9 лютого 2011
Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 04:15
-
кахабер карели
62 року, Тбилиси
-
IndaGame Games
34 року, Киев
-
Петр Шевченко
Киев
-
manola
40 років, Ровно
-
Lima
40 років, Днепропетровск
-
sancho
киев
- 14 березня 2011, 21:26
Искушение землей
Нельзя всё раздать всем.
Потому что всех много, а всего мало.
Один из излюбленных вопросов СМИ, политиков, политологов, экономистов, аналитиков, да и простых граждан, звучит приблизительно так: почему Украина, имея огромный потенциал, так и не смогла реализовать его за 20 лет независимости?
Рискну предположить, что сегодняшнее плачевное экономическое состояние Украины, высокий уровень коррупции, «дырявые» местные бюджеты и множество социальных проблем связаны с «аттракционом невиданной щедрости» нашего государства – бесплатной раздачей земли.
Статьи 118 и 121 Земельного кодекса Украины предусматривают легальную возможность любому гражданину страны получить от 10 до 25 соток под застройку, 12 соток под садоводство, 10 соток под дачу, 2 гектара для ведения личного сельского хозяйства и тэ де, и тэ пэ.
БЕСПЛАТНО! ВСЕМ! И пусть никто не уйдет обиженным!
Кстати, уникальный случай в мировой практике.
И что тут плохого? Казалось бы, держава хоть в чем-то действительно бескорыстно помогла гражданам — создала условия для индивидуального строительства, фермерства, садоводства. Но именно эти благие намерения государства превратили жизнь простых граждан и ведение бизнеса в Украине в коррупционный ад.
На фундаменте бесплатной приватизации земли выросла система, пронизывающая всю страну – государственные органы, местное самоуправление и бизнес.
Уровень первый — раздача «бесплатных земель».
Этим занимаются органы местного самоуправления: городские, сельские и поселковые советы — в границах населенного пункта, а за границами — государственные администрации.
Любой гражданин (теоретически) может обратиться в местный совет или государственную администрацию с заявлением о выделении бесплатного участка в любой точке Украины. И ему эту землю могут ЗАКОННО дать. А могут так же ЗАКОННО отказать (ссылаясь на различные «веские» причины). Улавливаете суть?
Чиновник в администрации или глава сельсовета при поддержке нескольких депутатов САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАЮТ «казнить или помиловать» — «дать или не дать». Идеальная среда для коррупции. Причем судить этих людей можно только с точки зрения морали, ведь с точки зрения закона они чисты. Именно поэтому, когда в прессе появляются громкие разоблачения о раздаче очередным горсоветом ценнейших земель приближенным к депутатам людям или «подставным студентам», они, как правило, ничем и не заканчиваются – все в рамках закона.
Такая ситуация стимулирует приход во власть бизнесменов, которые рассматривают свое место в госадминистрации или депутатский мандат как бизнес-проект. Купил место в партийном списке или портфель в администрации, а дальше уже крутись, как можешь, чтобы «отбить» вложения и получить прибыль. Поэтому так вяло занимаются советы и администрации социальными проблемами, наполнением местных бюджетов, культурой и образованием – для большинства депутатов и чиновников это непрофильная деятельность.
Они пришли раздавать землю.
Уровень второй — оформление земель.
Естественно, наличие подобной легальной системы раздачи земли стимулировало появление целой инфраструктуры, обслуживающей этот элитный бизнес депутатов и чиновников. Органы архитектуры, экологии, санэпидемстанции, культурного наследия – те, кто согласовывает документацию по оформлению земельного участка, стали своего рода сборщиками «неофициальных налогов и пошлин» в этом бизнесе, а места руководителей таких служб — заветной мечтой местных политиков и бизнесменов.
Об органах земельных ресурсов стоит сказать отдельно – они оказалась в самом эпицентре этой, фигурально выражаясь, «раздачи слонов».
Профессия землеустроителя в советское время и на заре независимости Украины, хоть и была достаточно уважаемой, особой популярностью не пользовалась – платили мало, выучиться и работать сложно, а ответственность большая.
И вот, на фоне постепенного осознания, что земля — это ценный ресурс, и что его можно получить у доброго государства бесплатно (а органы земельных ресурсов играют в этом процессе одну из главных ролей!), землеустроители вдруг встали в один ряд с банкирами и владельцами крупного бизнеса.
Сегодня уже 33 украинских учебных заведения обучают этой специальности. Справедливости ради нужно отметить, что вожделенной мечтой, в данном случае, является не сама эта профессия, а должность в органах земельных ресурсов. Ведь с начала двухтысячных центральный орган земельных ресурсов с феерической быстротой меняет свои официальные названия, руководителей, постепенно превращаясь в коммерческую структуру под государственной вывеской.
И что особенно печально – практически каждый руководитель приводит с собой новую команду, меняя работников вплоть до низшего звена. Эта огромная текучесть кадров ведет к вымыванию опытных специалистов, снижению профессионализма, отсутствию преемственности в решениях и действиях.
Причина все та же – обслуживание процесса бесплатной раздачи земли.
Уровень третий — спекуляции землей.
Вершина айсберга – спекуляции землями, товаром, который стоит на рынке очень дорого, но его можно получить у государства бесплатно.
Конечно, для этого нужно иметь своих людей в советах/администрациях, согласовательных службах и органах земельных ресурсов или платить «неофициальные платежи» на всех этапах. Но затраты-то, особенно при наличии «своих людей» на нужных должностях, в разы меньше, чем стоимость продажи.
В 2005 – 2008 обычной была ситуация, когда «девелопер» вложив 100-200 долларов в оформление сотки земли в течение года продавал ту же сотку за 3000-5000 у.е. Выгодно, не так ли?
Причем, продавались десятки и сотни гектаров, а весь процесс, за исключением «неофициальных платежей» чиновникам, являлся и является легальным. Естественно, что при такой рентабельности и огромных заработках бизнесмены либо сами стремились стать депутатами и ключевыми чиновниками, либо финансировали назначение или избрание «своих» людей.
Конечно, такой легкий и сверхдоходный бизнес был гораздо интересней налаживания промышленного производства или рискованных инвестиций в сельское хозяйство. В эту нишу ринулись все: начиная от крупных предприятий и заканчивая рядовыми гражданами. Причем, зачастую покупка производилась за кредитные ресурсы. Пузырь надувался, пока не лопнул.
В итоге имеем слабую промышленность, неразвитое сельское хозяйство, проблемы с невозвращенными кредитами, и высокую коррупцию.
Как всегда, хочется спросить — кто виноват?
Бизнес и спекулянты? С моральной точки зрения — да. Не смогли устоять перед искушением, в которое ввело их государство. Но, на мой взгляд, вина государства больше. Нельзя создавать такую систему, единственным сдерживающим фактором в которой будут честность и порядочность граждан. Всегда найдутся люди, для которых более важным будет желание заработать.
И что же теперь делать?
Коренным образом менять систему бесплатной выдачи земли.
Ведь сейчас она совершенно не бесплатна и абсолютно не доступна для «обычного гражданина». Вы никогда не получите землю, если не заплатите взятку или не имеете родственника (знакомого, кума...) в органах, выделяющих землю. Это знают все.
Но, безусловно, для некоторых слоев населения механизм бесплатной приватизации должен сохраниться. Это — люди, годами имеющие дома, огороды, гаражи и другие индивидуальные объекты (я не имею в виду бизнес) – должны оформлять свою землю в размерах, не превышающих граничные нормы Земельного кодекса.
Должна сохраниться система и для определенных категорий граждан – инвалидов, малообеспеченных, молодых специалистов с ограничением по возможности продажи или другого отчуждения. Например, большими налогами в случае отчуждения в первые 10 лет с момента бесплатной приватизации – чтобы не было «серых схем» использующих эту возможность.
Для слаборазвитых и депрессивных регионов страны можно было бы сохранить систему полностью – то есть выдавать землю любому желающему, опять же с ограничением по отчуждению и с обязательством использовать по целевому назначению. Чтобы не брали «впрок». А если не участок не используется, должен быть механизм его возврата и выделения тому, кто в нем действительно нуждается.
Но, в любом случае, нельзя бесплатно раздавать землю всем.
Ведь всех много, а земли мало.
И она дорогая.
|
27
|
- 17:29 Курс валют на вечір 24 грудня: долар та євро подешевшали на міжбанку
- 16:46 Україна отримала $1 млрд гранту від США, забезпечений доходами від заморожених активів рф
- 15:51 Джо Байден затвердив оборонний бюджет США на $895 млрд
- 13:15 Приватбанк знизив удвічі тарифи переказів на закордонні картки
- 12:24 Швейцарія заморозила $7,9 млрд приватних коштів у рамках санкцій проти росії
- 12:10 Нова мем-монета на Polygon націлилась на $10, залишаючи позаду ADA та DOGE
- 11:42 MicroStrategy вклала в біткоїн ще $500 млн, оподаткування винагород за стейкінг у США: що нового
- 11:20 Криптокредитування замість позик МФО: BitCapital розповів про новий тренд
- 10:58 Курс валют на 24 грудня: долар в банках додав 10 копійок
- 10:43 НБУ ввів у обіг нову монету — «Безбар’єрність» (фото)
Коментарі - 3
Ведь сейчас она совершенно не бесплатна и абсолютно не доступна для «обычного гражданина». Вы никогда не получите землю, если не заплатите взятку или не имеете родственника (знакомого, кума...) в органах, выделяющих землю. Это знают все.»
Ну и где собственно ответ, как изменить именно это?
Моих +3 балла за пост