Мінфін - Курси валют України

Встановити
RAW
Владимир Кальянов Финансовая аналитика
Зареєстрований:
10 лютого 2012

Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 04:37
Підписчики (20):
AndreyM
Andrey M
45 років, Киев
Feygin
Юрий Фейгин
76 років, Керчь
indagame
IndaGame Games
34 року, Киев
BorisGreshnov
BorisGreshnov
Bikeman
Bikeman
Fantomas75
Fantomas75
49 років, Киев
sorochan
sorochan
kornellio
Роман Корнилюк
39 років, Київ
matroskin70
matroskin70
Kolossus
Kolossus
Treider
Treider
DieHappy
DieHappy
35 років
всі підписчики
Владимир Кальянов — Финансовая аналитика
президент Украинской финансовой ассоциации
20 травня 2013, 11:40

Банковская система Украины и требования МВФ

Очередной раунд переговоров Украины и МВФ прошел без особых изменений. Стороны остались «при своих». Реальная ситуация происходящих экономических процессов, в первую очередь в мировой экономике (рецессия в Еврозоне, замедления глобальной экономики и т.д), все еще не позволяет Украине  выполнить некоторые требования МВФ в полном объеме. Кроме того, выполнение этих требований сейчас может привести к негативным последствиям внутри страны, не только экономическим, но и социальным. Но, конечно же, МВФ внутренние проблемы Украины не особо интересуют, МВФ нужно, чтобы страна могла вовремя рассчитываться по взятым на себя обязательствам, а за счет чего или кого — это уже второстепенный вопрос.

Нельзя не согласиться с мнением посла США в Украине Джоном Теффтом, что кредит — это хорошо и он Украине нужен, не столько для получения дешевого ресурса, но и как имиджевый толчок для остальных инвесторов.  Кроме того, он Украине нужен еще и для поднятия рейтинга суверенных облигаций, что прямо влияет на стоимость ресурсов на внешних рынках для Украины и ее резидентов. Другое дело, что ситуация долгового кризиса, происходящая в странах ЕС и Кипре, нам точно показывает, с какими последствиями помощи возможно придется столкнуться просящему.

Украинскую финансовую ассоциацию, как часть банковской системы, интересует в этой ситуации вопрос: в последнее время МВФ предусматривает более жесткий подход к выделению средств и выдвигает все новые и новые требования к банковским системам. Будут ли эти новые требования выдвинуты к банковской системе Украины для получении кредита?

Руководитель миссии МВФ Кристофер Джарвис прокомментировал работу представителей фонда в период с 27 марта по 10 апреля. Основными элементами новой программы, по его мнению, должны стать мероприятия, направленные на сокращение фискального дефицита и дефицита счета текущих операций, а также реформирование банковского и энергетического сектора с целью создания в Украине условий для устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. Эти, довольно таки общие формулировки, новыми на самом деле не являются. Ведь за ними стоит весь предыдущий опыт нашего сотрудничества с МВФ, детальный анализ ситуации в украинской экономике и финансовой сфере, ранее одобренные рекомендации в отношении реформирования различных секторов, анализ положения дел в других экономиках, требующих поддержки со стороны Международного валютного фонда и многие другие факторы.

Что касается реформирования банковской сферы, то подходы МВФ к нашей ситуации весьма революционны. Как все хорошо помнят, в Украине во время кризиса были национализированы несколько финансовых учреждений, благодаря чему количество госбанков возросло до четырех. Сейчас, считают в МВФ, государству столько финансовых организаций не нужно. Это раз.

Идем дальше. По условиям МВФ, с целью избавления от плохих активов Нацбанку следует провести ряд стресс тестов для выявления неликвидных банков и последующего вывода их с рынка. Это два. Предлагаю посмотреть на ситуацию реально: у нас остается много банков, которым было выдано рефинансирование, и эти банки все еще находятся в состоянии посткризисного восстановления. Предложенная МВФ модель  - путь к коллапсу не только для этих финансовых учреждений, но и всей банковской системы Украины.

Вывести с рынка банки, которые не могут до конца выполнить нормативы, без увеличения количества государственных банков не получится. Сменить же быстро собственников, и за счет новых инвесторов поднять проблемные банки – сценарий из разряда фантастики. Дело в том, что по отдельности такие активы никому не нужны. Как выход, можно объединить выявленные неликвидные банки для последующей их продажи, но в сегодняшних реалиях это сделать тоже невозможно.  По отдельности же банки просто некому покупать. У иностранных инвесторов хватает и своих внутренних проблем, поэтому иностранцы активно выходят с украинского рынка. Они не могут по объективным причинам содержать в Украине свои структуры. Можно поискать заинтересованных западных или внутренних инвесторов, которые хотели бы купить такие активы даже за половину цены в расчете на повышение их стоимости в дальнейшем, но сегодня их нет. Слишком много рисков.

В общем, ситуация с данным требованием довольно таки напоминает шахматный пат.

Как известно, МВФ, делая вливания, предъявляет и другие требования к европейским банковским системам, которые Украине еще сложнее будет выполнить, чем вышеописанные. Например, долгосрочное кредитование, уход от «быстрых» денег и валютных спекуляций. Поговорим об этих требованиях. Долгосрочное и среднесрочное кредитование возможно только при условии постоянного наличия на рынке дешевого ресурса. Сейчас для Украины это серьезная проблема. Причем не только финансово-экономического, но и психологического характера. Украинскому бизнесу очень тяжело перестроиться, а вкладчики по-прежнему предпочитают быстрый заработок на краткосрочных депозитах и прибыль от банковских металлов, которые могут и не приносить прибыль, но остаются стабильными. Что интересно: нормальное кредитование бизнеса все еще не возобновлено, даже с учетом явно улучшившейся ликвидности. И темпы роста крайне низки. О причинах я уже говорил: это высокая ставка и дороговизна ресурса.  И, если под государственные программы кредитования (такие как жилье) возможна компенсация части ставки за счет государственного бюджета, то частный бизнес такую компенсацию, как правило, получить не может и довольствуется все еще дорогими кредитами, соглашаясь на условия банков в случае крайней необходимости и на минимальный срок.  В целом же остается ждать снижения процентных ставок по депозитам до уровня, когда этот ресурс станет более привлекательным для кредитования бизнеса.

Но все это – дело завтрашнего и даже послезавтрашнего дня. Копать глубже и смысла нет, ведь мы рассматриваем саму возможность выполнения требований МВФ в Украине сейчас. Тех, которые уже выдвинуты и тех, которые только могут выдвигаться в будущем. Но украинское правительство, в частности, министр финансов Юрий Колобов, оптимизма не теряет и считает, что шансы в ближайшее время подписать соглашение с МВФ о возобновлении кредитования на сумму $15 млрд есть. По мнению Колобова, переговоры прошли очень плодотворно, и в ближайшем будущем обе стороны готовы подписать соглашение. А по мнению оппозиции правительство выдает желаемое за действительное.

Лично я склонен считать, что у правительства Украины есть все возможности для достижения соглашения с МВФ. Но при этом, украинскому правительству и руководству Нацбанка необходимо крайне осторожно подходить к выполнению требований МВФ. Ведь банковская система Украины сегодня все еще находится в том состоянии, что любой «стресс тест» может повлечь за собой необратимые последствия.

И тогда уже даже помощь МВФ может не спасти ситуацию.

Виктор Тильняк, президент Украинской Финансовой Ассоциации

Переглядів: 2721, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 20

+
0
vicmarin37
vicmarin37
22 травня 2013, 9:48
#
Инересно Ваше мнение —
1. Почему на протяжении двадцати лет в Украине Законом не ограничены процентные ставки по депозитам в частности и по кредитам в том числе с привязкой к уровню инфляции.
В США в 70-80 годах действовало ограничение по депозитам на уровне 5,25%, т.е. чуть выше уровня инфляции, что впоследствии привело к снижению инфляции и реальному снижению процентных ставок
2. Неограниченные процентные ставки способствуют созданию банковской финансовой пирамиды, а также раскручиваню инфляционной спирали, что ведет к хронической неустойчивости финансовой системы.
+
0
Алексей Сифратов
Алексей Сифратов
24 травня 2013, 10:39
#
А как тогда выжить честным инвестиционным фондам? Хотя, как на меня, то сегодня на рынке 80% кидал, которые своими обещаниями доят честных крестьян. В любом случае гайки надо зажимать всем последователям Мавроди.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
24 травня 2013, 11:02
#
И экономическая система (отсутствует купля-продажа земли), и финансовая система ( свободное хождение иностранных валют без необходимого Закона, обусловленного Конституцией страны еще с 1996 года), и налоговая система Украины (в слаборазвитых странах НДС ведет к уничтожению внутренней экономики, а возврат НДС экспортерам к коррупции) не соответствуют международным стандартам. В нестабильной инфляционной экономике( свыше 7-9% инфляции) многие финансовые структуры должны жестко ограничиваться во избежание спекуляций и махинаций, особенно страховые общества, инвестиционные фонды, кредитные союзы и др.
+
0
ballistic
ballistic
24 травня 2013, 11:06
#
У нас сейчас инфляция отрицательная. Это значит, что депозитную ставку нужно ограничить уровнем 1%?
В таком случае получим массовый исход народных сбережений из банков.
Вряд ли это поможет экономике, а навредит — так точно.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
24 травня 2013, 12:23
#
1. Сначала нужно законодательно утвердить формулу для определения инфляции.
2. Инфляцию многие рекомендуют стабилизировать в районе 3%, чтобы были стимулирующие факторы для развития экономики. Если инфляция меньше 2%, то необходимо ее немного увеличить выдачей кредитов и производителям, и потребителям. Если инфляция выше 3%, то ее необходимо снижать через ограничение депозитных ставок ( около уровня инфляции) и ограничение кредитных ставок (инфляция + 5%).
Т.е. при нынешней ситуации в Украине, когда официальная инфляция практически ноль процентов, а депозитные ставки = 20% (такого в мире наверное еще не было), то
депозиты сначала ограничить 10 процентами, а кредиты 20 процентами, а на второй год при околонулевой инфляции продолжить сжимание ставок — депозиты до 7 процентов, кредиты до 15 процентов, на третий год при нулевой инфляции — депозиты до 5 процентов ( это нижний предел такого ограничения ), а кредиты до 10 процентов (и это тоже нижний предел такого ограничения ).
А то, что часть денег могут снять с депозитов — это не проблема. Что-то пойдет на потребление и значит будет в экономике, что-то будет храниться дома без процентов. В нормальной стабильной экономике всегда много свободных кредитных ресурсов для желающих и только в инфляционной экономике вечно не хватает кредитов, т.к. деньги вращаются в инфляционной пирамидной зацикленности.
+
+4
ballistic
ballistic
24 травня 2013, 13:56
#
0. С начала нужно побороть коррупцию.
Без выполнения этого пункта все другие рекомендации не дадут желаемого эффекта.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
24 травня 2013, 14:13
#
Да, без ликвидации коррупции ничего не получится. Для этого надо спокойно переписать Законодательство у лучших стран мира по рейтингам ООН и выполнять правила игры, а не выдумывать свои глупости дабы дурь была видна всему миру.
+
0
ballistic
ballistic
24 травня 2013, 14:16
#
Законы наши в большей части соответствуют мировым стандартам.
Вся проблема — в исполнителях.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
24 травня 2013, 14:45
#
Может большинство и соответствует, но именно основные Законы не соответствуют.
Например,
в экономических отношениях одним из основных является купля-продажа земли, в финансовых отношениях законное право национальной валюты (в какой стране мира кредитование и хранение осуществляется в иностранной валюте),
в налоговой системе — простые и понятные ставки налогов (по количеству налогов мы на первых местах в мире),
в социальных отношениях — поддержка действительно бедных, а у нас различных льгот напринимали столько, что больше половины из них не предоставляется.
+
0
ballistic
ballistic
24 травня 2013, 15:01
#
Это все нюансы и детали.
При мудрых правителях и с несовершенными законами будет порядок.
А при плохих исполнителях даже самая лучшая система даст сбой.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
24 травня 2013, 16:08
#
Не хочется с Вами дискутировать, но Законы наши плохие, это настоящее болото. Если Вас интересует в чем плохие — постараюсь прояснить.
+
0
il1
il1
27 травня 2013, 12:20
#
«Если инфляция выше 3%, то ее необходимо снижать через ограничение депозитных ставок ( около уровня инфляции) и ограничение кредитных ставок (инфляция + 5%).»
это как повлияет на инфляцию????
Если ставки сбережения низкие -это стимул тратить средства и меньше себерегать, что увеличит потребительский спрос и инфляцию.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
27 травня 2013, 12:28
#
Ограниченные процентные ставки банков по депозитам и кредитам + сокращение денежной массы Центробанком + бездефициный Бюджет страны = это набор инструментов по борьбе с инфляцией
+
0
il1
il1
27 травня 2013, 12:47
#
У вас противоречащие друг-другу инструменты.

Низкая ставка по кредитам, дает возможность получать более дешевые кредиты, что увеличивает денежную массу.
Низкая ставка по депозитам — увеличивает спрос и инфляцию.
Бездефицитный бюджет-не могу понять как повлияет на инфляцию, в наших реалиях.
Из всего этого -только мероприятия по стерилизации денежной массы будут действовать против инфляции, и инвестиций.
Кстати, как планируете проводить уменьшение денежной массы с помощью ЦБ?
+
0
vicmarin37
vicmarin37
27 травня 2013, 13:30
#
Да. Вы указали все верно. Но логика заключается в том, чтобы не только сжать инфляцию, но и выровнять экономические процессы.
1. Бездефицитный бюджет позволяет эффективнее использовать деньги без использования заемных средств. При этом предполагается замораживание социальных пособий и снижение покупательского спроса бюджетниками.
2. Ограничение денежной массы Центробанком производится уничтожением поврежденных купюр и непечатанием новых купюр, а также невыдачей новых кредитов ни Правительству, ни коммерческим структурам, кроме закупки новых высокотехнологических предприятий.
3. Ограничение процентных ставок банками может увеличить общую сумму кредитов где-то на 10 процентов, что повысит спрос и рост цен, если это потребительские кредиты, но должно снизить цены производителей, т.к. кредиты для них станут дешевле.
==================
Т.о. произойдет оздоровление экономики.
+
0
il1
il1
27 травня 2013, 13:41
#
Все хорошо на словах, а вот на практике и в экономической теории это не работает.

ПС. уничтожение бумажных денег? вам точно 37 лет? это же сказочно просто.

UPD Аааааааа, понял. «Денежная масса» — вы думаете это число напечатаных денег?
+
0
vicmarin37
vicmarin37
27 травня 2013, 15:24
#
Денежная масса. Я не успел оглянуться, как было меньше 200 млрд. гр. наличных, а у уже показывают около 250 млрд.! Это правда? Про остальную денежную массу скажу одно — бездарность. Расшифровать?
+
0
vicmarin37
vicmarin37
27 травня 2013, 15:29
#
Вы говорите — не работает. А кто применял такие рекомендации?
Пока у нас наблюдается греческий сценарий, если не принять радикальных мер.
+
0
ostrost
ostrost
25 травня 2013, 20:40
#
НБУ знайшло «достойного» інвестора для проблемного Західінкомбанку. 4 роки не повертають депозити (навіть по рішенню судів) не виплачують мізерних відсотків (див. ін-нет). НБУ відповідає- банк працює в звичайному режимі. Це новинка в баківській системі Украіни. Скоро так будуть «працювати» і інші банки в корупційній державі. Чому експерти про це не пишуть?
+
0
vicmarin37
vicmarin37
25 травня 2013, 20:53
#
А депозитні проценти нараховуються за ці роки?
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися