Убытки украинского банковского сектора по итогам первого квартала составили 80,9 млрд гривен. Это рекордный уровень убыточности. В 2010 году эта сумма составила 13 млрд гривен, а в 2011 — 7 млрд. За весь 2014 год убытки банков составили 52,9 млрд гривен.
Банкиры анонимно: что происходило с банками в первом квартале
Отрицательный финансовый результат у банков возник прежде всего за счет существенных объемов отчислений в резервы на возможные потери от активных операций, в частности по кредитам заемщиков, платежеспособность которых ухудшилась.
«За первый квартал этого года отчисления в резервы в 7,2 раза превысили их объемы за соответствующий период прошлого года. Основной объем резервов был сформирован в феврале. В марте на фоне стабилизации на валютном рынке темпы увеличения отчислений в резервы замедлились», — пояснили в Нацбанке.
Общий убыток по крупнейшим банкам составил 15,130 млрд гривен, по крупным банкам — 1,028 млрд гривен, по средним — 1,767 млрд гривен.
Негативный финансовый результат показали все банки — и государственные, и с иностранным капиталом, и банки украинских акционеров.
Самые большие убытки показали Надра банк — 21,6 млрд гривен, и Дельта — 33,2 млрд гривен. Это банки первой группы (крупнейшие) по классификации НБУ, которые имеют большие розничные кредитные портфели в валюте. В течение первого квартала 2015 года в них была введена временная администрация и их перспективы очень туманны.
Из 14 крупнейших банков прибыль показали только два: Приватбанк и Ощадбанк. В группе крупных банков прибыль показали 9 из 15 финучреждений: Креди Агриколь банк, Финансовая инициатива, банк Пивденный, Ситибанк, Мегабанк, Платинум, Укринбанк, Кредобанк и Диамантбанк.
Результаты по отчетности каждого из банков за первый квартал 2015 года можно посмотреть здесь.
Самыми прибыльными оказались «малыши». 60 банков из 77 смогли показать небольшую, но прибыльность, которая в общем объеме составила 87,030 млн гривен.
Причиной их позитивных результатов стали маленькие филиальные сети и отсутствие значительных объемов валютных кредитов в кредитных портфелях. Именно в группе малых банков потенциально возможны активные процессы эффективных слияний и поглощений, которые после окончания кризиса сформируют более крупные платежеспособные банки.
Что происходит с системой?
В Украине принято объяснять убытки ошибками менеджмента конкретного банка. Но когда в минус уходит вся система, то причины не только в ТОПах. Кроме аннексии Крыма и зоны АТО есть и стратегические ошибки НБУ, часть которых описана в «Основах денежно-кредитной политики на 2015 год», утвержденных наблюдательным советом НБУ (полный текст данного документа вы можете прочитать здесь).
По словам совета НБУ, к таким результатам привели не всегда логичные и последовательные действия Нацбанка в области валютного курсообразования и денежно-кредитной политики, а также не всегда плотное сотрудничество регулятора с банками.
С февраля 2014 года система лишилась 48 банков — более четверти всех банков страны. Многие действительно занимались отнюдь не банковскими операциями и подлежат закрытию, но большинство стало просто заложниками экономической и валютной политики НБУ и ситуации в Украине.
«К лету этого года банковская система очистится от наследия прошлых времен и затем получит перезагрузку, а вслед за этим — начнется стабилизация и рост,» — утверждают в Нацбанке.
Что думают банкиры?
«Минфин» опросил нескольких банкиров, которые анонимно рассказали, почему они не во всем разделяют оптимизм чиновников НБУ:
Директор департамента рисков банка с иностранным капиталом:
Сейчас владельцы почти всех крупнейших и крупных банков независимо от того, кто их собственники — иностранные или украинские — готовы рассматривать вопрос продажи своих учреждений. В НБУ это понимают и пытаются контролировать ситуацию, что удается им не всегда.
В СМИ озвучивалась ориентировочная сумма докапитализации в пределах не менее 150-190 млрд гривен, что превышает сумму капитала всей банковской системы на январь 2014 года (составляла по данным НБУ 192,6 млрд гривен).
Если в 2014 году иностранные «дочки» активно докапитализировались за счет своих материнских структур, то после второго стресс-тестирования проводить новое вливание ресурсов в капитал украинских дочек многие не захотят. Акционеры предпочтут продать свои дочерние учреждения и зафиксировать убыток.
Госбанки также потребуют значительных новых вливаний в капитал. Большинство госкорпораций — заемщиков этих банков начнут объявлять технические дефолты (как уже это сделала Укрзализныця) и просить значительных пролонгаций по кредитам, а это потребует увеличения резервов под выданные им госбанками кредиты. Госбанки не смогут сформировать такие резервы и это приведет к потере ими значительной части капитала и необходимости новых вливаний со стороны государства.
Аналогичная ситуация в банках с украинским капиталом, которые оказались заложниками девальвации гривны. Они столкнулись с необходимостью доформировать огромные резервы под валютные кредиты — до 100% от сумм таких кредитов. Займы на внутреннем или международном рынке им при этом не доступны. Большинство их акционеров уже не смогут дать новые средства в капитал, так как потеряли их из-за девальвации гривны.
Это понимают в НБУ, поэтому смягчили банкам требования по адекватности капитала и другим нормативам. Этого явно мало, так как до 2016-2019 годов и далее, когда банки будут обязаны постепенно войти в нормативы по капиталу, многие из них могут просто не дожить.
Встанет вопрос фактической распродажи банковской системы, при чем за очень незначительные деньги, что приведет к масштабному переделу банковского рынка. А такой сценарий вряд ли понравится и так изрядно потрепанной валютными экспериментами Нацбанка экономической элите Украины, которая и является владельцами большинства банков. При неблагоприятном развитии событий это выразится в очередных корпоративных дефолтах как самих банков, так и их клиентов.
Директор казначейства крупного банка:
По финотчётности банков, одна из главных причин ухудшения их финансового состояния — огромная девальвация национальной валюты. Рост официального курса (вырос с начала февраля 2014 года с 7,993 грн за доллар до уровня 23,4514 грн за доллар на начало апреля 2015 года), многокурсие, валютные качели до отметок почти 40 гривен за доллар — все это запомнится банкам, их клиентам и населению очень надолго.
Заместитель председателя правления банка из первой группы:
Рост учетной ставки НБУ в первом квартале 2015 года с 14% до 19,5%, а затем до 30% годовых с 04.03.2015 привел к значительному подорожанию кредитов рефинансирования НБУ и уровня межбанковских ставок, а на фоне значительных показателей инфляции — и ставок по привлечению средств населения и юридических лиц.
Для банков это приводит к значительному «вымыванию» живой ликвидности из системы, а получение «живых» ресурсов в виде процентных доходов по кредитованию для перекрытия расходов при такой экономической ситуации в стране весьма проблематично.
Повышение учетной ставки сейчас (даже в привязке к высокому уровню инфляции) только увеличило количество потенциальных банков на введение временной администрации по экономическим причинам и явно не стимулирует активизацию кредитования реального сектора экономики, так как при стоимости ресурсов от 30% годовых и выше, ставка по кредитам должна быть выше 35% годовых. Ни один реальный сектор экономики не выдержит такой долговой нагрузки. При падающем ВВП Украины политика «дорогих» денег приведет к еще большему снижению активности реального сектора экономики.
Это не логично, так как в кризис для стимуляции роста ВВП и поддержания финансовой системы правительство и центральный банк должны максимально снижать цену денег. Нужно активно накачивать производственный сектор финансовыми ресурсами, проводя параллельно комплекс мер по снижению налогообложения и созданию новых рабочих мест.
О том, что нужно срочно менять политику для стимулирования производства (что невозможно без кредитных вложений в реальный сектор) говорят и данные Государственной службы статистики Украины — падение ВВП в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года (в постоянных ценах 2010 года) составило 17,6%. При таких темпах падения ВВП ни одна банковская система не сможет комфортно развиваться.
Председатель правления банка третьей группы:
Пути выхода из сложившейся ситуации следующие:
-
Активное рефинансирование банков, которые кредитуют стратегически важные предприятия всех форм собственности;
-
Выпуск валютных облигаций под обеспечение — имущество госпредприятий и землю, сроком от 10 до 30 лет на условиях близких к условиям выпуска американских казначейских обязательств, средства от продажи которых должны идти на масштабную реорганизацию экономики страны и улучшение ее инфраструктуры;
-
Выкуп с дисконтом у банков кредитов госпредприятий для снижения долговой нагрузки на стратегически важные предприятия страны;
-
Масштабная прозрачная приватизация;
-
Создание программы общественных работ и переподготовки кадров для украинцев потерявших сейчас работу (по прогнозам МВФ таких может быть до 2 млн человек к концу года);
-
Создание фонда поддержки банковской системы за счет государственных средств, основная задача которого выкуп у собственников банков, неспособных докапитализировать свои финучреждения, их финансовых учреждений за справедливую цену для избежания продолжения процесса банкротства банков;
-
Стимуляция поглощения таких банков их более удачливыми коллегами путем выдачи принимающему банку долгосрочных кредитов для проведения слияния и поглощения без потерь для клиентов;
-
Введение суммы гарантирования возврата средств не только для физлиц, но и для юридических лиц.
Начальник аналитического отдела банка четвертой группы:
Необходимо значительное снижение учетной ставки и обязательная привязка к ней всей депозитно-кредитной политики банков всех форм собственности. Нужно установить максимальные ставки по кредитам и депозитам для снижения части инфляционных процессов, которые «завязаны» на инфляции издержек.
Кроме этого, в условиях отсутствия больших свободных ресурсов для кредитования реального сектора экономики возможно необходимо дополнить нормативную базу НБУ нестандартным решением — различными вариантами консорциумного кредитования, одним из участников которого может быть сам НБУ совместно с пулом банков, для кредитования приоритетных экономических проектов.
В этом случае, риски для банков диверсифицируются и снижаются, поэтому часть государственных программ, которые сейчас страдают от отсутствия финансирования, могли бы начать работать. В первую очередь, это актуально для инфраструктурных проектов, аэрокосмических и авиастроительных программ, агропромышленного комплекса и оборонной отрасли.
Ольга Левкович, Алексей Исаев
Коментарі - 31
Ни одного предложения от банкиров на тему — а что они должны делать и чем готовы пожертвовать ради стабилизации работы банковского сектора страны.
Одно нытьё и просьбы о создании комфортных условий существования…
Если господа банкиры не в курсе, то они самые высокооплачиваемые бездельники в нашей стране, правда после девальвации многие себя почувствовали реально нищими, ведь при средней з/п по стране в размере 3998, в банковском секторе 8260.
Пару лет назад размышлял над одной вакансией на начальника департамента в рядовой укрбанк.
Предлагаемый белый оклад был 155 тысяч гривен в месяц…
Банкиры скажут — всё нормально, у человека очень тяжёлая и ответственная работа.
А я бы перефразировал, что зажрались они не в меру, а ещё хватает наглости и рефинансирование просить…
А если сравнить с зарплатами в других отраслях, то небо и земля…
«статья о другом»
Конечно статья о том, как банкирам сейчас плохо живётся и работается…
Но я почему-то не вижу публикации стенаний в исполнении топ-менеджмента Приватбанка.
Когда плохо всем, то кто-то ноет и просит материальной поддержки, а кто-то засучив рукава начинает ещё больше работать, постоянно внедряет новшества, предлагает новые продуктовые линейки и технологические наработки, осуществляет оптимизацию своих затрат и перестраивает свой бизнес исходя из сегодняшних реалий…
Вы не замечали в последнее время разницу между количеством клиентов Приватбанка и другими банками?
Почему многие банки вводят драконовские заградительные тарифы на обслуживание рядовых граждан в части приёма платежей, в том числе и коммунальных. Что это за комиссия в 25 гривен за приём одного коммунального платежа, или 1,2% от суммы при минимуме в 17 гривен…
Почему банкиры считают возможным устанавливать идиотские тарифы, а затем имеют наглость ещё денег на зарплату клянчить…
что в капитале банков недостаточно резервов под кредитные риски — надо было до 10% от активов сформировать и всё было бы в порядке и было бы за счет чего списывать невозвраты и убытки. Но жадность фраеров сгубила.
Фіктивні кредити(без повернення),
виведення капіталу — це друга…
Щодо банків що мають 10% резервів —
які банки і які конкретно активи вважаєте
високоліквідними резервами?
Наприклад, Дельта мала, і досі стоїть в активах
Грошові кошти та їх еквіваленти=8,0 млрд.гр.,
і могла б навіть половину депозитів віддати,
а таке відчуття що цих грошей вже давно немає.
при тому що НБУ надав банкам кредити на 70 млрд.гр,
з яких 30 млрд.гр. прострочена заборгованість ще з 2009року.
Тобто разом по банківській системі реальних резервів не було,
а навіть заборгованість…
А потрібно було мати 100 млрд.гр. чистих резервів в НБУ,
що і підтвердила криза — зараз з НБУ надано
136 млрд. кредитів банкам.
вони роблять наперед, а народ і країна потім компенсують такі «збитки»
ось Конституція вимагає Закону про валюти, а його немає і діє Декрет Кучми 1993р про валюти, а декрети як вид законодавчих актів не передбачені Конституцією…
Депозити повинні залучатися не вище облікової ставки НБУ 7% до кризи,
але всі мовчали.
index.minfin.com.ua/index/rate/
Учетная ставка НБУ (укр. Облікова ставка НБУ), или ставка рефинансирования — норма процента, взимаемого Национальным банком при рефинансировании коммерческих банков. Это монетарный инструмент, с помощью которого Нацбанк устанавливает для субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных ресурсов.
«У банков сейчас не лучшие времена»
Вообще-то не лучшие времена во всей украинской экономике, а у банкиров ещё все более-менее прилично.
Например, в 2009 году в разгар кризиса у знакомого на фирме руководство предложило своим сотрудникам на выбор — либо уменьшить ФОТ на 20%, кроме сотрудников, получающих 3 тыс и менее, или на 20% сократить штатную численность. Также руководство сократило автопарк предприятия и пересело с мерседесов на опели. Конечно были и другие методы уменьшения затрат.
А вот по банкам я и не слышу и не вижу фактов реальной экономии (кроме задержек в ремонте неисправных банкоматов и терминалов и закрытия некоторых отделений в глухомани) — банкиры не желают ограничивать ни свои зарплаты ни свой служебный автопарк ни свои бонусные программы, хотя банки показывают убытки.
А может просто ликвидировать еще 50 банков для оздоровления?
Не удивлюсь, если там имущества хватит не только на то, чтобы покрыть все долги, а ещё и уставной капитал банка удвоить
Может быть речь идёт о НЕполученной ВОЗМОЖНОЙ прибыли?
Чтобы вывести систему из кризиса — нужно установить для коммерческих банков нормы использования «банковского мультипликатора», привязать эти нормы к активам банков и оборотному капиталу.
А то они «заигрываются» с оборотным капиталом до «точки невозврата», тогда и возникает «банкопад».
Зачем в договоре депозитном есть пунк о том, что на банк накладываются пени, штрафы за просрочку платежа. Хоть кто-то хоть раз получал эти пени? миллионы людей бегали в банк и получали по 200, а то и по 5 грв/день вместо положенных. Ни штрафов, ни пени…
В Штатах когда был кризис (да ив Европе) банкиры из окон прыгали, понимая что они банкроты. а в Украине хоть один прыгнул? Они ничего не потеряли, даже более того — нажились. Ни одного факта распродажи имущества банкира в счёт уплаты долгов…
Надо воводить смертную казнь, как в Китае или Сингапуре… Иначе в стране не будет порядка. Или легализовать суд Линча, тогда эти банкиры быстро все денежки найдут в офшорах
Именно «бегали в банк и получали по 200, а то и по 5 грв/день», а надо было КОЛЛЕКТИВНО обращаться в милицию и МАССОВО возбуждать уголовные дела. Мною возбуждено дело против ВАБ, но расследуется медленно (заявителей мало).
Юрики и физики 200+ должны обращаться в милицию и возбуждать уголовный дела по ст.218-1 УК против собственников банков, а уже в уголовном процессе выдвигать гражданский иски по возмещению потерь лично собственниками банков, которые в большинстве случаев кредитовали свой бизнес. Именно продажу их бизнеса и нужно требовать в суде.
Но пока у таких как он, к сожелению, больше денег на юристов, подкуп судов и ментов и тд.
то сейчас когда все рушиться, анонимные банкиры предлагают умные варианты с кредитованием реального сектора.
А как только полегчает — все забудут про реальный сектор и ринуться выдавать потреб кредиты по эфф ставке 80 годовых каждому встречному без залога под забугорную технику.
Жадность и желание скоротечного результата — вот главная особенность наших банкиров.
Курченко так закредитовал свой «Металлист», что в его банке даже рефинансирование закончилось, а футболисты так и не получили зарплат…
Деньги, подаренные банкам Нацбанком без всяких бизнес-планов, без расчетов окупаемости — воровство у государства.
станок наличку иногда штампует беспричинно,
выкуп гособлигаций правительства и кредиты госпредприятиям,
распродажа звр.