24 травня 2012
Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 04:41
-
ballistic
4 року
-
Dorka
Киев
-
elvalery
54 року, Киев
-
Сергей Александров
45 років, www.FOREXITE.com - БЕЗОПАСНЫЙ ФОРЕКС
-
uainvestor
66 років, Дніпро
-
Александр Баро
Харьков
- 22 грудня 2014, 23:57
О невозможности образовательной реформы в Украине
Все 20 лет, что я тружусь на ниве просвещения, — я слышу о реформе образования. Мои коллеги, учителя с 40-летним стажем, также не помнят, когда впервые прозвучал этот оксюморон.
Как, Вы не знаете, что такое «оксюморон»? Вас не учили этому в школе? Ну, да — это закономерно. Зачем изучать в школе то, чему нам и так придется научиться? Школа — она для другого. Она для того, чтобы мы поняли: «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (с) Уильям Шекспир. Она для того, чтобы мы осознали всю глубину своего невежества и смирились: «нельзя объять необъятного» (с) Козьма Прутков.
А оксюморон — это вся наша жизнь. В буквальном переводе с греческого — «остроумно-глупое», то есть — сочетание несочетаемого: например, старый Новый год, обыкновенное чудо, правдивая ложь, правительство реформаторов. Или из школьной программы, чтобы вернуться к нашей системе образования: «Живой труп», «Мертвые души»…
Реформа образования невозможна, учит нас жизнь, и тому есть простое объяснение.
Никакая реформа не делается изнутри. Словарь иностранных слов утверждает: «реформа» происходит от латинского reformare — переделывать, преобразовать, — и означает «преобразование существующего порядка, изменение формы». Система с измененной формой и преобразованным порядком — это совершенно иная, отличная от изначальной система. С этим не поспоришь, примеров достаточно: телега и автомобиль, часы механические и электронные. Но сама по себе телега не способна изменить свою форму, и механические часы не способны преобразовать свой порядок, отказавшись от шестеренок и стрелок. Для того чтобы подобные изменения могли произойти, нужны двое: (1) изобретатель, который набросает план новой системы, и (2) инженер, который создаст ее работающий прототип. Ни тот, ни другой не есть части системы, они находятся вне ее или, скорее, над ней.
— Погодите-погодите, — воскликнет некий Читатель, не забывший школьный курс биологии (что, впрочем, не мешает ему верить во вредность ГМО и безвредность вегетарианства). — А как же зерно? Это ли не система, сама себя преобразующая и форму свою изменяющая?
— Вы правы, но — увы! — система образования не является «органической», у которой только два состояния — развитие или смерть. Образование — система «механическая», как часы или телега, и «инженеры человеческих душ», создавшие ее, известны поименно: Коменский, Локк, Песталоцци, Фихте, Дистервег и еще с десяток других, включая известного педагога-новатора И. В. Джугашвили (Сталина). Кстати, в школе, созданной Сталиным, мы учим наших детей до сих пор.
— Ну так, может, и не нужна нам другая школа? — продолжит восклицать Читатель. — Подправим учебники, перестроим программы, докупим компьютеров, переучим учителей, и глядишь — уже не семидесяти шести процентам детей (sic! 76 %) будут нужны репетиторы, чтобы сдать несчастное ЗНО, а только малому числу самых отъявленных двоечников?
— Флаг в руки, уважаемый Читатель. Вы пробовали когда-нибудь учить учителей? Я пробовал. Неблагодарное, должен признаться, занятие. В принципе, ничего нового: та же школа со своими отличниками и отстающими. Одни хотят, но не могут, другие могут, но не хотят, прямо как ленинские «верхи и низы», только зарплаты у всех одинаковы, да и должности тоже. (Сам этот факт очень многое объясняет!) Есть, конечно, учителя, горящие работой, желающие учиться и меняться. Да вот незадача: год-другой — и сгорают они или уходят из школы, а чаще — и то, и другое одновременно.
Ну — не будут, не будут учителя инициаторами реформ, и директора школ тоже не будут, ибо зависимые люди! И чиновники районного, городского и областного масштаба не будут: реформа для них — что осиновый кол.
Может, МОН разродится реформой? Вот так вот возьмет — и отрежет тело от головы? Не смешите меня. Может, Верховная Рада выступит в качестве коллективного изобретателя, а Кабинет Министров — в качестве инженера? Вы способны в это поверить?
Тогда вот Вам свежий пример.
Кабинет Министров набрался мужества и ликвидировал Институт инновационных технологий и содержания образования. (Да-да, Вы не знали? Вот почему у нас педагогика такая инновационная и настолько продумана ее содержательная сторона. Целый институт занимался!)
В задачи Института входило (цитирую) «формирование и обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, обеспечение развития образовательного, научного и научно-технического потенциала Украины, определение перспектив и приоритетных направлений развития образования, разработка проектов государственных программ экономического и социального развития Украины»… Ну, казалось бы, вот он, искомый реформатор, — изобретатель и инженер в одном юридическом лице! За что ж его так? Может, недостаточно активно обеспечивал развитие образовательного, научного и научно-технического потенциала? Нет. Наказан он был за неверное решение маленькой задачки в конце внушительного списка больших и благородных задач, а именно за «обеспечение учебных заведений разных типов новым поколением учебников и учебно-методических пособий». (Это тоже многое ставит на свои места, верно? Помните учебники для первоклассников стоимостью в 647 домайданных гривен за экземпляр?)
«Этим решением положен конец коррупционным схемам с печатанием учебной литературы, закупкой учебных кабинетов, компьютерных классов и школьных автобусов», — гордо отрапортовал МОН… и создал на базе одного ликвидированного учреждения два новых: Институт модернизации содержания образования и Институт образовательной аналитики.
Где там наш Читатель-знаток школьной биологии? — Вас тоже учили, что если разрезать червяка надвое, обе части его продолжат жить? Так вот, это заблуждение. Ученые установили: задняя часть червяка умрет, а возможно погибнут обе. Потому что червяк — это организм. А бюрократические механизмы размножаются штамповкой и сборкой на конвейере. И, кстати: как бы ликвидированный Институт инновационных технологий проигнорировал решение Кабмина о своей ликвидации и продолжает исправно функционировать (можете заглянуть на сайт iitzo.gov.ua/).
А теперь, господа, давайте остановимся и задумаемся: действительно ли нам нужна реформа образования? Не спешите отвечать. Ведь этот вопрос можно поставить и по-другому: нам нужна реформа или нам нужно образование?
— Образование, — скажут родители и особо продвинутые дети. — Просто оно должно быть другим: иные формы, иное содержание.
— Отлично, — потирая руки, ответят профессора от педагогики в ликвидированных и новосозданных институтах. — Сейчас мы этим займемся. Три года уйдет на разработку новой концепции, еще три — на создание новых программ, от шести до десяти лет нужно положить на апробацию, а там уже и внедрение не за горами…
Граждане родители, как вам такая перспектива? Не нравится? И мне нет.
У детей есть одна вредная особенность: они растут. Они — организмы, а не механизмы. Им нужно развиваться, иначе — смерть. Они не могут ждать, когда мы согласуем наши видения и выработаем подходы. Новое образование им нужно сегодня: здесь и сейчас.
— Так что вы предлагаете? У вас есть своя программа, о наш язвительный автор?
— Есть. Первое: не трогать существующую систему образования. Пусть доживает свой век. Взамен все силы и средства направить на создание и развитие новых систем образования (именно так — во множественном числе!), со-существующих с прежней. Необходимо законодательно обеспечить равноправие разных образовательных моделей. Пусть каждая модель доказывает свою эффективность и демонстрирует экономическую состоятельность. Это раз.
— А как же — единая государственная политика в сфере образования?
— А она реализуется с помощью минимального образовательного стандарта. Это два. Пусть каждая образовательная модель сама определяет, что должно быть надстроено сверх стандарта. Но общий для всех минимум она обязана дать.
— И что должно войти в этот минимум?
— То, что будет отличать гражданина Украины от граждан Беларуси, Молдовы, Финляндии или Сингапура: язык, литература, история, знание основ национального законодательства, комплекс базовых навыков, получаемых в начальной школе, и еще несколько комплексных дисциплин, по поводу которых мы рано или поздно придем к согласию.
— То есть, вы хотите, чтобы наши дети были безграмотными и тупыми?
— Вы забываете о конкуренции образовательных моделей. Если будет запрос на смышленых, умелых, грамотных, воспитанных и здоровых детей, каждая из систем положительно отреагирует на него.
— А как мы тогда узнаем, какая модель эффективней?
— С помощью независимого оценивания. Это три. Просто надо дать возможность проходить оценивание не раз в одиннадцать лет, и не трижды в двенадцать, а в любое время по желанию ребенка и по запросу родителей.
— Тестирование — это зло. Оно не дает реальной картины способностей учащегося. С помощью теста невозможно понять, как ребенок мыслит, а только — что он запомнил.
— Верно. Но никто не говорит, что независимое оценивание должно происходить исключительно путем заполнения тестов. Собеседование, совместная деятельность (проект), портфолио достижений — есть из чего выбирать. В любом случае, нам не обойтись без присвоения образовательных уровней. Это четыре.
— Извините, но тут уж я совсем потерялся…
— О, это просто. Это как при сдаче экзамена по иностранному языку: можно идти на upper intermediate, а можно — на advanced. Сдал экзамен — получил соответствующий сертификат. Это очень удобно. И не только потому, что ты сдаешь математику или физику на «свой» уровень, но и потому, что вузы теперь смогут четко выставлять требования к абитуриентам: знание математики — на уровне А, знание физики — не ниже В, языка — С и выше. Исчезает необходимость в специальном рейтинге вузов: уже по тому, какие сертификаты он принимает, становится ясно, «престижный» он или так себе, «фабрика дипломов».
— Ваши предложения, может, и не лишены интереса, но под ними нет никаких экономических оснований.
— Надо переходить на принцип финансирования «деньги ходят за детьми». Это пять. Тема большая и интересная, но требующая отдельной статьи. Обещаю, этот вопрос мы обязательно обсудим. Просто поверьте: внедрить это проще, чем кажется. Грузины, например, сделали и ничуть не жалеют.
— И вы думаете, наши государственные мужи и жены это поддержат?
— А какое это имеет значение? Страна, которая возрождает себя с помощью краудфандинга и краудсорсинга, страна, в котором плоские сетевые структуры создаются гражданами ad hoc, страна, в которой государство снимает с себя ответственность за жизнь и здоровье граждан, может позволить себе растить и развивать детей без оглядки на мнение чиновников.
Впрочем, старую, проверенную, Сталиным созданную школу никто не отменяет. Зачем волноваться? У Вас же есть, из чего выбирать. Ведь правда?
|
48
|
- 16:09 Фонд гарантування виставив на продаж активи банків-банкрутів на 16,5 млрд грн
- 15:52 Найбільший банк Італії обмежить платежі в євро з росії в ЄС
- 15:30 5 мемкоїнів з дохідністю 16,000%, які залишають DOGE та SHIB далеко позаду
- 14:53 Telegram вперше став прибутковим
- 13:37 Уряд заборгував перед банками за програму «5-7-9» 10 мільярдів — НБУ
- 13:20 Ethereum прагне до $6,000, а XYZVerse обіцяє зростання на 16,900%: хто стане переможцем
- 12:44 Приватбанк запускає валютообмін у банкоматах Recycler
- 11:47 Україна отримала близько $1,1 млрд від МВФ
- 11:40 Пропустіть ці 4 мемкоїни і зверніть увагу на цю приховану перлину
- 10:33 Курс валют на 23 грудня: долар та євро дорожчають в обмінниках
Коментарі - 13
1. Смущают параллельные структуры и «переходное поколение». Ему жить и «строить светлое европейское будущее»
2. Я тоже пыталась обучать врачей. Формализованному подходу при разработки стандартов. Не лепится в кучу гуманитарное образование с логикой в нашей стране. Подход к человеческому организму ( или сознаю в Вашем случае) наши спецы понимают исключительно, как индивидуальный. Причина только одна: обучены экономически целесообразной прагматике исключительно для ЛИЧНОГО пользования на ЛИЧНОМ опыте. Т.е. пользования организма или сознания того, кому предоставляются услуги, по принципу кота Матроскина: «общественный труд для моей пользы — он объединяет!» Следовательно система клиента НЕ ОТДАСТ добровольно.
3. Параллельные системы должны будут также формализовываться и структурироваться. Будут больны тем же.
2. Экономист (сфера услуг)
насчет прикладной математики — «он хороший человек, но хороший человек это не профессия».
Теория множеств нравится?
Умные здесь никому не нужны. Нужны тупые, послушные рабы, молодые и способные плодить себе подобных. Эра мифологизированных украиских IT-ишников тоже заканчивается — половина Индии и Китая таких ребят работают
minfin.com.ua/blogs/Donkey/61109/
Еще не все поняли.
«Много раз Он избавлял их, они же огорчали Его упорством своим...» Пс. 105
А так — Особенно хорошо про уровни образования, что да, прямо связано с независимой оценкой не только в школе но и в ВУЗах.
Есть еще идея ранней школы с организацией и контролем государством, но оплата родителями. Наверно при системности подхода — цена будет приемлема. Имею ввиду с 3-х лет. И сайт про самоподготовку родителя до 3-х лет: предродовая подготовка, задачи родителя, развитие с 0 до 0,5 года, с 0,5 до 1,5, с 1,5 до 3-х. Есть идея, что помощь на рождение ребенка должны получать только те родители, кто сдал гос независимый тест на знание задач родителя, этапов и задач развития ребенка, основ психологии ребенка до 7 лет. Тогда государство будет платить не за оборванцев, а за перспективные кадры.
И прав автор, что на все нужно время. И прав, что дети растут. Говорят, что нужно начинать с себя, что бы родители занимались с ребенком, учили его, а не только чтобы школа учила. Да и какой у нас формат образование. Дети обычно заучивают материал. У меня в универе одногрупница была, так она философию заучивала, не понимая произношение предложения. Детей не учат думать, прав я или нет? Мало учителей, которые учат думать, рассуждать, учат логике. А не — я сказал, это хорошо, а это плохо.