6 липня 2021
Последний раз был на сайте:
23 листопада 2023 о 21:04
-
Руслан Костенюк
34 року, Кам\'янець-Подільський
-
Тарас Валігурський
22 року, Хмельницкий
-
Crypto INFO
54 року, Київ
-
Ольга Бухач
43 року, Ровно
-
Софія Гриценко
53 року, Берестечко
- 23 серпня 2021, 13:37
Почему Украина получит на $1,42 млрд меньше SDR от МВФ?
Сегодня вступит в силу решение МВФ о распределении SDR или СПЗ (специальных прав заимствования). Дополнительно созданные около 456 миллиардов СПЗ, эквивалентные 650 миллиардам долларов США, будут безвозмездно переданы странам-членам МВФ пропорционально их квотам.
Украина может получить около 1,93 млрд СПЗ и обменять их на 2,75 млрд долл США или другую валюту. В случае обмена, она будет платить символическую процентную ставку. Эта ставка определяется исходя из ставок входящих в нее валют и на текущий момент составляет 0,05% годовых.
Учитывая сложный для Украины год, эти средства могут быть как нельзя кстати. Аккурат в сентябре Украина должна будет выплатить около 3 млрд долларов внешних обязательств. Первоначально это планировалось сделать за счет программы standby, подписанной еще в июне 2020 года. По которой из-за невыполнения требований МВФ, Украина последнего транша так и не получила. Позволит ли распределение СПЗ продолжить держать на паузе выполнение требований МВФ и гарантированно ли Украина получит свои 2,75 млрд долларов в виде СПЗ, читать здесь.
Последнее крупнейшее распределение SDR в объеме, эквивалентном 250 млрд долл, МВФ проводил в 2009 году. На тот момент квота Украины в МВФ составляла 0,642% и она получила тогда СПЗ в объеме, эквивалентном 1,6 млрд долл. Если бы квота осталось прежней, при текущем распределении СПЗ на сумму 650 млрд долл, Украина могла бы получить СПЗ на сумму, эквивалентную 4,17 млрд долл. Однако, сейчас ее квота составляет 0,422% и соответственно речь может идти лишь о 2,75 млрд долларов. Впрочем, забегая наперед, можно сказать, что эта квота выглядит сегодня на Украине и без того оверсайз.
В январе 2016 года, после долгих лет согласований, вступила в силу реформа квот и системы управления МВФ. Эта реформа была одобрена Советом управляющих МВФ в декабре 2010 году и основана на более раннем наборе реформ, которые были одобрены в апреле 2008 года. Как сообщалось, в результате этого пересмотра, в среднем квоты всех стран-членов МВФ должны были увеличиться примерно вдвое. Так «в среднем» оно и вышло. В общей сложности 61 страна получили увеличение квоты. При этом 13 из них получили увеличение квот более чем, на 150 процентов. Украине тогда увеличили квоту лишь на 47%, подняв с 1,37 до 2,01 млн SDR.
Все было бы хорошо, если бы не одно но. При распределении СПЗ берется в расчет не абсолютное значение квоты, а доля страны-члена МВФ в общем объеме квот. Несмотря на рост квоты в натуральном выражении, доля Украины в общем пироге МВФ с 0,642% снизилась на 34% процента и составила 0,422%. Из-за изменения квоты, при текущем распределении, Украина недополучит СПЗ ориентировочно на сумму, эквивалентную 1,42 млрд долл США. Если экстраполировать это на размещения СПЗ в будущем, то речь может идти о многих миллиардах долларов.
Основными выгодополучателями последнего изменения квот в пироге СПЗ, весом в 650 млрд долларов, станут Китай +32,0 млрд долл СПЗ, Южная Корея +8,7 млрд долл СПЗ, Испания +5,3 млрд долл СПЗ, Сингапур +5,1 млрд долл СПЗ, Бразилия +4,7 млрд долл СПЗ, Турция +4,5 млрд долл СПЗ, Ирландия +4,4 млрд долл СПЗ, Мексика +3,8 млрд долл СПЗ, ОАЭ +3,1 млрд долл СПЗ, Индия +3,0 млрд долл СПЗ и другие.
Как я писал ранее, квоты решили привязать к формуле, которая представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Формула достаточно расплывчатая и если со средневзвешенным значением ВВП все более менее понятно, то с открытостью и экономической изменчивостью возникают вопросы, кто и насколько объективно это будет определять.
По замыслу МВФ корректировка квот была необходима, чтобы лучше отражать мировые реалии. Квоты многих стран-членов МВФ приблизили к их доле в Мировом ВВП (МВВП). Квоту Украины тогда уменьшили на 0,22% и установили в размере 0,42% при доле в МВВП 0,39% (что очень близко). На первый взгляд все справедливо, однако и здесь ложка дегтя, так как это коснулось не всех. Например, Люксембург получил квоту 0,5%, при доле в МВВП всего 0,09% (что составило 540%). Сингапур также получил квоту 1,195% при доле в МВВП 0,36% (335%). Ирландия получила квоту 1,077% при доле в МВВП 0,43% (251%). Швейцария получила квоту 1,227% при доле в МВВП 0,72% (169%).
Впрочем, ряд стран получили квоты меньше их долей в МВВП. В частности США получили квоту 16,987% при доле в МВВП 21,65% (что составило 78%). Бразилия получила квоту 2,153% при доле в МВВП 2,65% (что составило 81%). Мексика получила квоту 1,793% при доле в МВВП 2,08% (что составило 86%).
Если не брать во внимание некоторые исключения, в целом квоты были перераспределены в соответствии с формулой. Более слабые экономически страны уступили свои квоты более сильным странам. Тут следует обратить внимание на то, что расчет квот делался исходя из состояния мировой экономики на 2008 — 2010 годы. За последние 10 лет ситуация кардинально поменялась и уже давно назрело новое перераспределение квот. Попробуем спрогнозировать, по какому сценарию оно могло бы пойти.
Поскольку 2020 кризисный год являлся аномальным, для расчета возьмем 2019 год. Объем Мирового ВВП в 2019 году составил 87 345,30 млрд долл. В случае нового перераспределения квот в привязке к доле в МВВП, главным выгодополучателем станет Китай. Его доля в Мировом ВВП увеличилась практически вдвое, что может привести к увеличению его доли в МВФ с 8,1% до 16,3% (в два раза). США также увеличила свою долю в МВВП с 21,6% до 24,5% и соответственно сможет претендовать на увеличение доли в МВФ до 24,5%.
Усиление конкуренции между двумя крупнейшими экономиками приводит к постепенному вытеснению ряда других экономик из Мирового ВВП, таких как Япония (-1,5%), Италия (-1,1), Франция (-0,9%), Великобритания (-0,9%), Испания (-0,8%), Россия (-0,8%), Германия (-0,8%). Доли этих и многих других стран в МВФ могут быть снижены.
Украина, оставаясь в стороне от конкуренции за экономическое лидерство, скорее всего также продолжит терять свое место в МВФ. Доля Украины в Мировом ВВП за последние 10 лет уменьшилась вдвое с 0,39% до 0,18%. Таким образом можно ожидать и уменьшения квоты Украины в МВФ до 0,2%. В этом контексте, несмотря на прошедшее снижение квоты с 0,642% до 0,422%, текущая квота и планируемое, согласно этой квоты распределение 2,7 млрд долл СПЗ, выглядят для Украины сегодня крайне привлекательно. Украина вряд-ли сможет рассчитывать на сохранение текущей квоты при будущих распределениях СПЗ, учитывая стремительное снижение ее роли в мировой экономике.
|
0
|
- 20:00 Зростання ВВП уповільнилось, біткоїн досяг $99 тис, євро обвалилось: головне за тиждень
- 19:44 Долар показує найтриваліше зростання за рік
- 18:12 Платформа Arkham відкрила для України доступ до своєї нової криптобіржі
- 17:38 Курс валют на вечір 22 листопада: долар на міжбанку зріс, а євро впало
- 16:51 Євро впало нижче 43 гривень в офіційному курсі вперше з весни
- 16:20 Український стартап презентував інноваційну криптокарту
- 14:15 Долар перевищив 103 рублі на міжнародному ринку, вперше з 2022 року
- 13:01 Євро обвалилось до 2-річного мінімуму на слабких даних із єврозони
- 10:44 Курс валют на 22 листопада: долар та євро подорожчали в банках
- 09:21 Голова SEC Гері Генслер піде у відставку у день інавгурації Трампа
Коментарі - 2