- 15 лютого 2013, 17:48
Венесуэла — Украина через Беларусь III
Продолжим разговор о девальвации. Начало здесь и часть II здесь.
Девальвация — обесценивание национальной валюты, то есть снижение её курса по отношению к иностранным валютам, золоту.
Различают официальную (открытую) и скрытую девальвации. Термин «инфляция» близок по значению к термину «девальвация», однако первый чаще относят к покупательной способности национальной валюты на местном товарном рынке, а второй — покупательной способности в отношении иностранных валют. По смыслу, и то и другое характеризуется изменением покупательной способности. В результате девальвации и инфляции происходит постепенное увеличение розничных цен, что приводит к постепенному изыманию из оборота мелких металлических монет и быстрому изнашиванию мелких бумажных купюр. Появляются новые денежный купюры высокого достоинства – 200, 500, 1000 (готовится к выпуску) грн.
Практический выход из такой ситуации – деноминация.
Деноминация — укрупнение денежной единицы страны без изменения её наименования, проводимое в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам. К примеру, в Украине, никто не носит в кошельках белые монеты достоинством 1, 2 или 5 коп. На них просто ничего не купишь. Давно назрела необходимость деноминации, как минимум 10:1.
А вот пример реального курьеза в наши дни: 100 триллионов зимбабвийских долларов.
Наша история: 10 миллионов рублей РСФСР образца 1921 года.
Рекорды в области гиперинфляции принадлежат Венгрии (секстиллион или миллиард триллионов, 10 в 21 степени пенгё, или «1 Эдь». Венгрия, 1946) и 100 тысяч миллиардов марок (Германия, 1924).
На деньгах можно встретить совершенно анекдотические надписи.
Например, на боне спорторганизации «Сокол» чехословацкого воинского корпуса (1918) напечатано: «За подделку этих знаков никто не наказывается, так как и за настоящие ничего не купишь». На московской купюре 1918 года номиналом в 5 рублей сделана надпечатка в стихах: «Обманули комиссары, кучу денег надавали, а теперь за эти знаки ты не купишь и собаки. Ленинские деньги».
Советская власть не слишком пыталась ограничить эмиссию. Была в ходу даже идея, что чем больше деньги обесценятся, тем скорее можно будет избавиться от этого «пережитка капитализма». Забавно читать, с каким безразличием относились большевики к эмиссии и инфляции. Декрет Совнаркома от 15 мая 1919 года формально санкционировал эмиссию «в пределах действительной потребности хозяйства в денежных знаках». Сколько надо, столько и напечатаем!
Вам это ничего не напоминает? Итак,
1. Откуда растут корни девальвации?
Одной из первейших и главнейших причин девальвации является дефицит платежных балансов.
Попросту говоря, это когда нечем платить, т.е. не хватает денег. Понятно, что внутренней нехватки денег (гривны) легко избежать путем печати, что успешно реализуется. Но, тем не менее, периодически мы наблюдаем почти обнуление счетов казначейства Украины, отчего наступает кризис неплатежей. Если вовремя не принять мер, то наступают задержки выплат зарплат и пенсий и прочие неприятные последствия, как в конце 2012 года. Так почему нельзя взять и просто напечатать необходимую сумму миллиардов? Потому, что это запрещает закон (ст.53 Закона Украины «О Национальном банке Украины»). Иначе говоря, нельзя превышать запланированный дефицит бюджета прямой эмиссией гривны. Вот и придумали облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) для того, чтобы обойти закон. Я уже писал об этом в блоге «Облигации». В результате происходит скрытая девальвация гривны, которая накапливаясь, приводит к инфляции.
Совсем иная ситуация во внешнеторговых отношениях. Ведь тут используется СКВ и ее так просто напечатать никак нельзя. Её нужно заработать. Но у нас это почему-то не получается. Торговля идет из рук вон плохо. В результате покупаем больше, чем продаем. Вот статистика:
Импорт товаров в Украину в 2012 году превысил экспорт на $15,848 млрд. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики. Но НБУ утверждает, что торговый дефицит в 2012 году 20,4 млрд долл. Кто из них врет, не знаю. Поэтому привожу обе цифры.
Для наглядности строим диаграммы.
В 2008 году, произошел обвал гривны и торговый дефицит тогда составил 18,6 млрд. грн. А сейчас?
А вот здесь построил и линейный тренд с прогнозом на год вперед, который примерно составит 24 млрд. долларов.
Как известно, ЗВР составляют примерно $24 млрд., из них собственно валюты – $6-7 млрд. Остальное, – золота $2 млрд. и неликвидные бумаги. Называются «ценные», — смех сквозь слезы.
Выводы очевидны – обвал гривны на носу, но он почему-то не происходит.
Так откуда берется валюта для покрытия торгового дефицита?
Ответ прост, — за счет заимствования. Давайте посмотрим, до чего мы дожились в этом плане.
На конец 2012 года долг составляет $64,6 млрд. или 37% ВВП.
Только в 2013 году необходимо выплатить $12,1 млрд. Их реально нет.
МВФ уехал, дипломатично отказав в новых кредитах, потребовав выполнить прежние условия, т.е. повышение цен на газ для населения, девальвацию гривны, уменьшение дефицита бюджета, создание условий для экономического роста и новых рабочих мест. Все условия полностью не озвучиваются, но среди них наверняка есть и требование выпустить политических заключенных.
О том, что эти требования невыполнимы, свидетельствует сразу же появившаяся новость о продаже газовой трубы (ГТС) за 26 миллиардов долларов. Так что нас ждут новые потери. Но даже этих денег не хватит для удержания курса. Ведь только в этом году нужно выплатить примерно $12 млрд. плюс прогнозный торговый дефицит в размере $24 млрд., итого $36 млрд. грн.
Поживем, увидим. Год будет точно интересный.
Почему же растет этот самый торговый дефицит? Ответов много. Масса причин. Экономический кризис в странах потребителях, низкая конкурентоспособность продукции, низкая эффективность промышленности, высокая стоимость импорта, как, например, газа, нефти и т.д. и т.п.
Как выходить из создавшегося положения? Главный ответ один: стимулировать собственную экономику, повышать качество товаров, создавать трудоемкие производства с высокой добавленной стоимостью, пытаться создавать новые виды наукоемкой высокотехнологичной продукции и т.п. Одним словом, все, что повышает экспорт и уменьшает импорт. Среди средств стимуляции экспорта не последнее место занимает и курсовое регулирование. В данном случае девальвация национальной валюты.
На конференции Института Нового экономического мышления (INET) в Берлине (апрель 2012), экономист Джо Стиглиц выступил с докладом, озаглавленным «Обречена ли торговая система на крах?
Основная идея следующая: несколько тяжеловесов вроде Китая, Японии и Германии, плюс некоторые ориентированные на экспорт сырьевые экономики – процветают, тогда, как другие страны вроде США функционируют при огромных торговых дефицитах. Однако эта система подходит к концу, по мере того, как страны осознают то, что их торговые дефициты нежизнеспособны, и они желают стать странами с положительным торговым балансом. Конечно, все не смогут функционировать с профицитом, поэтому ситуация становится похожа на игру в горячую картошку, когда все при помощи девальвации своих валют или других агрессивных экономических шагов спихивают дефициты на кого-то другого.
Девальвация является мощным наступательным средством в конкурентной борьбе на мировом рынке. Девальвация всегда стимулирует экспорт товаров из страны, девальвирующей валюту, что улучшает состояние торгового и платежного баланса.
Пример 1. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. … Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, правительство провело в сентябре 1949 г. девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стоимость фунта понизилась с 4,03 долл. до 2,8. Девальвация явилась важным этапом па пути неуклонного снижения покупательной способности фунта стерлингов, происходившего после войны. Если принять стоимость фунта стерлингов в 1945 г. за равную номиналу, т. е. 20 шиллингам, то в 1949 г. по сравнению с 1945 г. фунт стоил 16 шиллингов 7 пенсов, а в 1951 г.— 14 шиллингов 6 пенсов. После девальвации золотые и долларовые резервы начали увеличиваться. Девальвация резко улучшила конкурентоспособность английских товаров. В результате экспорт Англии в 1951 г. составил 2580 млн. ф. ст. по сравнению с 522 млн. ф. ст. в 1937 г.
Пример 2. Ударом для Аргентины (главный торговый партнер Бразилии) стала девальвация в январе 1999 года бразильской валюты — реала всего на 8%. Девальвация обеспечила преимущества экспорту бразильских товаров в ущерб аргентинским. В результате в 2001 Аргентина объявила дефолт.
Пример 3. Инфляционный рост цен во Франции и девальвация английского фунта стерлингов в 1967 году ухудшили конкурентоспособность французских товаров на мировом рынке, что отрицательно сказалось на торговом и платежном балансах страны.
Пример 4. Мексиканский КРИЗИС. На протяжении 1994 года ЗВР снизились с 29 млрд. долл. до 3,8 млрд. долл. 22 декабря банк Мексики прекратил интервенции на валютном рынке и провел девальвацию песо на 49,8%. Курс песо упал с 3,5 до 6 песо за доллар. Курс песо продолжал сильно колебаться, падая в отдельные дни до 8 за долл. Итоги 1995 г. свидетельствовали об определенных успехах финансовой стабилизации. Девальвация привела к росту экспорта более чем на 30%. и падению импорта на 8%, что обеспечило активное сальдо торгового баланса в 7,4 млрд. долл. Платежный баланс оказался нулевым против дефицита в 27 млрд. долл. в 1994 г.
Пример 5. Аргентина. Фиксированный курс песо стал одной из причин рецессии в Аргентине: потерявшая конкурентоспособность страна не могла за счет его снижения увеличить экспортные доходы и направить их на погашение госдолга. Причины:
1) девальвация бразильского реала в начале 1999 года вызвали спад (в 1999 году – на 3,5%)
2) Девальвация турецкой лиры в феврале 2001 года привела к тому, что наметившееся было экономическое восстановление застопорилось и сменилась углублением кризисных явлений.
3) Жесткая привязка песо к доллару. Так как курс доллара по отношению к другим валютам в 90-е годы рос, то рос и курс песо. Но если за ростом доллара стояло наращивание могущества самой сильной экономической державы в мире, то за ростом песо во второй половине 90-х стояла стагнирующая аргентинская экономика. В результате экспорт Аргентины стал стремительно падать – ее товары из-за дороговизны оказались неконкурентоспособными. Страну захлестнул импорт (иностранные товары для аргентинцев стали дешевле отечественных), и местные производители начали разоряться, что обернулось еще большим сокращением ВВП, недополученными налогами и бюджетными трудностями. Если бы песо не был привязан к доллару, то вместе со спадом ВВП его курс тоже бы упал, оздоровив тем самым торговый баланс страны. Это в свою очередь подтолкнуло бы экономический рост (что и произошло в России после девальвации 1998 года).
Пример 6. Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. Курс рубля упал за полгода в 3,5 раза — с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Девальвация рубля составила 71,4%. Непосредственными причинами кризиса считается большой внешний долг, падение цен на нефть и другие сырьевые товары, пирамида ГКО (Государственных Краткосрочных Обязательств), которая давала доходность по инвестициям 40%. (В Украине аналог ОВГЗ и тоже пирамида). К негативным последствиям кризиса — 1998 можно отнести паралич банковской системы, банкротство многих банков и предприятий, резкое падение уровня доходов и жизни населения, подрыв доверия к банковской системе страны. Позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличить экспортные возможности. С глобального взгляда можно сказать, что кризис для России стал больше благом, чем бедой.
Пример 7. Турция. Система скользящей привязки (валютного коридора), казалось бы, полностью дискредитировала себя во время азиатского, российского и бразильского кризисов. Борьба до последнего (как и в Украине) за его сохранение завершилась (у нас завершается), как и в предыдущих случаях, поражением – резкой 40% девальвацией турецкой валюты. Впоследствии норма девальвации выросла до 150% и сейчас она колеблется в пределах 120%. (Тут, очевидно, идет речь не о девальвации а, о росте курса доллара). Кризисы ноября 2000 и февраля 2001 поколебали все основы Турции. Было 150 000 банкротств и 1 500 000 увольнений. Эффект от кризиса на финансовом секторе были очень серьезны. 40 000 банковских служащих были уволены. Эти банки потеряли половину своего капитала. Турецкая экономика сократилась на 8,5% в 2001 году. Норма инфляции достигла 90%.
Продолжение следует.
|
|
64
|
- 15:01 Пілоти «Формули-1» побили власний рекорд — цього сезону вони заробили $363 млн: ТОП-3 найбагатших гонщиків
- 12:02 «Епічне шахрайство» на $40 млрд: Засновника стейблкоїна TerraUSD засудили до 15 років ув'язнення
- 11:04 НБУ презентував пам’ятну монету, присвячену спецоперації СБУ «Павутина» (фото)
- 10:00 Bitget займає 73% ринку, оскільки обсяг торгів токенізованими акціями Ondo перевищив $88 млн
- 09:03 Нацбанк продав на міжбанку за тиждень $895 мільйонів
- 12.12.2025
- 21:19 ЄС вводить тимчасовий збір на малі посилки з Китаю
- 20:28 Євросоюз ухвалив рішення про довгострокове блокування активів рф, яке підтримала і Бельгія
- 19:41 Україна зайняла перше місце у світі за часткою стейблкоїнів в економіці
- 18:53 Творці контенту на YouTube у США можуть отримувати виплати у стейблкоїнах PYUSD
- 17:28 Курс валют: євро та долар подорожчали на міжбанку у п'ятницю










Коментарі - 32