24 травня 2012
Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 04:41
-
ballistic
3 року
-
Dorka
Киев
-
elvalery
54 року, Киев
-
Сергей Александров
45 років, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
-
uainvestor
66 років, Дніпро
-
Александр Баро
Харьков
- 20 лютого 2015, 0:10
Школа должна измениться — или умереть!
Я больше не хожу на педагогические тусовки — бесполезная трата времени. Когда я слышу фразу «реформа образования» — меня охватывает бешенство. Почему-то сразу вспоминаются «двое из ларца — одинаковы с лица», которые рубили тесто и месили дрова: вроде и действия правильные, и намерения добрые, но, приложенные не в том месте не к тем предметам, они не дают никакого полезного результата.
Год, прошедший после Майдана, в системе образования не изменил ничего. Педагогическое сообщество доказало свою неспособность организовываться, порождать новые смыслы и договариваться о целях. «Закон о высшем образовании», якобы прогрессивный, подтверждает этот тезис как нельзя лучше: два года согласований и выхолащивания сути произвели на свет текст не более революционный, чем инструкция к стиральному порошку. Теперь эту хирургическую процедуру применяют к рамочному «Закону об образовании». — Несколько месяцев всерьез обсуждалось, пять или шесть лет должна длиться начальная школа. Остановились на пяти, и все это было гордо названо структурной реформой.
Когда горизонт планирования для украинского бизнеса составляет год, а то и квартал, — это можно понять: он — заложник решений, принимаемых государством. Когда государственные чиновники принимают решения, наивно предполагая, что Будущее — это всего лишь Present Continuous или «длящееся настоящее», — это халатность, граничащая с преступлением. Но когда вся система образования живет в иллюзорном мире Past Continuous — это беда.
Past Perfect
Уважаемые родители! Если ваши дети идут в школу в этом году, окончат они ее в 2027. Задайте, пожалуйста, вопрос вашим учителям (а заодно — и разработчикам программ): почему они считают, что в 2027 году все эти знания и навыки, приобретаемые учениками, будут еще важны? (Я не утверждаю, что они неважны, но пусть педагоги ответят — почему). А когда они начнут отвечать, переспрашивайте: что-что? Навык социализации? За партой? Глядя друг другу в затылок? — Научиться читать и писать? Тем же способом, что и десять, и двадцать, и сто лет назад? В тех же прописях? По тем же текстам?
Но оставим в покое началку. Худо-бедно, она как-то справляется со своими задачами. Несмотря на перегруз программ и классов, большинство детей сохраняет интерес к учебе и жизни. Добивает же их основная школа. И потому я обращаюсь к вам, уважаемые родители пятиклассников — или, после «структурной реформы», шестиклассников! Ваши дети окончат школу в 2022 году. Знаете ли вы, каким будет мир через 7 лет? Что изменится? Какие навыки будут востребованы? Что уже станет неактуальным?
— Да что вы ерунду городите? — воскликнет нетерпеливый читатель. — Что такого может случиться за эти 7 лет? Я буквально вчера выходил в первый раз на Майдан с оранжевой ленточкой на груди, а вот уже десять лет прошло, и — положа руку на ту же грудь — ничего, по сути, не изменилось.
— Так ли это? Хорошо. Перенесемся даже не в 2004, а в 2007 и осмотримся в окружающем нас технологическом пейзаже.
В начале года выходит новая операционная система от Microsoft — Windows Vista (помните такую?) Еще не начались продажи первого iPhone (это случится в конце года), а значит — никаких тач-скринов у телефонов, только кнопки. iPad’ы — это вообще из другой жизни, их продажа начнется в 2010. — Да что там iPad’ы! Только-только начали появляться первые электронные книги! Естественно, нет никакого Android — он будет разработан в 2008. Facebook лишь в прошлом году открыл регистрацию для пользователей, не являющихся студентами Гарварда, и практически неизвестен за пределами США. Нет в помине ни Viber, ни WhatsApp, ни других сервисов, которые составляют наш сегодняшний инструментарий. В экономике и политике — всё еще в будущем: экономический кризис, война в Грузии, президент Медведев и второе премьерство Юлии Тимошенко (помните такую?)
Только представьте себе: дети, родившиеся в 2007, дети, для которых кнопочные мобильные телефоны — дикая архаика, учатся уже во 2-м классе! И вы по-прежнему считаете, что мир в 2022 будет таким же, как сейчас?
Present Perfect
Ответ отрицательный, и вот почему. Мы с вами живем на стыке двух кондратьевских циклов, — не буду пояснять, не поленитесь, загляните в Википедию. (Кстати, о Википедии: в 2007 году украинская версия насчитывала 50 000 статей, сейчас — более 500 000). Предыдущий цикл, ознаменовавшийся мировым энергетическим кризисом, к концу 1970-х породил иной тип экономики. На базе развившихся к этому времени кибернетики и электроники началась автоматизация производственных процессов, широкое внедрение промышленных роботов. В результате огромные массы неквалифицированных рабочих были вышвырнуты на улицу.
Их приняла в себя сфера обслуживания, которая с этого момента начала разрастаться и дифференцироваться. С этого момента появилось понятие «социально ответственный бизнес». С этого момента традиционные для индустриального общества гигантские иерархические организации стали уступать место маленьким «плоским» структурам.
Изменились сами производственные отношения. Если иерархии требуют «мужских» качеств — умения конкурировать, доминировать и подчиняться, то плоские организации требуют качеств, традиционно считающихся «женскими», — эмпатии, умения сотрудничать и договариваться. Эти поведенческие паттерны переняли даже занятые в сфере обслуживания мужчины.
И вот сейчас мы находимся в ситуации, когда заканчивается предыдущий цикл и начинается новый.
Present Continuous
Контуры этого Будущего, едва намеченные Элвином Тоффлером, начинают обретать различимые черты в предсказаниях Рэя Курцвейла и Митио Каку.
В ближайшие 5 лет произойдет роботизация сферы обслуживания. Больше никаких «Вільна каса!» и «Чем я могу вам помочь?» Роботы могут работать в режиме 24/7 без больничных, отпускных и декретных, без ошибок и хамства. Роботы-уборщики, роботы-помощники, роботы-официанты, роботы-няньки — они уже существуют, продаются и окупаются за год-полтора. А как только их массовый выпуск наладит Китай — не приобрести себе хотя бы робота-кухарку станет попросту неприличным.
Как и 40 лет назад, большую часть неквалифицированных работников вновь вышвырнут на улицу. Куда денутся эти люди? Какая существующая экономическая сфера способна принять их? Сельское хозяйство? Но число занятых в нем не превышает 5 %, и при этом оно постоянно снижается. Промышленность? Пока в ней занято около 20 % работающих, но и ее в ближайшее время ждут катаклизмы.
Китайская компания Winsun напечатала на шестиметровом 3D-принтере пятиэтажный дом площадью 1100 квадратных метров, причем сразу со всеми коммуникациями. Технология позволяет печатать до 10 зданий в сутки по цене 160 000 долларов за штуку. Ау, строители, сантехники и риелторы! Кому вы будете нужны с вашими кривыми стенами, протекающими трубами и жирными комиссионными? Скачанная выкройка плюс 3D-принтер способны нанести удар под дых не только промышленности, но и розничной торговле.
Что же может решить проблему «лишних людей», кроме, конечно, мировой войны? Ответ: Сеть. «Плоская» структура, обеспечивающая продуктивную коммуникацию участников, и отдаленным прообразом которой является нынешний интернет. Сейчас можно долго фантазировать, как именно будет строиться экономика Сети, но одно для меня несомненно: когда мы отгоняем детей от компьютеров, отнимаем у них планшеты и телефоны, заставляя учить логарифмы или строение кольчатых червей, — мы заранее обрекаем их на проигрыш. Нет, не роботам, а своим менее зашоренным сверстникам из Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Ведь мы отвлекаем наших детей от более важной задачи: выработки навыков сетевого взаимодействия, и подменяем ее иллюзорной задачей «овладения знаниями», бесполезными в цифровом роботизированном будущем.
Future Indefinite
Что можем сделать мы, родители, если Будущее таково, каким мы его описали? Как развить у детей необходимые мягкие навыки? И поможет ли нам пресловутая «реформа школы»?
Да — если школа станет плоской структурой. Нет — если она останется иерархическим монстром.
Учеба в формате «читай и повторяй» бессмысленна. Коммуникация — это не просто навык общения, это навык отбора — с кем тебе говорить и кого тебе слушать. Навык работы в команде ставится только работой в команде, — правда, как странно? — а команда предполагает наличие общей цели, и значит — выработки навыков целеполагания, самообладания, ответственности, способности сотрудничать и ограничивать свои амбиции. Сделать всё это в рамках традиционных уроков практически нереально. Такую возможность должна порождать иная обучающая среда.
Я не надеюсь, что государство законом предпишет всем школам стать «плоскими». Впрочем, в Сети государство — всего лишь один из узлов, не более важный и значимый, чем вы или я. Нам не нужно ничьего позволения, чтобы создать свою обучающую сетевую среду.
Поэтому: родители школьников — объединяйтесь! Нам нечего терять, кроме цепей коррупции и бюрократии. Мы можем создать Школу, устремленную в Будущее.
Потому что наши дети — это и есть то Будущее, которое непременно наступит. Потому что мы с вами — и есть та Школа, какой она обязана быть.
Оригинал статьи размещен на сайте Контракты.UA
|
57
|
- 15:22 Трейдери збільшили ставки на падіння євро до паритету з доларом
- 14:28 В яких банках українці зберігають гроші та у якій валюті
- 13:52 Китай звернувся до СОТ через «необґрунтовані» тарифи на електромобілі
- 12:59 Пенсійний фонд штату Мічиган інвестував понад $10 млн у Ethereum ETF
- 12:40 Bybit отримав грузинську ліцензію VASP, посилюючи глобальну регуляторну присутність
- 12:16 Нацбанк увів в обіг пам’ятну монету «Рік Змії» (фото)
- 11:33 Рубль досяг річного мінімуму
- 11:12 Hamster Kombat втратив 260 млн гравців, Tether розробляє механізм оплати газу в USDT: що нового
- 10:54 Долар падає у день виборів у США
- 10:33 Курс валют на 5 листопада: долар у банках додав 5 копійок, євро — 10 копійок
Коментарі - 57
Я принципиально не удаляю никаких комментариев, дабы меня не обвинили в «нечестном» ведении дискуссии. :)
Об этом также пишет основатель и президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб:
«Несмотря на трудности, которые повлечет за собой новый виток технологического прогресса, общее его влияние будет позитивным. При этом пришествия роботов Шваб предлагает не бояться, потому что автоматизация труда позволит большему количеству людей получить высокооплачиваемую работу (для этого, впрочем, им придется получить новые навыки, чтобы не остаться за бортом).»
slon.ru/economics/klaus_shvab_nas_zhdet_divnaya_novaya_era_adaptatsii-1217735.xhtml
Также очень удивлён, что умение логарифмировать вы записали в бесполезные навыки будущего. Товарищ Азимов писал о возможных последствиях в рассказе «Чувство силы» — не поленитесь ознакомиться.
Что же касается логарифмирования, я не считаю, что этот навык вовсе бесполезен. Но я утверждаю, что он бесполезен для БОЛЬШИНСТВА УЧЕНИКОВ обычной средней школы. ЗНО показывает, что многие не умеют даже управляться с дробями, а это куда более востребованный навык.
В то же время любой человек, ЕСЛИ ему понадобится разобраться с логарифмами, способен сделать это достаточно быстро. (Ну, я так полагаю. Лично мне, несмотря на исследовательскую и инженерную деятельность в Институте металлофизики, Институте проблем материаловедения и Институте общей и неорганической химии АН УССР, так и не пришлось с ними столкнуться).
У каждого ребенка есть минимум один мобильный, а может еще и гаджеты с планшетами и нетбуками, а дома нормальный ноутбук или игровой ПК, поэтому знание арифметических операций да и собственно таблицы умножения уже тоже не важны — всегда можно достать из кармана мобильник и нажав пару кнопок вызвать приложение калькулятор…
Предполагаю, что даже правописанию учить не обязательно, обычная компьютерная программа с модулем проверки орфографии полностью перекрывает необходимость заучивания времен, склонений и прочей ненужной ерунды…
А если в жизни что-то пойдет не так при таком варианте обучения — сходим в церковь, помолимся, поставим свечку — и вопрос будет решен положительно… :)
Если говорить о тех же логарифмах, они используются в школьном курсе химии для объяснения, что такое pH раствора, и то, в этом случае можно было бы обойтись термином «показатель степени». В школьном курсе физики акустики НЕТ, а потому даже не объясняется, что шкала громкости звука — логарифмическая!
В то же время треть выпускников школ не знают дробей, и практически никто не знает, что такое сложные проценты! (Что приводит их прямиком в кредитное рабство).
Таблицу умножения, конечно, отменять нельзя, а я бы еще и вернул в школы счеты: без них ребенку сложно понимать принцип счета в позиционной системе счисления.
В свою бытность при отсутствии калькуляторов и нежелании махать логарифмической линейкой успешно пользовались таблицами Брадиса и ничего не умерли от перенапряжения…
Да и после 10-го в вузы поступила едва ли треть класса (меньше половины, это точно). При том, что школа находилась в киевском Академгородке.
Мои дети учились в физматлицее — уровень поступления в ВУЗы — 100%.
Считаю, что курс алгебры, геометрии сокращать нельзя, а возможно надо расширять математической логикой, комбинаторикой и конечно информатикой, а вот заучивание назубок стихов Пушкина, Лермонтова и Шевченко мне лично кажется излишним…
Умение работать в команде для достижения общих целей — слабое место в украинском обществе. У нас ярко выраженый индивидуализм. Я учился в европе и нам очень часто ставились груповые задачи и проэкты в процесе обучения.
Например, школе не выгодно держать учителя психологии (нет нагрузки), но краткий курс детям необходимо дать — почему бы дистанционно, на территории школы и в рамках школьной программы это не преподавать…
Возможно в Вашей деятельности окажутся полезными некоторые из идей в: virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp2/filosofia/sheredko.pdf и virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp7/konf1/Cheredko.pdf.
Можно зайти на сайт Школы «Афины» www.athens.kiev.ua/ (однако там мы срочно проводим реорганизацию материала, потому что среди 2500 публикаций стало невозможно найти нужную :).
И еще много примеров, как может быть устроено новое образование, есть в нашей ФБ-группе https://www.facebook.com/groups/school.athens/
«На Западе давно поняли, что устный пересказ учебника — источник опасности. Так научить ничему невозможно. Наука развивается не эволюционным путем, как раньше, а взрывным. Основной корпус профессиональных конкретных знаний устаревает за 4-5 лет. И потому север Европы, Канада, Австралия, Сингапур, Южная Корея перешли к тому, что надо учить не столько и не только знаниям, сколько способам обращения со знаниями, их применения, поиска, отбора, извлечения и наделения собственными смыслами. Китай уже провел эту реформу — заменил дидактическую парадигму на деятельностную и стал мировым школьным лидером. А мы отстаем уже лет на 50.»
(Статья «Не нужно всем выдавать аттестаты. Почему в России пора менять подход к обучению в школах»)
Ему бы Вы тоже своего ребенка не доверили бы? :)
п.с. Спасибо за интересную статью.
Головним критерієм освіти повинно бути
підняття рівня людяності серед громадян або «индекса человечности» — і це основна проблема всіх спільнот на протязі віків.
рефлексов
Согласна лишь с одним, что учителям пора подымать задницу и разрабатывать новые методы педагогической деятельности. Количество детей в классе в 30 человек — это не работа на результат, неумение пользоваться новыми технологиями — это не пример для подражания
Тем более, что в ней я отвечаю только на вопрос, ПОЧЕМУ школа должна измениться. Ответ на вопрос КАК я даю в других статьях, опубликованных, в частности, и в этом блоге.
Например, просмотрите пятый пост с конца, провокационно озаглавленный «О невозможности образовательной реформы в Украине»: minfin.com.ua/blogs/kievlyanin/62127/
Вы убедитесь, что я вовсе не отстаиваю позицию, приписываемую мне Вами, и не хочу, чтобы дети были глупыми и больными. :)