Мінфін - Курси валют України

Встановити
DistributedLab
DistributedLab
Зареєстрований:
14 серпня 2017

Останній раз був на сайті:
2 червня 2022 о 14:21
11 вересня 2017, 13:30

Стоит ли инвестировать в ICO

Тема ICO является одной из самых горячих в обществе на сегодняшний день. С одной стороны, она подразумевает изменение парадигмы инвестирования и открывает новые возможности, с другой связана со значительными рисками. Разберемся, что такое ICO, в чем его принципиальное отличие от IPO, какие возможности оно открывает и какие риски сулит инвесторам

Что такое ICO

Термин ICO означает Initial Coin Offering (Первоначальное Предложение Монет) и происходит от термина IPO (Initial Public Offering — Первоначальное Публичное Предложение). ICO — это способ привлечения инвестиций стартапами и молодыми компаниями. Суть этого способа состоит в том, что компания выпускает свои собственные токены, и выводит их на открытые торговые площадки. Первоначально ICO появилось как разновидность краудфандинга, который практиковался проектами, разрабатывающими децентрализованные системы на базе технологии блокчейн.

Принципиальное отличие ICO от IPO

Исходя из терминологии, ICO предполагает наличие токена, который бы свободно торговался и передавался между участниками. Поэтому принципиальное отличие IPO от ICO заключается в природе актива, который приобретает инвестор. В случае IPO инвестор покупает акции стартапа, ICO же предполагает покупку токенов, выпущенных на некотором блокчейне, представляющем собой право пользования им после запуска (т.н. utility tokens).

ICO идентично IPO в качестве способа привлечения средств и создания вторичного рынка. Однако есть принципиальные отличия. Первое состоит в том, что обычно владение токенами не дает права контроля над компанией. Во-вторых, требования для выхода на IPO предусматривают, что компания должна пройти аудит, подавать отчетность в течение нескольких лет и быть финансово стабильной. ICO обычно же проводят под идею, и команда еще может быть даже не сформирована. В-третьих, по крайней мере на данный момент инвестиции в ICO зачастую анонимны и не требуют прохождения идентификации или процедур соответствия для аккредитации инвестора. Различия проявляются и на более поздних фазах — токены выполняют функции расчетной единицы, способа оплаты комиссий за транзакции или даже защиты от атак на сеть.

Секрет популярности ICO

Каждый из проектов, выходящих на ICO, очевидно, мечтает повторить успех биткоина, в случае которого у ранних держателей монет сформировалась прибыль на уровне х1000 и более. Привлечение венчурного капитала для таких проектов обычно является непростой задачей, т.к. традиционные инвесторы еще не успели осознать революционность виртуальных экономик и не торопятся вкладывать средства в непроверенные бизнес-модели, развитие которых к тому же сильно зависит от сообщества.

История ICO и связь со сменой парадигмы инвестирования

Одним из первых ICO был сбор средств под проект Ethereum в 2014 году. С тех пор количество ICO растет очень быстрыми темпами.

С точки зрения парадигмы инвестирования, отличия ICO от IPO небольшие — множество людей вкладываются в проект, которым занимается выделенная команда, и несут риски в рамках своих инвестиций. Революция произошла в инфраструктурной сфере — депозитарием теперь выступает децентрализованная система, существующая вне контроля государства; торговые площадки распределены по миру, а то и вообще децентрализованы; пользование инфраструктурой торгов практически бесплатное; программное обеспечение открыто и предоставляется без лицензии. Компоненты стали теснее интегрированы друг с другом, а то и вообще слились в одно — например, публичный блокчейн может играть роль депозитария, аудитора, платежной системы и биржи одновременно. Говоря проще, вся экосистема венчурного инвестирования сильно упрощается, что приводит к повышению скорости и эффективности ее работы, а также снижению издержек. Подобные процессы наблюдались в электронике в 60-х годах при переходе от ламп к транзисторам, и на наших глазах в автопромышленности при переходе от двигателей внутреннего сгорания к электродвигателям.

На это наложилось и то, что криптовалюты фактически не облагаются налогом, а, следовательно, проект, принимающий инвестиции и не генерирующий прибыли в традиционной валюте (фиате), тоже не платит налоги ни в момент приема средств, ни в момент генерации дохода (происходит не за счет получения дивидендов на акцию, а за счет роста стоимости токена в децентрализованной системе). Что будет дальше? Наступила эра цифровой идентификации, при которой процесс KYC для инвесторов будет автоматизирован, а смарт-контракты будут гарантировать невозможность мошенничества с отчётностью.

Перспективы роста рынка ICO

На данный момент ICO остается самым простым и эффективным способом привлечения инвестиций. Однозначно можно сказать, что доля рынка привлечения инвестиций через ICO будет расти относительно традиционных способов инвестирования. Тем не менее, на данном этапе развития рынок очень сильно напоминает раздутие пузыря. Есть основания полагать, что совсем скоро начнется его сдутие, поскольку ICO проводятся сотнями команд, а фактический результат предоставляют лишь единицы. Учитывая провалы очень многих команд, которые не предоставляют реально работающего продукта, инвесторы будут относится к проектам ICO намного более осторожно.

Что нужно для выхода на ICO

Если вы стартап и хотите привлечь инвестиции с помощью ICO, вам необходимо пройти следующие ключевые шаги:

  1. Придумать инновационную идею и «заразить» ею всю команду.
  2. Сделать веб-сайт с описанием проекта и основными этапами развития идеи.
  3. Задокументировать идею своего стартапа, т.е. написать White Paper, где описать проблематику и мотивацию, способы решения конкретных бизнес-задач, а также технические подробности реализации.
  4. Ознакомить с вашей идеей и материалами как можно большее количество заинтересованных сторон.
  5. Собрать сообщество, организовать онлайн-форум, провести живые встречи.
  6. Выпустить токены и вывести их в открытую торговлю.
  7. Начать разработку решения и отчитываться о результатах перед инвесторами.

Риски выхода на ICO

Важно всегда помнить, что на возможность инвестирования в ICO могут повлиять ограничения со стороны регуляторов. В тех странах, где на уровне законодательства было запрещено привлекать инвестиции через ICO, наблюдается резкое снижение активности инвесторов. Хорошим примером является Китай, где недавно запретили привлечение инвестиций через ICO, обязали вернуть все собранные средства для уже прошедших ICO и поставили вне закона ряд токенов, от обращения которых тут же отказались крупнейшие глобальные биржи. Это очень сильно повлияло на курс многих токенов и на возможность их торговли в целом.

Еще один риск кроется в том, что платформа, на которой выпущены ваши токены, может подвергнуться атакам или взлому, что замедлит, приостановит или сделает невозможной дальнейшую работу с токенами. В коде платформы может быть найдена уязвимость, через которую злоумышленники смогут вывести собранные деньги. Одним из наихудших сценариев является кража личных ключей основателей, на которых хранятся все собранные в ходе ICO средства. Украсть средства могут даже если используется кошелек с мультиподписью (как это произошло недавно из-за ошибки в клиенте Ethereum, что вызвало потерю $30 млн.), или, например, посредством подмены адреса на страничке проекта. На данный момент невозможно оценить и застраховать такие риски.

Может случиться и такое, что идея, которую компания намерена реализовать, не соберет необходимое сообщество вокруг себя и привлечение инвестиций окажется проблематичным. Это значит, что команда, начав работу, со временем обанкротится, так и не получив финансовой поддержки.

Существуют и риски того, что цена выведенного на торги токена будет подвержена сильным колебаниям. Например, в случае, если спекулянты купили большой объем токенов по низкой цене и сразу все продали в момент начала торгов. Кроме того, могут появиться такие игроки, которые намеренно манипулируют ценой в собственных интересах. Также нестабильность цены может быть вызвана спорами и разногласиями в сообществе. Нестабильность поведения токена на рынке обычно обусловливает снижение привлекательности всего проекта для инвесторов.

Рекомендации инвесторам и командам

Компании, которая собирается выйти на ICO, в первую очередь нужно тщательно продумать свою основную бизнес-идею. Для этого нужно привлечь большое внимание к своему проекту и собрать качественное комьюнити.

В свою очередь, инвесторам, которые собираются вложиться в ICO, для объективной оценки проекта необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что собой представляет токен: акция, внутренняя валюта, учетная единица?
  2. За счет чего его цена будет расти: лимитированная эмиссия или необходимость токена для каждой операции при пользовании продуктом?
  3. Какой потенциал роста — может ли этот продукт быть востребован массово?
  4. Будет ли продукт полезен, если его токен будет стоить, скажем, $1000? Другими словами, не будет ли популярность продукта его же недостатком? К примеру, если транзакция стоит 1 токен = $1000, то обоснованы ли экономически для пользователей столь дорогие транзакции?
  5. Может тот же самый продукт существовать без токена? Биткоин, к примеру, не может, а вот Ripple — вполне возможно.

Такого уровня анализ будет полезен для инвестора, который делает долгосрочные вложения, а не для трейдера с краткосрочными прогнозами и целью спекуляций. В данный момент складывается такое ощущение, что рынок криптоактивов переоценен.

Павел Кравченко, криптограф, к.т.н., учредитель Центра разработки блокчейн-решений для финансового рынка Distributed Lab

Иллюстрация Катерина Краштапук

Больше об ICO, блокчейн и криптовалютах вы сможете узнать от ведущих экспертов отрасли на международной конференции BlockchainUA в Киеве 22 сентября, информационным партнером которой является Минфин.

Переглядів: 2670, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 1

+
+108
Игорь Коляда
Игорь Коляда
11 вересня 2017, 19:56
#
Стоит ли инвестировать в ICO

Не стоит, потому что это пирамида и сродни мошенничеству.
Как пишет сам автор:
ICO идентично IPO в качестве способа привлечения средств и создания вторичного рынка. Однако есть принципиальные отличия. Первое состоит в том, что обычно владение токенами не дает права контроля над компанией. Во-вторых, требования для выхода на IPO предусматривают, что компания должна пройти аудит, подавать отчетность в течение нескольких лет и быть финансово стабильной. ICO обычно же проводят под идею, и команда еще может быть даже не сформирована. В-третьих, по крайней мере на данный момент инвестиции в ICO зачастую анонимны и не требуют прохождения идентификации или процедур соответствия для аккредитации инвестора.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися