Мінфін - Курси валют України

Встановити
19 січня 2023, 13:06

Ексголові Нафтогазу Коболєву оголосили підозру через премію в $10 мільйонів. Він відповів на звинувачення

У четвер, 19 січня, НАБУ і САП повідомили про підозру ексочільнику Нафтогазу Андрію Коболєву. Його підозрюють у заволодінні понад 229 млн грн у вигляді премії за перемогу в арбітражі проти російського Газпрому. Про це повідомляє пресслужба НАБУ.

У четвер, 19 січня, НАБУ і САП повідомили про підозру ексочільнику Нафтогазу Андрію Коболєву.
Фото: facebook.com/andriy.kobolyev

Читайте «Мінфін» в Instagram: головні новини про інвестиції та фінанси

«Слідство встановило, що очільник компанії (2014−2021 рр.) в травні 2018 року всупереч вимогам законодавства видав наказ про преміювання працівників компанії, на підставі якого йому виплатили майже 261 млн грн (еквівалент $10 млн) за екстраординарні досягнення. Йдеться про позитивне рішення у справі щодо контракту купівлі-продажу природного газу у 2009−2019 рр», — йдеться в повідомленні.

Хоча ім'я підозрюваного не називається, у 2014−2021 роках Нафтогаз очолював Андрій Коболєв.

Слідство переконане, що сума премії суттєво перевищувала нормативно визначені розміри таких виплат у розмірі 37,48 млн грн. Також за перемогу в арбітражі Коболєв вже отримав премію у 2017 році у розмірі 12,49 млн грн, додають в НАБУ.

«Загалом упродовж 2018 року підозрюваному, як вважає слідство, незаконно виплатили коштом компанії понад 229,25 млн грн — це різниця між фактично виплаченою премією і максимально допустимим її розміром», — заявили в НАБУ.

Крім того, правоохоронці зазначили, що під час розслідування стикнулися з перешкодами з боку колишнього керівництва держкомпанії, яке скерувало документи стосовно виплати премій до іноземних радників, які відмовлялися за запитом Національного бюро про міжнародну правову допомогу їх видати.

Після того, як у 2022 році ці документи повернулися у розпорядження компанії, детективи НАБУ їх вилучили, «що допомогло надати належну правову оцінку діям колишнього керівника компанії».

Читайте також: НАБУ хоче продовжити розслідування у справі проти ексголови НБУ Шевченка

Реакція Коболєва

Коболєв прокоментував повідомлення про підозру у справі на своїй сторінці у Facebook.

«Короткий комментар щодо новин про підозру. Розуміючи, що відбувається її підготовка, коли знаходився за кордоном, відразу повернувся в Україну, щоб не давати привід для звинувачень, що я кудись втік чи ховаюсь. Цього точно робити не збираюсь, а збираюсь доводити свою правоту», — заявив ексочільник Нафтогазу.

Передісторія

У 2017 році правління Нафтогазу отримало премії за виграш першої частини судового спору з Газпромом. Тоді премії отримали 8 осіб — Андрій Коболєв, Сергій Перелома, Юрій Вітренко, Ярослав Теклюк і Костянтин Пожидаєв.

28 лютого 2018 року Стокгольмський арбітраж задовольнив вимоги Нафтогазу щодо компенсації за недопоставлені Газпромом обсягів газу для транзиту.

Після цього наглядова рада Нафтогазу вирішила виплатити премії топменеджменту за внесок у перемогу в Стокгольмі. Загальна сума винагороди передбачалась на рівні 1% суми виграшу в арбітражі ($4,6 млрд) — тобто $46,3 млн.

Відповідне рішення прийнято за виграш другої частини судового протистояння — так званого «транзитного» контракту.

У 2018 році була виплачена перша частина цих премій на суму $20,7 млн. Як зазначається у звіті «Нафтогазу», Андрій Коболєв отримав 261 млн грн — близько $9,5 млн на той час.

Автор:
Роман Мирончук
Редактор стрічки новин Роман Мирончук
Пише на теми: Економіка, фінанси, банки, криптовалюти, інвестиції, технології

Коментарі - 51

+
+97
bonv
bonv
19 січня 2023, 13:11
#
Сума в 1% була прописана до перемоги над газпромом…
+
+15
bonv
bonv
19 січня 2023, 13:16
#
Як повідомляє прес-служба САП, у 2018 році голова правління, зловживаючи своїм службовим становищем, ініціював розгляд наглядовою радою компанії питання про погодження виплати премії за досягнення вагомих цілей, реалізацію важливих, стратегічних проектів працівникам НАК «Нафтогаз України», включаючи членів правління.
Пізніше посадовець підготував зміни та доповнення до подання щодо виплати премії за екстраординарні досягнення, визначивши собі розмір премії у розмірі 10 млн доларів США.
«При цьому голова правління свідомо приховав від членів комітету з призначень та винагород і наглядової ради компанії відомості про те, що для керівників підприємств, заснованих на державній власності, встановлено граничні розміри преміювання за підсумками роботи, а саме не більше 36 посадових окладів на рік. У результаті наглядова рада НАК „Нафтогаз України“ погодила зміни, що забезпечило голові правління виплату премій», — йдеться у повідомленні.
+
+121
yarg
yarg
19 січня 2023, 13:37
#
Забавная история. Витренко тоже получил эту премию — но к нему претензий у власти нет.
А почему ? он поддерживал правильных пацанов и делился ?
+
+27
matroskin
matroskin
19 січня 2023, 15:57
#
И не только Витренко, думаю также глав.бух, бух, начальник охраны и т.д. не исключено что даже любимая секретарша.
Но так устроено законодательство (в т.ч. в мире), что работник не отвечает за то что получил премию по приказу руководителя. А вот руководитель да, и за незаконно выданную себе И ВИТРЕНКУ и ЛЮБИМОЙ СЕКРЕТАРШЕ.
+
0
yarg
yarg
19 січня 2023, 17:45
#
Нюанс — руководитель тоже себе премию не выдавал. Ее выдало ему высшее руководство — Набсовет. Какие тогда к нему претензии ? А претензии есть… об этом и речь.
+
0
matroskin
matroskin
19 січня 2023, 20:16
#
Не пишите чушь. Наб. совет никогда никому премии не платит и не есть распорядителем денег вообще. Премия выплачивается сотруднику/кам исключительно на основании соответствующего приказа подписанного руководителем предприятия. В данном случае она могла быть выплачена бухгалтерией исключительно по приказу Коболева, что более чем уверен было сделано, именно потому у следствия есть железные доказательства (сам приказ подписанный Коболевым).
Собственно в своём посте Вы спрашивали почему именно Коболев, а не Витренко или остальные работники которые тоже получили премии, так вот: Коболев был руководитель который выплатил премии с нарушением норм Закона, а те всего лишь по его приказу получили премии, и не факт что у кого то из них было больше разрешенных 38 млн, а даже если и было-то это не их проблема.
Иными словами: рабочие не несут ответственности, за то что руководитель не платит налоги.
+
+15
yarg
yarg
19 січня 2023, 22:06
#
Читайте статью , которую пытаетесь комментировать.
«Після цього наглядова рада Нафтогазу вирішила виплатити премії топменеджменту за внесок у перемогу в Стокгольмі.»

+
0
matroskin
matroskin
19 січня 2023, 23:02
#
Ну НАБУ напевно керуються законодавством України, а не «цією статтею».
А от згідно нього премія платиться по наказу керівника, за який він і відповідає. В наглядових рад зовсім інші функції, і вони зазвичай блокуючі.
І нагадаю, Ви питали чому проти Коболева, а не проти Вітренка, я Вам відповів: тому що Коболев керівник який підписував наказ, всі інші максимум свідки.
+
+29
bonv
bonv
19 січня 2023, 14:03
#
Але газпром поставили на коліна!
+
+96
matroskin
matroskin
19 січня 2023, 21:00
#
В тій справі Україна нічого не виграла, а рф абсолютно нічого не програла.
Суть дуже проста: рф виставила рахунок за газ, що ми не брали, Нафтогаз його оскаржив в суді, де звісно сказали: раз того газу не брали то платить не потрібно.
От і вся «перемога», єдиний хто в цій справі втратив це Україна (заплатили юристам і премії Коболєву), єдиниі хто виграв це: іноземні юристи, яким заплатили за підготовку позову і Коболев&Co які виписали собі за це багатомільйонні (в $) премії.
+
+15
yarg
yarg
19 січня 2023, 22:08
#
Слово «патриотический» является ругательством только на россии.
А относительно «рф абсолютно нічого не програла.» —

«С целью выполнения договоренностей, достигнутых в Минске 20 декабря, „Газпром“ осуществил выплату $2,9 млрд в соответствии с решением Арбитражного института ТПП Стокгольма, в срок, предусмотренный протоколом от 20 декабря», — сообщил журналистам представитель «Газпрома».
https://www.interfax.ru/business/689697
+
+23
matroskin
matroskin
19 січня 2023, 23:09
#
Вы не отрывки кидайте, а ознакомьтесь с сутью дела в целом, благо информации полно. Указанные $2,9 млрд Газпром заплатил за реальный транзит газа, он эти деньги до суда платить не хотел, т.к. ссылался на то что Украина должна за газ что указан был в контракте (а взяла по факту она меньше). Т. е. суд признал, что Украина должна лишь за то что взяла фактически, а то что выставила рф (по заявке)-фейк который оплате не подлежит, соответственно рф больше не могла ссылаться на «задолженость» Украины и заплатила то что реально была должна за транзит,и ни копейки больше, только за реально предоставленные услуги, причем вышло с отсрочкой на несколько лет!!!
+
+15
yarg
yarg
19 січня 2023, 23:26
#
Удачи Вам.

п.с. витренко хоть 30 гривен за эту писанину платит ?
+
+56
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 0:10
#
А в чем смысл ему мне платить? Я где то писал что он классный парень?
Вы спросили почему только Коболев, ведь тогда премию действительно получили многие-я ответил.
Да они с Коболевым, юристами и кем там ещё знатно подеребанили это однозначно.
С точки зрения морали-это дно, в нищебродской стране выписать себе премии размером с пенсии целой области.
Но с точки зрения закона, К СОЖАЛЕНИЮ, люди получившие премию-не виновны, а вот тот кто её выписал-виновен.
Как по мне правильно, Коболева посадить за это, а всех получивших обязать вернуть деньги, как такие что были выплачены незаконно.
+
0
AleksandrBank
AleksandrBank
19 січня 2023, 18:02
#
Все по чесному, заробили!
+
0
Артем Сабуров
Артем Сабуров
19 січня 2023, 19:12
#
Тотальная коррупция и падение геликоптера. https://despravda.com/brovary-i-korrypciia/?amp=1
+
0
Артем Сабуров
Артем Сабуров
19 січня 2023, 19:17
#
Ай яй яй. Совесть трейдеров или кровавый российский газ. Выбирайте совесть))) https://zn.ua/amp/ECONOMICS/rossijskij-szhizhennyj-haz-samyj-deshevyj-u-trejderov-v-ukraine-nazrevaet-dilemma-mezhdu-sovestju-i-pribylju-eksperty.html
+
0
Артем Сабуров
Артем Сабуров
19 січня 2023, 19:21
#
Ещё один неприбыльный,некрасивый порт продадут правильным людям,которые сделают его прибыльным))) https://biz.liga.net/amp/all/transport/novosti/ukraina-vystavit-na-privatizatsiyu-esche-odin-morskoy-port-v-belgorode-dnestrovskom
+
+62
Робин Гуд
Робин Гуд
19 січня 2023, 20:02
#
«Честный» Коболев, абсолютно «честно и заслужено» получил премию, перевёл 8 млн. $ «честно и прозрачно» своей маме в США, а теперь его бедного и нечастного преследует власть, наверное «по политическим мотивам».

При этом пенсионерам, малоимущим и другим категориям населения — вполне «обоснованно» придумывают абонплаты за доставки газа, причины для повышения тарифов и рассказывают что Нафтогаз — убыточная компания теперь.

Всё что надо знать о всей это истории где «честный человек становится жертвой политических преследований» :)))
+
+15
Артем Сабуров
Артем Сабуров
19 січня 2023, 20:28
#
Интересно,сколько «мама заплатила налогов в США с 8 лямов
+
+15
yarg
yarg
19 січня 2023, 22:04
#
Абонплату вы платите облгазам , которые на 90 % принадлежат Фирташу.
Но ругаете - коболева. Потому что так приказали.
+
+15
matroskin
matroskin
19 січня 2023, 23:22
#
Очередная чушь. Облгазам мы платим за транспортировку и там копейки в сравнении со стоимостью газа.
+
+30
yarg
yarg
19 січня 2023, 23:25
#
Какая чушь ? Человек написал «вполне „обоснованно“ придумывают абонплаты за доставки газа» — я на это и отвечал.

не разбираетесь в вопросе ?
+
0
Робин Гуд
Робин Гуд
20 січня 2023, 12:34
#
Я не в курсе всех подробностей, поэтому написал в общих чертах. Даже если оплата идёт Облгазу, в конечном облгаз закупает газ у Нафтогаза.

И предположим расходы на транспортировку идут на внутренние потребности облгазов — нельзя однозначно сказать, что если бы этой абонплаты не было — то не был бы увеличен конечный тариф для потребителя (и потребности облгаза условно покрывались бы за счёт более высокого тарифа, без доп абонплаты).

Сути это не сильно меняет для конечного потребителя — он платит и за доставку газа, и за сам газ, поэтому для него — это по сути один увеличенный тариф. Даже если это копейки по сравнению с ценой на газ — все равно в общей сложности это увеличение общей «платёжки» за газ.

А моя запись была направлена только на то, чтобы показать насколько «справедливы» такие премии, в условиях когда население с в целом небольшими доходами — зажимают высокими тарифами, и естественно в этот тариф заложены и «премии Коболеву», т.к. деньги эти не с воздуха платятся, а с денег населения и предприятий-потребителей.
+
0
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 13:03
#
Даже если оплата идёт Облгазу, в конечном облгаз закупает газ у Нафтогаза.
Вы судя по всему пишите не с Украины, в Украине потребитель получает 2 разные квитанции: 1-за транспортировку (на счет Облгаза), 2-собственно за газ (на счет Нефтегаза).
+
0
Робин Гуд
Робин Гуд
20 січня 2023, 16:32
#
Платежи за распределение газа если мне не изменяет память — ввели больше двух лет назад. У меня квартира небольшая, поэтому не вникал особо в платежи за коммуналку — просто приходит уведомление в банк что нужно «оплатить такие услуги по моему адресу» — я через банк всегда плачу онлайн, отмечая «галочками» все подряд услуги — без рассмотрения что и какому поставщику идёт, а сумма за коммуналку для меня лично никогда не была проблемой, поэтому и не вникал в детали.

Поэтому хорошо, не буду вводить в заблуждение, что и как происходит насчёт платы за потребление газа, прошу прощения за неточности.

Но для меня лично не отменяет того факта, что в цены на газ заложены и премии Коболеву. И платят в конечном итоге обычные люди — потребители.
+
+15
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 18:35
#
в цены на газ заложены и премии Коболеву. И платят в конечном итоге обычные люди — потребители.
Ну именно это я и пытаюсь доказать ниже vt313, поскольку премия выписана с дохода которого не существовало и существовать не могло, то получается пенсионеры с пенсией в 1500 грн скинулись Коболеву на премию в 10 млн.$
+
0
Робин Гуд
Робин Гуд
20 січня 2023, 18:58
#
Да, верно, так и есть.
+
+12
Studioexclusive
Studioexclusive
19 січня 2023, 21:50
#
Что это вообще за премии такие???
+
+15
yarg
yarg
19 січня 2023, 22:17
#
Заработаете для фирмы 3 миллиарда долларов — тоже будете претендовать на премию в 10 миллионов.
+
+49
matroskin
matroskin
19 січня 2023, 23:23
#
Я Вам выставлю счет на 3 млрд, Вы подадите в суд и суд признает что счет безоснователен и оплате не подлежит. Вы заработали 3 миллиарда? Зачем Вы занимаетесь самодурством и вовлекаете в это других. Не было там и 1 копейки заработка ни для Нефтегаза ни для Украины, только убытки на юристов и премии Коболеву&Co.
+
0
vt313
vt313
20 січня 2023, 13:00
#
А если суд скажет оплатить счет?
+
+8
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 13:04
#
Ну значит будите платить ни за что т.е. понесете затраты, варианта с тем что Вы «заработаете», ну даже теоретически нет.
Это сугубо мошенническая схема и она доступна абсолютно всем. Простой пример: сантехник Вася пишет водоканалу письмо, что они ему должны 5 млн, водоканал подает на Васю в суд, что у Васи з/п 5000 и она ему выплачена, остальное Васи хотелки. Суд выносит решение, что водоканал Васе должен лишь з/п. И что? Директору водоканали выписать себе 50 тыс премии, бо он типа заработал 5 млн? А вот в Нефтегазе, не постеснялись и выписали.
+
0
vt313
vt313
20 січня 2023, 13:23
#
Немного не корректно сравнивать сантехника Васю с компанией Газпром.
Конечно, тут заслуга не Коболева. Но смысл такой или Коболеву 10 млн. или Газпрому 5 млрд.
Вот Молдова таки заплатила Газпрому, а там, юридически, была более выгодная позиция.
+
0
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 14:06
#
Ну если Вам трудно дается сантехник Вася, то пусть будет ЧП Вася, который водоканалу труб продал 100 шт, а в счете написал 200 и цену за 200. В итоге ЧП Вася сказал, что поскольку оплачено только за 100 труб, то за воду он не будет платить ещё 30 лет, т.к. считает что водоканал ему должен. Вот так и вышло с Нефтегазом и его «заработком», которого нет не было и даже быть не могло.
Я не в курсе Молдовы, и ООООчень сомневаюсь, что кто-либо будет платить за товар который не покупал. С таким успехом, Газпром может Молдове слать миллиардные счета каждый месяц, если они всё тупо платят, и не только Молдове.
+
0
vt313
vt313
20 січня 2023, 14:11
#
Так по решению суда.
Суд считает, что Приднестровье это часть Молдовы, газ поставлен, нужно платить.
+
+8
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 14:21
#
Ну так Приднестровье и есть часть Молдовы, оно ни кем не признано, газ то поставлен !!! Пусть там Молдова сама разбирается куда она его дела.
Да дело тут даже не в этом: Коболев позвал юриста+бухгалтера и спросил, почему рф не платит за транзит, ему объяснили, что рф считает что должны ей мы, за то что не брали. Коболев заржал, и сказал: «не ну не дибилы, то подайте на них в суд», дальше заплатили иностранным юристам и они подали иск в суд. Всё, свою «гениальную» фразу в 5 слов он оценил в 10 млн $. Такое даже обсуждать-маразм.
+
0
vt313
vt313
20 січня 2023, 14:32
#
Но в контракте написано, что Нефтегаз обязан заплатить, вне зависимости отобрал газ или нет.
На этот пункт и ссылался Газпром в суде. Но проиграл.
Почему?

Донецк тоже часть Украины и Газпром требовал оплаты за поставленный туда газ. Так как и с Тирасполем.
+
0
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 15:02
#
Вы видели что там так написано? Ну вот и в суде этого не увидели, значит его там не было, а то что было каждая из сторон трактовала по своему, одно точно: товар поставлен не был, соответственно платить за него не нужно.
Вы предлагаете выписать Коболеву ещё 10 млн$, за то что он не заплатил за газ поставленный рф в ДНР?
Я не понимаю, зачем обсуждать этот бред?
Ну давайте будем платить кассирше 1% от суммы бумажек которые она не взяла как деньги, заплатим 1% от стоимости товаров которые могут влезть в фуру, а чё ведь охранник АТБ увидел что к магазину ночью подъехала фура он посветил фонариком, фура уехала, АТБ «заработал» на этом фуру товара, охраннику орден и премию.
+
0
vt313
vt313
20 січня 2023, 15:10
#
Я ничего не предлагаю.
Коболев подписал соглашение с правительством на выполнение определенной работы. Там были зафиксированы бонусы. Он работу выполнил.
Должно ли правительство эту работу оплатить, согласно договора?
А если этот договор нарушает законодательство?
Мне тяжело сказать что тут делать. Лично я бы оплатил сделанную работу.
+
+15
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 15:45
#
О какой именно работе Вы говорите? з/п в несколько млн. он получал. Какую работу он выполнил что за неё себе выписал 10 млн $? Он развил какое то новое суперэффективное и прибыльное направление? Купил где-то газа по ценам в 2 раза дешевле рыночных. Изобрел и внедрил технологию позволяющую экономить миллиарды на транспортировке газа?
Он выполнил точно такую же работу, как выполняет сторож АТБ, увидев что кто-то пытается взломать замок позвонил в полицию.
Лично я бы оплатил сделанную работу
Если Вы не поняли, то именно Вы, я и миллионы других украинцев её и оплатили, т.к. эту премию заложили в цену на газ, поскольку реально Нафтогаз не выиграл и 1 копейки.
+
0
vt313
vt313
20 січня 2023, 17:26
#
Я не знаю что сделал, конкретно, Коболев, поэтому просто результат.
Было выиграно судебное дело.
Нафтогаз стал прибыльной компанией.
Нафтогаз был демонополизирован и приведен к нормам ЕС (+/-).
Это много.

А с чего Вы взяли, что Нафтогаз не получил никаких денег.

Что плохого во всем этом.
Если бы Коболев оформил эти 10 млн. как 100 премий, то формальности были бы соблюдены и он был бы одним из многих чиновников. И все были бы довольны.
Но он провел довольно циничное действие и нарушил закон.
+
0
matroskin
matroskin
20 січня 2023, 18:42
#
А с чего Вы взяли, что Нафтогаз не получил никаких денег.
С того что сама суть дела даже теоретически не предусматривала каких то прибылей. Нефтегаз оспаривал счет от газпрома, за газ который тот не поставлял. Где здесь может быть доход?
Было выиграно судебное дело.
Коболев тут причем? Это дело с точки зрения права-элементарное, т.к. ответчик и не отрицал что товар не поставлялся, более того газпром даже апеляцию подавать не стал, т.к. понятно, что нет товара-нет денег, но ни Коболев ни юристы Нефтегаза не смогли даже иск составить и наняли для этого юристов с Норвегии вроди. Скажу больше, Нефтегаз как и водоканал или обленерго ежедневно выигрывают сотни дел в судах против должников, и что это прибыль? Подать на суд на должника и получить свои деньги спустя год, это прибыль? А если дважды то двойная? :) Что Вы несете?
+
0
vt313
vt313
20 січня 2023, 13:25
#
Вдогонку
https://www.bbc.com/russian/news-50877190
+
+13
allexpll
allexpll
20 січня 2023, 0:31
#
Цікаво, ця  *** на ЗСУ хочь якусь більш-менш значну частину премії задонатила?
+
0
Артем Сабуров
Артем Сабуров
20 січня 2023, 3:46
#
У него в сша «мама» воюет
+
+12
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
20 січня 2023, 5:15
#
Це політична розправа… Це «випад» у бік всіх, кто ухвалював рішення по прийому Коболєва на посаду., та реформування «Нафтогазу»
Жду комментария яценюка и членов Каб Мина 2014 года!!!
А что там с программой «двадцать миллиардов к двадцатому году» , и сколько это обошлось бюджету?
+
+27
MichaelBlack
MichaelBlack
20 січня 2023, 6:44
#
Де підгруня для дискусії? Це класичне зловживання владою і посадовими обов’язками, за попереднім зговором групою осіб, з метою розкрадання державних коштів в надвеликих обсягах. Це чистий кримінал, як його паперами офіційними не прикривай.
+
+27
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
20 січня 2023, 6:52
#
А кто в этом сомневается!!! Я всегда говорил, часть навязанных яценюком реформ имели одну цель — узаконить хищения бюджетных соедств. Просто комментарий расчитан на тех, кто сейчас начнет горлопанить о …раскаченных лодках…и…сабачих будках…
+
+15
vt313
vt313
20 січня 2023, 10:12
#
Юридически, суд может принять любое решение.
По хорошему, то премии заслуживает только Тимошенко за договора 2009 г.
+
0
molodok
molodok
20 січня 2023, 17:43
#
«Тоді премії отримали 8 осіб — Андрій Коболєв, Сергій Перелома, Юрій Вітренко, Ярослав Теклюк і Костянтин Пожидаєв», 10 из которых …
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися