Мінфін - Курси валют України

Встановити
30 липня 2021, 11:34

Зеленський підписав закон «Про платіжні послуги»: 4 головних зміни, які чекають українців

Президент України Володимир Зеленський підписав закон «Про платіжні послуги» № 1591-ІХ, який Верховна Рада прийняла 30 червня. Про це повідомляє прес-служба Офісу президента.

Головна мета документа — модернізація і розвиток ринку платіжних послуг. Закон повинен сприяти впровадженню інновацій у фінансовій сфері країни.

Що зміниться для українців

1. Люди зможуть отримувати платіжні послуги не тільки в банках, але й в небанківських фінустановах, у поштових та мобільних операторів.

Поштові оператори, небанківські установи або установи з випуску електронних грошей зможуть проводити платежі, однак на них не поширюватимуться банківські гарантії. Тобто всі ці структури не будуть членами Фонду гарантування вкладів фізосіб. Тому в разі їх закриття з будь-якої причини людина не зможе отримати компенсацію в розмірі 200 тис. грн.

2. Мобільні оператори з мережами відділень по всій країні можуть стати конкурентами банків.

Номер телефону абонента стане його рахунком: гроші на нього можуть потрапляти різними способами — і безготівково з картки, і готівкою через платіжні термінали або через касу у відділенні мобільного оператора/супермаркету (в магазинах давно можна вносити готівку на телефон).

Але в новому законі є обмеження: за раз можна перерахувати не більше 20% мінімальної зарплати, тобто не більше 1,2 тис. гривень, а за місяць — одну мінімалку (зараз — 6 тис. грн).

3. Конкуренція опустить ціни на проведення платежів

Чим більше структур буде з'являтися на платіжному ринку, тим швидше будуть знижуватися комісії за перерахування грошей.

На даний момент середня ціна банківського платежу коливається в рамках 0,5−1% суми.

4. Справжньою революцією для банків і їх клієнтів може стати впровадження відкритого API або «відкритого банкінгу» (Open Banking).

На практиці це означає, що банки бачитимуть дані своїх клієнтів в інших фінустановах. Тобто Приватбанк, наприклад, дізнається, що у його клієнта є рахунки, скажімо, ще в Монобанку і Укрсиббанку, а також що людина застрахувала свою машину в «Альфа-Страхування», і отримала кредит у фінкомпанії «Кредит Маркет».

Приватбанк знатиме всі суми (де/скільки грошей клієнта вкладено/позичено/витрачено) і операції в інших структурах, а всі ці структури «побачать» рахунок у Приватбанку.

Це робиться, щоб агрегувати всю інформацію в одному програмному продукті або в мобільному додатку.

Очікується, що цей підхід запрацює не раніше 2023 року.

Читайте також: Новий спосіб сховатися від фінрозвідки та інші новації закону про платіжні послуги

