29 грудня 2018
Останній раз був на сайті:
13 березня 2023 о 21:27
-
semenvekselberg
Н. Петрівці - форпост и столица евроинтеграции (бывший Киев)
-
R S
50 років, Краматорск
-
duke34
Киев
-
Владимир Долгов
61 рік, Хмельницкий
-
Андрей Иванов
24 року, Украина
-
oriolik
Днепр
- 28 лютого 2019, 19:48
Почему Украине не подойдет российский метод девальвирования
Не секрет, что для развивающихся стран с узким внутренним рынком хорошим приемом является стимулирование промышленного производства на экспорт, для занятия ниш на внешних рынках. На этом базируется экономический рост азиатских тигров. Не суть важно что производить, главное чтобы это был большой спектр разных товаров. Это создает разносторонние компетенции, диверсификацию и неподатливость на изменения на финансовых рынках. Если страна специализируется на экспорте небольшого спектра товаров, то это приводит к чувствительности к изменению внешней конъюнктуры. Это касается, в первую очередь, стран-сырьевиков, коими являются РФ и Украина, ну и, собственно, подавляющее большинство развивающихся экономик.
Для того, чтобы быть успешными в плане конкурентоспособности на внешних рынках, одним из важнейших факторов является регулирование конкурентоспособности производства через курс национальной валюты. Т.е. чем дешевле национальная валюта — тем выгоднее в стране производить. За счет дешевизны рабочей силы, услуг подрядчиков, локальных товаров и прочего.
Таким образом, обычно, стабилизируется макроэкономика страны, растет экспорт, поток валюты в страну и крепнет платежный баланс. После макроэкономической стабилизации и накопления необходимых резервов начинается их инвестирование в человеческий капитал, рост ИЧР, инвестиции в НИОКР, что ведет к повышению качества и технологичности выпускаемой продукции, росту добавленной стоимости, росту доходов граждан страны и росту внутреннего рынка. Что влечет за собой новый рост инвестиций в экономику страны.
----
Для экономического роста развивающегося государства необходимо сначала добиться макроэкономической стабилизации. Это проявляется в положительном балансе внешней торговли и положительном балансе текущего счета. Это будет дном, от которого можно оттолкнуться. Латать дыры в платежном балансе за счет заимствований развивающейся экономике не интересно в долгосрочной перспективе, ибо проценты гораздо выше, чем в развитых экономиках. В случае Украины — одни из самых худших ставок, на текущий момент долгосрочные и среднесрочные деньги можно привлекать под 9-10% в валюте. В гривне это на краткосрок и более 17%. Кредиты — путь в никуда при таком раскладе. Посидеть какое-то время можно, но сидение уже затянулось и мы вошли в очередной пик выплат по внешним долгам, которые Украина сама выплатить не может, если не перезанять. Причем курьез в том, что мы много лет перезанимаем, но пока процент только повышается. Т.е. мы вместо оптимизации долговой нагрузки все время перезанимаем под более высокий процент, хоть в валюте, хоть в гривне.
Долг в валюте порядка 2/3 от всей долговой нагрузки, большая часть из нее в долларах (совокупный государственный и гарантированный государством долг порядка 78 млрд в долларовой эквиваленте на конец 2018). Соответственно, в случае существенной девальвации возрастает нагрузка на бюджет, причем эта нагрузка накачает ставки и в нацвалюте, что еще усугубит ситуацию. Это создает ситуацию, когда девальвация валюты, которая может вызвать оздоровление торгового баланса и текущего счета, приведет к нагрузке на бюджет из-за выплат валютных долгов и займам по финсчету. Ну и, конечно, ухудшит соцстандарты и на начальном этапе усложнит прямые инвестиции, до момента достижения дна.
По сути, имхо, если кратко, то у Украины есть по сути единственный, витиеватый способ достижения макростабильности (дна для отскока в рост). Это приток прямых инвестиций из-за границы (своих почти нет, т.к. везде сплошные дыры). Это может развить производство на экспорт (именно на экспорт — для внутреннего рынка пока это не актуально), что заткнет дыры в торговле. Но в любом случае, не нужно укреплять курс валюты — она должна дешеветь в унисон с инфляцией (дефлятором ВВП). Иначе — это ухудшение конкурентоспособности. В идеале, нацвалюта должна дешеветь темпом выше, чем инфляция. Т.е., если за 2018 год инфляция около 10% (ЗП выросли по номиналу более 20%, а это тоже важный фактор снижения конкурентоспособности, как и разгона инфляции), то и гривне было бы лучше подешеветь с 26 до 29 хотя бы март к марту. Иначе это гробит производство, что мы и видим в макростатистике. И заработчане продолжают мигрировать, деиндустриализирую локальную экономику.
----
В этом контексте интересен пример РФ. Как я это вижу. Полагаю многие увидят картину в ином свете, но я даю свое видение. Можно обсудить в комментариях. Пишу подробный опус такой, пророссийский, но как вижу и знаю.
Россия подвержена международным санкциям, из пока еще действенных можно считать только санкции США по разным поводам. Геополитический сдвиг в процессе и это будет нарастать. До тех пор, пока одна из сторон не надорвется. РФ использует это для девальвации. Трамп это прекрасно понимает, он делал такую предъяву и это один из поводов, почему они затягивают новые санкции. Путин строит импортозамещение по основным товарам и услугам, и ставит планы до конца своего срока прокачать несырьевой неэнергетический экспорт более чем в 2 раза, до 250 млрд. Что будет превышать сырьевой экспорт. Процесс развивается активно и экспорт растет с каждым годом. И сырьевой, и не сырьевой. Особенно продовольствие (сейчас это в основном сырье, только уже в рамках диверсификации).
Известно, что направленная девальвация противоречит условиям ВТО и вообще неприличное занятие, т.к. это противоречит методам здоровой конкуренции в торговле. Не раз разгорались валютные войны после попыток разных стран девальвировать свою валюту. Сейчас тоже это актуально — юань пытаются девальвировать, пока США не определится с торговым соглашением. Европа входит в новый виток замедления, который может вылиться в полноценный кризис. ЕЦБ готовится снова к элементам смягчения, что, скорее всего, в ближайшее время погонит евро снова в сторону давно ожидаемого многими паритета с долларом.
Но Кремль проводит направленную девальвацию через санкции. Почему через санкции? Это не создает электорального возмущения, т.к. население понимает природу происходящего и не напрягается по этому поводу. Вспоминаю то ли 2012, то ли 2013 год, когда ЦБРФ направленно девальвировал с 30 до 33 руб за доллар, что вызвало бурю возмущения. Теперь расклад иной, фицкальные и монетарные власти как бы и ни причем — инфляционное таргетирование и плавающий курс предполагает реакцию рынка ввиде девальвации, природа происходящего понятна и не вызывает электорального противодействия. Хоть как девальвируй! Главное не раскачать инфляцию. Россияне, в отличии от украинцев, на 80% сбережений держат в рублях и волатильность валютных курсов их напрягает слабо и опосредованно. Импорт у них порядка 15% ВВП (у нас за 40%, они не импортируют сырье, энергоносители, базовые с/х товары и ряд других товаров, которые импортирует Украина), соответственно, курс крайне мало сейчас уже влияет на динамику цен. Больше влияет рост ЗП и бюджетные мероприятия ввиде роста НДС в этом году на ряд товаров с 18 до 20%. Потому россияне приспособились и перестали реагировать на курс, в основном не следят за ним.
Известно, что реально все прошлые санкции не оказали реального эффекта. Все стороны понесли издержки и недополученную прибыль, но никакие цели не достигнуты.
Самая главная цель — методом экономического давления добиться политических решений. 5 лет впустутю, мало того что абсолютно ничего не добились не только в плане Украины, но и в целом. Кремль продолжает экспансию ввиде вмешательства в электоральные процессы в нужных странах, развивает и применяет методы силового устрашения и реального давления в разных точках мира, играет на противоречиях оппонентов, чего не было 5 лет назад. Т.е. пока что Запад пятится назад и уже готов искать компромиссы. Если бы не США, то Европу уже бы сломали. Но США еще будут пытаться. Скорее всего безуспешно.
Санкции нацеливались на банковский сектор — он не пострадал и рубит с каждым годом новые исторические прибыли, все потери отыграны.
Нефтяники-газовики, на которых нацелили самые жесткие санкции ранее — не пострадали:
— Добыча нефти на максимуме и ограничена только соглашением ОПЕК+, сокращения не произошло и не прогнозируется в ближайшее время
— Добыча и экспорт газа растет постоянно, создаются новые транзитные маршруты, пробуют биржевое ценообразование на внутреннем рынке, активно развивается СПГ направление, разрабатываются новые месторождения
Оборонка не пострадала, ни благодаря западным санкциям, ни благодаря украинским (что даже сильнее):
— Все узлы и агрегаты импортного, преимущественно украинского производства уже замещены или скоро будут замещены
— Создаются новые вооружения, не имеющие аналогов, также активно идет перевооружение (и некоторые наши товарищи скупают списанное оборудование там и перепродают его здесь втридорога — Гладковские и другие)
Это самое основное. При этом сельское хозяйство, и конкретно экспорт с/х продукции выросли (с/х экспорт почти удвоился и насыщение локального потребительского рынка уже почти 100% по основным категориям и выше, к 2024 году планируют стать нетто-экспортером с/х продукции). Последние 10-летия село было одной из важнейших головных болей в РФ, депрессивный экономический кластер, со времен позднего СССР. Ситуацию удалось улучшить благодаря слабому рублю и «антисанкциям» против ЕС.
Можно продолжить, но остановлюсь. Основа устойчивости российской экономики в способности к девальвации, девальвационной эластичности. Кто изучает геоэкономику, тот заметил, что санкции в основном влияют на курс валюты и развивается временная волатильность на фондовых рынках РФ. По сути это единственные последствия. Выше привел примеры, где описаны провалившиеся цели Запада. Все сводится к элементам направленной девальвации рубля, которые приемлемы как для внутреннего электората, так и подходящее объяснение для макроэкономических партнеров. Типа, если вам не нравится, например, немцам, что они теряют на падении своего экспорта в РФ по причине ослабления курса, то все вопросы в США. Не подкопаешься.
Учитывая, что у них почти нет внешних долгов, но есть зато валютные резервы, превышающие долги, то при девальвации, улучшая конкурентоспособность они не теряют на росте бюджетных переплат на курсе, т.к. резервы также растут, в противофазе к росту номинальной задолженности, что нереализуемо в Украине.
Наличие всего перечня сырья и ключевой продовольственной продукции, и конечно же энергии и энергоносителей, они не создают ощутимой инфляции при ослабления рубля. По сути, это почти не влияет на поведение ЦБ РФ в плане монетарной политики. Девальвирует рубль — да и ради бога, ЦБ уже 4-й год не проводит интервенций по продаже валюты, только на покупку. Пополняет резервы. Сейчас, ввиду того что резервы 482 млрд долларов, они делегировали право скупочных интервенций Минфину для набора ФНБ, который растет на 5 и более млрд баксов в месяц.
Итого, подытожу, скупочные интервенции госструктур + провоцирование новых санкций Запада есть политика для ослабления рубля. Они пытаются на текущий момент постепенно девальвировать рубль темпами выше фактической инфляции, дабы создать тепличные условия для локальных производителей, занимающихся импортозамещением основных товаров и услуг, а также для стимулирования экспорта (в первую очередь неэнергетического). И им это удается. Положительно сальдо внешней торговли порядка +190 млрд долларов, в т.ч. растет доля неэнергетических товаров. Профицит бюджета рекорден, более 1,5% ВВП. ЗВР ЦБ достигли цели, сильно превышающие реальные потребности экономики. ФНБ стабильно растет. Госдолг и совокупный внешний долг снижается и уже ниже совокупных валютных резервов.
Это я подытожил для переможников, которые считают, что РФ ослабляется и катится в пропасть. Факты говорят об обратном — РФ стагнирует примерно также, как все соседние страны, включая Украину. Те, которые идут по типовой западной модели. Но они пытаются экспериментировать и пытаются вырваться, ориентируюсь на иные примеры, в частности в рамках БРИКС. А мы наоборот, метим в профессиональный сырьевой придаток стагнирующих стран, которые пока еще правят этим миром. Считаю это тупиком. Одумайтесь!
|
47
|
- 19:11 США ввели санкції проти «Газпромбанку» та ще понад 50 російський банків
- 18:10 Велика Британія запровадила санкції проти Фірташа та його дружини
- 17:40 Курс валют на вечір 21 листопада: долар подешевшав на міжбанку на 6 копійок, а євро — на 9 копійок
- 16:37 НБУ змінив порядок відкриття та закриття рахунків
- 16:10 ЦБ Туреччини знову зберіг ставку на рівні 50%
- 15:56 Курс біткоїна вперше перевищив $98 тис. та оновив історичний максимум
- 13:52 Що буде з гривнею? Депозити та ОВДП: чи варто зараз робити на них ставку (відео)
- 12:20 росія витратила понад $18 млрд на повітряні атаки по Україні
- 11:55 MicroStrategy увійшла до топ-100 найбільших публічних компаній у США
- 11:34 Команда Трампа розглядає прихильницю криптовалют на посаду нового глави SEC — CoinDesk
Коментарі - 10
Любая из стран периферического ЕС и евроЗоны мечтают девальвировать свои валюты, но… не могут. Страны евроЗоны потеряли свои ЦБ, а государства-члены ЕС обязаны соблюдать рекомендации еврокомиссии, и нормативы валютной конвергенции ЕЦБ для членов ЕС. Так что у России, как и других стран, которые нашли в себе мудрость не пойти по лёгкому пути финансовой кабалы, есть все шансы развивать собственную экономику во благо своего народа и участвовать в проектах «незападного блока»…
https://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/117299/
Российские бумаги очень вкусны, но есть политические риски. Когда они пройдут — капитал ринется туда. А в Украине тут похуже, надо решить проблему долга, иначе никто не придет.
482 млрд, но там в них каким то хитрым способом вплетена часть ФНБ миллиардов на 50, которые они у ЦБ покупали из ЗВР в прошлом году, минуя открытый рынок (дабы сгладить волатильность рынков). Но не суть, т.к. до Крым наш у них была несколько больше долларовый эквивалент экономики, потому нынешнее зоть и менее около 500 млрд как тогда, но по соотношению даже больше.
Дальше покупать просто не имеет смысла, потому сейчас ФНБ покупает, но скоро и он «переполнится» и на этот случай остается экспорт капитала. Для этого идет (завершается) банковская чистка, дабы сделать потоки денег более прозрачными, и набирается геополитический вес в Африке и Азии, куда постепенно пойдут прямые инвестиции основных корпораций экспортеров. Им любой ценой нельзя укрепить курс, иначе это шаг назад. А значит, нужно обсорбировать валюту с внутреннего рынка, снизить нефтедолларовый навес. Пока это через скупку в резервы с реинвестированием в бумаги других юрисдикций, но не будут же они резервы доводить до триллионов… Значит, нужно полученные по торговому балансу профициты сразу загонять в прямые инвестиции за рубежом. Что они и делают уже сейчас — Венесуэла, Вьетнам, Израиль, Сирия и другие страны.
Это пока. Лучше будет отображаться начиная со следующего года. Пока идет фаза накопления, далее пойдет прямые инвестиции внутрь. Пока все прогнозы мировых аналитиков о том, что рост не особо вырастет в ближайшие года там, но просто пока не понятно, когда и как начнут вкладывать резервные фонды. Пока идет просто набой ФНБ, ибо сейчас задача минимум — пересидеть хотя бы полгода, дабы дождаться циклического сокращения инфляции. Она превышает нормы ЦБ в 4%, что не позволяет вкладывать излишки денег в экономику, т.к. это спровоцирует еще один виток инфляции. Наоборот, сейчас они убирают лишнюю ликвидность. Но когда с конца года эффект роста НДС, роста ЗП в прошлом году и пенсий в этом в плане инфляции сойдет на нет — начнут шустрить и распродавать резервы. Цель — инфраструктура, туда будут вливать. Севморпуть, Транссиб, БАМ, новые порты и аэропорты для нового шелкового пути и не только. Не в коем случае не проедать.
Я считаю это правильным. Сейчас инфраструктура стимулировалась возле проектов Газпрома и Транснефти, а также Крыма. В этом и следующем году это завершится и деньги пойдут по иным маршрутам.
И я об этом много писал на форуме, предыдущие статьи в блоге об этом. Но надо мной все смеются. Почти все тут адепты секты «свидетелей крепкой гривны». Все как было при гривне по 8, если поглядеть графики роста дефицита торгового баланса, которые я приводил ранее в блоге — все очевидно. Вопрос в том, когда прорвет. При ВВП 180 млрд баксов прорыв в районе 15 млрд можно было бы ожидать. Но теперь мы в полтора раза меньше, и подошли к дефициту 10 млрд, что также в 2 раза меньше. То есть что то может случиться в ближайшее время, нужен спусковой крючок, а их в ближайшее время хоть отбавляй.
Не думаю о политических крючках. Скорее, мировой кризис. Рост безработицы в Европе и падение цен на сырье, со всеми вытекающими… на фоне выплат серьезных долгов. Вполне возможно, следующий год… Этот врядле, ЗВР достаточно пока.
Опечатался — в полтора раза меньше
Еще по состоянию платежного баланса РФ 2018.