Мінфін - Курси валют України

Встановити
6 жовтня 2021, 8:00

Що заважає знизити податки на зарплату

Депутати пропонують знизити навантаження на фонд оплати праці. На думку авторів законодавчої ініціативи, єдиний соціальний внесок, податок на дохід фізосіб та інші збори можуть бути зменшені. Але чи дійсно Україна може піти на цей крок, в колонці для НВ розповів експерт з податкового планування, керівник Global Payment Security association в Україні Олексій Тройніков. «Мінфін» вибрав головне.

Варіанти сплати податків із зарплати

Перш ніж відповісти на запитання, чи можливо найближчим часом, без додаткових глобальних змін знизити податки і збори для найманих працівників, пропоную нехитру задачку.

Якийсь український роботодавець потребує фахівця — юриста, бухгалтера, економіста, маркетолога. Є два варіанти (вірніше, два з половиною).

  1. Взяти фахівця в штат, на чисту «білу» зарплату, припустимо, 15 тис. грн, з усіма нарахуваннями — ЄСВ, ПДФО, військовим збором, тобто — плюс 40% до 15 тисяч. Можна домовитися про частину з/п в конверті, наприклад, у 7 тисяч, тоді і нарахування будуть йти з частини, що залишилася видимою.
  2. Укласти договір з фахівцем, який є фізичною особою-підприємцем, і компенсувати йому 5−6% його єдиного податкового внеску.

Чи реальний знак рівності між відрахуваннями з «білої» (і навіть «сірої») зарплати і компенсацією внеску ФОП?

У чому заковика

Можна нескінченно боротися з несплатою податків, але поки у роботодавця є цілком легальний інструмент, як знизити податкове навантаження — він буде користуватися цим інструментом, і дуже складно закликати його до відповідальності за ухилення від податків.

Без реформування системи фізосіб-підприємців ніяких істотних змін податкового навантаження для найнятого працівника — а насправді, для роботодавця, не буде. Потрібні зусилля і сміливість відкинути популізм і чітко сказати — якщо це фізична особа, то будьте ласкаві, платіть податки як фізична особа. Якщо юридична особа — то відповідно.

Можна говорити про перегляд обсягу відрахувань із заробітної плати тільки тоді, коли всі фізичні особи — наймані працівники і підприємці — будуть приблизно в рівних умовах.

Інакше бюджет — чаша, що збирає, — продовжить бути решетом, через яке випливає все зібране.

Платити податки для будь-якого підприємця — віддавати своє, зароблене важкою працею. На перший погляд, абсолютно справедливо, якщо весь час упускати один, але ключовий момент.

Податки — це плата за те, що я є резидентом цієї держави. Кожному підприємцю, підозрюю, хочеться жити в державі, де буде зрозуміла і прозора система визначення плати за ведення бізнесу. Це і є податки — коли вони вже сплачені, звичайно.

Неможливо викинути з голови те, що взаємини українського платника податків і держави — це драматичний забіг, довжиною в десятиліття. Є система оподаткування та система ухилення від неї ж. Як антивірусні комп’ютерні програми і віруси. Одні неможливі без інших.

Читайте також: Якою має бути наша податкова система

Естонський приклад

Не те щоб у всьому світі, навіть у благополучних країнах, не шукають шляхів зниження податкового навантаження. Шукають, і знаходять. Але все-таки з меншим, як мені здається, цинізмом. Знаю, що українські підприємці хвалять, як один, естонську модель оподаткування бізнесу, зокрема — 0% прибутковий податок з юридичних осіб. Але забувають про досить жорсткі норми в тому випадку, якщо підприємець вирішить цей прибуток з Естонії вивести. Ну, і інші податки все-таки сплачуються усвідомлено.

Якщо естонський приклад занадто неочевидний, то згадайте протести власників «євроблях», які вимагали безкоштовного розмитнення. І мало не домоглися свого. У запалі протестів, напевно, мало хто задумався про почуття українців, які купували автомобілі легально і не сміли вимагати поблажок.

Щоб удосконалювати систему оподаткування, а не латати окремі діри в решеті, потрібні сміливість і прагматизм. Якщо прагматизм на цей раз встоїть перед спокусою чергового популістського напівзаходу, у нас є шанс на побудову адекватної податкової системи.

Читайте також: Кабмін хоче ввести податок на необгрунтовані витрати українців — Гетманцев

Коментарі - 49

+
+59
Три літри
Три літри
6 жовтня 2021, 8:36
#
Нужны усилия и смелость отбросить популизм и четко сказать — если это физическое лицо, то будьте добры, платите налоги как физическое лицо. Если юридическое лицо — то соответственно.

Дурацкая идея.

Физлица всегда платят налог с дохода, другого для них и не предусмотрено. Но только в Украине, везде. Бизнес же наоборот зачастую платит налоги не с оборота (пока забудем про НДС), а с прибыли. И когда физическое лицо становится начинает заниматься бизнесом конечно же оно хочет платить налоги как бизнес, тоесть не платить их тогда когда нет прибыли. Ну или хотя бы платить сниженный налог с дохода как это есть в случае ФОП.

+
0
Три літри
Три літри
6 жовтня 2021, 8:38
#
Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях.

Вы тут сами себе противоречите. Как можно создать равные условия без персмотра объёма отчислений?
+
0
Три літри
Три літри
6 жовтня 2021, 8:39
#
Если эстонский пример слишком неочевиден, то вспомните протесты владельцев «евроблях», которые требовали бесплатной растаможки.

А последний поход автора за грибами похоже был неудачен — мухоморы вместо сыроежек. Какая бесплатная растаможка?

и не смели требовать поблажек

А кто ж им доктор что они трусливо боятся что либо требовать у барина?
+
+27
MaxTirpiz
MaxTirpiz
6 жовтня 2021, 9:47
#
Заключить договор со специалистом, который является физлицом-предпринимателем, и компенсировать ему 5−6% его единого налогового взноса.

Автор явно не в теме, что второй вариант хуже первого. Налоговая прекрасно научилась превращать услуги ФОП в фиктивное трудоустройство.
+
+15
dimakaminskiy
dimakaminskiy
6 жовтня 2021, 19:43
#
Пример, работники выполняют работу на удаленке, находясь не в штате (договор с ФОП), возможно вообще физически в другом городе, не подчиняясь графику работы фирмы и внутреннему распорядку.
Налоговая может только пищать, что я слишком долго работаю на фирму, но возможно я хороший специалист?
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
7 жовтня 2021, 9:33
#
Не надо умничать.
Если у вас источник доходов - один ЮЛ и один договор на услуги, то фиктивное трудоустройство обоснуют без проблем.
+
+30
dvded .
dvded .
6 жовтня 2021, 9:59
#
Считаю пусть физик сам определяет сколько с его ЗП идет в бюджет.
В белую, серую, ФОП.
Пусть говорят сумму в Gross и всё.
+
0
busypit
busypit
6 жовтня 2021, 10:28
#
Правда думаете, что количество определившихся оплачивать налог в полной мере сколько-нибудь превысит стат погрешность?
+
+15
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
6 жовтня 2021, 11:43
#
А пожежник нехай вирішує, що гасити… поліція, вчителі…
+
+15
dvded .
dvded .
7 жовтня 2021, 10:53
#
Пусть тогда все платят минималку (что осталось могут отдавать в пенсионный фонд второго уровня), а остальное для пенсионного фонда покрывать через бюджет.

Поэтому ПДФО снижать до 5%.
А ЕСВ все на минималку.
Во-первых все повыходят из тени, а бюджет всё равно вернёт разницу через НДС.
Будет тоже самое для бюджета, но выше рост, ниже тень и более справедливая уплата налогов для плательщиков.
+
0
Три літри
Три літри
7 жовтня 2021, 12:13
#
а остальное для пенсионного фонда покрывать через бюджет.

Бюджет это не богатый дядя иди дедушка. Бюджет это как раз то место куда «все платят минималку». Если все платят минималку то где бюджету взять денег на то чтобы платить пенсии?

Тем более что тут же рядом ты предлагаешь ещё больше урезать налоги наполняющие бюджет: «Поэтому ПДФО снижать до 5%.».
+
+15
dvded .
dvded .
7 жовтня 2021, 12:27
#
Наполнять через выросшее потребление, НДС, и инвестициях этих людей.

Просто отбирать деньги не сразу, а на следующем цикле.

+ Будет более справедливая система.

>>Если все платят минималку то где бюджету взять денег на то чтобы платить пенсии?

По факту минималка лишь на 40% меньше чем среднее ЕСВ.

Возьмем пример
Средняя ЗП — 13 тыс грн.
ПДФО — 2500 ЕСВ — 2800 итого 5300 налогов и 10500 на руки.

