Национальный банк поставил амбициозную задачу – к 2020 году сократить объем наличности в украинской экономике в два раза. Эта цель прописана в стратегии cashless economy. Развитие инфраструктуры безналичных платежей – один из ее центральных пунктов. Реализовать его должны банки и предприниматели. Но ни те, ни другие не торопятся это делать. «Минфин» выяснял, почему экономика без кеша не нужна никому, кроме Нацбанка.
Тернистый путь к cashless-экономике
НБУ принял стратегию cashless economy в апреле прошлого года. По данным регулятора, с тех пор количество торговых терминалов выросло на 6797 штук и достигло в октябре прошлого года 188 435 штук. За 9 месяцев 2016 года сумма безналичных операций с использованием карт составила 397,8 млрд грн – больше, чем за весь 2015 год. Доля безналичных платежей за этот период достигла 70% всех операций по платежным картам. Большинство безналичных операций пришлось как раз на POS-терминалы – 35,9% от общего количества в 3 квартале 2016 года.
«Минфин» опросил 30 крупнейших банков-лидеров по количеству POS-терминалов, намерены ли они развивать это направление. Ответили только 6: ПриватБанк, Ощадбанк, Райффайзен, UKRSIBBANK, Сбербанк и Индустриалбанк. Но и в их ответах не было слышно энтузиазма.
Самым лаконичным оказался Райффайзенбанк Аваль. Там собираются расширять свою сеть POS-терминалов и стимулировать держателей карт использовать безнал. Но как и когда - не рассказывают.
Остальные банки утверждают, что им однозначно выгодней развивать сеть POS-терминалов, чем банкоматную. Мол, устанавливать терминалы быстрее и дешевле. Обслуживание и ремонт стоят меньше, можно экономить на инкассации и т.д. Тем не менее, делать это банки не торопятся.
«У нас есть возможность увеличить количество своих POS-терминалов, но будем ли мы это делать, зависит от дальнейшего состояния рынка. Назвать его цивилизованным пока нельзя. Когда конкуренция была высокой, крупные игроки повсеместно устанавливали POS-терминалы под очень низкую рентабельность и тем самым завели рынок в глухой угол. Теперь конкуренции нет, но текущие тарифы невыгодны для закупки новых дорогостоящих POS-терминалов. Это импортная техника, и цена ее выросла вместе с валютным курсом», - рассказывает заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Ирина Князева.
Как отмечают в Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (ЕМА), банкоматная сеть в стране остается очень обширной, хотя с рынка ушло много банков (принадлежащие им банкоматы перестали работать). Оставшиеся финучреждения продолжают популяризировать машины для снятия кеша. Например, многие не берут комиссий за снятие денег с зарплатных карт, «обналичку» пенсий, соцпомощи и т.д. Поэтому у потребителей нет стимула переключаться на оплату картой.
«Банкоматы нужны банкам, чтоб увеличивать количество держателей карт (и клиентов) и продавать им свои банковские продукты. Установка банкомата в 20-25 раз дороже, чем POS-терминала, но договориться о его размещении проще - на это зарплатные предприятия или торговые центры идут с большей охотой», - констатируют в ЕМА.
Цена вопроса
Большинство банков не говорит о стоимости терминалов. Точный ответ предоставил только Индустриалбанк - $500 за штуку. Ощадбанк утверждает, что на оборудование касс небольшого магазина ( 7-10 касс) нужно потратить порядка 50 000 грн. Приват наладил прямые контракты с поставщиками терминалов. Потому точную цену не разглашает. Отделался общим ответом: она может достигать нескольких сот долларов.
Стоимость обслуживания Приват также не раскрыл: все зависит от удаленности магазина и количества устройств. Обслуживание одного терминала UKRSIBBANK или Ощада стоит около 50 грн в месяц.
Для сравнения: за установку одного банкомата банки платят, как минимум, 10 000 грн. Его обслуживание обходится примерно в 20 раз дороже.
35 в тени
Самые амбициозные задачи по наращиванию сетей POS-терминалов поставили перед собой Приват и Ощадбанк. Первый в этом году хочет нарастить сеть приблизительно на 26% (до 150 000 штук), второй – на 25% (27 158 штук).
Но планы банков могут разбиться об одну проблему: далеко не все торговцы хотят устанавливать POS-терминалы. Без них им куда проще скрывать объемы продаж и, соответственно, прибыли от налоговой.
По закону «О платежных системах и переводах средств», каждый субъект хозяйствования должен установить платежный терминал. Но в законодательстве есть одна лазейка – это постановление Кабмина №878 от 29 сентября 2010 года. Оно обязывает устанавливать POS-терминалы только тех субъектов, которые используют кассовые аппараты. В результате, по данным ЕМА, более 80% торговцев продолжают уклоняться от требований закона.
По словам главы Ассоциации членов платежных систем Александра Карпова, этот вопрос не раз обсуждался и в НБУ, и в министерствах. Но чиновники «отфутболивали» проблему, говоря - «не наше дело».
Пока власти не закроют эту лазейку, об активном развитии сети POS-терминалов не может быть и речи. Права потребителей будут нарушаться. Резкого сокращения теневой экономики (по данным МЭРТ, ее объем составил 35% ВВП на 1 октября 2016 года) ждать не стоит.
Искусство мотивации
Национальный банк не раз обещал мотивировать потребителей к безналичным расчетам. И сдержал слово. С 4 января регулятор снизил предельную сумму расчетов наличкой, установленную для физлиц, втрое - со 150000 до 50000 гривен.
В свою очередь, стараются и банки. Они пытаются привить «безналичную» культуру, вводя комиссии на снятие денег в кассах и банкоматах.
Финансисты используют не только кнут, но и пряник. Многие стимулирует потребителей отказываться от кеша с помощью различных акций и бонусных программ.
Коментарі - 187
# Зачем украинцев отучают от наличных
Вы упускаете один очень важный момент. Этот «рецепт» зародился на западе сразу после финансового кризиса 2008г. и падения Lehman Brothers. Заказчиками были банки и финучреждения, и этими нелегальными мерами преследовали цель избежания собственных же банкротств — массовым снятием наличных можно легко обанкротить любой банк. Вот и приучают людей к безналу — панацея от банкротств обанкротившихся финучреждений. Государства как регулирующие органы подключились уже потом, дав волю фантазии всем своим налогово-финансовым ищейкам…
# Интернет-преступность в Украине набирает обороты
Цель безнала, как одной из западных зомбимер, закредитовать по максимуму и так не очень состоятельное население. Дать государству все инструменты для контроля и взымания налогов, создать для финучреждений условия повышающие ратио прибыли в десятки и сотни раз с минимизированной вероятностью банкротства. Вас мало интересует рост безработицы за счет вымирающей как динозавры активной части населения, работающей с наличными и создающей рабочие места. Вас мало интересует, что во время тяжелейшего кризиса предприниматели, да и вообще все люди испытают удорожание своих финопераций. И самое главное, вы отбираете у людей право жить, работать и выбирать форму хранения заработанных средств индивидуально, подстригая всех под одну гребенку. Есть страны первого эшелона, которые живут и даже процветают без зомбимер.В Японии, например, платежи не наличными вообще считаются правилом плохого тона. Зачем сеять нищету и жить, как например во Франции, оплачивая товары в 50 центов кредиткой и бежать от банкнота в 500 евро как черт от ладана???
«В Японии, например, платежи не наличными вообще считаются правилом плохого тона.»
И сколько нас можно пугать одними и теми же примерами из Японии.
В Японии принято найденные на улице кошельки с деньгами передавать в полицию, или в «Центр пропавших вещей».
Также в Японии принято отвечать за сказанные слова, выполнять обещания и платить по своим долгам, а если нет никакой физической возможности расплатиться, то делать «харакири».
Но похоже, вы semenvekselberg только другим тычете под нос примеры из Японии, а сами полностью их игнорируете и поступаете наоборот.
Права потребителей будут нарушаться даже если закроют эту лазейку.
Они уже нарушены тем, что загоняют людей в зарплатные проекты и лишают их возможности получать наличными.
Выбора — нет, это уже нарушение прав потребителя.
А потом они введут комиссию за снятие налички, это тоже — ограничение выбора.
Короче,благими намерениями — стелется дорога в ад.
Заявляют РЫНОЧНУЮ экономику — строят вполне себе АДМИНИСТРАТИВНУЮ.
Вас никто и никуда не загоняет — есть понятие «экономическая целесообразность».
Когда будете директором предприятия, у вас появиться право лично ездить в банк и по чеку забирать мешок наличных, потом либо платить офигенный процент государственной или частной службе инкассации, либо самому лично переть этот мешок с наличными деньгами на работу, а там выделить отдельное помещение и пару дней выдавать всем желающим наличку.
Я уже не упоминаю о таких мелочах, как по дороге от банка на фирму можете получить по голове и потерять мешок с деньгами вместе с жизнью…
Право выбора есть и у рядовых бухгалтеров, которые без страхования жизни, дополнительных доплат и охраны отказываются получать наличные в банке.
Экономическая цель одна — удовлетворение потребностей потребителей, а не хотелок собственников идиректоров предприятий.
Какая ж сообразность в пренебрежении интересами большинства в пользу интересов меньшинства?
.
Каких «потребителей»?
Очнитесь от тумана своих мыслей и спуститесь на грешную землю и в существующую реальность.
На предприятиях работают не потребители услуг, а наёмные работники.
И кроме лично ваших хотелок на отвлечённые темы существует коллективный договор и должностные инструкции.
Если у вас основная мечта в жизни — получать наличные в кассе предприятия, нет проблем — выплачивайте на своём предприятии через кассу, когда хотите и сколько хотите.
А на других предприятиях оставьте право принятия таких решений их руководству.
Но я так понимаю, что как раз у себя вы это делать не желаете, а волнуетесь за всех остальных — ну просто мать Тереза.
Да что вы говорите?
ВСЕ являются потребителями — и наёмные работники, и директора предприятий, и собственники.
Есть такая особенность у людей.
Но понимание этого — не для средних умов.
Неужели НБУ запрещает?
Проблема не в том кто, а что запрещают.
Причём ни столовая, ни предприятие не оборудованы устройствами для снятия налички или POS-терминалом.
И чем прикажете платить за обед?
Или голодным — работать?
Наверное логично сначала оборудовать, и потом — запрещать, а не наоборот.
Ещё раз повторю, что понимание этого — не для средних умов.
«Директор предприятия.»
Ну так и разбирайтесь с вашим директором через собрание трудового коллектива и коллективный договор — ведь столовая ведомственная и находиться на территории предприятия.
И это однозначно не проблема НБУ.
У знакомых эту проблему решили по-другому — обеды бесплатные (по талонам), правда затем бухгалтерия насчитывает подоходный на стоимость закупленных продуктов питания, но там сущие копейки на человека выходят.
Это как раз проблема НБУ, потому что РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ есть его конституционная обязанность.
Вас не устраивает — подайте иск в суд против НБУ с требованием отмены всевозможных ограничений, обоснуйте иск всем перечнем своих прав и свобод и может вам улыбнётся счастье.
Электронные деньги удобнее налички. Все. Точка. Искренне надеюсь что таких как вы единицы.
У пана явная мания величия)
«Экономическая цель одна — удовлетворение потребностей потребителей, а не хотелок собственников идиректоров предприятий.»
И вы это на полном серьёзе пишете.
И разве кроме удовлетворения ваших личных потребностей в какой-то фигне вообще в жизни не существует больше никаких целей.
Например, у меня на предприятии есть цель уменьшения непроизводительных потерь времени, оптимизация бизнес-процессов а также очень важная цель — сохранения физического здоровья своих сотрудников.
И карточный зарплатный проект хорошо вписывается в эти цели, как и экспорт-импорт документов из системы банк-клиент в 1С-предприятие.
А ведь некоторые банки говорят, что ничего страшного, если бухгалтера вручную ежедневно перенаберут сотню-другую строчек.
И конечно вы не знаете сколько мороки с этими наличными и зарплатной ведомостью, особенно если один или парочка сотрудников заболели и не смогли прийти на работу и в трёхдневный срок получить наличные в кассе.
Но вам на чужие проблемы наплевать, а свои неудобства при получении наличных в банкоматах вы возводите в абсолют.
http://minfin.com.ua/blogs/semenvekselberg/104407/
То есть пропорцией административных и рыночных механизмов регулирования.
В Украине до майдана, в современном Китае, России, Индии классического капитализма в 100 раз больше, чем в сегодняшней Европе. Сравнительный анализ нужно делать не только по долговой нагрузке и ВВП, но и по уровню и тенденциям развития среднего класса в этих странах. Так что мы, как всегда, хотели перехитрить всех, а по итогу перехитрили самих себя…
На языке экономики могу вам сообщить, что в РФ за последние несколько лет закрыли около 300 российских банков — и ничего, жизнь продолжается.
«Если есть что сказать по теме, говорите; eсли нет — не загрязняйте эфир»
Перестаньте присваивать себе право модерирования данного форума.
И если вас не устраивают чужие тексты сообщений — научитесь сдержанности.
Это в Китае и России? :)
Так это не мотивация, а — ПРИНУЖДЕНИЕ.
Что, буквы от цифр различить не можете?
Или по методичке шпарите?
а теперь приходиться придумывать дополнительные варианты по разбивке платежей, накладных и прочих документов исходя из уменьшения лимита по наличным операциям.
это доставляет некоторые неудобства и дополнительные затраты.
т.е. оперируя 3мя вышеприведенными конторами- я могу товар купить или оплатить на 11к зелени мимо кассы, и проверки не помогут. Если мне понадобятся суммы большие, нежели 11к- там уже биточки в бой пойдут, но то уже для богатых. Лимита 11к вполне хватает, при том что это не нал. Так что пока вас расчесывают про cashless экономику, люди делают дела)
Часть нашего народа будет всегда придумывать любые схемы и ухищрения, лишь бы не показать реальные доходы и не заплатить с них налоги.
В тех же штатах такого такого тупизма нет
После этого наши олигархи и случайно разбогатевшие гослужащие даже и не думают переезжать туда на ПМЖ — всё больше по Европам да в Россию — там не такое строгое законодательство к неплательщикам налогов.
Если вас реально интересует борьба с украинской коррупцией, то продажа квартиры раз пару раз в жизни и связанные с этим потери пары тысяч гривен не являются определяющими.
Если же вас украинская коррупция устраивает и вы встроены в эту систему, то конечно — всё это очень неудобно и приводит к огромным потерям ваших кровно заработанных финансов.
И над чем конкретно иронизировал автор?
Столько патетики, такой праведный гнев на ровном месте, такая неприязнь ко всем нововведениям и из-за чего собственно?
Лично вам кто-то запрещает на своём предприятии получать зарплату наличными — нет никто не запрещает, так к чему все эти тирады и возмущение.
К сведению, на первичном рынке продают по безналу и за гривну.
При обсуждении уменьшения лимита со 150 тыс до 50 тыс я просил озвучить хотя-бы количество покупок в год свыше 50 тыс или 150 тыс — все, кроме ballistic, дружно промолчали — значит вообще в последние пару лет таких покупок не делали.
А тут опять стройный хор затянули — как им тяжело оплачивать ежедневно по 50-10-150 тысяч по безналу, а они так хотели всё за наличку.
И кто громче на эту тему шумит, тому оно менее всего и нужно.
Вообще-то не промолчали, а указали вам на то, что такой вопрос задавать не очень культурно.
Поэтому из того, что некоему господину Qwerty1999 никто в интернете не отчитался о своих тратах не следует, что этих трат не было.
Я не отрицаю наличие свободы, особенно в США. Там каждый гражданин вправе владеть огнестрельным оружием.
Но ведь мы обсуждаем тут не США, где всего-лишь за обсуждение антироссийских санкций советником и послом РФ, последний (советник) подал в отставку.
А мы говорим о насквозь коррумпированной стране Украина, где большая часть коррупционных проявлений и сделок осуществляется именно наличными.
А вы пытаетесь и дальше отстаивать права коррупционеров на получение наличных в неограниченных размерах.
хотите рассчитываться везде и за всё наличкой — снимайте с зарплатной карты наличку и вперёд.
хотите получать наличку на работе в бухгалтерии — внесите этот пункт в колдоговор, заставьте директора расторгнуть зарплатный проект с банком и радуйтесь.
но не мешайте другим гражданам пользоваться их правом повсеместного применения платёжных карт и безналичных платежей.
Почему?
Потому что есть Ваши ремонтники, которые очень хотят наличман и не только ремонтники, а и многие, кто по отчётности (если вообще как-то отчитывается) показывают 0, а реально получают намного больше.
Им в принципе не может быть выгоден безнал.
Чтобы решить это противоречие, нужно:
1. Сделать так чтобы всем был выгоден безнал (сложно и маловероятно).
2. Загнать разом всех в безнал. (проблемы с инфраструктурой как минимум и недовольством).
Выбрано следующее: медленно «загонять». Ограничения одновременно с совершенствованием инфраструктуры. И тут никак не избежать неудобств.
потребность скрывать доходы от налогообложения не может не вызывать сочувствия, но она входит в противоречие с действующим законодательством.
В последний раз при покупке квартиры у меня самые большие проблемы были не с покупателем — он без проблем согласился и на конкретный банк и на конкретную сумму по безналу.
А вот с риэлтором со стороны продавца были большие проблемы. Когда всё только обсуждалось — мне давали визитки какого-то агенства в виде ООО, при подписании всяких бумажек подписи ставили уже от имени какого-то ФОПа.
А когда стал вопрос банковских реквизитов для оплаты услуг этого агенства — так рогом упёрлись — только наличные и ни каких платежей по банку.
И ведь таких агенств, работающих в тени — большинство.
А вот насчет бумажечек и прочего- то вы просто не разбираетесь. Когда к вам как к ФОПу прийдут и попросят все чеки показать- т.е. копии, с заполнением и прочим, и с моими реквизитами, подписями и штампиком покажут неучтенку- это залет. Проще зато сделать инвойсик пейпала, в фотошопе, где указано что да как, и опять таки безналом нажиться, а-ля купил 10х200баксов т.е. на 2к зелени, и инвойсик типа «факсом» на 10х20 баксов, т.е. 1800 баксов скрытого тем же безналом. Когда возникают вопросы- многие так и делают. Так что еще раз: мантра про безнал- это не панацея, это всего лишь пшик.
А надо мозгами думать.
Потом перешли на деньги из драгоценных металлов: золото, серебро.
Потом монеты и слитки заменили на бумажные деньги, потому что тупо удобнее, дешевле и проще.
Теперь бумажные деньги меняем на безналичные расчёты.
Кто против — тупо борется с прогрессом или ему просто выгодно скрывать доходы.
Остальное от лукавого.
P.S. Если кто-то говорит о свободе выбора, то задумайтесь, а почему рассматривается только свобода выбора между налом и безналом. Может я хочу з/п получить слитками золота (до копейки), ракушками, и вообще мало-ли чего я захочу, ведь если Вы мне так не дадите, то нарушаете мои права потребителя. Нет?
Тут мне напишут, что национальная валюта гривна, согласен. Но кто это устанавливает? Государство! Но оно же может и поменять правила. Например написать в законе, что валюта Украины — безналичная гривна и изъять наличку из обращения.
Для примера:
Заходит человек в магазин, понравилась вещь, а денег наличных с собой нет. Может он вернётся, а может и нет. А так все деньги на карточке. Рассчитался и всё. Всем хорошо бизнес получил прибыль, покупатель — понравившуюся вещь.
Скажете тратить будут много (непродуманно), так можно и ограничения себе же или жене (если она транжира) установить.
На кассе женщина рассчитывается за обычные ежедневные покупки по дому, ей говорят общую сумму, она достаёт кошелёк и оказывается, что не хватает каких-то 20-50 гривен, и вот начинают делать аннуляцию товара, пока не опустятся до сумы наличных в кошельке.
А она ещё и оправдывается — деньги дома есть, но не может же она все деньги носить с собой ежедневно.
Вот вам и пример реальных проблем с наличным оборотом — нельзя купить нужный семье товар в любом магазине, если наличные деньги лежат дома или у мужа в кармане, а не в кошельке покупательницы, стоящей возле кассы.
1. Время кассира.
2. Отвлечение охраны.
3. Недовольство покупателей задержкой.
4. Разнос товара обратно ан полки.
Это ведь всё непроизводительные траты.
Печальные итоги 2016 года…
На 30% по сравнению с 2015 годом увеличилось количество ограблений — 21 910. Наибольший рост в Ровненской области (+200%), более 50% роста в Волынской, Киевской, Николаевской и Одесской областях. Воровать стали больше на 34% — только зарегистрировано 266 912 случаев, и лидирует Харьковская область, где рост составил 61,2%. Количество квартирных краж возросло особенно в Черниговской (+290%), Черкасской (+270%), Херсонской (+250%), Одесской (+220%) и Кировоградской (+220%) областях.
Я же написал «печальные итоги». :)
И это реальная жизнь и от неё никуда не спрятаться.
«Или в 2015 году налички у людей было на порядок меньше?»
Посмотрите на статистику выплат по ликвидируемым банкам и отток наличных из Приватбанка (в конце декабря по два миллиарда гривен в сутки).
Конечно сейчас на руках у населения налички в разы больше, чем ещё пару лет назад, когда большая часть хранилась в банках (ячейки или депозиты).
Знакомые с ситуацией, говорят что часть воровского контингента перебазировалась с Донбасса (где за воровство можно легко и пулю в лоб схлопотать) на материковую Украину.
Харьковская область оказалась самой привлекательной в результате близости к нестабильному региону и отсутствию языкового барьера.
Это временно оккупированная территория и на ней украинские законы не действуют, поэтому она и исключена из обсуждения — по Конституции она принадлежит Украине, а по факту подконтрольна российским оккупационным властям.
Возьмите банковскую статистику за год и сравните остатки по счетам на первые числа 2015 и 2016 годов — может тогда поймёте, что из банков «вынесли» больше, чем «занесли».
также есть статистика по покупке и продаже валюты населением — а это тоже деньги вне банковских счетов.
Рэнкинг НБУ
Выбираете менюшки:
— Депозиты физ лиц
— Депозиты юрлиц
на начало интересующих периодов
январь 2015 — 543484,13 млн грн
январь 2016 — 423774,28 млн грн
декабрь 2016 — 406860,37 млн грн
За весь 2015 банки похудели почти на 110 000 млн грн
а за весь 2016 на 16 000 млн грн.
Разве что выплаты по этим лопнувшим пошли уже конец 2015 начало и не только 2016. Так можно и ФГВФЛ заподозрить в сливе инфы: ) *сарказм*
Статистика исключительно по действующим банкам.
«за весь 2016 на 16 000 млн грн.»
За 2015 = 110 млрд грн.
Из одних забирали и перекладывали в другие, 16 млрд грн. забрали, но не донесли до других банков…
Добавьте сюда миллиардные выплаты по ФГВФЛ…
Общая сумма средств, выплаченная вкладчикам неплатежеспособных банков, которые были переданы в управление Фонда, по состоянию на 1 января 2017 года составила 80,8 млрд грн.
«Вот вам и пример реальных проблем с наличным оборотом — нельзя купить нужный семье товар в любом магазине, если наличные деньги лежат дома или у мужа в кармане, а не в кошельке покупательницы, стоящей возле кассы.»
А если где-то нет везде терминалов- то вот Вам и пример деньги на карточке есть, а «нельзя купить нужный семье товар в любом магазине»
А почему не создать равные условия для всех потребителей, а не так как решат «царьки»?
пора обязательную медкомиссию ввести, потому что в адекватости некоторых авторов многих законопроектов надо бы удостовериться с помощью специалистов… хотя там они кешем и выше 150 000 «порешают», е-декларирование ж все прошли и народ «схавал».
Почему я им не могу в АТБ расчитаться за сигареты, и сдачи получить тоже слитками золота? Какие-то царьки решили, что я только деньгами должен расплачиваться — «на кол!»
А если не золото, а цистена нефти, почему в магазине не принимают или свинья. Обязаны! Мои права нарушают.
И блин макулатурой и пустыми бутылками не могу в Сельпо расчитаться.
Что же Вы только наличка-безналичка?
Бартер — золотые деньги;
Золотые — бумажным;
Теперь время перехода бумажные — электронные;
Если в этом контексте рассматривать мои права, то по сути бумажные деньги тоже нарушают мои права, может я не хочу бумажные, может мне нравится бартер и золото (Я хочу регресс! Учтите мои права?). Так что вернуться в каменный век или стоять на месте?
Для наличных существует целая индустрия:
1. Кассы.
2. Банкоматы.
3. Инкассация.
4. Печать денег.
Это просто нерациональное использование ресурсов экономики, как минимум.
Переход в безнал, на 90-95% платежей — это выгодно всем, кроме тех кто не платит налоги + преступникам.
1. Я готов спокойно хранить (да вообще я так и делаю) 100% денег в банках. Потому что я выберу действительно надёжные, например: Аваль, Укрсиб, Креди Агриколь, ОТП, Прокредит.
В целом еще и Ощад с Приватом и Укрэксимом.
Для недоверчивых можно открыть в разных банках счета.
2. Для обычных покупок: 95% покупок в мес. я использую магазины: АТБ, Варус, Сельпо, Метро, ни разу проблем не возникало с платежами + коммуналку плачу через интернет-банкинг.
3. Да, есть 5% платежей: транспорт, рынок, такси где нужен кэш.
И то перевести таксистов на безнал, а транспорт на эл. билет будет легко (если опять же любители неплатить налоги не пролобируют).
4. Да, есть проблема сёл и малых городов, но при массовом внедрении безнала и в них можно поставить терминалы и провести норм. связь (это кстати даст и нормальное телевидение и интернет и моб. связь и будет + к развитию эти регионов).
5. Про декларации, давно нужно вводить «нулевую декларацию» (пусть и с уплатой определённого процента, для тех кто не может подтвердить доходы). Иного выхода нет, мы не можем посадить все десятки тысяч коррпуционеров и сотни тысяч уклонистов.
После этой «нулевой» — вводить полный Cashless.
Как по мне важнее предотвратить.
А народу интереснее наказать (эффектнее). Вот только оказывается, что наказать требуют у тех, кого как раз и нужно самих наказать. Вообщем ждём у «моря погоды» и «доброго царя».
А нужно создавать систему:
1. Cashless.
2. Поголовное декларирование (доходы/расходы).
3. Перекрёстный контроль поступлений и списаний со счетов с декларацией.
4. Астрономические штрафы за непоясняемые доходы.
Всё вместе — это очень сильный инструмент борьбы с коррупцией и контроля.
И да, к сожалению большинство украинцев, если по-чесному нужно посадить в тюрьму, потому что или брали или давали взятки: ГАИшнику, преподавателю, чиновнику, врачу и.т.д. Пойдём по «чесному пути»? Но ведь это утопия.
Вот и сидим и ничего неделаем, но протестуем против cashless.
"- Перекрёстный контроль поступлений и списаний со счетов с декларацией.
— Астрономические штрафы за непоясняемые доходы."
то после «амнистии» откуда оно возьмется то?
В чем проблема прогнать все уже имеющиеся декларации и завести дела? Правильно, самим на себя дела заводить как то не по людски и т.д. и т.п.
Вот Вы провели амнистию, а потом ввели cashless. А как дальше взятки брать, если любую новую сумму нужно объяснить (а она выплывает через безнал), а объяснений нет?
2. Про декларации и уголовные дела.
Вот смотрите, например условный Вася коррупционер и у него чемодан кэша, он задекларировал их как наличку.
Вы его берёте и начинаете «колоть»:
— Где взял?
— Накопил, со школы.
— Не ври.
— Не вру.
— Подтверди документами;
— Не буду;
Дальше, Ваши действия? По какому закону будете сажать? В каком законе у нас написано, что если нет документарного подтвержения доходов, то сажаем в тюрьму?
Ну зачем сразу тюрьмой пугать «условного Васю-коррупционера».
Насколько я помню — налоговый кодекс никто не отменял.
Самый простой вариант, если он подтверждает источники дохода, и по ним не был уплачен подоходный, то насчитать на эти суммы подоходный и штрафы за просрочку уплаты — набежит немного, но заплатить придётся.
Неподтверждённые суммы по суду признать неправомерной выгодой и конфисковать в бюджет страны.
И не забыть внести «условного Васю-коррупционера» в реальный список коррупционеров с судебным запретом занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления.
А что касается действий из серии «колоть», у нас нет законов про уклонении от уплаты налогов, так как любое «накопил» это прибыль с чего то, хоть зарплата, хоть наследство… И как это в Европе все это работает то, если все так красиво упирается в «Не буду».
А как Ваше мнение согласовывается с законодательством страны и уголовно-процессуальным кодексом? Вы уверены, что всё что Вы написали, соответствует законам Украины?
Прибыль можно считать:
1. От чего-то.
2. За определённый период.
3. На основании какой-то базы.
То есть для начала нужно определить, что и когда у человека было, а потом посмотреть что стало. И разница это доход. и его нужно подтверждать.
А у нас неизвестно, что людям принадлежит вообще в стране. Базы нет.
Для создания базы вообще-то ещё 25 лет (26 почти)назад, нужно было вводить декларации и потом их обновлять каждый год.
По сути нет точки опоры для проверки. А вот после нулевой декларации, к любому можно прийти и сказать, вот Вы сами показали, что у вас денег нет, имущества нет, и доходы 5 000 грн./мес, а Вы купили Мерседес.
В налоговом кодексе указан перечень доходов, не подлежащих налогообложению, а также есть перечень доходов, которые должны облагаться налогом либо при их выплате либо путём подачи декларации о доходах.
Также там есть информация о пене и штрафах как за несвоевременную подачу декларации, так и за несвоевременную уплату налогов.
И насколько я помню, в стране нет ни одного закона по которому вор имеет право пользования и распоряжения ворованным имуществом.
У меня есть 1 000 000 долл. кэшем накопил со школьных затраков и вообще я 100% з/п за всю жтзнь откладывал.
Оспорьте это утверждение.
Только по Закону, а не «такого быть не могло»!
Еще пример (допрос чиновника):
— У вас вилла за 2 000 000 долл., где взяли деньги;
— Родственники одалжили, беспроцентно на 50 лет. Вот 10 договоров;
— А где родственники взяли?;
— У них спросите;
Идут следователи к родственникам:
— Где взяли?;
Тут два варианта:
1. Накопил с детства. Не ел не пил, копил. Оспорьте?
2. А по какому Закону, я должен объяснять?
А что понимать под подтверждением законного получения денег?
Конкретно, какие документы и за какой период. Жду Вашей версии.
Представим именно Вы составляете этот документ, который вводит ограничения и перечень подтверждающих документов.
Да и кто должен проверять этот перечень, сотрудник продающей компании, банка или кто?
Отвечаю. :)
Простой арифметический подсчёт:
— по 5 долларов США в день на завтрак в школе
— по 10 долларов США в день на студенческий завтрак
— по 20 долларов США за обед на работе
Никак на один миллион не вытянет, даже если вы пенсионного возраста.
Могу сразу вам сказать, что доход всей вашей семьи (мама +папа), пока вы учились в школе и весь ваш доход за всё время работы не тянет на озвученный один миллион долларов США.
А ведь с этих доходов надо было платить за ЖКХ, чем-то питаться, как-то одеваться и т.д. и т.п.
Так что придумайте какую-то более правдоподобную отмазку.
Как вариант — инопланетяне заплатили за консультации о жизни на планете Земля.
Дополню: просто это не примут в ВР и всё. Ответ на комментарий ниже (чтобы много не плодить).
Вы или знаете какие конкретно должны быть документы, чтобы подтвердить или нет.
Ну давайте упростим ситуацию:
1. Я прихожу в банк класть деньги на счёт например 2 000 000 грн., заплатить, за автомобиль.
2. Я перевожу деньги на счёт автосалона.
3. Еду в автосалон с опалченым счётом.
Где и кто у меня должен спрашивать подтверждение, и что будет подтверждением, а что нет?
Закон обратной силы не имеет, у них такие законы уже давно, а у нас нет вообще.
За какой период справка о доходах?
75% — нереально. Зачем предлагать утопию.
За какой период справка о доходах?» в зависимости от суммы, если она легко вкладывается в Ваши полугодовые доходы, то за пол года, а если эта сумма превышает на пару порядков все что есть о Вас в налоговой за все время, то сами понимаете… такая справка вам не поможет)
1. Откажете? Основание.
2. Примете? А смысл тогда.
А если я принесу еще 3 договора займа от других людей, что они мне одолжили эти деньги?
1. Они и так ездят и всё у них ок. Хуже не будет точно.
Вы сейчас не можете их наказать.
2. Если смириться с первым, то далее можно создать систему на базисе их имущества и доходов.
3. А если еще их заставить положить их в банки, то и новое появиться не сможет просто так.
4. А для контроля нужен будет «не орган — бюрократы», а программа, которая будет сверять декларация с данными прошедшими по счетам. В автоматическом режиме. И по любым расхождениям выставлять претензии, которые далее нужно объяснять. Но будет БАЗА.
Дырок масса и сложности администрирования гигантские.
Если она есть, то дальше сложнее новые коррупционные доходы скрывать.
Как по мне важнее, что меньше брали взяток после, а не ловить за старое.
Налоговая проверят этих студентов: то да они её получали и да снимали с карточек. Далее Ваши действия? Стипения, сейчас около 2 000 вроде, ничего нереального.
Проверка даст 0!!!
А если вы по истечении срока этих договоров вы не покажете выплаты по ним (расходы), то можно эти договора признать никчемными, или фиктивными.
Такими копейками вы не сможете перекрыть миллиардные суммы расходов на обычные яхты Коломойского или дворцовый комплекс Ахметова в Лондоне.
Всем известен факт — Альфонсе Габриэль Капоне (глава итальянской мафиозной группировки) был осуждён не за многочисленные убийства и прочие уголовно-наказуемые деяния, а за обычную неуплату налогов в размере 388 тысяч долларов на 11 лет.
Оказалось, что доказать неуплату налогов при контроле расходов и имущественного положения намного проще, чем выискивать косвенные улики по шантажу, вымогательству, убийствам и прочим уголовно наказуемым преступлениям.
1. Просто появится сервис, получи фиктивный кредит на 50-100 лет, с погашением в конце срока.
Студентов, пенсионеров, получателей соц. выплат там хватит. Только пенсионного фонда хватит на всё это.
2. У Коломойского с Ахметовым как раз проблем не будет. У них бизнес. Ясно откуда доходы.
Будут конторки, которые будут искать для депутата/чиновника необходимое количество подставных кредиторов. За небольшую комиссию.
Пенсионер получает 1500 пенсии и всю снимает сразу например или вообще на почте получает сразу наликом.
По хорошему но может каждый месяц «непалевно» давать 500 грн. коррупционеру, т.е. 6 000 грн. в год. Это на 10 000 000 пенсионеров по максимуму — 60 млрд. грн.
Как минимум.
+ Работяги, студенты и.т.д…
Думаю 100 млрд. подставных кредитов хватит.
+ Личные доходы официальные этих коррупционеров.
Вообщем «дырок» в предложении немерянно.
P.S. За лишние 100 грн./мес без шансов, что тебя как-то поймают и докажут, пенсионер легко пойдёт на такое.
За гречку же голосуют.
Это примерно так — пусть каждый второй украинец даст мне 5 грн, а вто теперь вопрос, сколько таких людей реально будет?)
Да и депутату/чиновнику потом отдавать не нужно, ведь сразу же подписывается документ о полном погашение, только дата не ставится. Потом тот же чиновник может снимать наликом з/п и рассказывать, что долги отдаёт, всю з/п.
И никак Вы обратное не докажете.
Я еще раз поясню свою мысль.
1. Поймать тех кто уже наворовал у нас не получается. Делаем мы что-то или нет они и так всеми своими миллионами, монетами, виллами и антиквариатом пользуются и тратят. От «нулевой декларации» хуже не будет, просто нелегальные капиталы станут легальными. Страна сейчас ничего от этого не получает, но сможет, что-то получить, пусть немного, но это лучше чем 0.
2. Когда капиталы станут легальными их нужно загнать в безнал с чёткой привязкой к собственнику (декларация). Тут плюс будет как минимум банковской системе, например для кредитования. Вы же понимаете, что эти люди не понесут деньги в Диамант.
3. Полное понимание, что кому принадлежит очень поможет в кредитовании и взыскании долгов. Если у Вас всё на счетах то арестовать и изъять их легче, чем в кэше и на подставных.
4. Сами по себе взятки и коррупция — это по сути безосновательные, преступные платежи. Сейчас они идут налом, а так станет невозможно.
п.с. Поверьте мне — невозможное возможно
Бла-бла-бла…
Эмоции, эмоции, эмоции…
п.с. вопрос риторический. диалог исчерпан
Это низкий уровень спора… я в таком не участвую.
Вы смешиваете в кучу (бессмысленно и бессвязно): СССР, оффшоры, челядь, избранных, беззаконие…
Напишите, комментарий связный, осмысленный, аргументированный, без Ваших «уверенностей» и я Вам отвечу по сути.
«Потом тот же чиновник может снимать наликом з/п и рассказывать» если ЗП у чиновника тысяч 10, а он набрал на лям два три «в долг» то любой его шаг дальше потребует точно таких же телодвижений, а это снова откаты и прочее…
1. Я предлагаю полный cashless, по нему чиновник/депутат не может принести наликом в банк пару миллионов и положить на счёт.
2. Я своими комментариями иллюстрировал «дырки» в Вашем предложении, а именно:полного cashless нет, но нужно подтверждать законность денег перед покупкой. Показывал какие будут схемы (это кстати то что первое в голову пришло, уверен есть еще много вариантов, не только с займами).
Насчёт оффшоров и кредитов из них и всего похожего. Да, эта проблема есть. И понятно, что только лишь cashless — это не панацея от всех бед.
Но давайте прикинем, что это даёт:
Сценарий.
— Горадминистрация подаёт заявку на закупку например стройматериалов для ремонта садика на 500 000 грн.;
— Владелец нужной фирмочки едет к ответственному коррупционеру и договраивается за откат 30%, что выиграет его фирма.
— Цена вопроса 150 000 для коррупционера. Но заметим, что не все 150 000 пойдут ему. Нужно будет поделится по вертикали (начальники) и горизонтали (прокуратура, сбу...). Допустим ему остаётся 50 000, остальное уходит 3-5 начальникам.
Теперь варианты:
1. Как сейчас: владелец фирмы вытаскивает 150 000 из теневого оборота и приносит наликом этому рководителю. Всё супер и легко.
2. Как при Cashless:
Первое: нужно вывести деньги за границу: не каждая фирма торгующая в Украине ведёт ВЭД. То есть придётся выводить через посредников.
Второе: перечислить нужно в несколько оффшоров каждому участнику. Ну или в один, а тот должен в другие перечислить.
Третье: Каждый оффшор должен выдать кредиты в Украину.
1. Куча издежек (вывести — перевести на оффшор — распределить — вернуть в Украину).
2. По сути необходимость чуть ли не каждому чиновнику оффшор иметь.
3. Все сделки при желании можно до копейки отследить.
4. Валютный контроль будет требовать все документы на оффшорку (обязан требовать), чтобы Вам выплатить. А обычно, номинальный владец Мигель ..., Хулио..., а если все документы взять — то понятно кто им владеет в Украине (реальный контроль Хулио или Мигелю никто не даст, чревато, а это всплывёт по документам).
Да, пока не везде, но скоро будет везде. Процесс идёт и без cashless.
2. У многих есть. Но у многих и нет. Не может министр/мер/губернатор воровать один, без помощников. А клерку с долей 5000-10000 грн. в мес (реальный исполнитель), открывать оффшорку, ой проблем.
3. Законодательная база ужесточается, пусть и медленно. Но можно было бы и скорее. +Чистятся банки. Мест где можно крутить деньги становится меньше. Скоро возьмут на мониторинг КУА и фонды, и закроется еще одна лавочка.
4. +Медленно cashless внедряется.
5. «Большой процент — это пчёлы против мёда». Да это было бы справделиво. Но как-по мне важнее не наказать, а контролировать.
P.S. Вы должны понять, что если слепо добиваться справедливости, то по честному посадить надо процентов 80 населения страны, у нас дают или берут все. Гоняясь на наказанием Вы не добьётесь ничего. А вот медленно вводить вроде лёгкие ограничения (чтобы не вспугнуть), заганть в ловушку.
P.S.S. Кстати почему предлагаю именно cashless, да потому что для его введения не нужно решение ВР, достаточно решения НБУ. Понимаете. Это легче и реальнее.
1. Да, мер и губер и министр договариваются по распилам. Но каждый документ готовят исполнители (и разные) в департаментах, отделах и там визы нужны не только министра, но и нач. отдела. И со всеми нужно делится. Вот и выходит министру миллион, а он им всем раздаёт долю (копеешнуюпо сравнению с ним, но долю.) или они принмают и отдают ему. Без этой доли они делать будут по-закону, а не хитровжаренные тендеры, заявки (потому что уголовка на них тоже висит). Сам министр тоже это делать не будет — физически не сможет.
Поэтому одно дело собрать 1 000 000 и раздать доли кэшем — нет проблем. А с оффшорами как?
Куча проблем получается.
2. В мониторинге проблема (сейчас), что нет простых и понятных критериев. А сashless будут, очень простые и понятные.
Само по себе оно по моему мнению даст уже много, по вашему меньше. Я даже спорить не буду, т.к. то что я и Вы пишете больше теория, но аргументированная.
По внедрению:
1. Я за cashless, при минимальных условиях. Минимальные условия — это обеспечение всех и вся платёжными терминалами и другой инфраструктуроай и окончании чистки банковской системы. Считаю, что этого можно добиться за 1 год, главное поставить правильно цель и дать мотивацию.
Ну например соответствующая постанова НБУ, которая вступает в силу 01.01.2018, ну ок можно еще дать 6 мес. 01.07.2018.
2. Если мы отстаём от ЕС, то мы должны вводить самые жёсткие меры, чтобы догнать — хоть когда-то. Пожтому если там cash есть, то у нас не будет.
3. Даже без принятия других мер, просто Cashless, позволит проводить накопление информации о всех операциях и напугает самим фактом коррупционеров.
Опять же это ИМХО.
Практически в любой ситуации можно найти подобное тому, что Вы придумали. Но есть разница, между:
— Передать чемодан кэша.
— Продавать монетки и арт-объекты по безналу.
Разница в том, что чемодан кэша не отследишь, а продажу через безнал чего либо легко.
Кроме того, я ещё раз пишу, что большая коррупция держится на многих малых (в виде исполнителей), и если «лимон баксов» можно и через оффшор и через аукцион и еще по другому, то долю в 10 000 грн., сложнее. На мелких суммах транзакционка дорогая.
А не будет клерк рисковать забесплатно, а без клерка никуда.
А если шланг с водой запихнуть в вентиляционную отдушину, что ведёт в серверную комнату банка а входную дверь закрыть на ключик.
Говорят, вода смывает все следы. :)
скорее наоборот — у большинства банков их нет.
Также у большинства банков всё сосредоточено физически в одном месте и даже копии хранятся в серверной комнате в отдельном огнеупорном сейфе, хотя он и проницаем для воды.
Во всех магазинах равные условия уже давно созданы — на кассе принимают как наличные так и банковские карты.
Другое дело, что с наличными есть большие проблемы по поддержке мелкими купюрами и разменной монетой.
И конечно, как я описывал в предыдущем примере — самая большая проблема наличных денег — это их отсутствие в нужное время и в нужном месте.
п.с. про наличные ограничения при такой надежной банковской системе — это отдельный разговор, и гарантии государства не выросли учитывая уровень инфляции.
По факту большинство не смогли ответить, что они такого покупали в этом году дороже 50 тысяч а в прошлом году дороже 150 тысяч и у них были реальные проблемы с оплатой.
А придумывать виртуальные проблемы — не вижу смысла.
Пока никак не повлияли, но то, что поясок только на народе затягивают и по закону отвечать должен тот, кто живет по закону, а те, кто его «малюет» безнаказанно его не соблюдает.
Мне кредит не нужен, они его берут, пусть их дети за него отвечают, не умеют жить по средствам — не нужно учить жить других.
Значит считайте что их нет и продолжайте дальше быть свободным.
Ах да, это же покупатель платит а не вы…
и да, их услуги могут оплачиваться 50 на 50, и не только покупателем.
Ещё и как напрягает, поэтому после проведения сделки купли-продажи я предложил два варианта:
1. оплата наличкой с копией заявления в налоговую на налоговый кредит и просьбой проверить уплату подоходного налога по всем проведенным сделкам
2. оплата по безналичному расчёту
Скандальчик и истерики были довольно приличные вплоть до угроз применения физической силы и даже пугали подачей иска в суд, на что был ответ, что по исполнительному листу я тоже оплачу всё по безналу.
Поэтому они пол-дня что-то мутили и выдали счёт на оплату под номером №1 и это в конце года. :).
а какой сейчас процент «переплат» (налоги, услуги банка, пенсионные взносы и пр.)?
Теперь говорят, что снизили процент своих «хотелок» и готовы к приёму оплаты в любом виде. :)
Гривневая цена возросла прилично и они свои деньги всё равно получают, даже при копеечных потерях в банках.
с 2017 года за «мёртвых душ» в виде зарегистрированных и неработающих ФОПов теперь нужно платить, так что уверен — у этих ребят недавно была насыщенная жизнь по закрытию липовых предпринимателей.
я спрашивала «переплаты» не риэлторам, а по закону сколько куда в общем получается? банкам мы сколько «должны»?
Вот смотрю на 50% дефицит пенсионного фонда и сознаюсь, что пора прекратить все бюджетные выплаты превышающие поступления.
Если пенсионный фонд может выплачивать только по 750 гривен пенсии место 1500 — пусть так и будет.
Дети этих пенсионеров пусть и дальше занимаются нумизматикой и банками из под арт-кофе.
NFC — еще удобная штука.
Національний банк України спостерігає позитивну динаміку зростання безготівкових платежів в Україні та прогнозує, що частка безготівкових платежів продовжить зростати у майбутніх періодах.
Так, якщо у 2011 році частка безготівкових платежів з використанням карток в Україні становила 8% – то за підсумками 2016 року вона перевищила 35%.
Показники ринку платіжних карток за результатами 2016 року також продемонстрували суттєве зростання кількості та обсягів безготівкових розрахунків в Україні.
Детальніше
Меня ваши киви и косарики абсолютно не интересуют — радуйтесь самостоятельно — ведь вы почти чисты перед законом. :)
А по вопросу cashless-экономики украинские банки подразделяются, на действительно украинские, которые принимают активное участие в программах развития страны, и псевдо украинские — которые работают в нашей стране исключительно для решения конкретных задач своих акционеров.
Приватбанк — прирост более 5 тысяч
Ощадбанк — прирост более 4,3 тысячи
Аваль — прирост более 3,7 тысяч
За ними с огромным отрывом следует, например
Укрсиббанк — прирост 419 штук
Банки с государственным российским капиталом тоже показывают интересные показатели роста, по которым можно увидеть и понять то, какими они видят свои перспективы работы в Украине:
Проминвестбанк = -1 терминал
БМ-банк — +0 терминалов
ВТБ-Украина = +25 терминалов
«У каждого из этих трех депутатов, а именно Супруненко, Константиновского и Шуфрича установлена неуплата налогов на сумму соответственно 60, 50 и 40 млн грн», — сказал он.
Также он сообщил, что внесет представление на этих народных депутатов в Верховную Раду. По его словам, сейчас есть два варианта, или Верховная Рада дает разрешение на привлечение к уголовной ответственности, а это до 3-х лет лишения свободы, или народные депутаты уплачивают соответственно 60, 50 и 40 млн грн.
В Киеве из квартиры женщины вынесли более 1 млн долларов. Об этом сообщает пресс-служба Национальной полиции в Киеве. Адвокат потерпевшей сообщил, что 300 тыс. евро и 750 тыс. долларов находились в двух коробках, которые были упакованы и опечатаны сургучной печатью. «Правоохранители тщательно обследовали помещение потерпевшей: входные окна и двери повреждений не имеют. Полицейские устанавливают обстоятельства совершения правонарушения», — говорится в сообщении.
Полный текст читайте здесь: www.rbc.ua