25 лютого 2013
Останній раз був на сайті:
7 лютого 2025 о 05:40

-
Servit
69 років

-
Михаил Самков
69 років, Киев

-
ballistic
4 року

-
Екатерина Виндерских
Киев

-
GRAFOLEG
Херсон

-
maestromaestro
тернополь

-
Andrey M
46 років, Киев

-
Юрий Фейгин
77 років, Керчь

-
infopotok
55 років, Киев

-
ellenkaz
26 років, Киев
- 16 липня 2013, 10:59
О НЕдвижущей силе экономики
Вряд ли кто-то оспорит, что за качеством системы образования стоит будущее страны. Правда, нынешние тенденции меня, скорее, печалят, а не воодушевляют. Затрону несколько наболевших аспектов.
Беда №1. Низкие зарплаты учителей и преподавателей.
Мизерное финансирование украинской системы образования уже в ближайшем будущем «убьет» нормальную подготовку кадров. Мои школьные учителя уже вышли на пенсию или готовятся к ней. Для большинства из них профессия учителя была профессией жизни, и, несмотря на низкие зарплаты, им удавалось и качественно преподавать, и подпитывать подрастающее поколение энтузиазмом. Но на смену им приходят совсем другие стандарты. Жить на «минималке» и жалких доплатах стремятся далеко не все молодые и талантливые. По моим наблюдениям, количество профессиональных педагогов-энтузиастов, как и уровень общей школьной подготовки стремительно падают. Ситуация в ВУЗах видится несколько лучшей, но зарплата в 2500 тыс. гривен для преподавателя КПИ – не большой стимул для хорошей работы. Сегодня в университеты работать педагогами идут люди, которые отнюдь не блистали большим умом и сообразительностью, даже будучи студентами.
Беда №2. Невразумительный заказ специальностей
Государство не особо озабочено изучением потребностей экономики в тех или иных профессиях. Факультеты продолжают выпускать специалистов, спрос на которых может либо отсутствовать, либо быть крайне ограниченным. Молодые специалисты тратят несколько лет на получение образования, чтобы затем работать в абсолютно несвязанных сферах. Сказывается ли это на общей производительности труда в Украине, которая и без того сильно уступает западным странам? Безусловно.
Беда №3. Невразумительные учебные программы
В одном из своих выступлений юморист Михаил Задорнов посмеивается над общей узостью мышления американцев, у которых «врач по левому уху не возьмется лечить правое». Все бы хорошо, но у нас в стране зачастую нельзя вылечить, ни то, ни другое, хотя вроде приходишь к специалисту с «хорошим общим развитием». Именно в чрезмерном упоре на «общее развитие» лично я вижу одну из бед. Реалии сегодняшней экономики таковы, что усиливающаяся по всем фронтам конкуренция дает возможность процветать исключительно в нишах. А это значит, что нужно быть лучшим в своей пусть узкой, но востребованной сфере. Можно цитировать Ницше или бравировать знанием столиц всех стран, но если к тебе приходят лечить правое ухо, это, к большому сожалению, не играет никакой роли.
Школьные программы и программы ВУЗов нуждаются в радикальной трансформации. Полностью отбросить «общее развитие», конечно, нельзя, но в основу учебных программ нужно заложить прагматичный подход. Учебные заведения обязаны готовить профессионалов, а не просто людей с широким кругозором. Меня, например, всегда умилял урок пения или рисования в школе. Что призваны делать эти предметы? Уверяю, что новые Бахи и Ван Гоги рождаются отнюдь не в школах. А может, есть смысл эти часы отвести на уроки информатики, экономики и английского языка? Поющих и рисующих меньше не станет, а вот людей с практическими умениями – да. Что касается ВУЗов, то для них шлифовка специалистов вообще является ключевым заданием. Общее развитие студенты продолжат и сами, если правильную базу заложили школа, родители и развивающие кружки.
Беда №4. Теоретики
Остается только удивляться сонмам теоретико-бесполезных предметов в наших ВУЗах, и тому, как далеки некоторые преподаватели от того, что происходит вокруг. Ко всему этому добавляется еще и написание бессмысленных дипломных работ, основная ценность которых состоит в правильном оформлении колонтитулов и нужном количестве слов. Нынешние технологии и интернет позволяют студентам получить всю теоретическую информацию быстро и в разжеванном виде. Преподаватель должен быть максимально сконцентрирован на донесении практических аспектов полученных знаний.
Учитывая вышесказанное, сделаю несколько выводов:
В среднесрочной перспективе Украина может потерять одно из главных своих конкурентных преимуществ перед другими странами – квалифицированные кадры. Тем более, что большинство классных специалистов и так активно мигрируют в другие страны. Это выливается в потери производительности труда и ВВП.
Система образования нуждается в глобальной перекройке, а именно акценте на практичном характере получаемых знаний и взращивании профессионалов, а не просто людей с широким кругозором. В Минобразования обеспокоены системой оценивания знаний, но отдают ли они себе отчет, что скоро просто нечего будет оценивать?
|
|
77
|
- 18:34 25% українців стали зароблять менше у 2025 році — опитування Viber
- 17:28 Долар та євро подорожчали на міжбанку
- 17:01 НБУ продовжує зміцнювати гривню
- 16:34 Податкова розповіла, навіщо потрібно завжди вимагати фіскальний чек і де його перевірити на справжність
- 14:50 OKX запускає VIP-турнір із призовим фондом у 60 000 USDT
- 14:22 Історичний рекорд: Міжнародні резерви України зросли до $54,7 мільярда
- 14:18 Чому рівень перетворюється на зону: реальність фінансового трейдингу
- 10:33 Курс валют: Долар та євро в банках подешевшали на 8 копійок
- 08:33 ЄС вніс росію до списку юрисдикцій високого ризику: Посилення боротьби з фінансовими злочинами
- 08:01 2,5 тисячі заблокованих онлайн-казино: Підсумки 6-місячної роботи PlayCity


Коментарі - 218