При моей схеме
13 тыс грн, ЕСВ — 1300 + ПДФО — 650 = 2000

Что человек сделает с лишними 3300 грн — 660 грн НДС

Выход из тени добавит несколько миллионов работников.
+
0
Три літри
Три літри
7 жовтня 2021, 12:34
#
Наполнять через выросшее потребление, НДС

С одной стороны ты хочешь снижать налоги, с другой выступаешь адвокатом самого хренового налога — НДС.

От выросшего потребления налоги не растут, особенно если они при этом снижаются.

Инвестиции вообще никаким боком к бюджету не относятся, и уж тем более пенсии из инвестиций не платятся.

+ Будет более справедливая система.

Справедливая система как раз когда налог платится как процент от дохода. А не когда малоимущие через НДС платят в бюджет до половины своего дохода, в то время как люди имеющие высокий доход платят лишь 5−10 процентов% от его величины. Ведь те у кого зарплата не 10 000 гривен, а 100 000 гривен не съедают в десять раз больше мяса и не покупают в десять раз больше бензина.
+
0
dvded .
dvded .
8 жовтня 2021, 10:09
#
Инвестиции — это рост ВВП → больше бюджет → больше пенсии.
Именно благодаря росту ВВП в 2 раза, пенсии выросли в 2−3 раза за последние 6 лет.

Плохой ли НДС или лучше забирать процент с дохода и я так понимаю речь о прогрессивных налогах.
Любое забирание налога с дохода, создают демотивацию работать и чего-либо достигать в обществе.
Тот кто получает 100000 конечно тратит более разнообразно, стимулирует строительную отрасль, но НДС также платит.
Надо сказать что государственных услуг, тот кто получает 100 тыс тратит возможно меньше, чем 10 тысячник, даже в абсолютных числах, скорее всего для государства он вообще глубоко в минусе, образование для его детей, здоровье, субсидии.
За счёт 100 тыс кормится частная медицина, а может быть и частные школы, в которых подрабатывают те же врачи что в гос поликлиниках.
+
0
vt313
vt313
8 жовтня 2021, 12:04
#
Ведь те у кого зарплата не 10 000 гривен, а 100 000 гривен не съедают в десять раз больше мяса и не покупают в десять раз больше бензина.

Да ну, съедают в 10 раз больше, по деньгам. А бензина может и больше чем в 10 раз.
+
0
Три літри
Три літри
8 жовтня 2021, 12:25
#
Да ну, съедают в 10 раз больше, по деньгам.

Нет. Нет в магазинах отдельного хлеба по цен в десять раз больше и отдеьного мяса по цене в десять раз больше. А один хамон есть весь месяц не будешь.

А бензина может и больше чем в 10 раз.

Бензина может даже меньше потому что не таксуют.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
8 жовтня 2021, 12:29
#
Есть и мясо и хлеб по цене в 10 раз больше. На витрине органических экопродуктов. А мясо типа мраморного стейка как раз стоит в 10 раз дороже чем филе Нашей Рябы.
+
0
vt313
vt313
8 жовтня 2021, 12:51
#
Хлеба, может быть и нет, а мяса достаточно.
Даже как-то страно такое слышать. А вы к какой категории относитесь?
+
0
Три літри
Три літри
8 жовтня 2021, 13:00
#
а мяса достаточно

Мясо как раз вообще по одной цене, это хлеб можно найти какой-то хипстерский модный с отрубями или добавлением томатного сока по цене может в два, ну в три раза дороже. Но опять же много того хлеба съешь?
+
0
vt313
vt313
8 жовтня 2021, 13:18
#
Назовите цену мяса, которое Вы едите.
+
0
Три літри
Три літри
8 жовтня 2021, 13:24
#
Обычное мясо из обычного магазина. Получаю заметно больше чем к примеру мои соседи работающие в этом же магазине. И они тоже покупают это мясо.

Если Вы знаете какой-то специальный магазин для айтишников или например для депутатов партии Слуга народа — вы подскажите мне, буду ходить туда чтобы покупать специальное мясо для богатых.
+
0
vt313
vt313
8 жовтня 2021, 13:34
#
А цена у него есть?
Курица по 70 грн. это обычное мясо.
Шашлык по 300 грн. за 200 гр. тоже обычное мясо.

Живой карась по 50 грн. это рыба. Филе лосося по 400 грн. тоже рыба.

Можно спирту выпить за 20 грн., можно бурбона за 500.

+
0
Три літри
Три літри
8 жовтня 2021, 13:40
#
Шашлык по 300 грн. за 200 гр. тоже обычное мясо.

С каких делов шашлык — мясо? Ты ещё торт сахаром назови и скажи что его кладут в чай, две ложки на кружку.

Можно спирту выпить за 20 грн., можно бурбона за 500.

Можно. Но мы не спиртное обсужудали. Ну и как раз спиртного работяга получающий 8000 выпивает больше чем айтишник получающий 80000. В литрах.
+
0
vt313
vt313
8 жовтня 2021, 13:47
#
С таких делов, что его едят.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
8 жовтня 2021, 16:45
#
Мясо для богатых — это в Good Wine. Там иногда бывает новозеландская ягнятина гривен по 800
+
0
vt313
vt313
8 жовтня 2021, 18:21
#
Думаю, таких товарных позиций достаточно.
Богатые на питание тратят больше. На порядок, — ничего странного не вижу.

Другое дело коммуналка или медицина. Тут богатые может и меньше платят.
+
+30
vt313
vt313
6 жовтня 2021, 11:06
#
Большинство налогов носят непрямой характер.
Поэтому говорить, что физ. лицо платит меньше, не совсем корректно.

Как не пиши договор с физ. лицом, по факту это все держится на честном слове.
Поэтому нанять человека в штат, конечно, лучше.
Но нанять человека в штат, это не только налоги. Это КЗОТ, ГОСТы, СНИПы и т. п. документы, многие из которых середины прошлого века.
+
+84
brigadirius
brigadirius
6 жовтня 2021, 11:43
#
Вопрос с налогами для физиков решается элементарно. Нужно ответственность и администрирование ПДФО переложить на физиков. Работодатель выплатил зарплату без налогов и забыл. А дальше физик по итогу года декларирует свой доход и платит с него ПДФО, как впрочем и ЭСВ. Правда при этом налоговикам работы добавится, так как физиков заметно больше чем юриков. Зато сразу исчезнет проблема зарплат в конвертах, ухода от налогообложения и прочей теневой экономики.
+
0
Siege
Siege
6 жовтня 2021, 11:56
#
То есть предлагаете нанятым сотрудникам самостоятельно платить пдфо и есв со своих условных 15 т?
+
+124
brigadirius
brigadirius
6 жовтня 2021, 12:34
#
Да. Граждан нужно учить ответственности. Когда сам платишь, то и спрос затем с властей за расходование средств бюджета будет больше чем сейчас.
+
+27
Ярик Ярикович
Ярик Ярикович
6 жовтня 2021, 12:08
#
Попадалось еще интересное предложение, чтобы налоговым агентом выступал банк, а не работодатель.
Типа работодатель скинул ЗП на счет, банк перевел налоги с этой суммы, а все что осталось хай чувак пользуется.
+
+15
Три літри
Три літри
6 жовтня 2021, 14:35
#
Это надо усложнять систему переводов, вводить какие-то признаки зарплаты чтобы различать ее от прочих переводов не подпадающих под налог.

Да и какой смысл в итоге? вместо работодателя налог будет рассчитывать банк, а не сам работник
+
+69
CoffeeMan
CoffeeMan
6 жовтня 2021, 14:36
#
У банка только забыли спросить, надо ли это ему.
+
+29
Vo Do
Vo Do
6 жовтня 2021, 11:45
#
Вся статья без логики. Не понятна цель, неподходящие примеры. Яркий пример:
«Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях. Иначе бюджет — чаша собирающая — продолжит быть решетом, через которое вытекает все собранное.», где непонятна связь между равными условиями налогоплательщиков и бюджетным решетом. Получается налогоплательщики виноваты, что деньги в бюджете не контролируются?
+
+15
bonv
bonv
6 жовтня 2021, 14:31
#
Народ завжди крайній і за все відповідає а влада наживається.
+
0
gutalin1
gutalin1
6 жовтня 2021, 14:05
#
5.10 рулить !!!
+
0
bonv
bonv
6 жовтня 2021, 14:32
#
Виробники прогнозують подальше зростання цін на продукти та послуги — НБУ. От вам і податки.
+
+60
bonv
bonv
6 жовтня 2021, 14:33
#
Нескінченна війна української держави з власним бізнесом. Це найбільший провал за всі роки Незалежності — досі українська держава як інститут не знайшла правильного балансу інтересів зі своїм власним бізнесом. Причому, не з бізнесом у вигляді олігархів, які приватизували щось колись, а з бізнесом, який створював і створює зараз величезну додану вартість, але, як правило, робить це вже в іншій країні - Олександр Ольшанський.
+
+30
BEZE
BEZE
6 жовтня 2021, 17:27
#
Бізнес відчуває тонко де йому раді;))
+
0
vt313
vt313
6 жовтня 2021, 17:31
#
Например.
+
+15
dimakaminskiy
dimakaminskiy
6 жовтня 2021, 19:36
#
Автор статьи, возможно умышленно, не говорит нам о том, что работник нанятый через ФОП не равно рабутнику взятому в штат.
Пример дядя Федор работает на заводе, он имеет право заболеть и получать больничный, он может пойти в отпуск, да — да в оплачиваемый отпуск и за это нужно платить.
Пример электрик Женя, дает услуги через ФОП, сегодня он заболел, кто ему оплатит лекарства? кто оплатит ему отпуск, вы заплатите хоть копейку, электрику который не сделал свою работу ??
Сравниваем дальше, у Федора на заводе работу завтра (условно) будет, а работу у Жени не постоянная, она то есть, то ее нет. Работая на фрилансе ты никогда не знаешь, а будет у тебя условно хоть 1 заказ в неделю…

Сравнивая все это, автор, задайся вопросов, а могут эти 2 специалиста платить налоги одинаково, не получая равных условий (отпуска, больничные, уверенность в завтрашнем дне).




+
0
Три літри
Три літри
6 жовтня 2021, 20:41
#
Пример электрик Женя, дает услуги через ФОП, сегодня он заболел, кто ему оплатит лекарства?

Будто наёмному работнику дяде Феде завод оплачиват лекарства. Нет, не получит.

Больничный же могут получить оба: и наёмный работник завода Федя, и вольный ФОП электрик Женя — потому что они оба платят в фонд соцстрахования из которого и выплачиваются больничные.

И с отпустом совершенно так же.

https://biz.ligazakon.net/ru/news/194691_otpusk-i-bolnichnyy-dlya-fop-obraztsy-zayavleniy-i-nalogovye-nyuansy
+
0
Три літри
Три літри
6 жовтня 2021, 20:42
#
Сравниваем дальше, у Федора на заводе работу завтра (условно) будет, а работу у Жени не постоянная, она то есть, то ее нет.

В девяностых у заводов тоже часто-густо не было «работы завтра», а зарплата выплачивалась с задержкой в год.

Если электрик Женя не будет околачивать груши, а будет работать — работы у него будет на годы вперёд и даже очередь будет стоять из клиентов.
+
0
vt313
vt313
6 жовтня 2021, 21:12
#
Договоренности бывают разные.
Отпуск, мед страховка, …
Не вопрос. Но, под честное слово. С обеих сторон.
+
0
Vadimra
Vadimra
6 жовтня 2021, 20:43
#
Нихрена не понял. Автор задал вопрос, но отвечать на него не стал… Пусть вс же таки ответит, получится снизить налоги на ФОТ или нет
+
0
busypit
busypit
6 жовтня 2021, 23:13
#
Вот же ответ: «Можно говорить о пересмотре объема отчислений с заработной платы только тогда, когда все физические лица — наемные работники и предприниматели — будут приблизительно в равных условиях.» Или сначала всех в стойло, и лишь тогда можно хватку (ставку) ослаблять.
+
+15
Игорь Коляда
Игорь Коляда
6 жовтня 2021, 21:52
#

Что мешает снизить налоги на зарплату

На мой взгляд, мешает уровень знаний таких «экспертов», которые не понимают разницы ни между ЮР-лицом и ФИЗ-лицом, ни между «зарплатой» и «доходом ФОПа».
+
0
Bischof
Bischof
6 жовтня 2021, 22:40
#
Совершенно бредовые и высосанные из пальца причины, чтобы не снижать налоги на ФОТ. Уж лучше бы заезженную песню про компенсаторы пели – и то убедительнее…
+
0
antgmbox
antgmbox
7 жовтня 2021, 8:57
#
Если вкидывают тему о снижении налогов на ФОТ — значит готовьтесь к введению новых налогов (расширению налогообложению) вроде как минимум обязательного пенсионного страхования в обход дырявого бюджета пенсионного фонда, медицинского страхования, платного обучения, охранных услуг. А сниженные налоги смогут более эффективно уходить на материальную помощь и содержание трудящихся вертикали власти всех уровней.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися