- 1 березня 2012, 23:12
Власть потеряла вкус к проектному менеджменту
Несмотря на то, что в Украине ведется активное строительство ряда объектов к Евро-2012, в прошлом году объемы строительства в стране сократились на 9% по сравнению с 2009 г. Чем же обусловлена стагнация отрасли и как добиться активизации строительства в Украине? Я уверен, что без энергичных действий власти добиться роста в строительной отрасли невозможно.
Нужны деньги
Страна будет пребывать в состоянии кризиса до тех пор, пока не начнется рост в строительной отрасли, для чего нужна поддержка банковской системы. Многочисленные административные и законодательные меры, принятые властью для поддержки строителей, оказались недостаточными, потому что Национальный банк Украины, да и вся банковская система, получив колоссальные средства на реструктуризацию, самоустранились от преодоления кризиса в строительстве. Складывается впечатление, что центральная власть и больше всего НБУ стремятся дистанцироваться от проблем строительной отрасли, надеясь, видимо, на то, что вопросы решатся сами собой.
Мировой опыт свидетельствует: быстрее преодолеть обвал в строительной отрасли помогают скоординированные действия власти, у которой для этого есть целый арсенал — тут тебе и увеличение государственного заказа, и финансирование инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, и развитие государственно-частного партнерства для привлечения инвесторов, и концессии, и другие финансовые инструменты.
Новый стимул развитию отрасли должен дать принятый Верховной Радой Закон «О регулировании градостроительной деятельности», который кардинально упрощает разрешительные процедуры в строительстве, предполагает существенную поддержку инвестора и приусадебной застройки. Но эффект от действия закона — в будущем, а сейчас проблема заключается не столько в разрешительных процедурах, сколько в финансах.
Строительный комплекс Украины — это 1,5 млн. рабочих мест, это мультипликатор для многих отраслей, это развитый внутренний рынок производства и услуг. Если население не в состоянии покупать квартиры, то правительство и органы самоуправления должны организовать их строительство по программе «50x50» или выделять социальное жилье бесплатно, или сдавать в аренду, чтобы отрасль не приходила в упадок.
Активная власть
Особенность Украины заключается в том, что у регионов почти нет возможностей развивать капитальное строительство — бюджеты развития микроскопичны, инфраструктура в ужасном состоянии: города эксплуатируют водо- и теплосети советских времен, износ которых составляет более 70%, нет качественных дорог, отсутствуют централизованное водоснабжение и водоотвод, не обеспечивается очистка стоков, переработка мусора. В этих условиях властям необходимо заняться разработкой и реализацией специальных программ экономической мотивации собственников зданий и домов, управляющих компаний, направленных на утепление старых строений, тепловую реабилитацию сооружений, соответствующую современным нормативам. В таких преобразованиях нуждается около 1 млрд. кв.м жилья и других сооружений, ведь нормативы термосопротивления зданий в Украине повышены в 2-2,5 раза (указанное увеличение норматива введено Государственными строительными нормами Украины 2006 г. — Ред.). Не стоит пугаться масштабности мероприятий — обновление крыш, утепление фасадов строений, замена санитарно-технического и инженерного оборудования — это быстро окупающиеся проекты, которые должна инициировать власть и которые найдут поддержку у населения. Реализовав их, можно достичь экономии энергоресурсов на уровне 25%.
Власть потеряла вкус к проектному менеджменту, распугала инвесторов, а теперь заискивает перед ними. Сейчас во всех отраслях нужны такие же действия, как в подготовке объектов к Евро-2012 или строительстве метро и развязок в Киеве, — четко спланированные, регламентированные во времени, а главное — обеспеченные достаточным финансированием.
Необходимо понять, что главным управленческим ресурсом государства в преодолении кризиса выступает даже не инвестор, тем более иностранный, а власть — центральная, региональная и муниципальная. Если в регионе или населенном пункте строительство не ведется или ведется низкими темпами — значит, власть безынициативна и малоэффективна.
Но уместно ли говорить об инициативах на местах, если не выполняются даже решения, принятые на самом высшем уровне? Так, не выполнено протокольное решение совещания у премьер-министра Николая Азарова, состоявшегося 19 мая 2010 г., прежде всего его пункт 15, касающийся компенсации застройщикам издержек на постройку сетей (объектов) газо- и электроснабжения. Но ни правительство Юлии Тимошенко, ни правительство Николая Азарова порядки такой компенсации так и не утвердили. Закон не выполняется, поручения премьер-министра не выполняются. Можно ли при таком положении вещей победить кризис?
В сложившихся условиях власть должна действовать одновременно административными и рыночными методами. Так, одним из административных методов могло бы стать ужесточение ответственности собственников земельных участков, так называемых «заборов» и замороженных объектов (кстати, в Киеве и Киевской области таких объектов уже расхватали столько, что хватит на 20-летнюю программу активного строительства) за выполнение инвест-обязательств. В случае же грубого нарушения договорных условий — передавать земли другим застройщикам. Рыночными методами власти могли бы стать вложение в проект 25-30% бюджетных средств, совместная с инвестором достройка объектов и либо продажа по рыночной цене инвестору своей доли, либо эксплуатация таких объектов для наполнения бюджета.
Если нет государственного или муниципального заказа, власть работает вхолостую, сама себя засыпает «фишками» поручений о дерегуляции, смещает акценты в сторону создания видимости деятельности по мнимому развитию предпринимательства, всевозможных демократий и свобод.
Для решения любых социальных проблем должен быть сформирован бюджет развития территории и населенного пункта. В противном случае, штаты чиновников надо сократить вдвое, ибо власть перерождается в контору по соцобеспечению, не имеющую влияния на реальную экономику.
Президент Украины, правительство, органы государственной и муниципальной власти всех уровней должны при утверждении бюджетов на 2011 г. обнародовать адресные программы государственного и муниципального заказа на строительство и реконструкцию инфраструктурных и социально значимых объектов: жилья, учреждений образования, медицины, культуры, дорог, мостов и т.д.
Определить приоритеты
Мы сейчас растеряны настолько, что запутались с приоритетами: строим в Киеве железнодорожный мост и мост метро, когда главная проблема города — не железная дорога, а автотранспорт; власти Киевской области объявили о строительстве 269 коттеджных городков из 539 по всей Украине, работы на которых остановились по объективным причинам. Не коттеджные городки надо сейчас строить, а малоэтажные города, с дошкольными учреждениями и школами, объектами культуры и быта, а самое главное — с рабочими местами. И это, кстати, хорошая возможность реализовать потенциал Меморандума о сотрудничестве властей Киева и Киевской области (документ подписан в сентябре 2010 г. Александром Поповым, на тот момент первым заместителем председателя КГГА, и Анатолием Присяжнюком, губернатором Киевской области. —Ред.).
Необходимо развивать малоэтажное жилищное строительство, которое является одним из инструментов преодоления депрессии в регионах и залогом социального развития. Власть должна бесплатно выделять земельные участки, предоставлять разрешения по упрощенной процедуре, обеспечивать подключение к инженерным сетям. Установленные в период подъема строительства, ажиотажного и спекулятивного спроса оценки земельных участков уже не соответствуют рыночным ценам. Поэтому органы управления земельными ресурсами Украины должны провести нормативную денежную оценку земель с учетом влияния мирового финансового кризиса для уменьшения нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности.
Власть сейчас как никогда должна консолидироваться с обществом и бизнесом, чтобы организационно поддержать и включиться в реализацию четырех национальных программ в рамках национального приоритета «Новое качество жизни» (см. БИЗНЕС №41 от 11.10.10 г., стр.24-26. - Ред.).
Общество уже устало от кризиса, неопределенность только нарастает, оборотные средства предприятий вымыты. Пока именно так выглядит третья кризисная зима. Энергичные действия власти, госзаказ и государственно-частное партнерство — вот способы преодоления рефлекса усталости от кризиса.
Источник: Газета «Бизнес» №3-4 (938-939), 24 января 2011 года
|
|
19
|
- 11:05 У 2026 році змінюються правила виходу на пенсію: Скільки потрібно мати стажу
- 09:01 НБУ випустив пам’ятну монету, присвячену безпілотному катеру Magura (фото)
- 13.12.2025
- 15:01 Пілоти «Формули-1» побили власний рекорд — цього сезону вони заробили $363 млн: ТОП-3 найбагатших гонщиків
- 12:02 «Епічне шахрайство» на $40 млрд: Засновника стейблкоїна TerraUSD засудили до 15 років ув'язнення
- 11:04 НБУ презентував пам’ятну монету, присвячену спецоперації СБУ «Павутина» (фото)
- 10:00 Bitget займає 73% ринку, оскільки обсяг торгів токенізованими акціями Ondo перевищив $88 млн
- 09:03 Нацбанк продав на міжбанку за тиждень $895 мільйонів
- 12.12.2025
- 21:19 ЄС вводить тимчасовий збір на малі посилки з Китаю
- 20:28 Євросоюз ухвалив рішення про довгострокове блокування активів рф, яке підтримала і Бельгія
- 19:41 Україна зайняла перше місце у світі за часткою стейблкоїнів в економіці


Коментарі - 12