Мінфін - Курси валют України

Встановити
okhrimenko
Александр Охрименко Александр Охрименко
Зареєстрований:
16 лютого 2010

Останній раз був на сайті:
25 лютого 2024 о 16:57
Александр Охрименко — Александр Охрименко
экономист
6 липня 2010, 13:14

Несколько слов об истории облигаций

В начале — небольшое отступление. В средние века главными финансовыми центрами были ростовщики — «деньги давили в рост». Церкви это очень не нравилось, и она всегда их проклинала и ругала. Поэтому облигации, которые появились в Голландии  в 16 веке, играли роль альтернативы ростовщикам. Считалось, что облигации выпускают собственники бизнеса, и они платят не «процент на рост», а «процент с прибыли». Причем, в начале облигации, по сути, были аналогичны векселям. На весь выпуск облигаций выписывали один бланк,  сумма никогда не дробилась, четко оговаривали срок погашения и процент. Интересно, что текст на облигациях во многих странах мира писали по-французски. Эта традиция сохранилась до начала 20 века. Французский язык — это язык финансистов, а не какой то там, английский, на котором говорят только пьяные моряки и выскочки из Нового света.

В России облигации впервые появились при «матушке Екатерине». Она так «удачно» провела завоевание Крыма, что страна была вся в долгах и надо было срочно искать деньги, чтобы рассчитаться с кредиторами, которые снабжали армию. Эти облигации были, по сути, зарубежным займом, так как основными покупателями были банки Англии и немецких земель.

Реально, рынок облигаций в России начал развиваться, только после отмены крепостного права. Тогда стало модным строить железные дороги и было выпущено большое количество корпоративных облигаций для этой цели. Много облигаций выпускали и банки, и металлургические компании. Регулярно и русские Императоры одалживали денег за счет выпуска гособлигаций, особенно во время войн. Временное правительство тоже выпустило облигаций много «Для победы русского оружия». Основными покупателями русских облигаций были те же французские, английские, бельгийские банки. Были и фондовые биржи, где эти облигации перепродавали. Одна из бирж была в Киеве. В то время большая часть облигаций была на предъявителя, с выплатой процентов 4% годовых. А вот сроки обращения были разные — от 5 лет до 50 лет. Я лично видел облигацию банка царской России, которая должна была бы погашена в 1960 году. При чем эта облигация была номирована в золотых русских рублях.

Были ли аферисты? Были и работали они стандартно. Придумают интересную приманку типа «строительство железной дороги  от Варшавы до Ташкента», получат соизволение Государя Императора (все выпуски облигаций производились только по императорскому указу), соберут деньги, начнут строить, а потом то кассир пропадет, то подрядчик подведет.

Но все эти «шуточки» с облигациями — мелочь по сравнению с тем, как «пошутила» Советская власть.

В 1917 году все облигации царской России и временного правительства были признаны незаконными, и, соответственно, по ним можно было не платить. Но уже в 20-х годах появились облигации Советского союза. Причем эти облигации были очень странными. По ним гарантировали уплату 6% годовых, но не в виде платежа, а в виде выигрыша. То есть сумма начисленных процентов составляла призовой фонд, из которого разыгрывали призы на эту сумму. Был, как всегда, главный приз (в 1925 году это было 10 тыс. рублей) и большое количество мелких призов «по рубчику». Но, как ни странно, выигрывало очень мало людей, и поэтому желающих покупать эти облигации было немного. Сталин смотрел и смотрел на это безобразие и уже в конце 20-х сделал покупку этих облигаций «добровольно-обязательной». Тогда появилось словосочетание «подписаться на оклад». Это значило, что вместо заработной платы за месяц работник получил облигации, по которым он мог выиграть свою заработную плату, если повезет. Вообще, эти облигации были шедевром ценнобумажной продукции. Они все были на предъявителя, был номинал и год выпуска, они имели красивые слова «беспроигрышные», могли иметь еще слова типа «первая пятилетка» или «восстановление», но они не имели даты погашения. По форме они были аналогичны облигациям до востребования. Но проблема была в том, что их никто обратно не выкупал. Поэтому они накапливались, накапливались у населения, и тогда в 1948 году Сталин принял «разумное решение» вместо погашения, обменять все ранее выпущенные облигации на облигации нового выпуска, но с доходностью 2% (типа призовой фонд).  А уже Хрущев, во-первых, отменил обязательную покупку облигаций, а, во-вторых, объявил, что погашение ранее выпущенных облигаций начнется после 1977 года, как раз за три года до коммунизма. Действительно, после 1977 году частично облигации погасили, но не всех выпусков и не за все годы. При этом погашали уже по деноминированому курсу рубля, без каких-либо процентов. В результате за облигации номиналом 200 рублей давали 2 рубля.

