Мінфін - Курси валют України

Встановити
22 січня 2021, 15:52

Чому не вистачає грошей у Пенсійному фонді і що з цим робити

Щорічна «діра» у Пенсійному фонді (ПФУ) — десятки і навіть сотні мільярдів. У найближчій перспективі закрити її немає чим, а пенсіонери продовжують жити на межі бідності.

Пенсійний фонд, пенсія в Україні, пенсіонери, податки, діра в бюджеті
фото: karachun.com.ua

Редакція Liga.net шукала відповіді на питання, як вирішити проблему з дефіцитом і чи допоможуть в цьому накопичувальні пенсії. «Мінфін» обрав головне.

Чому в Пенсійному фонді немає грошей

У 2020 році Пенсійний фонд витратив на виплату 479 млрд грн. Майже 40% від цієї суми або 185 млрд грн Фонду дав держбюджет — своїх грошей ПФУ хронічно не вистачає. Через кризу ситуація ще більше погіршилася — Фонд змушений був додатково позичити у Держказначейства ще близько 14 млрд грн. У 2021 році передбачено державне фінансування «дірки» в 195 млрд грн.

Є декілька причин, які не дають ПФУ позбутися дефіциту.

1. Демографія

З 1991 року народжуваність в Україні падає. У рік здобуття Україною незалежності народилося 630 800 дітей, у 2019 році — 308 800.

Через це співвідношення працездатного населення та пенсіонерів знижується. В результаті зараз на 11,1 млн пенсіонерів припадає близько 10 млн працюючих українців, які платять Єдиний соціальний внесок — ключовий податок, що наповнює бюджет ПФУ.

Читайте також: Чому у 2021 році їжа буде дорогою, а машини — дешевими

2. Трудова міграція

За даними Кабміну, з 2010 року з України виїхали і не повернулися близько 4 млн українців — 10% працездатного населення країни. Вони не платять податків в Україні, в тому числі єдиний соціальний внесок.

3. Оптимізація податків

Наприклад, поширена схема працевлаштування через укладання договорів з ФОП замість найму працівників за трудовим законодавством. Це дозволяє великим компаніям знизити витрати на сплату ЄСВ та інших відрахувань.

4. Низький пенсійний вік

Реформа 2017 року передбачала часткове вирішення цього питання. Один з її наслідків — для виходу на пенсію співробітнику необхідно не просто досягти певного віку, але й мати достатній страховий стаж (період, коли відбувалися відрахування у ПФ).

Цей показник збільшується щорічно, наприклад, щоб вийти на пенсію у 2020 році, необхідно мати не менше 27 років страхового стажу, а до 2028 року ця планка збільшиться до 35 років. За словами головної економістки Dragon Capital Олени Бєлан, планувалося, що завдяки цьому ефективний трудовий стаж зросте на 4,5 роки в перспективі 10 років, що дозволить якщо не зменшити, то хоча б стабілізувати дефіцит Пенсійного фонду.

5. Політика

Відповідно до реформи, підвищення розміру пенсії безпосередньо прив'язувалося до зростання інфляції і середньої заробітної плати. Однак ця логіка витримується далеко не завжди: як і минулими роками, підвищення пенсій в Україні, як і раніше, відбувається незалежно від успіхів економіки.

«Вже цього року прийнято рішення про виплату карантинних надбавок пенсіонерам старше 80 років, а пізніше — і старше 75 років», — наводить приклад Дарина Марчак, керівник Центру аналізу публічних фінансів і публічного управління Київської школи економіки. Всього на ці цілі з держбюджету-2020 витрачено 9,9 млрд грн.

6. Спецпенсії

На забезпечення пенсій військовослужбовців, суддів, прокурорів, чорнобильців та інших спеціальних програм у 2020 році пішло 131 млрд грн — 28,5% всіх пенсійних виплат.

«Проблема в тому, що влада хоче досягти двох взаємовиключних речей: зберегти низькі податки і навантаження на фонд оплати праці і при цьому виплачувати високі пенсії», — зазначає Марчак.

Читайте також: Як купити стаж для пенсії і кому це потрібно

Що заважає запустити накопичувальну систему

Пенсійні системи у розвинених економіках складаються з трьох рівнів:

  • солідарний: всі працюючі громадяни віддають частину доходу на виплати пенсіонерам;
  • обов'язкові накопичення: всі відраховують частку від зарплати на пенсійні накопичення;
  • добровільні накопичення: ті, хто хоче більшого, накопичують за допомогою недержавних пенсійних фондів.

В теорії перший рівень залишається основним, інші — доповнюють його, що підвищує добробут пенсіонера після втрати працездатності. В Україні існують тільки перший і з 2003 року третій рівень. Введення обов'язкових пенсійних накопичень постійно відкладається з 2007 року.

Одна з причин — проблема дефіциту солідарного рівня пенсійної системи. При введенні накопичувальної частини дефіцит може сильно збільшитися.

Верховна Рада зареєструвала два законопроекти про введення в Україні накопичувальних пенсій. Мова про обов'язкову систему, яка торкнеться кожного працюючого українця (законопроект № 2683) та професійних пенсійних накопичень (законопроект № 4408) — перш за все для представників небезпечних і шкідливих професій.

Одне з ключових питань — за рахунок чого будуть профінансовані накопичувальні пенсії. Основних варіантів два: або збільшити «трудові» податки (ЄСВ і податок на доходи фізичних осіб), що підвищить навантаження на бізнес, або відібрати частину надходжень у ПФУ, що збільшить його дефіцит.

До якого варіанту схиляються законодавці? Базові параметри реформи на даний момент — фінансування накопичувальних пенсій за рахунок частини ЄСВ та податку на доходи фізичних осіб: з кожного з податків на другий рівень пенсійної системи піде по 2%, повідомила голова комітету Верховної Ради з питань соціальної політики Галина Третьякова.

Відповідний законопроект може бути прийнятий в першому читанні вже до кінця лютого, уточнила вона.

Читайте також: 7 способів накопичити на пенсію

Що робити далі

Опитані економісти радять владі не чекати зниження дефіциту солідарної системи і вводити накопичувальний рівень якомога швидше.

З одного боку, за рахунок накопичень Україна зможе наблизитися до 40% співвідношення зарплати до розміру пенсії до 2035 року. Зараз сума, яку людина отримує після виходу на пенсію, в порівнянні з доходами під час трудової діяльності, не перевищує 35%. Наприклад, в Нідерландах цей показник — 80%.

З іншого боку, чи можуть українці без побоювань довірити пенсійні накопичення державі? І наскільки високі ризики, що рано чи пізно за рахунок цього доведеться вирішувати проблему солідарного рівня?

Подібні приклади у світовій практиці є. У 2014 році в Росії пенсійні накопичення громадян були націоналізовані, нібито у зв'язку з необхідністю фінансувати витрати анексованого Криму. Ця ситуація повторилася і в наступні роки.

У 2010 році відбулася націоналізація приватних пенсійних накопичень в Угорщині. Внаслідок реформи у Польщі у 2014 році більшість поляків також перевели свої приватні накопичення назад до солідарної системи. У 2016 році другий рівень пенсійної системи ліквідували в Чехії.

У всіх випадках в урядів були економічні чи демографічні причини. Населення європейських країн стрімко старіє, а країни з високим рівнем трудової міграції ще більше страждають від зниження числа працюючих всередині держави громадян. Все це підсилює дефіцит солідарної системи.

Читайте також: У що інвестувати сьогодні, щоб накопичити на гідну пенсію в Україні

Є й інший аспект. Накопичувальний рівень — це додатковий шанс для держави вирішити поточну проблему виплати солідарних пенсій. Саме приватні фонди, як правило, інвестують накопичення клієнтів у держборг: гривневі і валютні ОВДП, за рахунок яких фінансується дефіцит держбюджету.

«Накопичення другого рівня вкладаються в ОВДП, а кошти потім використовуються для поточної виплати пенсій, — каже заступниця виконавчого директора Центру економічної стратегії Марія Репко. — По суті, це мало відрізняється від ситуації, коли держава винна гроші працюючим людям: тільки не на той час, коли вони вийдуть на пенсію, а набагато раніше».

Коментарі - 51

+
+88
zevs1
zevs1
22 січня 2021, 21:01
#
Можно НДС20% сбор направить в Пенсионный, вместо того чтобы возмещать Олигархату на хорошую жизнь.
+
+25
mary27
mary27
23 січня 2021, 12:21
#
Так как вы можете так говорить?!
Из-за таких как вы олигархи так зубожiють, что не смогут в разгар кризиса виллы в Монако покупать)
+
+15
lika197
lika197
23 січня 2021, 18:26
#
Конечно, не надо поддерживать бизнесы, а надо наоборот локдаун для рабочих, вельфер для пенсионеров и неработающих, живущих в Овидиополе паразитов, и 8 тысяч каждому фопу. Кому нужна экономика? Просто раздавать деньги надо! И ещё поднять ставки, чтобы ещё больше раздавать инвесторам!
+
0
mary27
mary27
23 січня 2021, 20:58
#
Вот наш-нерезидент-коммунист предлагает за счетнищающих граждан Украины помочь и без того лопающемуся от денег олигархату.
Спешите видеть этот цирк)

''Просто раздавать деньги надо'' - ЕС, США?)
Вы смешное, ну правда.
+
0
lika197
lika197
23 січня 2021, 21:00
#
О да, я — «коммунист-нерезидент», который против неработающей не-инвестирующей не во что коммунистической пенсионной системы, и который против высоких ставок для ленивых, желающих сидеть в депозитах одесских нерезидентов как mary27, вы точно поймали меня!
+
0
mary27
mary27
23 січня 2021, 21:37
#
А во что международный мошенник-нерезидент предложит вбухать средства ПФУ?
Думаете нагреть на этом руки?)

''который против высоких ставок'' - который, как все коммунисты, против рыночных ставок)
В принципе, правительство сейчас реализует ваш план.
​​​​​​Следствием которого стало исчезновение кредитования в Украине.
+
0
lika197
lika197
23 січня 2021, 21:40
#
Больше кредитования чем было, но недостаточно. Локдаун не помогает.
А во что предложит вбухать средства ПФУ? В акции и облигации, как по всему миру.

Что такое рыночная ставка? НБУ устанавливает учетную ставку, чтобы контролировать баланс между развитием и инфляцией.
+
0
mary27
mary27
24 січня 2021, 21:36
#
Советую разуть глаза и посмотреть статистику, кредитование сокращается.

И в какие ЦБ вложить всредства ПФУ?
Вы объемы торгов на всех украинских биржах за год знаете?)

Т. е. деятельность НБУ абсолютно нерыночная, и вообще попахивает «командной экономикой».
+
0
lika197
lika197
25 січня 2021, 12:18
#
10% в мировые акции.
25% в американские акции.
25% в гривневые ОВГЗ.
40% в облигации развитых стран.

Как-то так, пока что. Нужно больше в американские акции потому что поддержка крупного бизнеса — главный приоритет США.
+
0
lika197
lika197
25 січня 2021, 13:14
#
Выбирайте группы активов, вычисляйите общую прибыль, включая дивиденды и проценты, рассчитывайте среднюю годовую доходность и коэффициент Шарпа, смотрите на историческую кривую ПиУ, и вы найдёте баланс, который обеспечивает приемлемое вознаграждение за риск. И это просто диверсификация, без какой-либо стратегии.
+
0
mary27
mary27
25 січня 2021, 13:16
#
35% в «мировые» акции (пузырь, надутый чтоб лопнуть), и 40% в госдолг «развитых» стран, печатающих доллары и евро, под 0%.
75% денег ПФУ вывести из страны и пустить на надувание «мировых» пузырей.

Про ОВГЗ в гривнах — даже не комментирую, т.к. очевидно)
+
0
lika197
lika197
25 січня 2021, 13:22
#
Мировые (американские) акции уже 200 лет растут, и отражают ожидания будущих прибылей этих компаний и отражают достижения лучших умов в мире. Это никогда не было пузыря и не будет.

В США 10-летние облигации +1%, в Китае +3%, в ЕС в минусе (но это возможно хеджирует валютный риск). Цель держать облигации развитых стран, это не «зарабатывать», а улучшить коэффицент шарпа. Мы держим облигации развитых стран, чтобы когда акции или ОВГЗ упадут на 50-65%, пенсионеры не потеряют половину сбережений. Это очевидно.
+
0
mary27
mary27
25 січня 2021, 13:31
#
«Мировые» акции 200 лет растут, но инлгда очень больно падают.
Что соответственно отражается на СЧА.
И на выплатах пенсий.

Ну прекрасно — выводить деньги из Украины, и вкладывать их в американский гос.долг.
Ради «коэффициента Шарпа».
Кажется, за это Нобелевскую премтю по экономике должны были дать)
Китайские облигации — как советские)
+
0
mary27
mary27
25 січня 2021, 13:35
#
Маленькая оговорочка: «доходность в прошлом не гарантирует такой же доходности в будущем». Знаю я чего стоят эти «стратегии', на примере LTCM)
+
0
lika197
lika197
25 січня 2021, 13:40
#
Mary27 — Если вы, как инвестор в высоколиквидные активы, волнуетесь о чём-то другим, а не об общей прибыли и шарпе в первой очереди, вы должны найти другую профессию, потому что вы ничего не заработаете. Во второй очереди, да, когда вы уже успешные, вы можете развивать украинский фондовый рынок на заработанные деньги, а затем начинать беспокоиться о политике когда инвестируйте, перераспределить капитал для поддержки местных предприятий, беспокоиться о венчурном и частном капитале и т.д.
+
0
mary27
mary27
25 січня 2021, 13:47
#
Мне понравился ваш «ба-бах»)
Вы уже много заработали, раз живете с каментов на «минфине»)

Правильно, надо дать заработать паразитам из хэдж-фондов, помогая надувать пузыри американских ЦБ.

А потом, неизвестно когда, начать заниматься своей экономикой.
Потому и говорю, давайте ФРС переедет к нам.
И все наши проблемы решит, тупо печатая доллары)
+
0
lika197
lika197
25 січня 2021, 13:48
#
Я согласен, что «стратегии» кроме диверсификации — неуместные и не общепринятые для пенсионного фонда.

«Правильно, надо дать заработать паразитам из хэдж-фондов, помогая надувать пузыри американских ЦБ.»

Они самы надувают своим печатным станком, и как менеджер активов, нужно инвестировать ради прибылей и шарпа. Украина — как булавка в стоге сена. Мне не нравится США, но если игнорирую акции США, я только врежу себе.
+
0
lika197
lika197
23 січня 2021, 21:49
#
Африканцы получают кредиты дешевле в США чем украинцы в Украине. Что одесская международная мошенница может рассказывать об этой рыночной ставке?
+
0
mary27
mary27
24 січня 2021, 21:37
#
Как минимум надо в Украину перевезти ФРС с его долларовым печатным станком, и все будет зашибись)
+
0
lika197
lika197
25 січня 2021, 12:27
#
Аха. Надо наоборот депортировать паразитов в правительстве. Иначе в Украине начнут кредитовать, но не украинцев, а другие народы.
+
0
mary27
mary27
25 січня 2021, 13:28
#
Давайте лучше меняться: наших паразитов в Америку, а ваших — к нам. В результате США превратится в Украину, а Украина — в США)
+
0
Sage05
Sage05
25 січня 2021, 12:58
#
Для баланса, НДС не будут возмещать другим компаниям и предпринимателям, но никак не олигархам.
+
+15
Pareto
Pareto
22 січня 2021, 23:43
#
Как ни крути, выходит везде пирамида.
+
+59
matroskin
matroskin
23 січня 2021, 0:02
#
Не вдаваясь в подробности, как человек каждый день проезжающий мимо здания ПФ скажу очевидную причину: ремонты там делают практически каждый год, причем ремонты без всякой надобности и на широкую ногу, любой банк отдыхает. Да и в суде пенсии от 100, тоже не понятно ни за что, ни зачем судье у которого денег куры не клюют в 70 лет делать пенсию в 150к, ведь он при всем желании чисто физически не может тратить ежемесячно такие суммы.
+
+97
Pareto
Pareto
23 січня 2021, 1:18
#
Это вы судей плохо знаете. 150к, это $5.4к, так, на чай холопам.
+
0
matroskin
matroskin
2 лютого 2021, 0:46
#
Речь шла о пенсии, лично я не представляю куда можно тратить по 100к грн в месяц в 70 лет, особенно если предыдущие 35 ты получал по сколько же официально, и раз в хх больше неофициально.
Посему меня собственно возмущает не сколько сумма, сколько то зачем? Зачем делать такие неосильные для самого пенсионера пенсии, тем более для категории очень и очень хорошо обеспеченных пенсионеров.
+
0
Sage05
Sage05
2 лютого 2021, 10:21
#
На внуков, не? На помощь детям, не?
+
0
matroskin
matroskin
2 лютого 2021, 14:07
#
Подождите, мы говорим о пенсии пенсионера или пособии для его внуков/правнуков? Насколько мне известно, то в мире нет страны, где бы за «заслуги» родителей госсударство содержало их нащадков.
+
0
Sage05
Sage05
2 лютого 2021, 19:24
#
Мы говорим про: куда старик-пенсионер может тратить деньги. Вот пример. Или в вашем понимании, старик это: подсолнечное масло, соль, картоха с луком- и давай ползи умирай?)
+
0
matroskin
matroskin
2 лютого 2021, 20:55
#
Почему соль, картоха, пусть икра черная с икрой красной, в любом случае пенсия это соц обеспечение пенсионера, а не его внуков. Как по мне в этой стране ну тысяч 30 пенсии с головой хватит чтобы есть на завтрак красную, а на ужин черную икру, если даже считать что это социальным продуктом.
+
0
Sage05
Sage05
2 лютого 2021, 22:02
#
Т. е. по вашему мнению, пенсионер-старик не имеет права деньги тратить на своих детей и внуков? «Как по мне в этой стране ну тысяч 30 пенсии с головой хватит" — вы такой терлим бом бом, не хотели бы вы в партию зелика или парашки? такое как вы- там будет органично смотреться.
+
0
matroskin
matroskin
3 лютого 2021, 16:09
#
Имеет.
Но повторюсь, пенсия это социальная выплата на содержания пенсионера, она как и Ваша з/п никоем образом не привязана к колличеству детей, внуков и т. д. При чем тут к-во детей? Госсударство платит пенсию ПЕНСИОНЕРУ, не важно пенсионеру-судье или пенсионеру-дворнику, но не его внукам.
+
0
mary27
mary27
3 лютого 2021, 11:50
#
Согласна с котиком, +15 на сегодня закончились.
+
+29
Qwerty1999
Qwerty1999
23 січня 2021, 12:37
#
Вдаваясь в подробности, можно сказать, что в Украине с 1 января 2021 года пенсии выросли для более чем 2 млн пенсионеров. Так, средняя пенсия судьи выросла с 45,8 до 67,9 тыс. грн, выплаты военным поднялись на 300 грн, а социальные пенсии на 100 грн.

В стране пенсионный выплаты получают 11,1 млн человек,
средняя пенсия составляет 3,5 тыс. грн.

Средние пенсии некоторых социальных
(профессиональных) груп пенсионеров составляют:

судьи — 67,9 тыс. грн (год назад было 45,8 тыс.);
военные — 5,5 тыс. грн; (год назад было 5,2 тыс.)
социальные пенсии — 1,7 тыс. грн (год назад было 1,6 тыс. грн)
пенсия по общим правилам — 3,5 тыс (год назад было около 3 тыс. грн)
.

+
+15
xo4y xo4y
xo4y xo4y
23 січня 2021, 21:13
#
Насчёт ремонтов вы правы. Но как все ремонты или стройки в нашей стране делаются для откатов))
+
+15
Nobleman
Nobleman
23 січня 2021, 10:35
#
Это на самом деле прискорбно, мне жалко людей которые ждали порядочных поступков от дырявых при власти.
+
+15
Sage05
Sage05
25 січня 2021, 13:00
#
Пенсы, сами голосовали в своё время за своё будущее, чего их жалеть? Голосовали за куру и гречу- пора бы расплачиваться за своё выбор. Что поссешь- то и пожнёшь, слышали, не?
+
+15
Bitcoin
Bitcoin
23 січня 2021, 10:58
#
Хоть 1 месяц был пенсионный в норме? Ответ: нет. Это черная дыра, где никто ничего не видит.
+
+15
Bitcoin
Bitcoin
23 січня 2021, 11:05
#
Нужно сокращать затраты на администрирование пенсионного и соответственно персонал. Стремиться сделать монобанк по-максимуму. Но как же, это же штыки и опора власти.
+
0
mary27
mary27
23 січня 2021, 20:59
#
Если из ПФУ сделать ''монобанку'', повторится история с ''Приватом'')

Кстати, чего вы решили, что у ''монобанки'' мало персонала?
Как минимум, все работники ''Универсала'' там)
+
0
Sage05
Sage05
25 січня 2021, 13:01
#
Нужно чтобы ПФ платил пенсии, и чтобы бюджет Украины в этом не участвовал. 40% туда уходит. Всего лишь нужно пенсии на 40% сократить, ничего страшного.
+
0
Chu123
Chu123
7 лютого 2021, 0:56
#
Ну или хоть по максимуму обрезать. Типа лимит государство покроет там например 5 млрд. А вы остаток. Уменьшить судьям политикам да боже пенсионерам тоже выживали же на 1700 и на 1600 выживут. Мне кажеться этой власти плевать. Ну и плюс админ здания пфу продать пусть орендуют маленькие комнатушки или боксы какие то в ТЦ. И вообще большинство уводить и перевести на дистант со своим по.
+
0
Viktor Andriyenko
Viktor Andriyenko
25 січня 2021, 12:11
#
«В итоге сейчас на 11,1 млн пенсионеров приходится около 10 млн работающих украинцев, которые платят Единый социальный взнос — ключевой налог, наполняющий бюджет ПФУ.». Це правдива статистика? Якщо згадати, що в Україні приблизно 40 млн населення, то під непрацюючих (або дітей до 17 років), статистика відводить аж 19 млн населення, тобто майже половину. Насправді ж, дітей до 17 років не більше 25%, тобто 10 млн. Де ж загубилися інші 9 мільйонів працездатного населення?
Ось тут і «зарита собака». Виведіть економіку з тіні, забезпечте повну оплату податків усім економічно активним населенням, і тоді не лише проблема дір в пенсійному фонді, але й проблема жебрацького розміру пенсій буде вирішена.
+
+18
Qwerty1999
Qwerty1999
25 січня 2021, 12:55
#
«Виведіть економіку з тіні»

И кто теневую экономику будет выводить из тени?
Неужели те, кто в ней работают, получают доход и не платят налоги?
+
0
Sage05
Sage05
25 січня 2021, 13:02
#
Ось тут і «зарита собака" — или достаточно провести перепись населения. Очень много вопросов, сразу отпадёт.
+
0
lika197
lika197
25 січня 2021, 13:07
#
Да, конечно (сарказм). Нужно просто так и выводить экономику из тени. Сначала нужны правильные люди в правительстве. Потом надо платить не в советскую пенсионную систему солидарности а надо реформировать её.
+
0
mary27
mary27
25 січня 2021, 13:12
#
Так будет только решена проблема, чтоб чиновникам было что украсть из бюджета.
Т.к. налогов собирается много, только вот куда потом оно все девается?)
+
0
Chu123
Chu123
7 лютого 2021, 1:01
#
Много системных проблем которые не решить без плана. А если план вбухать все кредитные деньги в дороги то это не план. Нужна стратегия развития страны на лет 10−20, четкие планы с циферками. Контроль коррупции. Методы гашения дыр теми же пирамидами овгз, но такими чтобы не лопнули однажды. Но у нас цель другая они играют в управление, а не желают его.
+
0
YuliaUa
YuliaUa
5 лютого 2021, 6:45
#
На держпенсії вже давно ніхто не розраховує, майбутнє на 2000 грн з 65 років — це прірва бідності. З початку 2000-х пенсія формується самостійно. За накопичувальними недержавними пенсіями майбутнє забезпечення. Можна прочитати про механізм Недержавної накопичувальної пенсії, наприклад, на www.fincon.com
+
0
mary27
mary27
5 лютого 2021, 11:06
#
По ссылке — сайт не работает.
+
0
Chu123
Chu123
7 лютого 2021, 1:10
#
Ну чтобы я делал на месте этих людей в костюмах делающих вид что они что-то делают) конечно подходить ко всему надо комплексно дело не только в ПФУ. Вся экономика там же находиться. Как вариант уменьшить гос вливания в пфу. Типа лимит государство покроет там например 5 млрд. А вы остаток. Уменьшить судьям политикам да боже пенсионерам тоже выживали же на 1700 и на 1600 выживут. Ну и плюс админ здания пфу продать пусть арендуют маленькие комнатушки или боксы какие то в ТЦ. И вообще большинство уволить перевести все на цифру, а остальных перевести на дистант со своими компами. Вводить эту их вторую пенсию конечно с помощью увеличения налогов других вариантов нет. И не отдавать её ещё какой то воровской структуре, а отдать ее пфу. Он должен покрывать с помощью пенсий второго уровня недостачу солидарной. Но каждый год сокращая недостаток что возможно при плавном переходе и постоянно увеличивающемся инвестировании пфу в нерисковые активы. И молиться что все сработает. Ну в идеале все будет окей, но есть одно но. Нельзя воровать иначе поциэнт точно умрет. А это уже та системная проблемка которую мы не решим.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися