Мінфін - Курси валют України

Встановити
Lavrenenko
Валентина Лаврененко
Зареєстрований:
30 липня 2012

Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 04:45
Підписчики (40):
ballistic
ballistic
3 року
zazazazazazazaz
zaNOza :)
24 року
Aqaz123
Екатерина Виндерских
Киев
Tsibulino
Tsibulino
Тхорівка
PetrovVodkin
PetrovVodkin
Киев
BrockLesnar
BrockLesnar
astratube
Арсений Неменко
47 років, Астрахань
indagame
IndaGame Games
34 року, Киев
Lemon75
Lemon75
49 років, Киев
OSY
OSY
Киев
Finans007
Finans007
Fantomas75
Fantomas75
49 років, Киев
всі підписчики
22 листопада 2012, 15:38

Туристично-валютні потоки

Обговорення «валютної» тематики упродовж останніх тижнів актуалізувало питання щодо того, куди валюта витрачається, чи потрібна вона нам взагалі, як її продавати, чи мусить влада оподатковувати ці операції.  Відповіді на ці питання частково може дати реальний аналіз того, як насправді живуть українці. І щодо цього думки сильно різняться. З одного боку, на тлі погіршення макроекономічної ситуації, відсутності структурних реформ, низьких офіційних розмірів зарплат і пенсій, прийняття низки суперечливих законів, зокрема Податкового кодексу, якось немає підстав констатувати позитивні зміни. З іншого боку, в країні збільшується кількість дорогих авто, продовжують з’являтися нові торгівельно-розважальні центри, де повно відвідувачів…

Певний інтерес у цьому зв’язку може представляти дослідження туристичних пріоритетів наших співвітчизників, їх динаміки і супутніх показників. Зокрема, мова йде про те, що відпочинок за кордоном є однією з причин купівлі валюти. Відповідно, можна спробувати оцінити ці обсяги. Такий аналіз можливий на підставі даних, що їх оприлюднює Держкомстат із посиланням на Адміністрацію Держприкордонслужби. Нижче наведено дані щодо кількості громадян України, які виїжджали за кордон.

Кількість осіб, що виїжджали за кордон, млн.

Тип поїздки 2006 2007 2008 2009 2010 2011  
Приватна поїздка 14,6 14,7 12,8 13,1 15,0 17,3
Організований туризм 1,5 1,9 1,8 1,4 1,3 1,6
Службова поїздка 0,8 0,8 0,9 0,8 0,9 0,9

Загалом, можна сказати, що «показники по туризму» відновилися ще у 2010 р., якщо порівнювати з докризовим 2007 р. Звертає на себе увагу, що більше 87 % поїздок оформлено як приватні. Щодо країн, то за результатами 2011 року, 50,1% цих потоків припадало на наших найближчих сусідів- партнерів по СНД  (Росію – 28,8%; Молдову- 12,7%, Білорусь- 8,7%). Але щоб виявити вплив туристичної складової на валютний ринок, важливішим є кількість українців, що їдуть до місць традиційного відпочинку і, відповідно, традиційного витрачання грошей :).

З цією метою всі поїздки було проаналізовано таким чином. Поїздки до країн СНД не враховувалися. Також не враховувалися службові поїздки. З решти було виділено три основні групи. По-перше, традиційний й «масовий відпочинок» (Турція, Єгипет, Туніс, Чорногорія, Болгарія). По-друге, відносно дорожчий відпочинок (Європа, дорожчий пляжний відпочинок, США тощо — 18 країн). По-третє, виїзди до країн, які традиційно використовувалися нашими заробітчанами та їх родичами для отримання віз та перетину кордонів (Польща, Німеччина, Угорщина, Словаччина, Румунія) — «візові поїздки» (включаючи відносно недорогі екскурсійні тури)

Динаміку щодо виїзду за цими напрямами показано нижче. Звертає на себе увагу загальна кількість поїздок. Вже у 2009 році відновився рівень 2007. А у 2011р. досягнуто найбільших показників за період. У цьому ж році суттєво зросли подорожі у «дорогі» країни (на 46%).

Розподіл поїздок за метою подорожі, тис. осіб

  2006 2007 2008 2009 2010 2011
«Візові» поїздки 6862 6572 4253 5315 6703 7894
Дорогий відпочинок 560 616 805 615 696 1018
Масовий відпочинок 564 751 955 734 849 970

І останній крок – спроба підрахунку можливих обсягів валюти, яка необхідна для обслуговування цих потоків. Зрозуміло, що точні цифри тут використати неможливо, тому для цілей аналізу зроблено такі припущення. У країнах масового туризму витрачається 300 дол. на особу, у країнах «дорожчого» відпочинку  - 800 дол., для візових поїздок – 200 дол. За цими розрахунками виходить, що обсяги валюти, що необхідні для обслуговування українського туризму, складають від 1,2 до 1,8 млрд. дол. щорічно. В розрахунку на 1 особу населення на рік виходить приблизно 42 дол. Ця величина являє собою скоріше мінімальний поріг, оскільки не враховує поїздки до країн СНД, шопінг, у тому числі й під час службових відряджень :).  Але слід зауважити, що це розраховані можливі обсяги придбання саме готівкової валюти (без врахування вартості турів та інших супутніх витрат, що, як правило, здійснюється у гривнях).

Переглядів: 2069, сегодня — 1
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 30

+
+3
Pir1
Pir1
23 листопада 2012, 23:29
#
Отличный анализ. Судя по цифрам, украинцы жить стали богаче и намного. 27% по депо как никак, с такими халявными ставками можно и по Европам гонят. Только интересно, кто оплачивает банкет?
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
24 листопада 2012, 8:59
#
Я не уверена, что можно делать выводы о том, что украинцы стали богаче и намного. Цифры на самом деле только на первый взгляд большие — хотя динамика туристической активности впечатляет. Изначально было интересно посмотреть на цифры и понять, о чем они говорят. И подобные темы уже возникали в других блогах…
Пока я придерживаюсь той точки зрения, что украинцы частично реализуют «отложенный спрос» и восполняют дефицит эмоций, связанный с путешествиями. Плюс неразвитость инвестиционных рынков стимулирует экономику «потребительства». Некоторые даже ездят в кредит...:)
+
+3
Pir1
Pir1
24 листопада 2012, 15:02
#
Охрименко писал уже про туризм, но цифр у него было маловато, у вас более серьезный анализ.
Почему вы решили, что это не свидетельствует о росте богатства? А в чем еще определять благосостояние, если теневая экономика превышает реальную? Вы же сами пишете:
«в країні збільшується кількість дорогих авто, продовжують з’являтися нові торгівельно-розважальні центри, де повно відвідувачів…»
То есть получается и по другим признакам заможнисть украинцев растет.
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
24 листопада 2012, 15:42
#
Именно это и пытаюсь понять. Есть внешние признаки роста «заможности» на фоне очень тяжелой (мягко говоря) и даже необъяснимо бессмысленной ситуации в экономике.
Да, была публикация А.Охрименко о росте отдыхающих в Турции как индикаторе роста благосостояния. Методика (а именно, одна страна) мне показалась спорной, захотелось перепроверить...:). На удивление, общий тренд роста выезжающих подтвердился...:) Также была запись в блоге у уважаемого Максима Сероуса о том, куда идет скупаемая населением наличная валюта. И тут, возможно, туризм играет определенную роль…
Рост богатства имхо должен подтвердиться ВВП на душу населения. С этим у нас хуже. Так как имеем около 3600 долл на год, соответственно, 300 долл на месяц. Нужно добавить теневую экономику, объемы которой никто на самом деле не знает (диапазон оценок — от 20% ВВП и выше; верхний предел не ограничен...:) ).
Но если сопоставить удельные базовые расходы (питание, коммунальные, одежда, развлечения, отдых, зравоохранение, покупка авто и т.д.) можно попробовать получить хотя бы приблизительные данные.
+
+4
xchg
xchg
24 листопада 2012, 19:00
#
Валентина, а что тут сложно понять?! в этой стране ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ НОРМАЛЬНОЗАРАБАТЫВАЮЩИЕЛЮДИ находяться в тени, так сказать.а всякие ВВП и т.п.вещи совершенно не отражают действительности.в украине люди живут отдельно от государства и наоборот.и слава Богу!..
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
24 листопада 2012, 19:33
#
Что Вы вкладываете в «Находиться в тени», если говорить конкретно, а не эмоционально («так сказать?» :) Не показывать реальные обороты? Завозить товар по «серым» и «черным» схемам?
+
0
xchg
xchg
24 листопада 2012, 20:42
#
Тут всё просто.у нас в стране всё обстоит так-никто ничего своего не показывает.например, человек работает в какой-нибудь госструктуре, получает зп 3000 грн., а хабарей берёт ещё 33000 грн.или зп в конвертах или ещё что-то… мы же о физлицах говорим-тут всё гораздо прозаичнее, чем даже ввоз товаров по левым схемам… вот и получается, что чел по бумагам чуть ли не зажат в тисках нищеты, а реально позволяет себе отдыхать за границей.и это норм
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
25 листопада 2012, 8:43
#
Все правильно, но в схеме есть два участника :). Берущий и дающий 33 тыс. Оба, по сути, являются участниками теневых схем, так как вряд ли «дающий» откладывал эту сумму из официальных доходов. Я пока думаю, что валюта для обслуживания чиновников в основном возвращается из оффшоров.
+
0
xchg
xchg
25 листопада 2012, 14:35
#
Не столь важно откуда та валюта возвращается.лейтмотив статьи-показники по туризму.а это физлица.
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
25 листопада 2012, 15:35
#
Ок, спасибо за мнение
+
0
Prado
Prado
26 листопада 2012, 12:37
#
МВФ :)
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
26 листопада 2012, 17:29
#
Да, скорее всего :)
+
+36
Donkey
Donkey
24 листопада 2012, 9:23
#
Так самое главное Вы не учитываете- это шоппинг во время служебных командировок. Как же быть с госпожой Акимовой которую задержали 31 марта в Венском аэропорту со 100.000 незадекларированных евро? Или не задерживали? Или не в Венском? Руководство АП не дало никаких разъяснений. И почему руководитель экономического блока АП не пользуется «пластиком», который так искусно навязывают простым украинцам? Или у нее на «пластик» вже не лізло? Даже не знаю как мне Вам помочь учесть валюту, которую тратят украинские чиновники во время посадок на шоппинг в одной милой северной стране при перелетах чартерами через Атлантику во время визитов в США. Так что Вам еще есть над чем работать, но замечу Вам, что те «скромные» 800-900 тысяч «служебных» поездок и делают погоду в теме вывоза наличной и безналичной валюты из Украины туристической. Сотни тысяч клопов перекачивают валюту за рубеж в составах делегаций, рабочих групп, просто в рабочих поездках в поисках вдохновения при написании Налогового и Таможенного кодексов и т.д. и т.п. Удачи Вам.
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
24 листопада 2012, 9:44
#
Donkey, спасибо за мнение. Есть много факторов и обстоятельств, которые пока «не посчитаны», в частности вот этот самый шоппинг как во время служебных, так и частных поездок. И здесь тоже нужно почувствовать, какая часть валюты для этих целей скупается в обменниках, а какая попадает безналом на карточки.
Кроме того, видимо, активно могут покупать наличную валюту еще оставшиеся «челноки» — тут я пока не уверена, но торгующиеся на всевозможных рынках импортные товары, скорее всего, скупаются в стране производства за наличную валюту.
+
+3
mybank
mybank
24 листопада 2012, 20:58
#
Шопинг за кордоном могбы частично быть освещен отчетами платежных систем по торговым операциям, информация вполне думаю стандартная, но в доступе ее нет или не встречал
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
25 листопада 2012, 8:56
#
Да, спасибо, интересно. Буду смотреть в том направлении :).
Думаю, что масштабы украинского шоппинга за кордоном должны быть немаленькими. Возможно, они также объясняют огромное количество «частных» поездок. Не могут же они быть вызваны только заробитчанами (которые по 3-4 года безвылазно окапываются в стране) и их родичами
+
+3
mybank
mybank
8 січня 2013, 9:52
#
www.bank.gov.ua/doccatalog/document?id=121938
стр 40
объем операций по картам зарубежом 13,6 млрд грн. (1,7 млрд дол)
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
8 січня 2013, 9:54
#
Спасибо, уже открываю...:)
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
8 січня 2013, 10:26
#
Да, нашла. Итого можно предположить, что безналичные расходы ( в основном, думаю, это все-таки шоппинг) — это, скорее всего, вот эти самые 1,7 млрд. долл.
Что касается скупки налички для этих целей, то можно предположить, что, если внутри Украины около 25% операций осуществляется по безналу (с.41), то за границей, наверняка примерно так же… Итого еще добавляем около 5 млрд. долл.
Таким образом ежегодно может вывозится: 6,0 -7,0 наличных долл. + 1,7 безналичных — обслуживание всех типов поездок...:)
Но это не считая «тела» :) — оплаты отелей, транспорта — всего того, что входит в стоимость «тура» и достается иностранным компаниям...:)
+
0
mybank
mybank
8 січня 2013, 10:34
#
Мне показалось что 0,7 млрд это нал+безнал…
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
8 січня 2013, 10:55
#
Я так понимаю, что объем 13,6 млрд грн — это то, что снимается с карт или входит в безналичные расчеты за границей. 5 млрд приплюсованных — это то, что скупается здесь и вывозится с целью потратить «там», минуя карточки...:). Но, конечно, это пока из разряда предварительной версии...:) :).
+
0
mybank
mybank
8 січня 2013, 10:57
#
Как я понял 13,6 это все операции по картам зарубежом (снятие и оплата в магазинах картой)
+
0
mybank
mybank
8 січня 2013, 13:03
#
Неправильно написал, видимо этим несколько исказил смысл — правильно 1,7 млрд дол (или 13,6 млрд грн) 8(
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
8 січня 2013, 13:09
#
Нет, ну я поняла, что на самом деле имелось в виду 1,7 млрд...:). Спасибо…
+
0
Donkey
Donkey
25 листопада 2012, 6:48
#
Нет Валентина. Тут Вы не правы. Челноки загоняют валюту в Китай и Турцию банковскими переводами. С собой если и везут наличные, то это ерунда
+
0
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
25 листопада 2012, 8:44
#
Понятно, спасибо. «Одной проблемой меньше» :)
+
+3
mybank
mybank
25 листопада 2012, 17:22
#
Причем это могут быть не обязательно официально импорт, так просто переводики… это быстрее и надежней чем объяснять таможне про наличку, хотя вывезти официально наличную валюту не составляет большого труда, для этого достаточно просто справку с банка о снятии средств со своего счета и все…
+
0
mybank
mybank
25 листопада 2012, 17:24
#
_
+
+3
Russell
Russell
24 листопада 2012, 11:33
#
Дякую вам.
+
+3
Валентина Лаврененко
Валентина Лаврененко
25 листопада 2012, 15:35
#
Будь-ласка...:)
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися