Для борьбы с уклонением от уплаты налогов, власти необходимо фокусироваться не только на налоговых мерах, но и на уменьшении неналоговых стимулов для работы из-за границы.
Чтобы выжить, украинский бизнес продолжит использовать оффшоры
Многие в Украине считают, что последние налоговые инициативы правительства бьют по бедным и по среднему классу. Богатые же убытков не понесут. Они продолжат пользоваться налоговыми схемами и оффшорами – вариант, недоступный для простого смертного и мелкого бизнеса.
Правительство возражает, указывая на меры, направленные на «олигархов». Например, серьезным ударом по оффшорам станет обязательное раскрытие информации о конечных бенефициарах, действующее с 25 октября 2014 года, инициируемая властями денонсация конвенции об избежании двойного налогообложения с Кипром, улучшенные правила трансфертного ценообразования.
При этом стоит отметить, что компании Кипра являются крупнейшими инвесторами в Украине. Состоянием на 2014 год их доля FDI (прямые иностранные инвестиции) превышает 30% от общего объема FDI в Украине.
Чтобы оценить предложения правительства и, если необходимо, предложить более эффективный подход к борьбе с уклонением от уплаты налогов, нужно понять, что именно толкает бизнес к тому, чтобы работать в Украине не напрямую, а через иностранные компании. Очевидно, что основной стимул — минимизация налогов, универсальная причина для корпораций с любым источником капитала. Есть основания и коммерческого плана – желающий расти бизнес сегодня вряд ли сможет ограничить свою деятельность одной страной. Тем не менее, существуют другие причины, свойственные именно Украине, побуждающие вас, как собственника бизнеса, использовать иностранные юрисдикции. Даже если в этом нет коммерческой необходимости. Даже если придется платить налоги, сопоставимые с украинскими.
Причины — негибкое и часто плохо написанное законодательство (например, в сфере корпоративного и договорного права, валютного регулирования), отсутствие надежной и справедливой судебной системы, трудности с исполнением судебных и арбитражных решений, постоянные изменения в законодательстве. Результат – не имея иностранных компаний, вы не можете осуществить элементарные операции, необходимые для полноценной работы и развития бизнеса. Как украинский собственник, работающий только через украинские структуры, вы не можете сделать, например, следующее:
- Вы не можете привлечь средства с помощью первичного размещения акций за рубежом. Без иностранной холдинговой компании нельзя провести IPO на международных площадках (см. стр. 4 обзора PWC с перечнем места регистрации эмитентов по украинским IPO — все иностранные предприятия).
- Вы не можете привлечь дешевые заемные средства. Украинская компания не вправе выпускать иностранные облигации. Кредитование из-за рубежа требует регистрации договора центральным банком, соблюдения требований по структуре платежей, включения конкретных формулировок в соглашение и т.д. Поручительства украинских компаний по долгам заемщиков практические нереализуемы, или как минимум, требует серьезных затрат со стороны иностранного учреждения. Это пугает иностранных кредиторов, увеличивает цену заемных средств и риск дефолта украинских заемщиков.
- Вы не можете финансировать дочернюю компанию через процентную ссуду, ведь для этого нужно быть финансовым учреждением. Предоставление поручительства, часто используемое на практике, создает аналогичные риски.
- Вы не можете конвертировать свой долг в корпоративные права, даже если ваш кредитор, оценивая потенциал бизнеса, готов простить долг в обмен на долю в компании.
- Вы не можете привлечь стратегического инвестора, не дав ему контрольного пакета в бизнесе, так как не вправе регулировать взаимоотношения с партнером так, как считаете нужным. В Украине не подлежат исполнению акционерные соглашения и уставы, которыми стороны могли бы дать миноритарию право вето, изменить кворум, предоставить каждому участнику право иметь своего представителя в правлении, согласовать порядок продажи бизнеса. Вместо этого, собственники украинских компаний вынуждены подчинятся нормам корпоративного управления, установленным законодательством Украины, даже если эти нормы не соответствуют целям собственников (смотрите раздел 6 Рекомендаций Высшего хозяйственного суда, также необходимо учесть, что все крупные сделки в сфере «слияний и поглощений» регулируются иностранным правом, как правило, английским, как наиболее гибким).
- Вы не можете купить бизнес у иностранного владельца, если не способны отследить всех прошлых владельцев корпоративных прав. Украинский банк просто не примет оплату за корпоративные права в украинской компании, если вы не можете, используя банковские и другие документы, доказать историю приобретения корпоративных прав, как иностранным собственником, так и предыдущими владельцами в пределах установленного срока. Это не проблема при фиктивных «перебросках» между связанными лицами. Если же сделка реальна и совершалась между несвязанными лицами, нужные документы обычно недоступны.
- Вы не можете торговать по своему усмотрению, так как украинское законодательство ограничивает ваши опции. Срок авансового платежа иностранному контрагенту не может превышать 90 (180) дней (т.е. вы, например, без торгового посредника не сможете работать с Китаем). Коммерческий кредит иностранному партнеру на ваших условиях невозможен, так как оплата за проданную продукцию должна поступить в Украину в пределах установленного срока. Существуют и другие инициативы центрального банка в этой сфере.
- Вы не можете хеджировать валютные риски. Обязательная конвертация валютных поступлений и невозможность заблаговременной покупки валюты для исполнения обязательств увеличивает валютные риски и связанные с ними потери.
- Вы не можете использовать прибыль, полученную от украинского бизнеса, для приобретения активов за границей. Даже если ваши доходы законны, все налоги в Украине уплачены, для такой покупки вам потребуется лицензия центрального банка, которая может и не быть предоставлена.
- Вы не можете защитить свои права в суде. Даже если вы получите решения суда, вы не сможете добиться его исполнения в разумные сроки.
- Вы не можете получить разъяснения, подтверждающие налоговые последствия вашей сделки. За разъяснением обратиться можно. Но в целом, невозможно описать свою ситуацию и получить четкое и обязательное для компании и государства разъяснение о том, какие налоги придется уплатить.
- Вы не можете планировать. Законы все время меняются, налог, подлежащий уплате в январе, может быть введен законом от 25 декабря предыдущего года; таким образом, вы не можете планировать свою деятельность и делать финансовые расчеты.
В результате вы планируете свою деятельность так, чтобы указанные ограничения вас не касались. Если, конечно, можете это себе позволить. Вы создаете корпоративные структуры за рубежом, делаете все то, что невозможно в Украине, в другой юрисдикции, которая может и не быть классическим оффшором.
Используются ли оффшорные структуры, чтобы не платить налоги, или по иным, более законным и приемлемым, причинам, Украина несет потери. Во-первых, за счет уменьшения налоговой базы, которая облагается налогом в Украине. Во-вторых, передача функций в иностранные юрисдикции ведет к тому, что дополнительная стоимость образовывается вне Украины. И средства, которые могли бы заработать украинцы, украинские компании и украинское государство, получают иностранные игроки. В-третьих, не выполняющие реальных функций структуры, искусственно созданные по налоговым и другим некоммерческим причинам, ведут к потерям для бизнеса и экономики. Их можно было бы избежать, если бы этому не препятствовало неэффективное законодательство.
Таким образом, для борьбы с уклонением от уплаты налогов, власти необходимо фокусироваться не только на налоговых мерах, но и на уменьшении неналоговых стимулов для работы из-за границы. До сих пор, такие меры не учитывались в правительственных предложениях.
Зоя Милованова, член редколлегии VoxUkraine Law
Коментарі - 4
вот например как тут говориться www.fbs-offshore.com/gotovij-ofshor-pokupka-ofshoru/