- 15 квітня 2013, 9:45
Мазохист валютного рынка
Сюжет этой статьи мне подсказала другая статья, которую я прочитал относительно недавно в СМИ. Не скажу, что она был очень новая или выводы в ней были крайне интересные. В целом статья, если можно так сказать, в духе «любителей девальвации». Опять разговоры о платежном балансе (хотя по тексту автор спутал дефицит по текущему счету с профицитом по платежному балансу), рассказы о золотовалютных резервах, несколько слов о внешней торговле, и вывод, что нужна девальвация. Все как всегда, разница только в том, кто был автором этой статьи. Можно по-разному относиться к его выводам, но он мазохист, в прямом понимании этого слова, потому что только мазохист может делать такие выводы и рассказывать, что после этого будет хорошо и приятно.
Я может быть и не согласен с читателями и авторами Минфина, которые предлагают лечить экономику Украины девальвацией, но с экономической точки зрения их понимаю, и логику их слов всецело поддерживаю. Я понимаю, что такого рода любитель девальвации хранит у себя в «тумбочке» несколько, а может даже несколько раз по несколько пачек с долларами США, и продавать их по 8,11 грн не хочет, так как покупал от 8,2-8,3 грн. Вот, если бы курс был 9,5 грн! Тогда другое дело, можно было бы и подумать. В этом рассуждения есть экономическая логика, так как человек хочет просто заработать на разнице курсов и надеется, что за счет вырученной дополнительной гривны успеет купить товары, пока цены на них не будет пересчитаны по новому курсу. Но, это как говорится, человек с улицы, а автор той статьи банкир, причем не простой банкир. Он представлял очень большой банк. При этом по тексту статьи можно было понять, что человек учился за границей, и очень умело приводит доводы их экономической теории, не думая даже, подходят они для экономики Украины или нет.
Ну, ладно там с экономикой Украины, но хотя бы баланс своего банка стоило бы посмотреть, перед тем как советовать девальвировать гривну. На балансе его банка скопилось большое количество валютных ипотечных кредитов физических лиц, которые исчисляются очень большой суммой. При этом согласно аудиторскому заключению по итогам 2011 года (за 2012 год нет данных) около 22% всех валютных ипотечных кредитов физических лиц не обслуживаются уже больше 365 дней. Другими словами по 22% ипотечных кредитов уже больше года, а то и двух лет не платят проценты и не погашают тело. А теперь вопрос: если поднять курс доллара до 9,5 грн, уменьшится ли количество лиц, которые не погашают валютные кредиты? Он утверждает, что да. И приводит заумную фразу «ослабление гривны позволит удешевить обслуживание долгов, в том числе и старых долгов физических лиц». Смешно. Если бы не было так грустно. Если сделать курс 9,5 грн, то, скорее всего у его банка количество валютных кредитов по которым не платят проценты, вообще приблизится к 50%. Почему он считает, что заработная плата вырастет, если девальвируют гривну? Скорее наоборот. Даже те, кто получают заработную плату в долларах, будут получать в гривне и по старому курсу. Или может не так?
Но это еще не все. Этот банк имеет большую сумму короткой валютной позиции. Сумма как говорится, исчисляется в миллиардах. Это короткая, а не длинная валютная позиция. Вот тот, кто хранит валюту в «тумбочке», тот «стоит в длинной валютной позиции», а этот банк наоборот. Он привлекал валютные депозиты, менял на гривну, а на межбанке размещал гривну. Так больше можно заработать. Но, это пока курс доллара относительно стабильный. Если же курс доллара будет 9,5 грн, банку придется где-то достать несуществующую гривну, чтобы купить подорожавшую валюту и рассчитаться по валютным депозитам. Если он этого не сделает, будет плохо уже всем, и банку, и его вкладчикам. Хотя, извиняюсь, явно нашему мазохисту будет приятно.
Почему такая путаница? Ведь видно, что человек умный и имеет хорошее образование. Может потому, что он, имея хорошее зарубежное образование, не обратил внимания на простые вещи. Когда гуру мирового рынка финансов говорят о «спасительной роли девальвации национальной валюты», они исходят из модели экономики развитой страны, а не развивающейся страны, такой как Украина. Согласно их теоретических установок, считается, и это у них выступает аксиомой, что все кредиты в стране выдаются только в национальной валюте, и соответственно, нет валютных депозитов. Население пользуется только национальной валютой, а зарубежная валюта, если и бывает в руках у населения, то только в мизерных количествах и только для туристических поездок за рубеж. Валюта в такой стране есть только в безналичной форме, и используется только для экспортно-импортных сделок. Поэтому, их финансовые гуру говорят: «Если вы девальвируете свою национальную валюту, то экспортеры, продав валютную выручку, получат больше национальной валюты». При этом, (это их слова) у экспортеров появиться стимул к росту цен на закупку товаров на внутреннем рынке и росту заработной платы своих сотрудников. Как результат, сначала заработная плата вырастет у сотрудников экспортеров, а потом у других работников, которые работают на предприятиях, где экспортеры скупают продукцию. В результате, работники этих предприятий будут без проблем погашать старые кредиты и даже начнут погашать те старые кредиты, которые они раньше не могли погашать. Вот такая модель. Действительно стройная и логичная, но только не в Украине с ее долларизацией. И еще, все эти гуру уверены, и это у них как истина в последней инстанции, что если девальвировать национальную валюту, все граждане страны начнут покупать отечественную продукцию, и тем самым перестанут покупать импортные товары. И как объяснить этим гуру, что даже если сделать курс гривны 100 грн, украинцы не смогут покупать свой газ или бензин, а тем более вряд ли будут покупать украинские телевизоры? Может замещение импорта хорошо работает в Швейцарии, кое-как во Франции, и совершенно не хочет работать в Испании и Португалии. Но в Украине оно почему-то со слов этого мазохиста должно заработать и сделать чудо, превратив дефицит в профицит по внешней торговле Украины.
А это, наверное, хорошо, быть мазохистом. Правильно, чем хуже для всех жителей Украины, тем приятнее настроение у отдельных людей.
|
103
|
- 12:11 Ввезення готівкової валюти в Україну сягнуло рекордного рівня за останнє десятиліття
- 11:14 Чанпен Чжао зробив першу публічну заяву після звільнення з в’язниці
- 28.09.2024
- 16:03 Засновника Binance звільнили з-під варти в США
- 15:06 Robinhood та Revolut розглядають можливість запуску власних стейблкоїнів — Bloomberg
- 11:14 Оформити базову соціальну допомогу можна буде в «Дії»
- 10:17 НБУ за тиждень зменшив продаж валюти на міжбанку на понад $44 мільйони
- 27.09.2024
- 17:35 Курс валют на вечір 27 вересня: євро зросло на міжбанку на 18 копійок
- 12:13 Біткоїн зріс до $65 500, криптовалюти стали доступні для бізнес-рахунків у PayPal: що нового на ринку
- 10:32 Курс валют на 27 вересня: долар та євро подешевшали у банках на 15 копійок
- 08:02 Офіційний курс: НБУ продовжує зміцнювати гривню
Коментарі - 115
Если нет, то зачем такое писать?
Те кто не ждут девальвацию они хранят деньги в национальной валюте.
Вы же вроде хорошо соображаете — других причин покупки валюты увидеть не можете?
Мало того, везде и всегда, валюта этих (экономически слабых)стран время от времени резко падает. (посмотрите историю лат.америки. юго-восточной азии или даже южной европы(до евро).
Все это знают, это общепризнанный в мире экономический ФАКТ.
НО нет у нас гореэкономисты советуют оять наступить на грабли и держать в гривне.
Вы Александр либо очень нелюбите украинских граждан либо и впрям не ведаете о чем пишете.
валютчики имеют определенный портфель в 4-х (как правило) валютах, который стараются обернуть за день и выйти на свой же утренний портфель, но с профитом.
А то у него бедолага который за год наскладывал 1000 доларов главный спекулянт…
Все пониманиют, что при росте курсу потеряют все. Валютніе спекулянты работают на мрже в течении одного двух дней.
К сожалению для Ваших рассуждений, в долларах обычный гражданин пытается хранить долгосрочные сбережения. При чем тут спекулянты? Спекулянты работаю на коротком плече. История нашей страны показывает, что и в 1998 и в 2008 люди, имеющие наличные доллары потеряли меньше остальных.
И пытаться назвать граждан Украины, которые покупают валюту для того, что-бы сохранить свои сбережения, спекулянтами — это немного оскорбительно, ну типа как Вас причислить к экономистам… Вы не экономист- читая Ваши статьи вижу популизм чистой воды, далекий от экономики.
Все понимают, что при росте курсу потеряют все.
Нет! Простаки этого не понимают…
1. Обвинят в этом Азирова и Арбузика назначат Премьером. Почему это еще не сделали — это осенние выборы (ПР не хотели и здесь обгадится чтоб не набрать даже тот мизер что они набрали по спискам, я думаю что в нарисованннх % никто не сомневается).
2. При власти олигархы которые занимаются экспортом, у них есть прямая выгода девальвации.
3. И просто экономически это неизбежно (ЗВР, уменьшение экспорта и соответсвенно валютной выручки, не решенный вопрос с МВФ и большие выплаты по действующим траншам, удорожание газа расчет за который проходит в валюте).
Есть еще олигархи, которіе занимаются импортом газа например, для создания экспорта…
Моё мнение — стабилизец продлится ещё два года, до президентских.
Но экономика говорит что не протянут.
Им лучше сейчас девальвировать, потому что перед выборами они будут держать действующий на тот момент курс любой ценой. Если девальвировать перед выборами то никакой Пидрахуй не поможет Яныку выиграть.
А за 2 года к новому курсу в 10 грн мы привыкнем и будем считать его самым справедливым (к 8 грн за долар ведь привыклы и рады такому курсу...).
Задержка была возможно через выборы мэра Киева но этот вопрос они утрясля перенеся выбора на 2015 год (или Вы сомневаетесь что суд примет именно такое решение?).
— почему они не девальвировали в начале года (тогда был более удобный момент)?
— девальвация будет означать смерть «стабилизца», который так активно пропагандируется властью
— для удержания курса в течении двух лет нужно относительно немного (меньше, чем украдут за это время)
— власти (и приближённые) могут хорошо сыграть на фоне массового ожидания девальвации
— корона всезнания охринительного аналитика падёт навечно после девальвации
— сколь не говори халва слаще не станет.
— немного это сколько? Вы считали выплаты по внешним обязательствам? Вы думаете что ЗВР это все доллары, а учитываете что там разные гос бумаги которые сегодня не ликвидны?
— они играют на другом, тупо на откатах и тендерах. Как они сдесь могут заработать (на удержании ГРН)?
А ждать осталось недолго — максимум до осени. Дальше уже отправляется предвыборный поезд.
Я ожидаю девальвацию лето-осень.
У нас экспорт увязан от импорта газа и даже кокса… Поэтому, это просто не сработает. Если бы это была Польша сработает… Там нет экспорта металлургии в таких объемах
Я тоже думаю что ЗВР уменьшится, с такими «керманычами» которые 5 лет на «папередников» кивают быть по другому не может (со времени Премьерства Зека )!
Или Вы считаете что лучше девал который произойдет по причине отсутствия ЗВР и будет не контролируемый?
Тогда у нас не будет подушки для сдерживания и курс может прыгнуть и до 15-20 грн.
Посмотрите, октябрь 2012 года, когда был небольшой всплеск девальвации. Что ЗВР выросли или.наоборот…
Или за это могут и по голове дать, а Вы берете только деньгами?
Думаю что это Вы подсказали Эйнштейну о теории относительности и Ньютону о земном притяжении:)
Но я догадываюсь что им какой то аналитик подсказал :)
Но причины, по которым становятся мазохистами освещены совсем не те.
1) НБУ со своими вказивками по валютным резервам,
2) Эксперты загнавшие всех в гривну и не дающие пользоваться высокодоходным инструментом (в шаловливых банковских ручёнках),
3) Ведь обещать — не значит жениться.
А по поводу, Польша — не мы, это не заслуга а позор 20-ти летний, не прекращающийся.
Вы пищете:
«Мазохист валютного рынка» — правильное определение.
Так вот, как раз и неправильное.
Мазохизм — это получение удовольствия от унижения и мучения со стороны других людей.
А в статье написано: Правильно, чем хуже для всех жителей Украины, тем приятнее настроение у отдельных людей.
Это не мазохизм, это садизм, ибо (читаем определение):
садизм — получение удовольствия от унижения и мучения других.
Охрименко уже такое стал замолаживать, что скоро, наверное, может быть серьезный приступ:):)
и на первый взгляд как будто не видна
8)
1. Это экспортеры — продающие как правило продукцию с маленьким переделом, выпускающие ее на допотопных предприятиях с очень низкой производительностью труда. Которые желают за счет девальвации снизить валютную составляющую затрат на оплату труда.
2. Воинствующая, глупая молодежь — которая не застала времена девальвации начала 90-х и не знает, что это такое.
Я Україні не довіряю. заощаджую в доларах. і не бачу смислу міняти їх на гривні. Тратити можна й неміняючи. Така держава. В Польщі допустим проблема щось купити за євро мусиш платити злотими.
Там можна даже в соответствующей рекламе поучаствовать. (финансовый туризм)
Кроме того это страна котороя создала почти все чем мы все пользуемся и в чем живем. А незалежна только наплодила орды чиновников-взяточников и доедает остатки индустриального задела УССР.
Где и какие банки все последние три года держали такой высокий процент.
Это просто неправда или ваши соседи не умеют пользоваться калькулятором.
Как это 100% суммы, не считая дохода???? Ведь эти 100% это и есть доход.
Да, есть у нас странные люди. Почему-то они хамство считаются высшим эталоном спора или дискуссии.
И дело не в том, чтоВы пиште. Для большинства написавших это место, площадка для «а поговорить». Те, кому это не над уши.