10 лютого 2012
Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 04:37
-
Andrey M
45 років, Киев
-
Юрий Фейгин
76 років, Керчь
-
IndaGame Games
34 року, Киев
-
Fantomas75
49 років, Киев
-
Роман Корнилюк
39 років, Київ
-
DieHappy
35 років
- 20 травня 2013, 11:40
Банковская система Украины и требования МВФ
Очередной раунд переговоров Украины и МВФ прошел без особых изменений. Стороны остались «при своих». Реальная ситуация происходящих экономических процессов, в первую очередь в мировой экономике (рецессия в Еврозоне, замедления глобальной экономики и т.д), все еще не позволяет Украине выполнить некоторые требования МВФ в полном объеме. Кроме того, выполнение этих требований сейчас может привести к негативным последствиям внутри страны, не только экономическим, но и социальным. Но, конечно же, МВФ внутренние проблемы Украины не особо интересуют, МВФ нужно, чтобы страна могла вовремя рассчитываться по взятым на себя обязательствам, а за счет чего или кого — это уже второстепенный вопрос.
Нельзя не согласиться с мнением посла США в Украине Джоном Теффтом, что кредит — это хорошо и он Украине нужен, не столько для получения дешевого ресурса, но и как имиджевый толчок для остальных инвесторов. Кроме того, он Украине нужен еще и для поднятия рейтинга суверенных облигаций, что прямо влияет на стоимость ресурсов на внешних рынках для Украины и ее резидентов. Другое дело, что ситуация долгового кризиса, происходящая в странах ЕС и Кипре, нам точно показывает, с какими последствиями помощи возможно придется столкнуться просящему.
Украинскую финансовую ассоциацию, как часть банковской системы, интересует в этой ситуации вопрос: в последнее время МВФ предусматривает более жесткий подход к выделению средств и выдвигает все новые и новые требования к банковским системам. Будут ли эти новые требования выдвинуты к банковской системе Украины для получении кредита?
Руководитель миссии МВФ Кристофер Джарвис прокомментировал работу представителей фонда в период с 27 марта по 10 апреля. Основными элементами новой программы, по его мнению, должны стать мероприятия, направленные на сокращение фискального дефицита и дефицита счета текущих операций, а также реформирование банковского и энергетического сектора с целью создания в Украине условий для устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. Эти, довольно таки общие формулировки, новыми на самом деле не являются. Ведь за ними стоит весь предыдущий опыт нашего сотрудничества с МВФ, детальный анализ ситуации в украинской экономике и финансовой сфере, ранее одобренные рекомендации в отношении реформирования различных секторов, анализ положения дел в других экономиках, требующих поддержки со стороны Международного валютного фонда и многие другие факторы.
Что касается реформирования банковской сферы, то подходы МВФ к нашей ситуации весьма революционны. Как все хорошо помнят, в Украине во время кризиса были национализированы несколько финансовых учреждений, благодаря чему количество госбанков возросло до четырех. Сейчас, считают в МВФ, государству столько финансовых организаций не нужно. Это раз.
Идем дальше. По условиям МВФ, с целью избавления от плохих активов Нацбанку следует провести ряд стресс тестов для выявления неликвидных банков и последующего вывода их с рынка. Это два. Предлагаю посмотреть на ситуацию реально: у нас остается много банков, которым было выдано рефинансирование, и эти банки все еще находятся в состоянии посткризисного восстановления. Предложенная МВФ модель - путь к коллапсу не только для этих финансовых учреждений, но и всей банковской системы Украины.
Вывести с рынка банки, которые не могут до конца выполнить нормативы, без увеличения количества государственных банков не получится. Сменить же быстро собственников, и за счет новых инвесторов поднять проблемные банки – сценарий из разряда фантастики. Дело в том, что по отдельности такие активы никому не нужны. Как выход, можно объединить выявленные неликвидные банки для последующей их продажи, но в сегодняшних реалиях это сделать тоже невозможно. По отдельности же банки просто некому покупать. У иностранных инвесторов хватает и своих внутренних проблем, поэтому иностранцы активно выходят с украинского рынка. Они не могут по объективным причинам содержать в Украине свои структуры. Можно поискать заинтересованных западных или внутренних инвесторов, которые хотели бы купить такие активы даже за половину цены в расчете на повышение их стоимости в дальнейшем, но сегодня их нет. Слишком много рисков.
В общем, ситуация с данным требованием довольно таки напоминает шахматный пат.
Как известно, МВФ, делая вливания, предъявляет и другие требования к европейским банковским системам, которые Украине еще сложнее будет выполнить, чем вышеописанные. Например, долгосрочное кредитование, уход от «быстрых» денег и валютных спекуляций. Поговорим об этих требованиях. Долгосрочное и среднесрочное кредитование возможно только при условии постоянного наличия на рынке дешевого ресурса. Сейчас для Украины это серьезная проблема. Причем не только финансово-экономического, но и психологического характера. Украинскому бизнесу очень тяжело перестроиться, а вкладчики по-прежнему предпочитают быстрый заработок на краткосрочных депозитах и прибыль от банковских металлов, которые могут и не приносить прибыль, но остаются стабильными. Что интересно: нормальное кредитование бизнеса все еще не возобновлено, даже с учетом явно улучшившейся ликвидности. И темпы роста крайне низки. О причинах я уже говорил: это высокая ставка и дороговизна ресурса. И, если под государственные программы кредитования (такие как жилье) возможна компенсация части ставки за счет государственного бюджета, то частный бизнес такую компенсацию, как правило, получить не может и довольствуется все еще дорогими кредитами, соглашаясь на условия банков в случае крайней необходимости и на минимальный срок. В целом же остается ждать снижения процентных ставок по депозитам до уровня, когда этот ресурс станет более привлекательным для кредитования бизнеса.
Но все это – дело завтрашнего и даже послезавтрашнего дня. Копать глубже и смысла нет, ведь мы рассматриваем саму возможность выполнения требований МВФ в Украине сейчас. Тех, которые уже выдвинуты и тех, которые только могут выдвигаться в будущем. Но украинское правительство, в частности, министр финансов Юрий Колобов, оптимизма не теряет и считает, что шансы в ближайшее время подписать соглашение с МВФ о возобновлении кредитования на сумму $15 млрд есть. По мнению Колобова, переговоры прошли очень плодотворно, и в ближайшем будущем обе стороны готовы подписать соглашение. А по мнению оппозиции правительство выдает желаемое за действительное.
Лично я склонен считать, что у правительства Украины есть все возможности для достижения соглашения с МВФ. Но при этом, украинскому правительству и руководству Нацбанка необходимо крайне осторожно подходить к выполнению требований МВФ. Ведь банковская система Украины сегодня все еще находится в том состоянии, что любой «стресс тест» может повлечь за собой необратимые последствия.
И тогда уже даже помощь МВФ может не спасти ситуацию.
Виктор Тильняк, президент Украинской Финансовой Ассоциации
|
15
|
- 20:00 Перемога Трампа, зростання фондового ринку, нові вершини біткоїна: головне за тиждень
- 19:31 Торгівля валютними опціонами досягла рекорду після перемоги Трампа
- 17:33 Курс валют на вечір 8 листопада: гривня зміцнилась на міжбанку
- 17:05 НБУ назвав головне джерело припливу валюти в країну
- 16:34 Дефіцит валюти приватного сектору зберігатиметься високим — Нацбанк
- 16:13 Різниця між готівковим та офіційним курсами валюти не перевищує 1% — НБУ
- 15:17 У третьому кварталі середній офіційний курс гривні до долара знизився на 3,2%
- 12:22 Ціна Solana досягла $200, спотові біткоїн-ETF зафіксували рекордний приплив капіталу: що нового на ринку
- 11:21 Біткоїн кілька разів оновив максимуми на тлі перемоги Трампа
- 10:31 Курс валют на 8 листопада: долар у банках подешевшав на 5 копійок
Коментарі - 20
1. Почему на протяжении двадцати лет в Украине Законом не ограничены процентные ставки по депозитам в частности и по кредитам в том числе с привязкой к уровню инфляции.
В США в 70-80 годах действовало ограничение по депозитам на уровне 5,25%, т.е. чуть выше уровня инфляции, что впоследствии привело к снижению инфляции и реальному снижению процентных ставок
2. Неограниченные процентные ставки способствуют созданию банковской финансовой пирамиды, а также раскручиваню инфляционной спирали, что ведет к хронической неустойчивости финансовой системы.
В таком случае получим массовый исход народных сбережений из банков.
Вряд ли это поможет экономике, а навредит — так точно.
2. Инфляцию многие рекомендуют стабилизировать в районе 3%, чтобы были стимулирующие факторы для развития экономики. Если инфляция меньше 2%, то необходимо ее немного увеличить выдачей кредитов и производителям, и потребителям. Если инфляция выше 3%, то ее необходимо снижать через ограничение депозитных ставок ( около уровня инфляции) и ограничение кредитных ставок (инфляция + 5%).
Т.е. при нынешней ситуации в Украине, когда официальная инфляция практически ноль процентов, а депозитные ставки = 20% (такого в мире наверное еще не было), то
депозиты сначала ограничить 10 процентами, а кредиты 20 процентами, а на второй год при околонулевой инфляции продолжить сжимание ставок — депозиты до 7 процентов, кредиты до 15 процентов, на третий год при нулевой инфляции — депозиты до 5 процентов ( это нижний предел такого ограничения ), а кредиты до 10 процентов (и это тоже нижний предел такого ограничения ).
А то, что часть денег могут снять с депозитов — это не проблема. Что-то пойдет на потребление и значит будет в экономике, что-то будет храниться дома без процентов. В нормальной стабильной экономике всегда много свободных кредитных ресурсов для желающих и только в инфляционной экономике вечно не хватает кредитов, т.к. деньги вращаются в инфляционной пирамидной зацикленности.
Без выполнения этого пункта все другие рекомендации не дадут желаемого эффекта.
Вся проблема — в исполнителях.
Например,
в экономических отношениях одним из основных является купля-продажа земли, в финансовых отношениях законное право национальной валюты (в какой стране мира кредитование и хранение осуществляется в иностранной валюте),
в налоговой системе — простые и понятные ставки налогов (по количеству налогов мы на первых местах в мире),
в социальных отношениях — поддержка действительно бедных, а у нас различных льгот напринимали столько, что больше половины из них не предоставляется.
При мудрых правителях и с несовершенными законами будет порядок.
А при плохих исполнителях даже самая лучшая система даст сбой.
это как повлияет на инфляцию????
Если ставки сбережения низкие -это стимул тратить средства и меньше себерегать, что увеличит потребительский спрос и инфляцию.
Низкая ставка по кредитам, дает возможность получать более дешевые кредиты, что увеличивает денежную массу.
Низкая ставка по депозитам — увеличивает спрос и инфляцию.
Бездефицитный бюджет-не могу понять как повлияет на инфляцию, в наших реалиях.
Из всего этого -только мероприятия по стерилизации денежной массы будут действовать против инфляции, и инвестиций.
Кстати, как планируете проводить уменьшение денежной массы с помощью ЦБ?
1. Бездефицитный бюджет позволяет эффективнее использовать деньги без использования заемных средств. При этом предполагается замораживание социальных пособий и снижение покупательского спроса бюджетниками.
2. Ограничение денежной массы Центробанком производится уничтожением поврежденных купюр и непечатанием новых купюр, а также невыдачей новых кредитов ни Правительству, ни коммерческим структурам, кроме закупки новых высокотехнологических предприятий.
3. Ограничение процентных ставок банками может увеличить общую сумму кредитов где-то на 10 процентов, что повысит спрос и рост цен, если это потребительские кредиты, но должно снизить цены производителей, т.к. кредиты для них станут дешевле.
==================
Т.о. произойдет оздоровление экономики.
ПС. уничтожение бумажных денег? вам точно 37 лет? это же сказочно просто.
UPD Аааааааа, понял. «Денежная масса» — вы думаете это число напечатаных денег?
Пока у нас наблюдается греческий сценарий, если не принять радикальных мер.