Государственные банки должны быть приватизированы. Это предполагает Программа деятельности Кабмина на 5 лет. «Минфин» решил разобраться, что сегодня мешает привлечь инвесторов в госбанки, и как решаются эти проблемы.
Госбанки: когда ждать инвесторов и что мешает приватизации
Ощадбанк
Акционер: Государство в лице Минфина — 100% акций
План приватизации: продажа 20% акций в 2020 году международному финансовому учреждению и еще 25% акций в 2022 году через первичное размещение акций.
Основные препятствия для приватизации
- Банк не является участником ФГВФЛ. Депозиты физлиц гарантируются государством в полном объеме.
- Проблемы с формированием руководящих органов банка.
- Высокая доля проблемных кредитов.
Будет ли привлечение инвесторов к Ощадбанк удачным и произойдет ли вообще? Во многом это зависит от топ-менеджмента банка. И именно кадровый вопрос оказался болевой точкой для госбанка. Недавно Ощадбанк объявил конкурс на должность нового председателя правления вместо Андрея Пышного. Это стало продолжением кадровой эпопеи, которая уже успела привести к судебной тяжбе между НБУ и бывшими членами наблюдательного совета госбанка. Проблема в том, что пока конфликты и судебные споры продолжаются, о привлечении иностранного инвестора можно и не думать.
Интересно то, что среди задач, которые ставятся перед будущим главой Ощада, указаны следующие:
- наращивание кредитования, в частности, малого и среднего бизнеса
- продолжение оптимизации сети отделений
- развитие IT-направления
- сокращение портфеля неработающих кредитов
А вот в требованиях к кандидатам на должность главы Ощадбанка говорится о том, что опыт работы с международными финансовыми организациями будет считаться преимуществом. Чем не поиск кандидата, который проведет работу по предпродажной подготовке?
Напомним, что 2 августа 2019 года Наблюдательный совет «Ощадбанка», по результатам независимой оценки профессиональной пригодности и соответствия квалификационным требованиям, продлил полномочия председателя правления финучреждения Андрея Пышного еще на 5 лет. В том же месяце пять специалистов наблюдательного совета были дисквалифицированы квалификационной комиссией НБУ без объяснения причин. НБУ также обвинил наблюдательный совет Ощадбанка в нарушениях при переизбрании Андрея Пышного на должность председателя банка.
На заседании обновленного состава наблюдательного совета в декабре 2019 года главой Ощадбанка была избрана гражданка Латвии Байбу Апин. Но уже 18 февраля 2020 года Окружной админсуд Киева отменил решение НБУ об отказе в согласовании кандидатур экс-главы наблюдательного совета Ощадбанка Шевки Аджунера и его членов Дмитрия Власова и Алексея Резникова.
Нацбанк не соглашается с решениями суда по искам бывших председателя и членов наблюдательного совета Ощадбанка. Судебный спор с обжалованием решений в судах высшей инстанции будет продолжаться.
Все это, вероятно, выглядит крайне непривлекательно для потенциальных акционеров банка. Поэтому реализация меморандума, подписанного Ощадбанком с ЕБРР и Министерством финансов Украины еще в ноябре 2016 года, вызывает сомнения.
Документ, напомним, определяет дорожную карту для дальнейшего развития банка:
- проведение реформы корпоративного управления;
- улучшение операционной модели и финансовых показателей;
- решение вопросов, связанных с проблемным портфелем и оптимизацией региональной сети.
Читайте также: В Нацбанке рассказали, что мешает продать Ощадбанк
Однако стоит отметить, что определенные важные шаги к частичной приватизации Ощада все же были сделаны.
2 октября 2019 года парламент вывел Ощадбанк из перечня объектов, не подлежащих приватизации.
Заместитель главы Нацбанка Украины Екатерина Рожкова заявила, что главным препятствием для продажи государственного Ощадбанка остается то, что он не входит в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Также, по ее словам, Нацбанк решает вопросы с проблемными активами финучреждения.
До смены Правительства настоящей победой можно было считать появление в Верховной Раде законопроекта от 11 декабря 2019 года, который в случае принятия сделал бы Ощадбанк членом ФГВФЛ уже 1 июля 2020 года. Государство перестало бы гарантировать вклады физлиц в Ощаде в полном объеме и защищало бы депозиты на сумму до 200 тыс. грн на одного клиента. Интересно, что депозитную базу вкладчиков хотели разделить на старую и новую. То есть, вклады свыше 200 тыс. грн, открытые до вступления банка в ФГВФЛ гарантирует государство, а те, которые привлечены после вступления — нет.
«Первый взнос Ощадбанка — это 1% от уставного капитала — 495 млн грн. Гораздо большая нагрузка — регулярные взносы, которые ему придется платить в Фонд. По предварительным подсчетам на 1 октября 2019 года — это 334 млн грн на квартал», — рассказывает Екатерина Рожкова.
Директор департамента лицензирования НБУ Александр Бевз также подтвердил, что главный вопрос — это платежеспособность Фонда гарантирования. В то же время, новый Кабмин отозвал 82 законопроекта старого правительства. Поэтому дальнейшая судьба членства Ощадбанка в ФГВФЛ пока неизвестна.
По состоянию на 01.12.2019:
- Чистые активы: 215,7 млрд грн
- Доля в чистых активах банковского сектора: 15,4%
- Прибыль после налогообложения: 223,986 млн грн
Приватбанк
Акционер: Государство в лице Кабмина — 100% акций
План приватизации: продажа 100% акций до 2022 года международному инвестору
Основные препятствия для приватизации
- Незавершенные суды с экс-владельцами Приватбанка.
- Высокая доля проблемных кредитов.
Осенью 2019 года Минфин передал 100% акций Приватбанка в собственность Кабмина. Официальная причина — требования законодательства. В то же время, следует помнить, что у правительства есть больше полномочий, чем у отдельного министерства, и такое решение позволит выиграть время, если в судах дела пойдут по нежелательному для государства сценарию.
«Можно продать здоровый бизнес банка. Кабинет Министров должен решить, какой будет стратегия приватизации. Банк способен генерировать свыше 1 млрд долларов в год — это привлекательный актив. Это сильная команда, бренд, технологии, know how. Это тоже стоит денег», — заявил председатель правления Приватбанка Петр Крумханзл.
По его словам, о конкретной цене банка говорить рано, но уже понятно, что банк не будет продан по дешевке. Глава правления Привата утверждает, что инвесторы из Западной Европы внимательно следят за ситуацией вокруг банка. Реально продать банк можно будет только после завершения судебных процессов.
Ключевая роль в деле остается за окончательным решением Высокого суда Лондона. Бывшие владельцы Приватбанка Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов обвиняются в выводе почти $2 млрд накануне национализации банка.
Читайте также: Екатерина Рожкова: Если Приватбанк остановить, клиенты в него уже не вернутся
На данный момент лондонский суд ждет, пока отдельные ответчики предоставят отзывы на иск, и в ближайшее время даст указания о дальнейшем судебном разбирательстве. Слушание по сути дела, похоже, состоится уже в 2021 году, считают в пресс-службе банка.
Тем временем украинский парламент рассматривал так называемый «антиколомойский» законопроект от 11 декабря 2019 года. Документ предусматривал, что бывшие владельцы банков не смогут возвращать контроль над финучреждениями, которые были признаны неплатежеспособными.
Сейчас законопроект отозван новым правительством Дениса Шмыгаля. Будет ли он реализован — время покажет. Отметим лишь, что невозврат банков прежним владельцам вместе с реформой рынка земли являются ключевыми требованиями МВФ.
Читайте также: Новые факты в деле Приватбанка. Чем закончатся суды
Параллельно Большая палата Верховного Суда планирует рассмотреть дело семьи Суркисов, которые требуют отменить свою причастность к Приватбанку. Заседание состоится 16 марта 2020 года.
Суркисы оспаривают также процедуру bail-in — принудительную конвертацию средств кредиторов в новые акции банка, которые были выпущены в декабре 2016 года во время национализации. Если суд признает техническую процедуру национализации Приватбанка незаконной, государство рискует потерять миллиарды долларов.
А на горизонте «поля боя» — новая атака. 13 февраля 2020 года судья Окружного админсуда Киева Наталья Добривская открыла дело против председателя правления Приватбанка Петра Крумханзла. Причина — нарушение закона о безупречной репутации. Иск подала профсоюзная организация работников финучреждения, которая оспаривает бездействие НБУ и требует увольнения руководства банка.
Читайте также: Кто получит Приватбанк
Напомним, что Приватбанк национализировали 19 декабря 2016 года. Расследование международного детективного агентства Kroll установило, что мошеннические схемы в Приватбанке нанесли ему убытков на сумму $ 5,5 млрд.
Экс-владельцы Приватбанка считают национализацию незаконной. Государство, со своей стороны, хочет вернуть деньги, которые были выведены из банка, и погасить невыполненные обязательства по рефинансированию. Докапитализация банка государством составила 155 млрд грн.
Портфель проблемных кредитов Приватбанка, связанный с предыдущими владельцами, по состоянию на 31 декабря 2018 года оценили в 212,795 млрд грн.
По состоянию на 01.12.2019:
- Чистые активы: 300,710 млрд грн
- Доля в чистых активах банковского сектора: 21,4%
- Прибыль после налогообложения: 31,906 млрд грн
Укргазбанк
Акционер: Государство в лице Минфина — 94,94% акций
План приватизации: продажа 20% акций в 2018 году Международному финансовому учреждению и еще 75% акций стратегическому инвестору.
Дедлайн продажи банка давно истек, но стратегию приватизации проигнорировали. В пресс-службе Укргазбанка заявили, что дальнейший ход процесса зависит исключительно от потенциального инвестора и владельца банка — Министерства финансов Украины.
Читайте также: СЕТАМ продал активы Укргазбанка на 1,3 миллиарда
Заместитель главы Нацбанка Украины Екатерина Рожкова утверждает, что Минфин работает с International Finance Corporation (IFC) относительно вхождения инвестора в капитал Укргазбанка. Соглашение ожидают в ближайшее время. Оно станет первым шагом к продаже государственных банков.
В конце 2019 года IFC была готова предоставить государственному Укргазбанку кредит на 5 лет — 30 млн евро. С возможностью конвертировать его в долю в акционерном капитале финучреждения размером до 20%. Правительство распорядилось подписать соответствующие соглашения. Однако смена Кабмина помешала планам воплотиться в реальность.
Что банк сделал для приватизации
- Развитие «Green banking»: финансирует экологические и энергоэффективные проекты
При партнерстве с IFC — Международной финансовой корпорацией — банк стал лидером по направлению зеленого банкинга. В прошлом году создание более 50% новых мощностей возобновляемой энергетики в Украине профинансировал именно Укргазбанк.
- Повысил лимит торгового финансирования IFC до $70 млн
- Корпоративная реформа: 5 из 6 членов Наблюдательного совета банка — независимы, в частности, и председатель совета
- Создал систему управления экологическими и социальными рисками
- Увеличил объемы кредитования и обслуживания малого и среднего бизнеса
«Кредитный портфель банка только за 2018 год увеличился вдвое и уже достиг 5 млрд грн. Количество клиентов увеличилось до 62 822 предприятий малого и среднего бизнеса», — комментируют в пресс-службе Укргазбанка.
- Снизил проблемную задолженность до 13%. С 2015 года деятельность банка является прибыльной
Напомним, что в ноябре 2017 года Укргазбанк, Министерство финансов Украины и IFC подписали Меморандум о взаимопонимании по поддержке приватизации банка. Сотрудники банка утверждают, что все условия этого документа Укргазбанк выполнил.
«IFC в марте 2019 года начала проведение комплексного оценивания деятельности банка — Due Diligence, что является частью процедуры оценки и структурирования финансового инструмента для вхождения инвестора в капитал банка», — рассказывают в пресс-службе Укргазбанка.
По состоянию на 01.12.2019:
- Чистые активы: 108,719 млрд грн
- Доля в чистых активах банковского сектора: 7,7%
- Прибыль после налогообложения: 836,046 млн грн
Укрэксимбанк
Акционер: Государство в лице Минфина — 100% акций
Срок приватизации: не планируется
Согласно Основ стратегического реформирования государственного банковского сектора, утвержденных 21 февраля 2018 года, Укрэксимбанк специализируется на обслуживании корпоративных клиентов. Банк поэтапно отказался от низкодоходных продуктов и клиентов с пассивами менее 100 тыс. грн, а также сократил филиальную сеть.
Читайте также: Нацбанк посчитал, сколько ему должны банки-банкроты
Банк в дальнейшем будет концентрироваться на экспортно-импортных операциях и сотрудничать с экспортно-кредитным агентством (ЭКА). По одному из сценариев, государство в 2021 году планирует продать 20% акций миноритариям банка — акционерам, которые имеют небольшой пакет акций и не принимают непосредственного участия в управлении компанией.
По состоянию на 01.12.2019:
- Чистые активы: 142,972 млрд грн
- Доля в чистых активах банковского сектора: 10,2%
- Прибыль после налогообложения: 2,621 млрд грн
Вместо итогов
В Европе государственные банки редко являются ключевыми участниками финансового сектора. В Украине видим обратный эффект. Высокая доля государственного капитала в украинском банковском секторе — последствие кризисов.
До 2008 года доля госбанков по активам составляла около 10%. Однако, с начала 2015 года, она стремительно выросла до 50%. Основными факторами стали национализация Приватбанка и переход клиентов в государственные банки, ведь те оценивались как «тихая гавань» в период кризиса.
Сейчас госбанки, прежде всего Ощадбанк и Укрэксимбанк, имеют неудовлетворительное качество активов, низкий процентный доход и операционную неэффективность. Поэтому они могут вполне самостоятельно генерировать капитал, что создает риск для всего сектора.
Корпоративный портфель Ощадбанка и Укрэксимбанка в конце 2019 года на 20% состоял из кредитов государственным компаниям и на 60% - из кредитов топ-20 известным частным бизнес-группам.
Читайте также: Доля «плохих» кредитов упала ниже 50% (обзор НБУ)
В 2016 году объемы неработающих кредитов госбанков резко выросли за счет Приватбанка. Кредиты, признанные неработающими после национализации банка, практически все были зарезервированы на 100%. Недостаток капитала профинансировали за счет государства.
В целом расходы правительства на поддержку банков и национализацию Приватбанка в 2014—2017 гг. составили более 200 млрд грн или 8.7% ВВП соответствующих лет. Поскольку капитал банков пополнялся путем вливания ОВГЗ, они до сих пор остаются весомой составляющей активов финучреждений.
По состоянию на 1 декабря 2019 года совокупные поступления от ценных бумаг формировали 30% процентных доходов в Укрэксимбанке, по 36% - у Приватбанка и Укргазбанка и 47% - в Ощадбанке. Розничные кредиты являются весомой составляющей портфеля только в Приватбанке.
На сегодняшний день на госбанки приходится около 55% активов банковского сектора. Государство хочет снизить этот показатель до 24%. О продаже госбанков власть говорит уже давно. Еще 21 февраля 2018 года были утверждены Основы стратегического реформирования государственного банковского сектора.
Источник: Минфин Украины
По словам директора Всемирного банка по делам Украины, Белоруссии и Молдовы Сату Кахконен, из всех украинских госбанков самых лучших результатов в подготовке к предстоящей продаже достиг Укргазбанк, но общий темп преобразований нужно ускорить. Три других государственных банка пока не готовы к приватизации.
«Уровень неработающих кредитов в Ощадбанке, Приватбанке и Укрэксимбанке слишком высок — в среднем 65−70% от общего кредитного портфеля. Потенциальные инвесторы, которые могли бы войти в капиталы этих банков, не заинтересованы в приватизации банков с кредитными портфелями такого качества», — отмечает Сату Кахконен.
Первый заместитель главы Нацбанка Украины Екатерина Рожкова считает, что для полной приватизации государственных банков нужно больше двух лет. Все госбанки имеют собственные проблемные кейсы и каждый, кроме Привата, зависит от государственных монополий, что, собственно, и не нравится инвесторам.
Читайте также: Когда государство отпустит банки «на волю«
Первым, по словам Рожковой, с молотка пустят Укргазбанк, который успешно занял нишу экологического банкинга. Ожидается, что вскоре портфельным инвестором Укргазбанка станет Международная финансовая корпорация (IFC), после чего банк продолжит совершенствовать корпоративное управление и систему управления рисками.
В конце 2019 года случилось событие, которое могло дать зеленый свет приватизации Ощадбанка. В Верховную Раду подали законопроект о присоединение Ощадбанка к системе гарантирования вкладов физических лиц 1 июля 2020 года. Однако неизвестно, будет ли рассматривать его новое правительство.
Что касается двух других банков, то государственный статус Укрэксимбанка устраивает государство в лице Минфина, а судебные перипетии вокруг Приватбанка и его экс-владельцев Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова отпугивают потенциальных инвесторов.
Светлана Тартасюк
Комментарии - 4