16 лютого 2010
Останній раз був на сайті:
2 грудня 2025 о 20:03

-
Febor38
26 років
- 5 червня 2013, 7:07
Девальвация гривны и Конкурентоспособность страны
Это статья Дмитрия Светлого. Интересно написана. Я решил ее разместить в своем блоге, чтобы народ почитал, или покритиковал.
««Благими намереньями вымощена дорога в ад» — именно так можно охарактеризовать призыв отдельных «экспертов» девальвировать гривну, чтобы побить все возрастающий импорт, и чтобы, в итоге, отечественные производители стали более конкурентоспособными, иначе – экономика страны рухнет. Для того чтобы развеять подобные фобии и эту «железобетонную» логику относительно необходимости постоянной девальвации гривны, необходимо для начала разобраться: А что же это такое – конкурентоспособность страны? Как она формируется и от чего она зависит? И, самое главное, какая в этом роль государства?
Если вспомнить теорию кластеров М. Портера, то конкурентоспособность страны – это производительность ее отраслей и скорость, с которой эта производительность увеличивается. Производительность – это объем выпуска продукции, производимые единицей затраченного труда или капитала. Повышение скорости производительности требует постоянного внедрения инноваций и модернизации. Эффект от производительности для страны как раз заключается в том, что со временем в высокопроизводительных отраслях наблюдается увеличение ранее низких заработных плат при снижении общих затрат (экономия на масштабах) – чем Вам не увеличение благосостояния граждан, к которому стремятся советчики девальвации?
Нет ни одной страны в мире, которая была бы конкурентоспособна во всех отраслях сразу, или хотя бы в большинстве отраслей. В силу ряда исторических, культурных особенностей той или иной страны, каждая страна сильна в некоторых отраслях и слабая в других. И по большому счету, каждая страна должна стремиться в первую очередь постоянно развивать и поддерживать то, в чем она сильна. Это постоянный, динамический процесс. Факторы, влияющие на создание конкурентоспособной отрасли:
1. Требовательный и искушенный внутренний спрос. Потребители внутри страны очень требовательны к характеристикам продукта. Такое давление на предприятия заставляет постоянно двигаться и искать пути удовлетворения ожиданий потребителя. Характеристики такого продукта со временем превосходят ожидания потребителей в других местах. Тут именно качество спроса преобладает над его количеством. Например, Япония с ее кондиционерами.
2. Стратегия фирм и соперничество. Этот фактор делится на два направления – (1) поощрение инвестиций и постоянного совершенствования и (2) сильная (или возрастающая) конкуренция между местными соперниками. Поощрение инвестиций и постоянного совершенствования – выражается в условиях, созданных для привлечения инвестиций: макроэкономическая и политическая стабильность, система налогообложения, политика на рынке труда, и т.д. Сильная (или возрастающая) конкуренция между местными соперниками – условия для создания сильной местной конкуренции – лицензирование, влияние коррупции, открытость для торговли и иностранных инвестиций, антимонопольное регулирование.
3. Сосредоточение специализированных факторов производства: природные ресурсы, людские ресурсы, ресурсы капитала, инфраструктура, информация, законодательная система, исследовательская мощь местных университетов.
4. Наличие местных конкурентоспособных родственных и поддерживающих отраслей. Наличие данного фактора закладывает мощный фундамент в создании конечной ценности продукта, так как часть ценности создается именно этими отраслями.\
Согласно теории, достаточно одному из вышеперечисленных факторов набрать критическую массу, автоматически начинают подтягиваться и остальные факторы. Запускается своего рода механизм повышения конкурентоспособности отрасли.
Таким образом, конкурентоспособность страны создается, и она не зависит исключительно от месторасположения страны, от наличия природных ресурсов, демографической ситуации, политической или экономической стабильности, системы налогообложения или рынка труда.
Какая же здесь роль государства? Основная роль государства заключается как раз в обеспечении макроэкономической и политической стабильности, в том числе осмотрительность в финансовых вопросах. Вторым вопросом является государственные инвестиции направленные на улучшение экономической обстановки (инфраструктура, точность и своевременность экономической информации, реформа системы образования, высокие требования к характеристикам продукции местных производителей при гос.закупках и т.д.). Третьим вопросом государства является установление правил и стимулов, таким образом, чтобы они способствовали увеличению конкуренции и производительности – это политика в системе налогообложения, лицензирование, защита интеллектуальной собственности, защита прав потребителей, уменьшение законодательного зарегулирования отдельных процессов, обеспечение обратной связи с бизнесом и т.д.
А как же быть с предложением о постоянной девальвации гривны, в целях обеспечения конкурентного преимущества местных производителей над импортерами? Хоть это предложение и является классикой экономической теории, но, с точки зрения современной конкуренции, оно безвозвратно устарело. Почему так, давайте рассмотрим:
1. Нарушается основная функция государства – обеспечение экономической стабильности. В условиях девальвации трудно прогнозировать ситуацию, и еще труднее привлекать кредиты под приемлемый процент. Отсюда – нет денег и желания инвестировать в инновации.
2. Наше население всегда сильно эмоционально относится к курсу доллара. Девальвация гривны только усугубит ситуацию с долларизацией страны, что только на руку валютным спекулянтам.
3. Формируется стереотип о защите местного производителя – на самом же деле основной удар приходится на конечного потребителя. Государство искусственным образом начинает защищать местного неэффективного производителя, который кроме как конкурировать по ценовому фактору ничего другого предложить не может, ну и соответственно и зарплату персоналу платит только низкую.
4. Дорожает импорт, который невозможно заменить.
5. Девальвация гривны будет иметь кратковременный эффект – так как это не является фундаментным фактором конкурентоспособности, а наоборот – разрушает его. Такие действия не несут в себе никакой базовой созданной ценности (добавочной стоимости).
Как вывод — хотелось бы сказать, что преследуя благородную цель, стоит смотреть на вещи шире и глубже, а не цитировать неактуальные постулаты экономической теории. Особенно не стоит завязываться с играми в валюту, так как такие манипуляции похожи на масштабный обман, в результате которого обманутыми останемся мы с Вами».
P.S. Пару слов от себя. Я не умею писать так сложно и по-научному, как Дмитрий Светлый, поэтому напишу проще. Позволю себе рассказать Вам, как появилась экономическая идея «девальвация национальной валюты – национальное благо».
Согласно экономической теории, в мире существует экономическая модель некого государства. Это государство, как и положено любой стране, имеет внутреннее производство и потребление, но часть продукции покупает за рубежом, а часть продукции экспортирует. При этом, принимается, как аксиома, что все внутреннее производство производит и продает товары и услуги только за национальные деньги, а население получает доходы только в национальной валюте. В этой модели государства нет валютных депозитов или валютных кредитов, нет и наличной валюты «под подушкой». Валюта в этом государстве, это только безналичная валюта, которая используется только для внешнеэкономических операций. Хотя, часть этой валюты находится, в безналичной форме, в ЗВР страны. И самое главное, чтобы не забывать. В этом государстве нет «теневой экономики», и никто заработную плату в «конвертах» не платит, и все платят налоги, и нет наших тендерных закупок за счет госбюджета. А теперь, следите за мыслью. Апологеты девальвации национальной валюты говорят, что если, девальвировать национальную валюту, в результате цены на импортные товары вырастут, а значит, они станут дороже и менее доступны для покупателя. При этом доходы населения, в национальной валюте, не изменятся. В результате, население вынуждено будет больше покупать отечественные товары, вместо импортных, и как результат, государству предстоит рост отечественного производства и ВВП. В тот же момент, экспортеры, конвертировав экспортную выручку в национальную валюту, получат больше денег и смогут часть из них направить на развитие производства, и в результате будет рост внутренних инвестиций. Вот такая красивая модель заложена, когда говорят, что девальвация будет стимулировать рост производства и ВВП. Насколько это можно реализовать на практике и действительно ли будет рост ВВП благодаря девальвации гривны – каждый решает для себя сам. С моей точки зрения, это нереально, ибо наша модель экономики очень слабо похожа на абстрактную модель, которую используют ученые, когда анализируют выгоды от девальвации национальной валюты.
|
|
58
|
- 08:30 У Міністерстві фінансів розповіли, коли змінять оподаткування ФОП
- 5.12.2025
- 19:31 США вперше офіційно дозволили спотову торгівлю криптовалютами на товарних біржах
- 17:39 Долар та євро подешевшали на міжбанку у п'ятницю
- 16:21 Європол викрив злочинців, які через фейкові криптоплатформи «відмили» понад 700 мільйонів євро
- 15:45 Нацбанк зміцнив курс гривні перед вихідними
- 14:53 Загроза доларизації та фінансові шоки: МВФ попередив про ризики зростання ринку стейблкоїнів
- 13:17 Bitget представила масштабні оновлення GetAgent із розумнішими відповідями та безкоштовним доступом для всіх користувачів
- 13:14 Хардфорк Fusaka в Ethereum та підготовка до запуску токена SKR від Solana Mobile: що нового
- 12:06 Гнучкий курс від МВФ: Девальвація гривні та можливі наслідки (відео)
- 10:30 Курс валют: Долар в обмінниках подешевшав на 5 копійок


Коментарі - 120