Банк не має права передавати заборгованість фізичної особи і її контакти колекторській компанії або третій особі без попередження. Про це розповіла в інтерв'ю Уніан начальник управління НБУ із захисту прав споживачів фінпослуг Ольга Лобайчук, посилаючись на норми чинного законодавства.
Банк не має права «мовчки» передавати колектору дані по кредиту — НБУ
Що це значить
«Телефонний номер — це персональні дані. І коли особа в кредитній заявці вказує контакти знайомих, банк не має права без письмової згоди цих знайомих обробляти їхні дані», — сказала Лобайчук, відповідаючи на запитання про обов'язки банку перевіряти номери телефонів знайомих, зазначені позичальником в кредитній заявці.
За її словами, Нацбанк контролюватиме виконання цих норм, оскільки в межах прийнятого Верховною Радою закону про «спліт» з липня 2020 року стане регулятором для колекторів.
Читайте також: Рада зобов'язала банки показувати справжні кредитні ставки
«Відповідно до Закону „Про захист персональних даних“, за такі порушення передбачена кримінальна відповідальність керівництва банку. Що стосується поруки, то слід розуміти, що поручитель попередньо має дати свою згоду підписати відповідний договір», — додала Лобайчук, відповідаючи на запитання, чи може колектор вимагати погашення боргу з особи, якщо її дані вказані стороннім в кредитній анкеті.
Порівняти умови кредитів в банках України
Що відомо
- 20 вересня Верховна Рада прийняла закон про захист прав споживачів фінансових послуг, що зобов'язує банки інформувати потенційних позичальників про всі майбутні витрати по кредиту, включаючи додаткові та супутні послуги третіх осіб.
- Також закон вводить однакові правила для банків та небанківських фінустанов щодо реклами фінансових послуг. Повноваження щодо захисту прав споживачів фінансових послуг в рамках закону отримав Національний банк.
- 12 вересня ВР підтримала в цілому законопроект про так званий спліт. Це означає, що контроль над більшістю небанківських фінансових установ тепер перейде до Національного банку.
Коментарі - 22
— Я убью его!
— Нет. Убей лучше меня!
— Меня убей!
— А кто вы?
— Мы его поручители по кредиту! Убейте нас!:) …
Ну а под обработкой понимается в том числе и перенос этих телефонных номеров из бумажной анкеты клиента в СУБД банка.
Возможно, банк не имел права вообще требовать номера телефонов третьих лиц без их письменного согласия. Правда и удалять из своих СУБД он тоже не спешит эти номера — авось пригодятся.
«В соответствии с Законом „О защите персональных данных“, за такие нарушения предусмотрена уголовная ответственность руководства банка», — добавила Лобайчук»
Теперь появились реальные рычаги воздействия на укрбанки — говорите, что пожалуетесь госпоже Лобачук — и вопрос будет решён положительно.
Тут ответственность на должнике: он должен был получить от лиц, телефоны которых он передаёт банку, согласие на такую операцию. Закон о ПД не запрещает ни банку, ни кому-либо просить у физического лица ПД других лиц.
«Тут ответственность на должнике: он должен был получить от лиц, телефоны которых он передаёт банку»
Ответственность исключительно на стороне банка, ведь именно банк хранит, систематизирует, обрабатывает информацию переданную ему клиентом а значит должен получать письменные согласия на обработку у всех лиц, телефонные номера которых он хранит и обрабатывает.
Клиент вписал в анкету телефоны и отдал анкету банку — у него на руках нет ни бумажной копии анкеты ни анкеты в электронном виде — он её не хранит и не обрабатывает и поэтому он не подпадает под действие ЗУ «О защите персональных данных».
Сейчас чаще всего бумажные анкеты уже никто не заполняет. Сотрудник банка со слов клиента самостоятельно вносит данные в анкету клиента и затем распечатывает и отдаёт на подпись.
Клиенты подписывают не читая.
После этого любой сотрудник банка может дополнить анкету любым количеством контактных телефонов.
Одно время на эту тему я даже публиковал в блоге прикольную инфу, когда один банк повадился полу- автоматически заносить в карточку клиента все номера, с которых клиент дозвонился и прошёл идентификацию.
Тогда и обслуживание кредитов будет более качественным.
Банк немає права передавати колекторам телефони осіб які були вказані позичальником при оформленні кредиту. Взагалі. Бо ці особи не давали йому права на це.
Банк перед тим як передати телефон позичалиника колекторам багато разів нагадує позичальнику про повернення боргу. Тож ні ніякого додаткового інформування про передачу телефона позичальника від банка не вимагається.
Но банкиры не желают забивать себе голову такой чепухой — им проще взять пару телефонных номеров и в нарушении всех правил и норм финансового мониторинга, абсолютно без всякой идентификации в телефонном режиме получить ничем не подтверждаемую финансовую информацию о клиенте — вот отсюда и большинство проблем банков по возврату отфонарно выданных кредитов.
Если банкиры бояться налоговой, как огня, то сделайте хотя-бы платную регистрацию на Opendatabot (стоит копейки по сравнению с зарплатой самого малоимущего банковского сотрудника) и за одну минуту после ввода ИНН-кода клиента получите информацию о движимом и недвижимом имуществе претендента на кредит.
Но у банкиров даже на такое ума не хватает.
А вот парить посторонним людям мозги в телефонном режиме -вот только на это они и способны…