Мінфін - Курси валют України

Встановити
27 березня 2020, 17:02

Чому зараз не можна скорочувати видатки на науку

На позачерговому засіданні Верховна Рада має розглянути запропоновані урядом  зміни до державного бюджету. Аби вивільнити кошти на боротьбу с епідемією та екстренні заходи підтримки економіки, Кабмін пропонує скоротити окремі видатки. 

Та чи виправданим є зараз скорочення фінансування наукових досліджень і які наслідки матиме таке рішення, про це на своїй фейсбук-сторінці розповів голова ради Нацбанку Богдан Данилишин.

Менше - на чиновників, більше — на розвиток

Важливе значення матиме не тільки дефіцит держбюджету, а й підходи щодо підтримки вітчизняного виробника та науки. Не чиновник, а національний виробник і наука будуть визначати подальший розвиток держави.

Мають бути збережені всі видатки розвитку, які забезпечують можливість для вітчизняних виробників вижити в цей складний час. Обмежені до мінімальних видатки для контролюючих і наглядаючих структур різного рівня.

Активна підтримка державою сфери досліджень, розробок та інновацій, покликана генерувати позитивні ефекти для всього суспільства, сприяючи поширенню нових знань і розширюючи потенціал виробництва якісно нових товарів і послуг.

Читайте також: Кабмін пропонує виділити додатково 20 мільярдів на індексацію пенсій

В Україні ж, на жаль, державна політика останніх років фактично підривала основи розвитку національної інноваційної системи. Як наслідок, країна виштовхується на узбіччя світового науково-технологічного розвитку — інноваційна активність вітчизняних підприємств та їх попит на науково-інноваційні розробки є критично низьким, а рівень державного фінансування наукової сфери є несумісним з цілями отримання нових знань та способів їх застосування.

Україна витрачає на науку, як Чілі і Аргентина

Згідно пропонованих змін до держбюджету передбачається тотальне скорочення державних видатків на наукову сферу. Рівень цих витрат порівняно з іншими країнами і так знаходився на критично низькому рівні: за планом на 2020 р. — 10,6 млрд грн (або 0,2% ВВП) при тому що відповідно до статті 48 Закону України «Про наукову і науково-технічну діяльність» держава має забезпечувати бюджетне фінансування наукової і науково-технічної діяльності у розмірі не менше 1,7% ВВП.

Однак впродовж останніх 15 років пріоритетність науки серед напрямів спрямування видатків державного бюджету скоротилась більш, ніж вдвічі: якщо в 2015 р. частка витрат на науку серед бюджетних видатків державного бюджету становила 2%, то в середньому за останні 4 роки – лише 0,8%.

Читайте також: Дефіцит держбюджету може зрости в 3,5 раза — заступник голови Офісу президента

Як наслідок скорочення державної підтримки науки — Україна зараз знаходиться серед країн з найнижчим рівнем «науково-дослідної капіталізації» ВВП. Так виконані в Україні дослідження і розробки (ДіР) в 2019 р. становили за оцінкою лише 0,4% ВВП, в той час як в середньому по країнах ОЕСР цей показник становить 2% ВВП. Згідно стратегії ЄС «Європа-2020» поставлено завдання довести рівень фінансування науки в країнах ЄС до 3% ВВП в 2020 році.

Порівняно з країнами ОЕСР частка ДіР в економіці України відповідає рівню таких країн як Чилі, Румунія, Латвія, Аргентина. Найбільші обсяги виконання ДіР спостерігаються у Швейцарії – 3,4%; Кореї – 4,2%; Ізраїлі – 4,3% ВВП.

Скільки залишилось вітчизняній науці 

За останні 10 років чисельність дослідників України скоротилась більш, ніж вдвічі. Україна входить до числа країн з найменшою концентрацією дослідників: 12 осіб на 10000 населення проти 55 в країнах Європи та ОЕСР.

Зазначені невтішні для Україні цифри говорять про те, що процес руйнації наукової сфери України вже запущено – активно відбувається виїзд наукових кадрів за кордон, їх працевлаштування у інших сферах, погіршення вікової структури науковців, втрата наукових шкіл, деградація матеріально-технічної бази наукових установ.

Читайте також: Друкувати гроші і зупинити економіку. Які помилки може допустити влада під час карантину

При продовженні зазначених тенденцій ще кілька років з високою вірогідністю у науковій сфері проявлятиметься ефект гістерезису, внаслідок якого відродження української науки буде неможливим навіть при суттєвому збільшенні бюджетного фінансування. Українська наука просто перестане існувати як інститут українського суспільства.

Коментарі - 36

+
+30
82845392
82845392
27 березня 2020, 17:19
#
Да какая наука - у нас госкино в приоритете :)
+
+15
1Sokrat1
1Sokrat1
27 березня 2020, 23:24
#
У нас есть наука???
+
+15
82845392
82845392
27 березня 2020, 23:39
#
Ещё да, кое-что осталось. Но если оставшееся не финансировать - сами понимаете.
+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
30 березня 2020, 21:31
#
Я починав трудову карєру в інституті. Доріс до завідувача відділу... за 3 роки. Жжесть. 20 лямів бюджет був при доларі 8. Нічого толком не зробили. Більше того, одна з наукових робіт була розробити сайт. За 2 роки директор вибив на той час 300 тис грн. За сайт. Це не блокчейн, а простий інфосайт... отака наука.
+
0
82845392
82845392
1 квітня 2020, 1:00
#
Я ж не спорю, что такие институты есть. Навалом и таких, которые состоят из 3-х человек (директор, главбух и какой-нить зам) и занимаются исключительно сдачей в аренду помещений. Их и нужно ликвидировать/вывести из состава АН, а не тупо срезать финансирование абсолютно всем, не разбираясь.
+
+1
mary27
mary27
27 березня 2020, 18:23
#
Сейчас самое последнее дело - давать деньги на разворовывание науковцям.
+
0
newoleksa
newoleksa
27 березня 2020, 20:39
#
А потом удивляемся - «и почему мы не можем сделать аппарат ИВЛ»
+
0
mary27
mary27
27 березня 2020, 21:00
#
Я представила, как наши науковци пытаются запилить аппарат ИВЛ, и это было реально смешно.
+
+13
82845392
82845392
27 березня 2020, 22:12
#
Ну почему-то рентгеновское оборудование «наши науковци» в состоянии сделать. УЗИ, энцефалографы там. И кристаллы для гамма-детекторов Siemens, Philips, General Electrics институт монокристаллов производит. А вот аппарат ИВЛ не осилим, конечно. Лучше кинцо снять.
+
+19
mary27
mary27
28 березня 2020, 0:22
#
Не путайте производство, и просиживателей штанов с научными регалиями.
Максимум, что эти могут родить — реформу правописания украинского.

Рентгенаппараты уже более 100 лет производят.
Насчет УЗИ и кристаллов — есть большие сомнения.

+
+6
1Sokrat1
1Sokrat1
28 березня 2020, 0:48
#
А разве ваша горячо любимая Супрун не из команды реформаторов правописания украинского? Что вас здесь уже не устроило? Или у вас двойные стандарты?
+
+30
yarg
yarg
28 березня 2020, 20:42
#
Нет. Супрун делом занималась. спасала медицину. А ваши правописатели и патоны 100-летние - прожирают бабло.
+
+30
1Sokrat1
1Sokrat1
29 березня 2020, 12:30
#
И как , спасла медицину? Теперь , чтоб попасть к узкопрофильному специалисту, больному нужно ждать по две недели приём, прекрасное спасение! Не проще ли всех уволить ,а больных отправить в платные клиники?
+
+30
yarg
yarg
29 березня 2020, 13:00
#
Спасла. 
если что - к узкопрогфильному специалисту раньше сидела очередь бабушек , рассказывающих истории своей жизни - и попасть туда было нереально. А теперь бабушек отсекают семейные врачи. Как и во всем мире.
+
+21
1Sokrat1
1Sokrat1
29 березня 2020, 13:15
#
Вот сижу и думаю, какой красивый лозунг: «Супрун спасала медицину»! И вспомнилось, как я сама сильно заболела, дома никого небыло , чтоб мне помочь, и вот я- врач, имея сильное осложнённое воспаление , с температурой 39,2, нуждалась в том, чтоб медик подтвердил мой диагноз(это мировая практика, медики не ставят себе диагнозы и своим близким)- вызывала скорую, после спасения медицины Супрун.  Так вот для того, чтоб у меня - медика, с температурой 39,2 приняли вызов, я сидела на телефоне 40 минут!!!!! СОРОК !минут.  Сначала подняла трубку скорая,  потом сказали перезвонить на участок, с участка отправили на скорую, скорая ехать отказалась, нужно проконсультироваться с ещё, перевели на какого то врача, потом опять на врача с участка и вот когда они не нашли таки повода отказать мне, вызвав приняли через 40 минут, фельдшер приехал  ещё через 30 минут. После того, я спросила себя, ладно, я знала что делать и понимала, что до начала действия антибиотиков температуру сбить не удасться, а что делать людям, которые просто не имеют медицинского образования? Кого или что , «СПАСЛА СУПРУН»? Ответьте, пожалуйста, по теме , бес пафоса и лозунгов.
+
+21
1Sokrat1
1Sokrat1
29 березня 2020, 13:32
#
Да, действительно, после спасения медицины Супрун, бабушек вообще стало меньше, зато кладбища стали больше. Прекрасное решения проблемы, я бы даже сказала блестящее!
+
0
82845392
82845392
29 березня 2020, 2:34
#
> Не путайте производство, и просиживателей штанов с научными регалиями.

Производство может быть наукоёмким, а то Вы так и «институт национальной памяти» к науке припишете...

> Рентгенаппараты уже более 100 лет производят. Насчет УЗИ и кристаллов — есть большие сомнения.

Угу, и 100 лет ни конструкция, ни качество изображения не менялись, всё так. И производят прям вот все, в какую страну ни ткни. Так погуглите УЗИ Радмир, институт монокристаллов можете погуглить, не нужно верить на слово, конечно.
+
0
mary27
mary27
29 березня 2020, 12:48
#
У меня есть знакомые, которые были в этом ''наукоемком'' производстве, потому в курсе, что там за трэш творится.
+
0
82845392
82845392
30 березня 2020, 0:48
#
В каком-то конкретном, или «взагали по загалям»?
+
+19
stas12345
stas12345
27 березня 2020, 23:21
#
Действительно, зачем в трущебах нужна наука. Для нас и 0.2% уже много
+
0
newoleksa
newoleksa
28 березня 2020, 9:49
#
Вірно, олігархам потрібне бидло, яке буде батрачити за тарілку супу.
Перший крок до цього зроблено — почали закривати кордони.
Другий крок — скорочення витрат на розвиток науки та освіти
+
+15
Bischof
Bischof
28 березня 2020, 10:48
#
Это примерно как вопли про «уничтожение образования», которому сколько денег не дай, все уйдет на распил ректорату (при неизменно убогом качестве образования). То же и с медициной, и с большинством государственных сфер.

В изначально криво выстроенную систему сколько не влей – результата не будет.

Сначала реформирование, дерегуляция и максимальное привлечение частного сектора – только потом деньги налогоплательщиков. Никак не наоборот.
+
0
mary27
mary27
28 березня 2020, 10:51
#
Поставила б +1000, но можно только +15.
+
+28
1Sokrat1
1Sokrat1
28 березня 2020, 11:38
#
«Мудрая мысль»- ни о чём,  просто интересно, как вы « реформируете» профессоров, которые содрали у зарубежных коллег свои работы и «защитили» их? Вы понимаете, что уволив всех этих плагиаторов, в каждой сфере, реально « науковцiв» у нас останется хорошо если на один факультет? Что делать с этим? Что вы предлагаете  реформировать? А если сейчас « дерегулировать» то что есть, то без взяток, даже знающий ребёнок сдать не сможет, а количество плагиата в среде «научных» работников вырастет в разы.
+
+15
Bischof
Bischof
28 березня 2020, 14:43
#
Для начала максимально убраться государству из всех этих сфер и создать благоприятные условия для развития частных клиник/институтов/исследовательских центров, которые будут оказывать услуги по реальным рыночным ценам. А затем уже субсидировать из бюджета наиболее малоимущих, чтобы они могли воспользоваться этими услугами.

Всем этим плагиаторам, псевдо-ученым, проФФесорам быстро объяснят в частной сфере, кто они есть на самом деле. В своем нынешнем виде они могут существовать только под крылом государства, когда все «бесплатно».
+
0
mary27
mary27
28 березня 2020, 15:38
#
Подпишусь под каждым словом.
+
0
newoleksa
newoleksa
28 березня 2020, 15:54
#
А что же тогда делать с не плагиаторами и профеССорами.
Назовите хоть один частный технический университет в Украине который вошел в международный рейтинг.
+
0
Bischof
Bischof
28 березня 2020, 20:36
#
Из того что я слышал, настоящих преподавателей (которых очень мало и которые каким-то чудом пока не свалили) от всей этой профанации тошнит даже больше, чем рядовых обывателей вроде меня.
+
0
1Sokrat1
1Sokrat1
28 березня 2020, 21:25
#
Все они на словах « уникальные бриллианты», а на деле - это не так. Те же кто реально из себя что то представляют и имеют степень хотя бы доцента- на расхват и здесь, смысл куда то ехать.  Без преувеличения, у них очередь! И цены они устанавливают по своему усмотрению. Вот подруга попросила о помощи с детским ортодонтом, семья у них очень обеспеченная и за деньги для ребёнка вообще вопрос не стоит. Казалось бы , вопрос ерунда- берёшь деньги и идёшь в платную клинику и всё сделают. Сначала она так и думала, а я всё таки не ортодонт , чтоб в лечение вмешиваться.  Так прошло 4 года, а сдвигов в лучшую сторону- никаких. Денег отнесено ортодонту немеряно, а результат нулевой. В ответ на свой вопрос сколько ещё пытки над её ребёнком будут продолжаться, услышала ответ, что случай очень тяжёлый и надо ещё года 3-4 лечить. Приехала ко мне расстроенная, решили взять ребёнка и поехать по другим специалистам. Мы объездили весь Киев, мы были в более чем 10 платных клиниках, мы были в мединституте на Зоологической, в общем где мы только небыли. Не зная , что я знакома с медициной, врачи несли такую ахинею, что у меня иногда от изумления ступор наступал. Словом , убив 2 недели на поиски врача, я предложила перестать страдать фигнёй и просто поспрашивать у коллег. И , сделав несколько звонков, нашли бабушку- доцента, она посмотрела ребёнка, снимки всё как положено и сказала, что лечение продлится полтора года, за это время два раза нужно будет сменить аппарат и всё.
+
0
1Sokrat1
1Sokrat1
28 березня 2020, 21:41
#
Более грамотного специалиста, лично я не увидела за все эти две недели. А ведь ей глубоко за 80. Лечение прошло ровно 1,5 года и ребёнок с красивейшей улыбкой. Всё это пишу, чтоб на реальном примере вы мне объяснили свою позицию с платными клиниками. Объясните, кто по вашему должен двигать науку, если врачи платных клиник имеют единственную цель- раскручивать клиента на деньги. Кто будет продвигать науку, если в платных клиниках даже не хотят нормально делать работу, за которую им платят очень неплохие деньги?
Лично моё мнение, что в Украине сейчас нет потенциала, для продвижения науки, а ваши предложения убьют то крошечное, что осталось и что может послужить трамплином в будущем. У знакомого двоюродный брат в Америке, он имеет ученую степень, преподаёт в университете и работает в клинике, так вот у него годовая зарплата  более 2 миллионов и ещё имеет госфинансирование на исследования. И вы хотите сказать, что какой то « бриллиант» будет сидеть в Украине , на этих копейках и продвигать науку? - Держите меня семеро! Никакой реформой «бриллиант» здесь неудержать, не летайте в облаках, а платить ему как в штатах нет ресурсов.
+
+15
Bischof
Bischof
29 березня 2020, 9:12
#
Вы поделились интересной историей, но совершенно непонятно, к чему её применить. Ведь это апелляция к конкретному случаю с попыткой ассоциировать его с общим, что не имеет никакого смысла. Или вы слышали мало историй о «качестве» нашей «бесплатной» медицины? Очевидно же, что лучшие западные системы здравоохранения (а других то и нет) строятся не на 80-ти летних советских бабушках. А на медицинском страховании, здоровой конкуренции между государственными и частными клиниками, самоокупаемости.
+
+15
Bischof
Bischof
29 березня 2020, 9:18
#
Насчет бриллиантов… это вообще-то это вполне логично. Если ты способен заработать своей специальностью себе на жизнь, то в свободное от основной работы время ты можешь, если пожелаешь, конечно, передавать молодому поколению свои знания или вообще бесплатно, или за «бутылку коньяка». В Америке все именно так и происходит. Университеты сидят там исключительно на частных грантах или на самоокупаемости, государство не выделяет на обучение ни копейки.

Если ты не умеешь делать ничего кроме обучения, то чему ты учишь? Учить?

Это только наши проФФесора с голоду помрут, если их убрать от государственной кормушки, так как нихрена больше не умеют.

И тот двоюродный брат знакомого, который не только учит, но и работает в клинике, лишь подтверждает сказанное.
+
+15
1Sokrat1
1Sokrat1
29 березня 2020, 12:46
#
Вы так и не поняли смысл того, что я писала. Вы пытаетесь применить западную систему на постсоветский менталитет, и что вы получите на выходе? Да, да- то что Супрун, Аваков и другие получили своими реформами «НИЧЕГО». Ничего путного, пока другие страны развивались, Советский Союз выжигал напалмом здесь всё, что способно думать. А теперь население, выдвигает такие вот «очень умные» идеи как вы. Просто взять, западную модель и применить здесь, а потом что с эти делать будем? Ламать не строить, что будем делать, если пользуясь вашим советом, разрушить разрушим, а построить будет никак? Кто, в каких платных вузах будет учить детей, какое образование они получат? Как будут проводится исследования? И не заговаривайте людям голову, в каждом государстве есть госфинансирование исследовательской деятельности, просто объём разный этого финансирования. Или вы считаете, что Супрун выстроила образцовую медицину в Украине? Что ж поговорим, когда воспользуетесь услугами этой медицины.
+
+30
Bischof
Bischof
29 березня 2020, 15:04
#
Потому ничего путного и не выходит, что ни одна реформа не была завершена до конца. А любых реформаторов быстро сбивают или всячески затягивают и профанируют их реформы. И так все 30 лет.

Вот прямо сейчас, на наших глазах, это происходит с рынком земли. Чуть позже заболтают трудовую и налоговую реформы, накопительную пенсию. А еще через 30 лет все опять удивятся, почему ничего не работает, кругом нищета, минимальный рост экономики, низкие зарплаты и пенсии.

Разрушать там практически нечего, оно уже давно мертво. Но можно до поры до времени подпирать труп бревнами и делать вид, что он живой, а за спиной сидеть на схемах и пилить бюджет.

И все это под бесконечное визжание электората с тезисами, похожими на ваши: «не дадим уничтожить медицину и образование», «не дадим продать народную землю», «нет трудовому рабству», «нет приватизации» «соросята кругом» и т.д.
+
0
82845392
82845392
1 квітня 2020, 1:02
#
> Советский Союз выжигал напалмом здесь всё, что способно думать

А 80-летняя бабушка из предыдущего коммента чудом уцелела, или при царе училась?
+
0
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
30 березня 2020, 21:35
#
Неволєска, не повіриш, але 4 українські ВУЗи в ТОП 100 світовому.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися