- 17 квітня 2020, 10:29
Ниши в недвижимости, которые станут прибыльными после пандемии
COVID-19, помимо всех своих разрушающих действий, сделает кое-что полезное для человечества. Как минимум, мы научимся понимать себя и истинные потребности, расставлять приоритеты, работать дома, а не просиживать штаны в офисе, а также выживать и приспосабливаться к ситуации. Последний навык в современном быстро меняющемся мире важен как никогда.
Что касается влияния COVID-19 на рынок недвижимости в позитивном свете, то тут, конечно, слегка сложно. Падение доходов, неопределенность в сегменте коммерческой недвижимости, в частности офисной и торговой, уже вовсю бьет по динамике основных показателей. Ждем замедленный рост арендных ставок в этом году, падение валового поглощение, сокращение девелоперской активности до минимума.
Однако именно COVID-19 может подсветить наметившиеся в последние 5 лет тренды к функциональному потреблению и разумной экономии.
Функциональное потребление в недвижимости — это повышенный уровень требований к инфраструктуре и экосистеме жилого комплекса, многофункционального ЖК, бизнес-центра (им вообще придется очень многое менять).
По сути, это главный движок современного рынка, который толкает девелоперов расти и развиваться. Потому что человек хочет не просто есть, заниматься спортом, следить за собой, развлекаться где-то там, но делать это максимально удобно.
Чтобы это удобство росло и увеличивалось, еще на этапе планирования проекта нужна его проекция, модель, стратегия развития. Наполнять функциями пространство нужно не по принципу дележа квадратных метров на «маленьких» и «больших» арендаторов, а исходя из потребностей целевой аудитории продукта.
Пандемия заставила всех бояться. Он будет влиять на выбор жилья: человек хочет быть в центре современной жизни города, но с возможностью изолироваться без потери комфорта на случай угрозы.
Традиционные сервисы, магазины, рестораны в стрит-ритейле ЖК ждет переосмысление и переформатирование. Во главе угла теперь защита, безопасность, новые форматы взаимодействия с клиентом. А также ценность. Она проявится в части лояльности бренда, которую удалось наработать до.
К кому-то побегут, другим придется искать клиента заново или с нуля. Качество продукта, сервиса, защита и меры безопасности, необходимость и значимость для чего-то в жизни потребителя, привязанность будут решать как никогда.
Что касается видов недвижимости, которая будет пользоваться особым спросом в посткоронавирусном мире, то я бы выделила следующие форматы.
Медицинские центры
Всех форматов и видов. Это может быть медицинский бизнес-центр (если не хочется возиться с экспертизой по части обеспечения медуслуг), в котором будут собраны арендаторы самые разные медицинские компании.
Проектировать такое здание нужно с учетом особых технических параметров их потребностей, например продавцов медицинского оборудования, представителей фармацевтических компаний.
Кроме того, медицинский многопрофильный центр в составе жилого проекта. Люди оценят возможность получить те услуги, которые недоступны в 90% проектов. Очень важно подобрать нормального оператора.
Квартиры с возможностью самоизоляции
Два полноценных санузла, раздельные, желательно разведенные спальные комнаты по разным частям квартиры — такие планировки коронавирус, конечно, подогреет.
Однокомнатные квартиры до 35 кв.м продолжат терять покупателя, потому что нужно больше пространства на случай долгого сидения дома.
Ходовые планировки те, где 5-7 функциональных зон могут безболезненно и с комфортом помещаться: зона отдыха, рабочее пространство, спальня, кухня, санитарно-гигиеническая (ванная комната), балкон (лоджия, терраса — все, что подходит для пребывания на свежем воздухе), хранение одежды.
Если зон помещается еще больше, вообще прекрасно.
Mix-used ЖК
Сложные объекты, где интегрированы в жизнеобеспечение комплекса сервисы, услуги, рестораны, коворкинг, торговые объекты, уже завоевали лояльность. В дальнейшем при грамотной стратегии девелопера ее можно только усилить.
В этих комплексах должно быть все необходимое для жизни, их можно не покидать несколько дней, а то и недель.
Важны и общие пространства, где по завершению пандемии можно проводить мероприятия, общаться, работать.
Коворкинг в составе жилого проекта может выстрелить, если аудитория комплекса в нем нуждается.
Сейчас далеко не все (особенно начинающие или небольшие бизнесы) смогут позволить себе офис, а работать дома все-таки подходит не каждому.
Опять же возвращаемся к вопросу о том, что своего покупателя нужно очень хорошо знать, общаться с ним и понимать боли, потребности и желания.
Гибкие офисы
Тут все очень интересно. Игроки рынка и аналитики прогнозируют упадок традиционным бизнес-центрам и перераспределение спроса на рынке. Те компании, которые больше не могут позволить себе большой по площади офис или хотят сократить ресурсы не за счет увольнения людей, обернуться в сторону гибких решений.
Плюс в результате сокращений рабочих мест на рынке может появиться много работоспособных незанятых временно граждан, которые захотят уйти во фриланс. Это вторая по значимости, после корпоративного сектора, целевая аудитория коворкингов.
Но смогут ли договориться между собой съемщики и собственники, всем ли бизнесам подходит вариант гибкого офиса — вопросы открытые.
Любопытно, что по данным опроса операторов рынка гибких офисных пространств, которое провела компания CBRE Ukraine, в начале года, подавляющее большинство (88% опрошенных) планировало расширение в Киеве и за его пределами.
Так вот у 38% респондентов намерения остались актуальными после событий, связанных с распространением Covid-19 в Украине. А 50% не исключают возможности дальнейшего расширения, однако будут следить за дальнейшим развитием событий.
Поэтому, судя по всему, COVID-19 сделает еще одну полезную штуку — подтолкнет к развитию сегмент гибких офисов, но успех будет у тех, в основе философии которых сервис и функциональность их пространств.
|
13
|
- 11:56 Банки скоротили ввезення готівкової валюти
- 10:47 США додатково виділяють $6 млрд на замовлення зброї для України
- 26.04.2024
- 20:00 Головне за тиждень: в США затвердили допомогу Україні, НБУ знизив ставку
- 17:26 Курс валют на вечір 26 квітня: долар та євро зросли на міжбанку
- 14:55 Середній курс купівлі готівкового долара в банках не змінився. За скільки зараз продають валюту
- 11:45 Stripe прийматиме платежі в крипті, SEC відклала рішення щодо опціонів на спотові біткоїн-ETF: що нового на ринку
- 10:33 Курс валют на 26 квітня: долар у банках подешевшав, євро — подорожчало
- 09:27 НБУ вводить в обіг пам’ятну монету «Чорнобиль. Відродження. Лелека чорний» (фото)
- 08:02 Офіційний курс: НБУ знизив гривню на 20 копійок
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ кажуть, що курсові коливання не несуть ніякої загрози
Коментарі - 19
Вот только есть маленькая загвоздка - если эта квартира куплена, но ею не пользуются. На перспективу. Кто должен чинить крышу человеку который живет под этой террасой? Особенно если это теперь территория квартиры, а не общее пространство, за которое отвечает управляющая организация. Владелец скажет, что так сдал застройщик. И он делать ничего не будет.
У тебя течет крыша, ты и плати! Особенно если в потолке куча отверстий сделаных газовым пистолетом снизу.
Т.е. это частная собственность, ремонтирует и обслуживает собственник. Если человек может себе позволить купить квартиру с огромной террасой, а она дороже стоит, чем аналогичная квартира без террасы, найдёт деньги и на ремонт, на капитальный ремонт, на реконструкцию своего!!! чердака.
Там с половины окон фонит зимой, потому что переделать сложнее, чем забить на это. Сантехника там ждут месяц. Но визуально все ок.
Собственнику по барабану. Он сейчас в Амстердаме). В квартиру зайти не имеете права(тем более что-то делать без него), это частная собственность, а не общественная крыша. Он этим не пользуется, с террасой ничего не делал. А вот снизу всю плиту продырявили делая подвесные потолки. Пусть сначала в суде докажут, что это его вина, и он должен что-то делать. И платить за это. Богатые потому и богатые, что за других не спешат платить.
Даже если у него 200 квадратов. И миллион в банке. У него то проблем нет. Зачем ему делать? Стоит пустая квартира. Проблемы с крышей в однушке 40кв под ним. Это реальность.
Мы же не знаем — может весь дом, где эти сады на крышах принадлежит 1 собственнику. И он их сдает. Там большая часть съемного жилья. Он за это отвечает.
А здесь частная собственность.
Это как с отменой ГАСИ. Сначала сделали, а потом подумали. В Европе нет паевых. Отменили. Но в Европе застройщик платит другие налоги. А потом удивляемся, что Аркада отказалась платить лишние 2% паевых, когда еще было снижение с 4% до 2%. Сначала думать, а потом делать!!!
А не главное как в Европе.
Посмотрим с точки зрения пользования квадратными метрами.
Да в коммерции все сложнее. Просто потому что каждый год есть три сценария — ты закроешься, ты будешь стабильно работать, или будешь масштабироваться. И здесь лучше аренда помещения, незачем выкупать помещение. И месяц, 3 или 5 могут кардинально поменять ситуацию.
А вот если подбираешь для себя, для жизни — то там уже условный даже 1 год карантина не сильно повлияет на потребности. Если у тебя уже есть сумма и ты ее собирал 10 лет.
Да был страшный 2014-й, финансово неприятный 2015, страх доллара по 40 в 2019, сейчас коронавирус. Но люди покупали.
Людям нужна квартира. Да на пике каждой этой ситуации люди брали паузу. Но потом накал падал, и люди покупали.
И вот эти «два раздельных санузла из-за коронавируса» — так через месяц уже не будут думать. Просто потому что пик пройдет. А им всю жизнь хотелось большой санузел.
Единственное, что может пойти на спад — это автономные комплексы, единственной инфраструктурой которых были «булочные», «шторные» и «магазин света» на первых этажах.
Это иллюзия инфраструктуры. И главное у всех будут в подсознании КПП на въезде в Киев, из тех кто хотел большую квартиру в Ирпене.
И лучше 60кв в центре, где все есть в пешей доступности, чем 120кв на окраине — где по факту будут только «шторные». Кризис сре
Что мне нравится в специалистах, работающих с недвигой, так это то, что они в любой ситуации видят повод для оптимизма и новые возможности.
Так держать! :)
- я так розумію, що авторка вірить, що карантин розтягнеться на десятиліття :)
Недвижимость комм. определяется 3 параметрами :
1. Локация
2. Проходимость
3. Окупаемость или возврат на инвестиции.
Это не зависит от кризиса или целевого назначения.
Жилая имеет больше параметров, но они тоже не зависят от кризиса. Кризис определяет динамику цен, она влияет на весь рынок, и эта аналитика общедоступна. Покупать надо то, что дешевле рынка, как и не в кризис. Но сейчас такого жилья будет больше.
- цікаво, а як Ви визначаєте поточний «рівень ринку» для конкретного об'єкта?
2. Ціни на схожі об"єкти, з оголошень Lun.ua Dom. ria ітд Але треба розуміти, що від тої ціни можна сміло віднімати 10%.
3. Купувати вторинний ринок, але не Хрущьовки. Новобудови мають 3 недоліки : 1. Не можуть опустити ціну нижче собівартість+мінімальний заробіток. На вторинному, як домовитесь.
2. У відділі продажів, як правило сидять хлопчики і дівчатка, у яких просто немає повноважень на переговори. Їх робота посміхатись і офромляти договори. Якщо ви не крупний інвестор, то переговорів, як таких, не буде.
3. В кризу ніхто не дасть гарантію, що об"єкт буде добудований.
Усіх цих речей на вторинному немає.
Але правда в тому, що об'єкти нерухомості — це не штамповані буханки хліба, які в усіх маркетах Києва мають +/- однакову роздрібну ціну.
Кожна квартира має свій набір унікальних характеристик, тому ціна куплі-продажу формується як компроміс в задоволені бажань покупця і продавця, і може значно відрізнятися.
Квартира для себе і квартира для перепродажу, оренди це дві різні речі. Унікальні характеристики і вподобання вас не повинні цікавити, вам там всерівно не жити. Є ціна за м2, вона залежить від фундаментальних речей.
- але ж по факту буває, що 2 схожих за квардратурою об'єкти в одному будинку можуть бути продані на одному часовому проміжку з різницею в ціні 10%-20%-30%-40%....