Справедливости ради стоит отметить, что при Брежневе выигрышные облигации уже пользовались спросом  особенно в отдельной группе населения. Тогда эти облигации можно было не только свободно купить, но и свободно сдать обратно. Это все можно было проделать через Сберегательные трудовые кассы (именно так официально назывался Сбербанк), хотя и приходилось платить за это комиссию. Но эти облигации всегда были на предъявителя, во время Брежнева розыгрыш призов проводили еженедельно, и поэтому облигации выступали объектом сбережения денег. А в случае выигрыша всегда можно было объяснить партийным органам «где взял деньги».   

В самый последний раз население СССР сыграло уже при Горбачеве, когда в 1990 году были выпущенные целевые товарные облигации. Купивший такую облигацию за полную стоимость гражданин СССР получал право в будущем получить советский телевизор, холодильник, видеомагнитофон, печь СВЧ и мечту советского человека — автомобиль ВАЗ. Проценты по эти облигациям не обещали и не платили. О том, когда же можно будет получить товары в обмен на облигации не оговаривали, а только обещали, что через пару лет. Но в условиях «товарного голода» населения эти облигации скупали активно. А потому, уже с крахом СССР, все поняли, что не видать им ни своих денег, а, тем более, обещанных телевизоров и машин.

В Украине первые облигации тоже были на предъявителя. Эти были суррогаты «аля МММ», у нас они назывались облигациями потребительского общества «Меркурий». Срок их обращения был 10 лет. Точно не помню, но по моему были даже гарантированные проценты, но не большие. На эти проценты никто не обещал внимания. Потому что покупали и продавали эти облигации по цене в несколько раз выше номинала. Очереди стояли из желающих купить-продать эти облигации. Аналогичные были и 3% облигации Разноэкспорта, которые тоже продавали по цене в несколько номиналов. Были еще облигации «Омега» и разные другие суррогаты. А потом все рухнуло и население оставило на память себе эти бумажки.

В 1995 году появились первые ОВГЗ. А первые корпоративные облигации появились в 2001 году с выпуска облигаций банком «Райффайзен» (тогда без Аваль).

Переглядів: 4301, сегодня — 1
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 6

+
+22
Zedd
Zedd
6 липня 2010, 13:38
#
Спасибо за то, что потрудились донести в массы…

Главный вывод (мой по крайней мере) такой — облигации, это практически всегда насильный метод одбора сбережений у населения, потому нужно его избегать всевозможными методами до тех пор покуда силой не заставят. Ибо исторически конец всех облигаций примерно один — их оставляли на память…
+
0
Trad
Trad
6 липня 2010, 16:34
#
Получается как в том анекдоте… хоть так одевай сорочку, хоть этак, а всё равно вы… любят.:)
+
+12
BIG
BIG
6 липня 2010, 14:41
#
С англ. языка «облигации» — это обязательство. Как показывает практика и история, это обязательство постоянно кто-то не выполняет, поэтому в нестабильные времена лучше вкладываться в «реальные активы» — заводы, параходы, квартиры, авто, технику, наконец-то соль, муку, спички
+
0
regulator
regulator
6 липня 2010, 17:26
#
Мука и спички имеют относительно маленькие сроки годности. В 90-х, во время резкой инфляции, пытаясь сберечь свои деньги, купил ( по большому блату) сигареты. Через пол-года выбросил, сигареты пожрали какие-то жучки :)
+
+5
Александр  Охрименко
Александр Охрименко
6 липня 2010, 20:11
#
А мясорубки не пробовали покупать в начале 90-х для инвестирования денег
+
+6
regulator
regulator
7 липня 2010, 9:18
#
В то время люди имели мало «инструментов» для соханения своих денег, да и «надёжней» сберкассы ничего не предлагали. Мясорубки не покупал, а комбайн «Мрия» (кухонный проиэводсто ЮМЗ) и электротовары. Получалось намного веселее, чем сигареты :)
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися