НБУ опубликовал новый отчет о финансовой стабильности. В 66-страничном документе регулятор описал происходящее с банковской системой Украины, а также поделился своими планами и прогнозами на 2017 год.
Надежда на адекватность
«Минфин» полностью прочитал отчет. И выбрал самое примечательное.
Краткое резюме
Банковский сектор стал менее подвержен влиянию системных рисков в 2016 году. Банки стали признавать реальное качество своих активов. База фондирования выросла благодаря приросту депозитов населения и притоку в систему денег бизнеса. НБУ ожидает несущественный рост депозитного портфеля банков и в 2017 году.
Рост экономической активности способствует тому, что средства предприятий в меньших количествах выводятся из банковской системы. Но о полноценном возобновлении кредитования говорить пока рано. Во-первых, парламент до сих пор не принял ряд законов, среди которых ключевое значение имеет защита прав кредиторов. Во-вторых, украинские предприятия все еще не оптимизировали долговую нагрузку, сформировавшуюся в прошлые годы. Банкам, по сути, некого кредитовать, на рынке нет качественных заемщиков. Ситуация осложняется тем, что НБУ пересмотрел подход к оценке банками кредитных рисков в сторону ужесточения.
В этом году НБУ провел диагностику состояния 60 крупнейших банков. Практически все из них выполняют программу докапитализации. Но риск недостаточности капитала по системе по-прежнему остается высоким из-за плохого качества активов многих банков и позднего признания реального состояния кредитных портфелей. Кроме того, актуальным остается риск ликвидности. Распределение качественных активов по системе до сих пор неравномерно. Для некоторых банков даже небольшой отток средств угрожает серьезными проблемами с платежеспособностью.
Среди неизменных системных рисков в 2017 году работе банковской системы будут сопутствовать умеренный валютный и юридический риски, а также риск прибыльности, хотя и, по прогнозам НБУ, в следующем году банковский сектор приблизится к прибыльным показателям деятельности.
Отдельной угрозой стоит срыв сотрудничества Украины с МВФ. В НБУ считают такой сценарий недопустимым. Отказ от финансирования Фондом в пользу работы на внешних рынках заимствования, по мнению регулятора, станет символом окончательного отказа украинских властей от реформирования страны.
Внешние условия
Брексит, Трамп и угроза новых военных проблем и российской агрессии на Востоке Украины – основные геополитические риски, которые затронут и украинский банковский сектор в будущем году. Проблема Брексита даже для мировых аналитиков стала неожиданностью. В прошлогоднем отчете о финстабильности НБУ не расценивал этот момент как реалистичное внешнеполитическое событие.
Новый президент США Дональд Трамп пока не принял никаких существенных решений, но в зависимости от его политики, Штаты могут пересмотреть программы поддержки развивающихся стран, что для Украины выглядит источником дополнительной нестабильности. Протекционистские решения администрации Трампа обязательно заденут и Украину, в особенности это касается курса гривны. Не говоря уже о возможной «волне протекционизма», что сильно ухудшит позиции Украины в международной торговле.
Проблемы экономического роста в передовых странах мира сохраняются. Хотя и в 2016 году, как отмечает НБУ, возникло несколько позитивных тенденций. Во-первых, несмотря на то, что рост экономики США к третьему кварталу оказался ниже весенних прогнозов (1,5% квартал к кварталу), хорошие показатели по безработице и инфляции (1,6%) создают условия для повышения ФРС учетной ставки уже в декабре этого года. Это укрепит доллар на глобальных рынках.
В ЕС ожидания угроз Брексита не оправдались. Напротив, рост экономики Великобритании вопреки прогнозам ускорился до 2,3%. ВВП Евросоюза растет три квартала подряд. Общий рост 28 экономик ЕС к 3 кварталу 2015-го составляет 1,8%. На фоне победы Трампа евро на мировых рынках начал укрепляться.
Решение Европейского Центробанка продлить программу количественного смягчения, оставив ключевую ставку на прежнем уровне, НБУ комментировать не стал.
Внутренние проблемы
После длительной рецессии в Украину вернулся экономический рост – 1,1% по итогам года. Инфляция хоть и близка к целевому показателю Нацбанка, но инфляционные риски усилились – НБУ из-за этого не стал снижать учетную ставку, сохранив ее на уровне 14% .
Одна из главных проблем украинской экономики – дефицит текущего счета платежного баланса. В этом году он составит 2,5 млрд долларов, в следующем увеличится до 2,7 млрд. И если в 2016 году разрыв компенсировался за счет притока денег в банковскую систему и официальных внешних заимствований, то в следующем году с этим могут возникнуть проблемы. Поэтому в НБУ считают, что без поступлений от кредитов МВФ нам не обойтись, учитывая, что правительству в 2017 году понадобится 4,5 млрд долларов на обслуживание старых долгов. Такие потребности в валюте можно удовлетворить только через внешнее финансирование.
Сотрудничество с МВФ сильно поддержало Украину в этом году. С января ЗВР увеличились на 16%, что стало залогом спокойствия на валютном рынке. Благодаря этому агентство Fitch повысило долгосрочный кредитный рейтинг Украины с ССС до В-. В течение следующих двух лет, по оценке НБУ, Украина может получить только от МВФ 9,7 млрд долларов.
Реальный сектор
Прибыльность реального сектора экономики растет со второго квартала прошлого года. Сейчас рентабельность предприятий (по доналоговой прибыли EBITDA) составляет 10%. Это высочайшее значение за последние 4 года. Операционная прибыль рентабельных предприятий выросла на 3% до 170 млрд гривен, убыток нерентабельных сократился на 63% до 52 млрд. Доля прибыльных компаний в первом полугодии составляла 65%, что на 7 п.п. больше, чем год назад. Рентабельность по EBITDA в первом полугодии выросла во всех основных секторах, кроме пищевой промышленности.
Причины такого улучшения – в снижении ставки ЕСВ и стабилизации валютного курса. Это открывает возможности для постепенного возобновления кредитования в следующем году. В первом полугодии 2016-го совокупный долг предприятий перед банками вырос на 1%. Кредитования практически не было. В целом же в январе – июне корпоративный долг составил 100,3% ВВП (в конце 2015-го было 108,3%).
Доля проблемных кредитов достигла 39% — и эта цифра постепенно увеличивается, так как банки продолжают признавать наличие некачественных активов. Больше всего проблемных долгов прибавилось у предприятий из сферы металлургии и строительства. Эти два сектора, а также пищевая промышленность содержат самые высокие кредитные риски. Наивысший потенциал роста в следующем году останется за предприятиями, ориентированными на внутренний спрос. Сейчас единственной отраслью, где банки существенно нарастили объем кредитов остается сельское хозяйство — кредитный портфель по таким предприятия вырос на 16%.
Обязательства банковского сектора
72% обязательств банков – это средства бизнеса и физлиц. Депозитный портфель банков вырос на 7,4% для юрлиц и на 7,2% — для физлиц. При этом 68% средств и население и компании размещают до востребования или не более чем на год. Доля депозитов населения длительностью более 6 месяцев выросла с 23% в декабре 2015 до 29% в сентябре. В следующем году НБУ ожидает прирост депозитной базы на 10%.
Благодаря такому способу фондирования, банки практически полностью рассчитались по долгам перед НБУ. Кредиты регулятора в банковских пассивах в конце третьего квартала занимали 2,5%. В 2015 и 2016 году банки активно конвертировали субординированный долг от материнских компаний в капитал. Сейчас его удельный вес в обязательствах банков составляет 3%.
НБУ завершил диагностику 60 банков, занимающих 98% активов системы. Главная тенденция сохранилась – банки неадекватно отображают качество активов в своей отчетности. В результате диагностики первых 40 банков доля NPL (проблемные кредиты) составила 43% при заявленных банками 19%. В первой двадцатке этот показатель еще выше – 53%. Нацбанк не верит, что эти кредиты получится вернуть. Но по мнению регулятора, обнадеживает то, что большая часть таких активов банки успели адекватно зарезервировать.
Эти цифры, вероятно увеличатся из-за новых правил НБУ по оценке кредитного риска. Например, по I группе банков (это крупнейшие банки с украинским капиталом – ПриватБанк, ПУМБ, Пивденный, Мегабанк, Кредит Днепр, Платинум Банк, Банк Восток и Димантбанк) после переоценки объем кредитного риска составит 176 млрд гривен.
Убытки банков
В этом году банки повысили эффективность, убытки системы снизились. По итогам 9 месяцев 2016 года убыток работающих банков составил 11,6 млрд гривен. Из 100 банков убыточными были 35. Особенно ощутимым увеличение убытка было в сентябре – тогда многие банки нарастили отчисления в резервы. Подобные скачки убыточности системы будут возникать вплоть до конца первого квартала следующего года – банки (в первую очередь – вторая двадцатка) продолжат формировать резервы с учетом новых правил оценки кредитного риска.
За 9 месяцев этого года процентный доход банков упал на 16%. Отрицательный чистый процентный доход продемонстрировали 4 банка (в прошлом году таких было 7). Компенсировать это банки (особенно украинские) попытались за счет увеличения комиссий, за счет чего комиссионный доход вырос на 7%.
Рекомендации
Властям. Ускорить реформу госбанков, которые должны уменьшить объемы кредитования госпредприятий и сосредоточиться на создании эффективных моделей бизнеса. Для этого госбанки должны сформировать независимые набсоветы. До конца 2017 года должна пройти приватизация Укргазбанка, миноритарные пакеты Ощада и Укрэксима необходимо продать в 2018 году.
Кроме этого НБУ настаивает на принятии законов о едином кредитном реестре и защите прав кредиторов.
Банкам. Откорректировать бизнес-модели с учетом снижающегося процентного дохода, подготовиться к переходу на стандарт IFRS 9 (расчет резервов под активные операции исходя из ожидаемых убытков, вместо фактических) и снизить кредитование связанных лиц (28 из 58 проверенных НБУ банков нарушают соответствующие правила).
Планы
В следующем году НБУ планирует:
- Внедрить инструмент экстренной поддержки ликвидности банков ELA (на случай краткосрочных разрывов в ликвидности) и разработать новый норматив ликвидности LCR (высоколиквидные активы должны будут покрывать отток средств в течение 30 дней).
- Повысить требования к публикации финотчетности банков в сторону детализации регулятивного капитала, качества активов и кредитного портфеля.
- Продолжить валютную либерализацию. Во втором квартале 2017 года НБУ представит проект закона «Об иностранной валюте» в котором будет полностью описан режим валютного регулирования в стране.
Коментарі - 25
просрочка растет, то ли 25% уже то ли 39% по банковской системе и практика показала
что вылезти из такой ямы шансов практически нет…
экономика на самом деле не растет, а падает,
ВВП за 2016г с 90 или 88Мд. д. снизится до 80-82Мд.д…
Курс гривны удалось удержать отморозкой НБУ — перестал вливать эмиссию и Кабмин вынужден был экономить на расходах и заимствовать на рынке и в госбанках, что дало возможность снизить годовую эмиссию с ожидавшихся 150Мд. гривен до 73Мд. гривен (на 13.12.16г), но в следующем году такой трюк проделать будет намного сложнее и даже врядли…
Осталось посмотреть прибыли и убытки всей экономики за год, предполагаю что суммарно будет 50-100Мд. гривен убытков среди всех предприятий.
Від яких саме кредитів?
Який документ це підтверджує?
а берут только коррумпированные, и не могут избавиться от клептомании, поэтому и нету таких стран которым помогли кредиты МВФ,
Если бы коррумпированные страны избавились от коррупции, то и кредиты им бы были не нужны.
Хто визначив, що вони корумповані
відкрийте МВФ і подивіться
Хто визначає, що країна корумпована?
Жаль вас
Южная Корея взела большой кредит у МВФ в конце 90-х и очень рванула в развитии.
Вот, понимаете ли, до 1994-го года Украина была не коррумпирована.
А как только МВФ начал кредитовать — так сразу стали самой коррумпированной страной Европы.
http://minfin.com.ua/2016/12/13/25098114/#com3111647
http://businesslife.today/news/5-stran-kotorye-dosrochno-vyplatili-kredit-mvf/
С таким же успехом можно сказать, что на рынке нет качественных кредиторов, а есть спекулянты с узаконенным правом поднимать ставки по кредитам в ОДНОСТОРОННЕМ порядке.
Этот фактор принимал непосредственное участие в формировании долговой нагрузки украинских предприятий.
Кстати, кредиты связанным лицам тоже указывают на НЕкачественность банковской системы в целом, и накладывают негативный отпечаток на деятельность НБУ как регулятора.
Хотя нужно признать, что НБУ приложил немало усилий в решении этого вопроса.