19 липня 2021, 13:23 Читать на русском

8 провальних ідей Маска: що обіцяв і не виконав голова Tesla

Ілон Маск перетворив Tesla з проблемного стартапу на найдорожчого автовиробника у світі. Але багато його задумів пішли не за планом. Що саме не вийшло у Маска розповів Forbes. «Мінфін» обрав ключові тези публікації.

Сонячна енергетика і робочі місця

Штат Нью-Йорк витратив $950 млн на будівництво і оснащення фабрики з виробництва сонячних панелей в Буффало, великі надії на яку покладала фірма SolarCity. В обмін на цю щедрість компанія повинна була створити на об'єкті щонайменше 1 460 робочих місць.

Наприкінці 2016- го після поглинання SolarCity компанією Tesla майбутнє здавалося вельми перспективним. У грудні того року компанія Маска повідомила про те, що уклала з Panasonic довгострокову угоду про виготовлення фотогальванічних елементів на фабриці в Буффало. Угода, як запевняла Tesla, дозволить щорічно виготовляти на фабриці сонячні панелі на 1 гігават потужності.

Але наступними роками обсяги випуску панелей залишалися незрозумілими. У 2020-му Tesla відзвітувала про постачання сонячних панелей лише на 205 мегават — в чотири рази менше того, що SolarCity встановила у 2016 році, до поглинання.

Крім цього, Tesla насилу підтримує на фабриці необхідну чисельність персоналу. Минулого року з об'єкта пішов Panasonic, і кількість працівників скоротилася ще сильніше. До кінця травня на фабриці працювало 1 058 осіб, а до кінця поточного року компанія зобов'язана досягти цільового показника в 1 460 співробітників або заплатити неустойку в розмірі $41 млн.

Читайте також: Чи варто інвестувати в компанії «зеленої» енергетики

Tesla Model 3 всього за $35 тис.

Цінник всього в $35 тис. Tesla кілька років називала ключовою перевагою цієї моделі. У компанії Model 3 була задумкою першого справді масового електромобіля, а не продукта тільки для багатіїв.

Проте, після виходу Model 3 така ціна пропонувалася лише час від часу, а потім і зовсім зникла. Зараз Tesla Model 3 у найдоступнішій комплектації пропонується за $40 тис. (після сплати податків), а з урахуванням реєстраційних внесків і доповнень вартість електромобіля наближається до $50 тис. Тим часом, базові ціни на дорожчі Model S та X підвищилися до $85 тис. і $95 тис. відповідно.

Вантажівки Tesla Semi

Амбіції Маска не обмежуються пасажирським транспортом. У листопаді 2017 року він представив футуристичну електровантажівку, пообіцявши, що вона зможе долати 800 км на одному заряді.

Маск стверджував, що Tesla Semi надійде в продаж наприкінці 2019-го, однак станом на липень 2021-го Tesla так і не оголосила ні конкретну дату старту продажів, ні розташування виробничого майданчика вантажівок.

Спортивна Tesla Roadster

Цю модель Tesla представила в листопаді 2017-го разом із вантажівкою Semi. Маск тоді запевняв, що Roadster надійде в продаж у 2020 році, буде найшвидшим у виготовленні автомобілем і зможе проїжджати на одному заряді до 1000 км. Очікується, що приблизний цінник на заповітне диво інженерної думки складе близько $200 тис., але конкретних дат старту продажів ніхто не називає.

Гігафабрика Tesla під Берліном

Маск хотів, щоб перший завод акумуляторів Tesla в Європі відкрився в липні 2021-го. Левова частка будівельних робіт вже завершена, однак регулятори поки що не дозволили ввести його в експлуатацію. До того ж об'єкт зіткнувся з опором місцевих екоактивістів і загрозою штрафів за проблеми з водопостачанням і каналізацією. Зараз в компанії сподіваються на відкриття заводу до початку 2022 року.

Читайте також: Що буде, коли запрацює супутниковий інтернет Маска

Tesla на повному автопілоті

У жовтні 2016 року Маск оголосив про те, що всі автомобілі Tesla оснащуються необхідними обчислювальними потужностями, датчиками і камерами, які з часом дозволять перейти на автономне керування. Тоді підприємець вважав, що на перехід до повністю самостійного водіння піде 2−3 роки.

Додатковий функціонал за $10 тис.- по суті вдосконалена система автопілот — став доступний споживачам у пробному режимі в липні. Однак після нещасних випадків, які спричинили собою загибель людей, Tesla почала попереджати водіїв про те, що система «може вчинити неправильно у найневідповідніший час» і що користуватися нею необхідно з «особливою обережністю». Таким чином, її зоряний час ще не настав.

Мережа роботаксі

У жовтні 2019 року на заході Tesla Маск заявив, що до кінця 2020-го «на наших дорогах точно буде понад мільйон автоматизованих таксі». За його задумом, власники Tesla змогли б заробляти гроші на своїх автомобілях, передаючи їх у користування автономному сервісу замовлення поїздок, який контролювала б компанія. Але нічого подібного не сталося, і немає жодних передумов до того, щоб у короткостроковій перспективі це стало можливим — або хоча б законно.

Читайте також: Коли українці масово пересядуть на дешеві китайські електрокари

Акумуляторні батареї нового покоління

У вересні 2020-го Маск з гордістю розповідав про більш ємну літієву батарею 4680 розміром з пивну банку. Мільярдер говорив, що нова модифікація буде на 56% дешевше і вміщатиме в себе уп'ятеро більше енергії, порівнюючи із доступними сьогодні акумуляторами.

Бізнесмен заявляв, що в лабораторії у Кремнієвій долині на стадії виготовлення знаходиться невелика партія батарей і що протягом року або двох компанія, ймовірно, запустить широкомасштабне виробництво. До теперішнього часу терміни виробництва батарей нового типу, як і раніше, не зрозумілі, але затримками в їх виготовленні, мабуть, можна пояснити проблеми із запуском Semi та Roadster.

Коментарі - 28

+
+40
Tisha ™
Tisha ™
19 липня 2021, 15:07
#
Я так понял, за тесловский пикап можно уже и не спрашивать? :)
+
0
ballistic
ballistic
20 липня 2021, 16:29
#
Чувак живе в своє задоволення і це головний драйвер інновацій та розвитку:
«Маск заявив в Twitter, що майбутній пікап Cybertruck цілком може «провалитися». Проте Маск планує зберегти дизайн фінальної версії Cybertruck майже таким же, як у показаного прототипу. Він додав, що йому наплювати на можливий провал, тому як особисто йому дизайн подобається«
https://youtu.be/aIQcGpxDG6Q
+
0
dsn
dsn
19 липня 2021, 20:39
#
Купили в разобранном виде самолёт, а когда собрали получился поезд. Звонят производителю и спрашивают: «Почему так получается, что купили самолёт, а когда собрали, получился поезд?» Производитель отвечает: «Смотрите в конце мелким шрифтом: „После сборки обработать напильником“».
+
+10
Vasililiy
Vasililiy
20 липня 2021, 10:45
#
Гиперлуп пропустили.
+
+22
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
20 липня 2021, 10:49
#
За сучасних технологій електромобілі будуть ще не менше 10 років залишатися «іграшкою для багатих», про поглинанні половини літія і кобольта на планеті індустрією електромобілебудування, про нарощування у рази виробництва таких машин і мови бути не може. Не вірю, що будь-яка країна з населенням більш ніж 10 млн. до 2035 перейде повністю на електромобілі, та й з малих країн до 10 млн. людей, тільки кілька дуже багатих зможуть собі таке дозволити, як Норвегія наприклад…
+
0
Vasililiy
Vasililiy
20 липня 2021, 11:15
#
Игрушки для богатых на риа продают по 10−15к уе с достаточно живыми батареями (лифы и zoe).
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
20 липня 2021, 11:34
#
Это уже ненужные «старые игрушки богатых», которые новыми стоят дороже аналогов с ДВС, успупают им сроком службы, запасом хода и временем заправки
+
0
Vasililiy
Vasililiy
20 липня 2021, 16:53
#
Учитывая сколько они спалят бензина электричка уже на 100к км дешевеле. А сроком службы чего они уступают? Бензиновый движек быстрее нужно капиталить чем новые баттареи которые уже миллион могут бегать.
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
21 липня 2021, 13:39
#
Нет, не правда, никогда электромобиль не будет дешевле, ни на 100, ни на 200 т. км. Возьмем для примера 2 схожие по комфорту, габаритам, класу машины: Тойота Кэмри и Тесла Модел С, большая разница только одна ДВС и електробатарея, ну и цена.
Для покупки новой Тесла Модел С надо 100 тыс. дол
Для покупки новой Тойота Кэмри надо 30 тыс. дол

Вот есть у двух людей по 100 тыс. дол, первый покупает Теслу, второй покупает Кэмри, у второго получается экономия 70 тыс. дол = 1 890 000 грн, которые он ложит на депозит и после вычета налагов получает 7% ежегодно = 132000 грн

Ездят оба одинаково, как среднестатистические водители по 15000 км/год

Владельцу Кэмри при расходе 7л/100 км надо 1050 л на год * 30 = 31500
Плюс на замену масла и фильтров пусть 3500, всего 35000, первые годы машина на гарантии, ломаться не будет, а если вдруг в новой Тойоте что-то пойдет не так, то ремот будет бесплатным
Итого 132000 процентов — 35000 расходы за первый го = 97000 в плюсе, докладываем их до депозита и получаем 1 987 000 грн в банке

За это самое время у Теслы при расходе 22 кВ на 100 км, за год надо 3300 кВ, по минимуму по 2 грн = 6600 грн минус

Проходит 10 лет, пробег обоих автомобилей по 150000,
Кэмри потеряла в цене, теперь она стоит только 12000 дол (минус 18000), но зато на депозите у хозяина сумма уже приближается к 3 млн., начались редкие мелкие поломки, но в целом автомобиль по прежнему надежен

Тесла за это время подешевела в 4 раза, до 25000 (минус 75000), хозяин потратил на електричество 66000 грн
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
21 липня 2021, 13:47
#
Но у Теслы через 10 лет батарея уже доживает свое…, а Кэмри с пробегом в 150000 довольна свежая, мотор без проблем.

Проходит 20 лет, батарея у Теслы давно сдохла и хозяин продал её на метал несоклько лет назад
А владелец Кэмри с пробегом в 300 т. имеет на депозите почти 4 млн. грн и машина ещё на ходу, иногда уже подводит, но ездит и стоит все ещё 6 тыс дол.

Итого за 20 лет,
Владелец Теслы минус примерно 105000 дол.
Владелец Кэмри 6000 машина + 150000 депозит = плюс 156000, итого он в плюсе на 56000 дол. за эти 20 лет
А изначально у обоих было по 100 тыс. дол, только первый остался у разбитого корыта, зато на модном електромобиле поездил
+
0
Vasililiy
Vasililiy
21 липня 2021, 14:07
#
Взять теслу С и сравнить с тойотой. Тойота может сделать 100 км час за 2.5 секунды? Можешь все свои расчеты выкинуть в мусорку.
Короллу с лифом сравни с разницой в 10к баксов и добавь к этому отсутствие замены масла и простоту ТО.
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
21 липня 2021, 15:24
#
А Тесла С может заправиться на 100% за 2 минуты? Думаю параметр скорости заправки для жизни в разы важнее, чем способность с 0 до 100 разгонаться на несколько секунд быстрее. Что не стравнивай, любой сопостовамий електромобить с машиной с ДВС, ДВС будет выгоднее, даже 10 т баксов разницы между Лифом и Короллой, достаточно купить бензина на 150 т. пробега или 10 лет эксплуатации, и это если эти 10тыс. не ложить в банк под проценты, а если положить в банк, то бензина хватит на дольше чем Лиф вообще будет на ходу. Бензин получаем за счет экономии на первоночальной стоимости, а расходы на фильтра и масло будут в любом случае дешевле електроэнергии для Лифа. Думал все люди на этом сайте умеют считать деньги…
+
0
Vasililiy
Vasililiy
21 липня 2021, 16:31
#
Какую же несусветную чепуху ты несешь) И не ложить, а класть. А если учесть ночной тариф? И если у тебя электричка ты на налогах и парковках сэкономишь еще больше. На 100к цена только уравнивается (и еще при учете что бенз не будет дорожать). Такие как ты в 20 веке кричали что конь это навсегда, и ДВС повозка дорого и неудобно.
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
21 липня 2021, 16:47
#
Хоть «ложи», хоть «клади», но чепуха — это то, что никак математически не обосновывается, так что это больше по вашей части. Насчет подорожания бензина спорно, а вот насчет электроэнергии — факт, в этом году уже подорожала и ещё планируется подорожание… На 100 т. цена не уравнивается и близко. По факту разница между Лифом и Короллой даже не 10 тыс., а 15 тыс (Королла — 21, Лиф — 36), итого этого хватит на 225 т пробега, или 15 лет, Лиф к этому времени будет скорее всего мерт уже. А если «вложиться» в банк на 15 тыс. дол, то самих процентов с депозита будет хватать для заправки Короллы
+
0
Vasililiy
Vasililiy
21 липня 2021, 17:28
#
«The 2020 Nissan Leaf S starts at $31,600»
«The base Toyota Corolla sedan has a starting MSRP of $20,025»
Писал бы уже что лиф 50к, а короллу бесплатно на любой заправке вместе с канистрой бензина дают.
Спасибо крчь поржал сегодня над тобой просто от души.
Ой да подскажи какой там процент на депозиты в баксах в банках :-D.
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
22 липня 2021, 9:26
#
Над собой посмейся и своим школьным учителем математики, о математике в универе речи так понимаю не было… Если бы в твои фантазии имели под собой хоть какую-то почву, на улицах сейчас ездили бы слошные Теслы и Лифы, но по факту на улицах полно Королл и Кэмри. Радует, что у большинства украинцев с математикой дела обстоят лучше чем у тебя)
+
0
Vasililiy
Vasililiy
22 липня 2021, 10:42
#
А в Днепре полно лифов. У украинцев просто мало частных домов и зарядок перед многоквартирными домами.
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
22 липня 2021, 11:05
#
Из Гугла:
Общий парк транспортных средств в Украине на 1 января 2021 составил 10,2 млн единиц
В Україні станом на 1 червня 2021 року нарахували 28005 електромобілів

Итого «полно» это аж 0,27% от общего количества, Лифы же составляют около 0,4 от этих 0,27% или около 11000 машин. Для сравнения только новых авто, и только за 2020 год, Тойота в Украине продала 13315 шт.
Так что можешь собрать компанию из знакомого окулиста и учителя математики и можете бухнуть вместе за електромобили

И вопрос, как дешево украинцам заряжать електромобили, если они живут на 5 или 10 этаже, по ночному тарифу, от СЭС и т. д.
+
0
Vasililiy
Vasililiy
22 липня 2021, 13:08
#
Ога. У нас же покупают только новые электрички)
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
22 липня 2021, 13:22
#
Хоть бы читать внимательно научился…
+
0
tamerlan504
tamerlan504
22 липня 2021, 9:10
#
Прям таки 10 лет… Завтра бакс по 50 будет, а через 10 лет по 100. Получается, что остаток в 70т$ превратится в 35т$, а потом в 17т$. Ну и плюс мизерные проценты разумеется. Или вообще банк накроется…
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
22 липня 2021, 9:31
#
Если не доверяете гривне и банкам, положите под матрас и покупайте потихоньку бензин, 63000 л бензина на 70 т. дол. хватит примерно на 800 000 км пробега, или примерно 50 лет эксплуатации, суть дела это не меняет, в любом случае Кэмри получится в разы выгоднее Модел С
+
0
Vasililiy
Vasililiy
22 липня 2021, 10:47
#
200 лошадей у тойоты и 500 у теслы. Сравни теслу с поршем панамерой и расчитай разницу в цене. Ой, а ее нету!
+
0
Олександр Міщенко
Олександр Міщенко
22 липня 2021, 13:16
#
Тебе сколько лет и какая у тебя самого машина, на сколько лошадей? Для жизни в более 99% ситуаций вождения, 100−150 лошалей достаточно для любого седана. У меня почти 200 лошадей у машины, но на полную они пожалуй никогда не используются. Или ты мечтаешь ускоряться по центральным улицам Днепра на все 500 лошадей за 2,5 секундны до 100? Или может тебе за городом мало 210 км/ч по украинским дорогам? В реальности все преимущества Теслы над Тойотой, это как чемодан без ручки, они вроде какие-то и есть, хоть и малополезные, но в жизни их использовать нельзя…
+
+6
abc11111
abc11111
20 липня 2021, 15:53
#
Вы заметили, что обещал и не выполнил Маск. Но, Маск обычный предприниматель с нестандартным мышлением и большими амбициями, которому, как и любому предпринимателю, можно мечтать, пробовать, ошибаться и внедрять свои незаурядные идеи. Даже того, что он уже сделал без всяких обещаний в разных сферах человеческой деятельности, хватит, чтобы надолго запомниться очень многим жителям планеты. Маск показал, что и в наше сумбурное время, можно родиться в небогатой семье, учиться в обычной африканской школе и благодаря своему трудолюбию и упорству, стать одним из самых известных и самых богатых людей планеты, создав множество различных по видам деятельности предприятий и воплотив в жизнь множество своих, казавшихся утопическими, идей. Что говорить об обещаниях Маска, если у нас кандидаты в президенты страны, давали десятки обещаний, пытаясь взгромоздиться на президентский «трон». Затем, становившись президентами и не выполнив больше половины обещаний, спокойно «правили» государством, максимум сказав, извините у меня не получилось.
+
0
Levroy
Levroy
20 липня 2021, 15:54
#
Поки що із реально невиконаних обіцянок бачу лише сонячні батареї. Всі інші проекти не припинені, а просто вибиваються із графіка — але це нормально для стартапів, яким і досі є Тесла
+
0
skalperr
skalperr
20 липня 2021, 18:29
#
,давали десвтки обещаний,…, — Всего что нам наобещали, никто у нас не отберет)
+
0
preyvanamor
preyvanamor
22 липня 2021, 6:14
#
А супер доступні і мега дешеві польоти в космос за рахунок повторного використання ракет? Ракети повторно використовують, а ціна якщо впала то може на 10−15% максимум!!! ПОВНИЙ ПРОВАЛ!
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися