- 9 жовтня 2018, 15:02
В Украине может принципиально измениться управление рисками
В начале октября Комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной рады рекомендовал парламенту рассмотреть в первом чтении законопроект №9035 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов». Авторами законопроекта выступили народные депутаты от БПП: Михаил Довбенко, Руслан Демчак, Павел Ризаненко и нардепп от НФ Максим Поляков. Не секрет, что 9035 активно лоббирует НКЦБФР, которая хочет стать регулятором для организованного товарного рынка, который сейчас в Украине находится в состоянии хаотичного упадка.
Странные желания?
Традиционно в Украине НКЦБФР занимается регулированием рынка ценных бумаг, ее деятельность регламентирована ЗУ «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» 1996 года. Посягательства Комиссии на товарные рынки вначале вызвали удивление как в фондовой среде, так и на товарных биржах. Однако более детальный анализ показал, что в нашей стране биржевая торговля на товарных рынках практически никак не регулируется. В Украине зарегистрировано аж 620 товарных бирж, из них в состоянии ликвидации пребывают около 100. Рынок все еще находится в состоянии, когда каждый торговец стремится зарегистрировать себе площадку.
В итоге на 75-80% в Украине отсутствуют условия для цивилизованного запуска организованного рынка товарных деривативов. То, что в ЕС, США, Японии, и даже уже в Китае считается обыденной нормой – страхование (хержирование) рисков колебания цен на товары, валюту, процентные ставки, кредитные риски, ценные бумаги и т.д., в Украине практически недоступно или доступно, но с большим перечнем ограничений и громадным полем для манипуляций ценами. Да, у торговцев ценными бумагами или небольших банков можно найти предложения витиеватых схем, которые позволяют, скажем, хеджировать валютные риски, но сейчас это дорого, неэффективно, без гарантии исполнения и часто отпугивает нерезидентов.
В итоге, в Украине, на одном из самых рисковых рынков Центральной и Восточной Европы, уже с десяток лет в зачаточном состоянии находится целая отрасль, которая в цивилизованном мире помогает управлять валютными, кредитными, процентными рисками и рисками изменения цен на товары. Кончено, это раздражает нерезидентов, которые открыли бизнес в Украине, как и сдерживает приход сюда новых участников рынка, т.е. приток иностранных инвестиций. Видимо, этот огромный пробел и взялись устранить в НКЦБФР, а заодно расширить сферу своих полномочий на товарные рынки. Учитывая, что как минимум опционы и фьючерсы являются ценными бумагами, то в ключевых идеях законопроекта 9035 ничего странного нет, наоборот, он должен позитивно повлиять на становление целой отрасли и привести к появлению в Украине набора инструментов хеджирования, к которому уже давно привыкли иностранцы.
Фискальные подозрения
Конечно, полутысячи товарных бирж не нравится 9035. Каждому торговцу очень удобно иметь свою площадку для фиксации нужных цен, а 9035 разрушит эту, скорее, систему управления фискальной нагрузкой, чем торговую инфраструктуру. Поэтому товарные биржи и их лоббисты очень активно забрасывают в рынок идею о том, что 9035 нужно ко второму чтению сделать проектом, который регулирует исключительно деривативы, а товарные рынки убрать из законопроекта (мол, есть много примеров, когда рынки деривативов благополучно функционируют и без организованного товарного рынка).
По моему убеждению, отсутствие отрегулированных товарных рынков без четких алгоритмов сбора и фиксации информации о ценах сделок просто приведет к появлению еще одного внутреннего оффшора в Украине, который все кому не лень будут пользовать для управление налогооблагаемой базой. Деривативы по своей сути – это отличный контрактный инструмент, по обе стороны которого покупатель и продавец обязательно получают убыток или прибыль, и манипулирование ценами на базовый актив как раз и будет позволять использовать деривативы в схемах налогового планирования.
Чтобы не допустить такого сценария развития рынка, вначале должны быть отрегулированы организованные (например, товарные) рынки, простимулировано создание центров ликвидности, а уже потом должны появиться рынки деривативов. Все иные сценарии развития рынка деривативов в Украине будут выглядеть подозрительными. Не исключаю, что давление на 9035 будет очень большим со стороны тех, кто пожелает отбелить свои доходы или уменьшить налогооблагаемую базу, или просто заработать на этих процессах. Но авторам законопроекта нужно сопротивляться давлению и сделать все для того, чтобы сценарий развития рынка деривативов, запрограммированный ныне в 9035, не был изменен.
Шанс для народных избранников
У БПП и Народного фронта, а также у других политических сил появился отличный шанс сделать для украинской экономики накануне выборов что-то позитивное, что коснется бизнеса. У бизнеса появится реальная возможность массово хеджировать риски движения цен не сырье и готовую продукцию. У банкиров и финансистов будет возможность хеджировать валютный, процентный и даже кредитный риски. Если внимательно посчитать эффект влияния инициативы по созданию полноценного рынка деривативов, то вряд ли какой-то из других экономических законопроектов коснется такого большого числа участников, как 9035. Валютные деривативы будут интересны тем, кто занимается экспортом и импортом, а также инвестирует в Украину или из Украины, это автоматически улучшит условия работы тех участников рынка, которые задействованы в производстве более 50% ВВП. Еще 20-30% ВВП будут покрыты за счет спроса на товарные деривативы со стороны агросектора и промышленных компаний.
Итак, появление цивилизованного рынка деривативов покроет участников рынка, которые производят примерно 70-80% ВВП, и это не говоря уже о стабилизирующем влиянии этого рынка на валютный курс и улучшение управления кредитными и процентными рисками в банковском секторе. Думаю, что ради таких обширных экономических выгод и массового позитивного эффекта можно отложить распри в Раде и поставить в игнор интересы группки бенефициаров товарных бирж, блокирующих инновации и движение Украины к построению рынка инструментов, который уже десятки лет существует и приносит пользу в развитых странах.
Виталий Шапран,
Член исполкома УОФА
|
60
|
- 18:10 Велика Британія запровадила санкції проти Фірташа та його дружини
- 17:40 Курс валют на вечір 21 листопада: долар подешевшав на міжбанку на 6 копійок, а євро — на 9 копійок
- 16:37 НБУ змінив порядок відкриття та закриття рахунків
- 16:10 ЦБ Туреччини знову зберіг ставку на рівні 50%
- 15:56 Курс біткоїна вперше перевищив $98 тис. та оновив історичний максимум
- 13:52 Що буде з гривнею? Депозити та ОВДП: чи варто зараз робити на них ставку (відео)
- 12:20 росія витратила понад $18 млрд на повітряні атаки по Україні
- 11:55 MicroStrategy увійшла до топ-100 найбільших публічних компаній у США
- 11:34 Команда Трампа розглядає прихильницю криптовалют на посаду нового глави SEC — CoinDesk
- 11:10 Італія виділяє 200 млн євро на відновлення електромережі Україні
Коментарі