Коментарі - 38

+
+215
matroskin
matroskin
30 липня 2021, 11:53
#
Шото эта «революция» с п. 4 настораживает, мало того что она полностью нивелирует банковскую тайну, она вообще нивелирурует право на какую то приватность.
Лично я как клиент банка или магазина не вижу для себя приемуществ, в том что мой контрагент автоматически узнает где у меня есть ещё деньги/кредиты, где и что я страхую, что и где покупаю.
Потому если это и революция то разве что для госсударства (тотальный контроль) и бандитов (теперь наводчики не нужны).
+
+5
ielektronick —
ielektronick —
30 липня 2021, 11:56
#
Меня больше настораживают пункты 2 и 3.
2. Мобильные операторы должны заниматься мобильной связью и всем что с этим связано, а не пенсии выдавать. Иначе эти мобильные операторы превратятся в УкрПочту, где в отделении продаётся всё от конвертов до стиральных порошков.
3. Чем больше систем, тем меньше будут комиссии внутри этих систем, но больше при переводе из одной в другую.
+
+15
matroskin
matroskin
30 липня 2021, 12:06
#
Не превратятся, НП же порошками не торгует, да и УкрПочта ими торгует очень специфично-привезли ящик, а ты как хоч-или продай или купи сам, естественно всё «распродается» внутри коллектива.
А вот п. 4 уникален, если сегодня для этого нужно решение суда, и инфа передастся только конкретному гос.органу, то после «революции», достаточно оплатить шаурму карточкой и инфа доступна всем желающим.
+
+15
Invul
Invul
30 липня 2021, 12:14
#
Согласен, пункт 4 попахивает нехорошо. С одной стороны, это борьба со всякими неплательщиками, но кто работает в серую, используя карточки на свое имя и т. д., теперь их будут выдавливать еще дальше в черную зону. С другой стороны — как вы и сказали — а зачем банку знать где у меня еще есть деньги и какими услугами я пользуюсь. Слишком большой обхем информации, при потенциальных взломах/утечках — на руках у злоумышленника будет вся финансовая информация.
+
0
matroskin
matroskin
30 липня 2021, 12:22
#
А зачем что-то ломать?
Ведь все финучереждения будут иметь эту информацию о Вас.
Если сейчас банк оберегает эту инфу, дабы не быть обвиненным в её сливе, то после «революции» в этом нет смысла, т.к. все Ваши обвинения будут безосновательными, банк скажет: «мы не сливали, может это приват, может Ваша страховая, может Гиви с чебуречной где Вы карточкой платили, это ж OpenBank, инфа доступна всем»
+
+7
82845392
82845392
30 липня 2021, 13:25
#
По большому счету они просто узаконивают (и расширяют) тот бардак, который уже давно творится с личной информацией. Вам никогда не поступали звонки из банков (а то и финкомпаний), в которых Вы никогда не обслуживались, не оставляли каких-то заявок и т. п. Мне — регулярно, при чем на вопрос, откуда дровишки, ответ: «у меня нет такой информации, наверное, один из наших партнеров», и все, ищи-свищи утечку.
+
+15
ielektronick —
ielektronick —
30 липня 2021, 13:30
#
Аналогично. Приходят периодически приходят смс из банков, в которых я мало того что не был, никогда не слышал.

Та же фигня и ресторанах при оформлении накопительных карт. Как-то с Сушие решил получить такую. Дали анкету для заполнения, а внизу меееелким таким шрифтом написано, что они имеют право передавать заполненную вами информацию третьим лицам. Отказался.
+
0
yarg
yarg
30 липня 2021, 13:40
#
Номер телефона — не личная информация. Они всегда свободно печаталась в телефонных справочниках.
+
0
82845392
82845392
30 липня 2021, 14:27
#
Опять Вы врываетесь в мой тред со своим бредом…
1. Гуглите PII и GDPR/CCPA, узнаете много нового.
2. Номер телефона сам по себе, без привязки к потенциальному уровню дохода и потребностям личности никому не интересен и никто по нему не позвонит, с таким же успехом можно прозванивать номера от 1111111 до 9999999.
+
0
yarg
yarg
30 липня 2021, 16:02
#
Это не ваш тред. это ваш бред.

каким боком номер телефона. оставленный в анкете на выдачу дисконтной карточки дает информацию о «потенциальном уровне дохода и потребностям личности «- то тайна.

куча людей именно прозванивает номера по порядку (парсит их по газетам обьявлений и т. п.). Собственно прозванивают и рассылают СМС роботы :)
+
0
82845392
82845392
30 липня 2021, 18:00
#
Бред — это то, что телефон не является личной информацией. Бред — это вымысел, что я где-то оформлял дисконтную карточку.

> куча людей именно прозванивает номера по порядку

Повторюсь, в моем случае все было очень даже таргетированно (например, несколько предложений по кредитам после оформления кредитки и заявок на ипотеку). Никто поставить пластиковые окна или помыть полы не предлагал.
+
0
yarg
yarg
30 липня 2021, 18:10
#
А я вам что-то говорил о карточке? нет

повторюсь - несколько лет назад, когда еще в ходу были телефонные справочники — в них печатались номера телефонов, Ф.И.О. и адреса людей. И никто не паниковал по этому поводу.

Если разместить обьявление с телефоном на каком-нибудь ОЛХ — есть куча компаний, групп и просто людей, которые парсят эти номера (даже скрытые) — и продают. И потом людям валится спам таргетированный, нетаргетированный, какой угодно. - https://a-parser.com/resources/47/
но это отдельная проблема и с ней нужно как-то отдельно боротся — на уровне государства.
+
0
82845392
82845392
31 липня 2021, 2:05
#
> А я вам что-то говорил о карточке? нет

> каким боком номер телефона. оставленный в анкете на выдачу дисконтной карточки

Давайте не будем в 100-й раз, а? :)

> несколько лет назад, когда еще в ходу были телефонные справочники

Да кому это интересно? «Определение понятия персональных данных приводится в абзаце восьмом статьи 2 Закона „О защите персональных данных“, согласно которому персональными данными являются сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано». GDPR, CCPA в PII с точки зрения информационной безопасности телефонный номер входит однозначно.

> которые парсят эти номера (даже скрытые) — и продают

Вы в курсе значения слова «парсят», кстати? :) И да, это все очень интересно, только какое это имеет отношение к тому, что банки (и конкретные сотрудники) сливают эту информацию с гораздо бОльшими деталями направо и налево?
+
0
yarg
yarg
31 липня 2021, 8:59
#
Нда.
+
0
pov78
pov78
30 липня 2021, 14:02
#
«С одной стороны, это борьба со всякими неплательщиками»
Бороться с неплательщиками надо в других местах, а именно там откуда они попадают к неплательщику, т.к. когда эти суммы обнаруживаются у неплательщиков то это уже постфактум и попробуй собрать доказательства
+
+15
Alexey Prihodko
Alexey Prihodko
30 липня 2021, 15:34
#
Это ничто иное, как гармонизация банковских структур с ЕС. Там, насколько я знаю, Open Banking API обязателен. Директива PSD2.
+
0
matroskin
matroskin
30 липня 2021, 15:57
#
Может подскажите где глянуть, сколько, где и в чем хранит свои сбережения королева Британии?
+
0
yarg
yarg
30 липня 2021, 16:04
#
В банке. в английских фунтах (ну не в рублях же :))
+
0
matroskin
matroskin
30 липня 2021, 16:24
#
Ну в контексте Open Banking API озвученном в этой статье, все финустановы должны иметь как минимум перечень банков в которых у неё открыты счета, а также где взяты кредиты, где и какое иммущество застраховано.
А поскольку эта информация абсоютно свободна для всех финустанов, то не вижу препьятствий для её публикации для всех.
+
0
yarg
yarg
30 липня 2021, 16:31
#
Ну узнаете вы что у нее 130 миллионов фунтов в банке «Коттс» лежит.
и что с того?
+
+15
matroskin
matroskin
30 липня 2021, 16:35
#
Меня не сумма интересует, а возможность любого желающего ознакомится с этой информацией, в чем я очень глубоко сомневаюсь.
+
+15
lighter
lighter
30 липня 2021, 12:26
#
Відмінили банківську таємницю?
+
+45
yarg
yarg
30 липня 2021, 12:47
#
Стремные изменения.

я категорически против превращения номера телефона в «счет» у мобильного оператора. Это - прямой путь к воровству и мошенничеству. Я плачу 400 гривен оплаты за разговоры, а оператор начинает рассуждать «это он не оплатил разговоры, а пополнил свой счет… а я с этого счета спишу деньги на хз что. А потом отключу ему связь за неуплату… А потом пусть доказывает — платил он или нет, за что и когда».

«То есть Приватбанк, например, узнает, что у его клиента есть счета, скажем, еще в Монобанке и Укрсиббанке, а также что человек застраховал свою машину в „Альфа-Страховании“, и получил кредит в финкомпании „Кредит Маркет“.» — а это вообще прекрасно. Что там с банковской тайной? А если добавить что это будут видеть не только банки, а «участники рынка» — фин компании, коллекторы. страховые компании, нотариусы, в общим все желающие.


+
+30
Spets
Spets
30 липня 2021, 13:04
#
По крайней мере, у каждого клиента должен быть выбор соглашаться на этот «открытый банкинг» или нет. Совершенно бредовая идея и опять такая кардинальная инициатива вводится без публичного обсуждения.
+
+15
yarg
yarg
30 липня 2021, 13:55
#
Фиг там.

наверняка при открытии любого счета будет приписочка — «подтверждаю согласие на передачу всей информации всем желающим». Не согласен — счет не открывается.
Если банки заставят раздавать эту инфу направо-налево — они не будут вникать кто и на что согласился…
+
0
Тетяна Делл
Тетяна Делл
30 липня 2021, 14:28
#
Вы правы. Закон требует обязательного личного согласия каждого клиента на обработку его данных.
А вот как это согласие будут получать — вопрос…
+
+15
matroskin
matroskin
30 липня 2021, 14:58
#
Вы считаете что найдуться люди, которые дадут согласия чтобы все их деньги и место их хранения, а также иммущество (посредством страховки) стали общедоступной информацией?
:)
+
+15
yarg
yarg
30 липня 2021, 15:00
#
А это будет как лицензия в программном обеспечении — пока галочку «согласен» не поставите — на следующую страничку не перейдете.
Этому уже все научились…
+
0
hhhard
hhhard
30 липня 2021, 13:04
#
Ну до кредитів банки то мають зараз доступ через звернення до Українського бюро кредитних історій. Навіть фізособа може звернутись туди по інформацію на іншу фізособу. А от по іншим даним в п. 4, то вже якась досить сумнівна революція
+
0
yarg
yarg
30 липня 2021, 13:09
#
Получить информацию о других физических лицах вы там не можете
«Кредитну історію може запитати лише її власник та організації, які мають згоду власника.»
https://www.ubki.ua/credit-history-ua
+
0
hhhard
hhhard
30 липня 2021, 16:26
#
Так, з фізособою помилився. Але там же для бізнесу пропонується «Всеохоплююча перевірка Ваших клієнтів, партнерів, контрагентів».
+
+15
ramhain
ramhain
30 липня 2021, 15:01
#
Наличка и крипта рулит)
+
+15
Alex Stein
Alex Stein
30 липня 2021, 15:04
#
И без того надоело уже спам от ломбардов блокировать, а если им еще и информацию по счетам дать так они в дверь стучать начнут как только кредитку в привате получишь)
+
+15
Invul
Invul
30 липня 2021, 15:46
#
Ага, ломбард получает лицензию на банковскую/еще какую финансовую деятельность и получает доступ ко всем вашим счетам) Замечательно)
+
+15
leshav
leshav
30 липня 2021, 16:11
#
Фактическая отмена банковской тайны у нас-это не только опасно для клиентов, но может закончиться массовым изъятием денег из банков. В Украине подобное вообще нельзя было делать. Банковскую тайну отменили-а ответственность за слив информации-как нибудь потом.
+
+15
yarg
yarg
30 липня 2021, 16:23
#
Почитал немного этот закон — он волшебный.

Стаття 22. Надання кредиту в рамках здійснення платіжних послуг

т. е. непонятная контора может делать платеж от вашего имени выдав «вам» кредит на этот платеж. А вы об этом узнаете через годик. когда придет время гасить, с процентами. В пункте нет ни слова о согласии физического лица получать такой кредит.


+
+15
BobKickass
BobKickass
30 липня 2021, 17:39
#
Якщо брати до прикладу одного жовтого мобільного оператора, то зараз вони поназаключали договорів з напівлегальними конторами, які зписують з рахунку кошти за «послуги», які самопідключаються шляхом серфінгу в інтернеті не дуже вмілими руками. Зараз найкращий запобіжник такого — нульовий рахунок, але якщо вони почнуть кредит на це надавати…
+
0
Mary077
Mary077
30 липня 2021, 22:18
#
А про это почему не указали в статье? «Крім того, з метою мінімізації кібершахрайства посилюється відповідальність за незаконні дії з платіжними інструментами та засобами доступу до банківських та/або платіжних рахунків, а також вимоги до безпеки платіжних операцій — постачальникам платіжних послуг необхідно буде використовувати посилену аутентифікацію користувачів у визначених випадках».
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися