Мінфін - Курси валют України

Встановити
kievlyanin
Алексей Греков Переизобретая школу
Зарегистрирован:
24 травня 2012

Последний раз был на сайте:
17 жовтня 2024 о 04:41
Подписчики (59):
ballistic
ballistic
3 року
max157319
max157319
YanaGVO
YanaGVO
Dorka
Dorka
Киев
elvalery
elvalery
54 року, Киев
Ogetts
Ogetts
panas2005
panas2005
agroart2014
agroart2014
forexite
Сергей Александров
45 років, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
uainvestor
uainvestor
66 років, Дніпро
vechislavs
vechislavs
Alexandrkh
Александр Баро
Харьков
все подписчики
Алексей Греков — Переизобретая школу
директор по стратегическому развитию в Частной школе «Афины»
17 лютого 2015, 22:02

Уроки Хогвартса

По вечерам мы с женой смотрим «Гарри Поттера». Не то, что мы фанаты, просто нужно быть в теме. Потому как если приходишь в школу и видишь в расписании анимагию, трансгрессию и уроки полета, надо хотя бы в малой степени понимать, о чем идет речь. В особенности, если ты соруководитель школы, и на твоей двери висит изображение прищуренного белобородого старика (да, я уже знаю, что его зовут Дамблдор).

Впрочем, у детей есть разные мнения о том, какова наша роль в Школе магии и чародейства. Большинство считает, что мы — соучредители школы «Афины» — являемся легендарными основателями четырех факультетов Хогвартса, и в текущих событиях особенного участия не принимаем. Собственно, мы и не возражаем.

Благо есть, кому принимать участие. Старосты факультетов — дети, а любимые учителя — деканы. Взрослые вообще с азартом подключились к детской инициативе, что, пожалуй, характеризует их с лучшей стороны.

Проект «Месяц Гарри Поттера» запустили две десятиклассницы, к ним мгновенно присоединились другие энтузиасты, и вскоре хогвартсомания охватила всю школу. На трех верхних этажах обосновались факультеты Пуффендуй, Когтевран и Гриффиндор, а подвальный отвоевал себе Слизерин. Несколько дней дети драпировали потолки и стены, развешивали гербы факультетов и крепили громадные рисунки. Холл второго этажа украшает теперь камин, созданный по тому же принципу, что и очаг в коморке папы Карло. В туалете на третьем этаже обитает Плакса Миртл, а этажом ниже по стене ползет, извиваясь, почти настоящий василиск.

На урок и с урока нас вызывает не звонок, а волшебная тема из фильма. Названия кабинетов я даже не буду приводить, потому как попытка их произнести может сработать не хуже заклятья окаменения. То тут, то там видны забавные детали, понятные только заядлым поттероманам, и я постепенно выясняю их смысл по мере просмотра очередных серий.

Но главное не это. Многие могут сказать: ну, оформили дети помещение — что с того? И самоуправление в некоторых школах есть, и командной работой учеников мало кого удивишь.

Знаете, что поистине странно? — Сейчас скажу. Только придется кое-что пояснить.

В этом году мы уничтожили три столпа, на которых зиждется классно-урочная система. Во-первых, мы отказались от четвертей и полугодий, и теперь учебный год состоит у нас из трех триместров. Впрочем, это самое безобидное из наших нововведений. Во-вторых, мы апробировали формат «перевернутого класса» и модель «динамических учебных групп». Это позволило вплотную приблизиться к созданию индивидуальных образовательных программ. Сделано это в рамках регионального эксперимента по созданию школы тьюторского сопровождения, однако такая новация может вызвать шок у ортодоксального педагога.

Еще больший шок должно вызвать исчезновение третьей опоры: мы упразднили традиционную школьную систему оценивания. Да-да-да! Мы отказались от использования в нашей повседневной учебной деятельности всех этих троек, шестерок, девяток и двенадцаток, ограничив сферу их применения только свидетельствами и аттестатами. И небо не рухнуло. Конечно, взамен мы ввели простую и прозрачную систему учета учебных достижений, — но именно достижений, и всего лишь учета. Описывать ее подробно не буду, поскольку это уведет нас слишком в сторону. Сообщу лишь, что в начале года ученик, родители и школа в лице тьютора подписывают трехстороннее соглашение о том, какие образовательные уровни по каким предметам ученик намерен взять, а по окончанию каждой темы фиксируется, достигнута поставленная цель или нет.

В любом случае, купол школьной системы остался без подпорок. Только представьте себе: ты сам отвечаешь за свое образование. Учитель не наказывает тебя двойкой и не поощряет десяткой. У него просто нет этого кнута и пряника. Учитель не может принудить тебя учить то, что кажется бесполезным. Но зато он способен влюбить тебя в свой предмет и показать, где и как эти знания можно использовать.

Полгода дети не верили, что это всерьез. Отдельные индивидуумы пытались сачковать (небезуспешно), но когда в конце первого триместра оказалось, что они не достигли заявленных уровней, у них наступил момент просветления. В некоторых головах тумблером щелкнули родители. Но, так или иначе, второй триместр начался бодро и с высокой степенью вовлеченности как детей, так и взрослых.

И вот — результат. В нашем афинском Хогвартсе дети сами придумали свою систему оценивания, приняли ее и потребовали от преподавателей ее придерживаться. Теперь я могу лишь начислить факультету или снять с факультета определенное количество очков, — ну, так, как это описано в книге и показано в фильме.

Фантастика! Нам, взрослым, кажется порой, что если мы лишим детей нашего назойливого внимания, они сразу пойдут вразнос. Перестанут учиться, мыть руки с мылом и правильно питаться. Конечно, они ведь еще такие несмышленыши!

Мы забываем, какими сами были в их возрасте. Как в те годы хотелось сказать: уважаемые взрослые, оставьте меня, наконец, в покое! Я сам способен разобраться, что хорошо и что плохо. Я сам могу понять, что мне нужно в этой жизни, — только дайте время и, главное, возможность. Прекратите диктовать мне, кем я должен быть, если хотите, чтобы я вообще стал кем-то! — Но, увы! — взрослые чаще всего не слышали нас, заставляя либо впадать в апатию, либо затыкать уши и делать по-своему, даже во вред себе.

И вот я вижу, как дети, лишенные навязанных правил, начинают создавать свои собственные законы, понятные и созвучные им. И прикольно не то, что ученики приходят на уроки в колпаках и балахонах, а то, что идут они с удовольствием и работают усерднее, чем в былые времена, когда единственным мерилом эффективности работы была школьная отметка.

Впрочем, все это странно только на первый взгляд. Этот эффект давно известен апологетам домашнего обучения. Эту метаморфозу я наблюдал в демократической школе Хадеры: дети, предоставленные сами себе, сначала полгода шалеют от счастья, а потом постепенно включаются в учебу и продуктивную деятельность.

Потому что никому не хочется быть глупее своих сверстников. Потому что — как говорила в моем допоттеровском детстве другая героиня, Пеппи Длинныйчулок, — «для детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами!»

И в нашем Хогвартсе — это самый важный урок.

Просмотров: 3035, сегодня — 1
Следить за новыми комментариями

Коментарі - 20

+
0
vechislavs
vechislavs
17 лютого 2015, 22:14
#
Вы меня извините, а почему именно Гарри Потер? Как то странно. Я плохо в этом понимаю, но все равно возникает вопрос — Гарри Потер это хорошо?
+
+24
Алексей Греков
Алексей Греков
17 лютого 2015, 22:19
#
Не знаю. :)
Это выбор детей.
+
0
vechislavs
vechislavs
17 лютого 2015, 22:29
#
Как то очень демократично ;) Может возрастная группа не готова принимать такие решения, но это Вам видней, вы воспитатель. У меня дети и от первого брака и от второго взрослые, но я бы как родитель, как то бы отреагировал на воспитательный процесс на основе демократии и сомнительных моральных ценностей Гарри Поттера. Но это моё мнение, и оно имеет право быть ошибочным. Спасибо. С уважением.
+
+3
Алексей Греков
Алексей Греков
17 лютого 2015, 22:54
#
А что у Поттера не так с моральными ценностями? Насколько я могу судить, основной пафос цикла как раз и заключается в том, что только ты сам ответственен за сделанный выбор и сам решаешь, какие ценности разделять (и с кем). :)
По-моему, очень правильный посыл.
+
0
vechislavs
vechislavs
18 лютого 2015, 7:41
#
Посыл правильный. Но возникает «цепная реакция» — первоначальный выбор с кем и как, ребёнок делает на примерах Гарри Поттера, затем о патриотизме и истории узнаёт из «Властелина колец», утверждается в жизни и в отношениях между людьми на примере « Сойки пересмешницы». А результат попадает в иллюзию, и начинает жить в мире надуманных интриг — в борьбе за первенство среди придуманных героев. Согласитесь, что все эти произведения — хороший коммерческий проект, который не имеет не чего общего с реальной жизнью. Еще раз прошу меня извинить за свои высказывания.
+
+15
Алексей Греков
Алексей Греков
18 лютого 2015, 10:07
#
Дети сейчас живут в очень плотной информационной среде. Первоначальный выбор ребенок делает на примере Гарри Поттера + еще нескольких сот книг, фильмов и сериалов, знакомства с которыми мы не можем ни проконтролировать, ни ограничить. Об отношениях между людьми он узнает из сетевого общения «ВКонтакте», а примеров как патриотизма, так и фашизма, антисемитизма и прочих «измов» ему сколько угодно много может предоставить ЮТьюб.
Что в этой ситуации можем делать мы? Во-первых, ставить ребенку критическое мышление. Во-вторых, позволить ему в легкой форме переболеть «детскими социальными болезнями» вроде индивидуализма. А в-третьих, создать такую обучающую среду, которая сама — просто фактом своего существования — будет поощрять становление определенных ценностей (в нашей школе это прежде всего честность и милосердие).
Впрочем, об этом я уже писал в других своих статьях.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
18 лютого 2015, 10:22
#
И да — разве в советское время мы жили не среди надуманных героев, а в реальном мире? Просто в СССР литература и кино были не коммерческим, а идеологическим проектом. И я даже не знаю, что для неокрепших мозгов опаснее.
+
0
Jazzman
Jazzman
17 лютого 2015, 23:04
#
Да, прикольно, хотел бы, чтобы мои дети учились в такой школе, с такими учителями. Но, наверное, это катит/актуально в основном для младших классов. По поводу Г.Поттера — хорошо, что они сами выбирают.
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
18 лютого 2015, 0:25
#
Вы не поверите — больше всего это нравится именно средне-старшим. :)
Не знаю, почему. Впрочем, в последних четырех книгах/сериях Поттер — подросток, и решает вечные подростковые проблемы. :) Может, поэтому?
+
0
Natalie11
Natalie11
19 лютого 2015, 14:53
#
Средним это до скольких? У нас Поттер в 12 уже отошел напрочь:)
Старшие у Вас, наверно, просто подыгрывают. Для них, думаю, больше интересно само подражание процесса высшей школе.
А сколько учеников в школе?
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
19 лютого 2015, 17:07
#
На «стационаре» — 285 учеников, дистанционно — еще около 60.
+
0
Pavlo Shevchuk
Pavlo Shevchuk
24 лютого 2015, 15:10
#
А где можно посмотреть программу курса, к примеру, «Анимагии»? Ну, или «Трансгрессии». Кстати, поиск на сайте www.athens.kiev.ua/ по слову «розклад» и «расписание» ничего подобного изображенному 4-й картинке не выдал :-(
+
0
Алексей Греков
Алексей Греков
24 лютого 2015, 15:23
#
Павел, расписание в «Школе он-лайн» под личными паролями. :)
(У нас учеба происходит в динамических группах, поэтому единого расписания для «класса» нет).
«Анимагия» и «трансгрессия» — это, конечно, переименованные другие виды деятельности. Первый — это работа в тьюторской группе, второй — изучение базового курса информатики.
+
0
Pavlo Shevchuk
Pavlo Shevchuk
25 лютого 2015, 10:59
#
Эксперимент, конечно, интересный. Но 2 вопроса:
1) если «класса» нет (как я понял, дети или родители выбирают, что изучать), то разновозрастные дети ходят на предметы «по интересам»? Но это еще ладно. А как ребенку попасть на занятие, если выбранные им предметы попадают в одно время?
2) а если бы я (к примеру) выбрал только математику и английский (мой опыт показывает, что все остальное либо не нужно, либо можно разобраться в процессе). Как бы я получил аттестат о среднем образовании? Т.е. должен же быть список обязательных преддметов, который соответствует утвержденным Минобразованием?
+
+6
Алексей Греков
Алексей Греков
25 лютого 2015, 17:24
#
Павел, к сожалению, мы еще не настолько продвинулись на пути создания индивидуальных образовательных траекторий, как Вам на первый взгляд показалось. :)
Есть у нас и набор обязательных предметов «не по интересам» (а иначе мы не получили бы лицензию), и не вся учебная деятельность строится на взаимодействии разновозрастных детей.
Но поскольку дети у нас полный день, мы более свободны в создании условий для реализации детского выбора.
+
+11
Qwerty1999
Qwerty1999
25 лютого 2015, 16:44
#
Фотки понравились, текст к ним — еще больше.
А 20-ти летний срок существования такого учебного заведения говорит о его востребованности.

Желаю успехов в вашей нелегкой, но такой нужной обществу деятельности.
+
+6
Алексей Греков
Алексей Греков
25 лютого 2015, 17:16
#
Спасибо, Qwerty! Редко когда приходится читать такие благожелательные комментарии. :)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 лютого 2015, 22:15
#
В свое время я тоже интересовался Вашей «академией дошкольных наук», но мой выбор пал на физ-мат лицей и кажется я не ошибся…
Это не только мои личные впечатления от текста, фоток и информации на сайте, а еще и положительные отзывы знакомых…
+
+3
Алексей Греков
Алексей Греков
25 лютого 2015, 23:16
#
Не ошиблись, что не отдали, или не ошиблись, что мы интересные люди? :)
Qwerty, физматшкола — это круто, и если ребенка прет от математики и от общения с такими же поведенными гиками — чего еще желать? :)
Просто есть дети с другими талантами (вроде той девочки, которая способна любую формулу… протанцевать!) и просто они чахнут без возможности проявить себя в «школе высоких академических достижений».
Прошу отметить, что мы не против академических достижений, но стараемся дать возможность каждому проявить себя: «академику» — в олимпиадах, «организатору» — в социальных проектах, «творцу» — в театре, живописи и музыке.
Разве это плохо?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
26 лютого 2015, 0:17
#
Я с Вами полностью согласен…
Но ребенок не может ходить сразу в две школы одновременно, поэтому начальную школу обычно выбирают родители и даже если им нравятся несколько разных школ, приходиться останавливать свой выбор на какой-то одной…
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися