для окончательных расчётов (при наличии недоимки по уплате страховых взносов провести полный расчет по начисленным суммам недоимки и пени на основании акта документальной проверки.

Проведение  проверки Фондом от несчастных случаев

Проведение документальной проверки Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой составляется акт проверки, который является основой.

13. Получение справки  от  фискалов

Получение от налоговой справки (ф.№ 22–ОПП) об отсутствии задолженности налогоплательщика по налогам и сборам (обязательным платежам) перед бюджетом Украины и местными бюджетами. Справка об отсутствии задолженности плательщика налогов (ф. № 22–ОПП) действительна на протяжении 30–ти календарных дней со дня ее регистрации в ГФС.

14. Аннулирование регистрации НДС

Представление в фискальную службу заявления (ф. № 3–ПДВ) об аннулировании регистрации предприятия как плательщика НДС с приложением оригинала и всех заверенных копий Свидетельства плательщика НДС.

Аннулирование регистрации предприятия как плательщика НДС происходит на протяжении 10–ти календарных дней с момента получения ГФС заявления об аннулировании регистрации предприятия как плательщика НДС.

15. Закрытие счетов в банках

Закрытие счетов в банках. Необходимо  оставить   только один текущий счет для проведения процедур ликвидации.

Для этого в банк подаются документы:

  • копия решения о ликвидации участников предприятия, засвидетельствованная нотариально;
  • карточка с образцами подписей и оттиском печати, засвидетельствованная нотариально (в карточку включаются образцы подписей ликвидатора и уполномоченных членов комиссии и оттиск печати предприятия).


16. Составление итогового ликвидационного баланса

Далее идет составление итогового ликвидационного баланса после окончания ликвидационной процедуры (и после окончания срока для предъявления требований кредиторами). Предоставление итогового ликвидационного баланса на утверждение собственнику и государственному регистратору (подписи на балансе членов ликвидационной комиссии должны быть нотариально засвидетельствованы).

17.  Осуществление окончательных расчетов с наемными работниками

18.  Закрытие ликвидационного счета в банке.

19.  Получение от фискальной службы  и фондов  справки о снятии предприятия с учета как плательщика налогов и сборов (обязательных платежей).

20.  Сдача печатей и штампов в территориальный орган МВД с получением соответствующей квитанции об уничтожении печатей и штампов

Для получения квитанции об уничтожении печатей и штампов, в органы внутренних дел подается письменное прошение, где указываются:

  • количество печатей и штампов, которые необходимо уничтожить;
  • основания для уничтожения;
  • лицо, ответственное за уничтожение печатей и штампов, ФИО, паспортные данные;
  • ФИО, паспортные данные руководителя или уполномоченного им лица, которое подает прошение в орган внутренних дел.

К прошению прилагаются печати и штампы, их отпечатки в двух экземплярах, а также платежные поручения или квитанции об оплате услуг, связанных с выдачей квитанций об уничтожении печатей и штампов.

21. Сдача документов в архив.

22. Составление акта ликвидационной комиссии.

23. Исключение из ЕГРПОУ.

Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации председатель ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо после окончания процедуры ликвидации, которая предусмотрена законом, но не ранее двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации, должен подать (прислать заказным письмом с описанием вложения) государственному регистратору следующие документы:

  • заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации;
  • прекращения юридического лица в связи с ликвидацией;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • оригинал учредительных документов;
  • акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденный решением учредителей (участников) или уполномоченного ими органа;
  • справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);
  • справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;
  • справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;
  • справку архивного учреждения о принятии документов, которые согласно закону подлежат долгосрочному хранению.

24. Предоставление финансовой отчетности территориальному органу статистики.