17 березня 2011
Последний раз был на сайте:
17 жовтня 2024 о 04:17
-
Василий Афганский
38 років, Одесса
-
bro
Кировоград
-
coolflame
47 років, Киев
-
Ceme4kin
Днепропетровск
-
Елена Куцая
Киев
-
Алла Новицкая
41 рік, Киев
- 13 квітня 2011, 18:18
Исламский банкинг
Ни для кого уже не секрет, что революционные перевороты в странах Северной Африки были вызваны отнюдь не тяжелым финансовым положением населения. Конечно, жители Египта не славятся большими состояниями. А вот экономика Туниса, согласно данным Всемирного отчета по конкурентоспособности 2010-2011 Всемирного экономического форума, была оценена как самая конкурентоспособная в Африке и 32-я по счету в мире. Наиболее проблемная в военном плане Ливия, так же не была бедной страной, зарплатам в этой североафриканской стране могли позавидовать многие украинские граждане. Тем не менее весь регион подозрительно быстро вспыхнул, не оставив сомнений в серьезности побудивших конфликт причин.
То что североафриканские революции инспирированы извне у большинства экспертовне не вызывает никаких сомнений. Есть расхождения во мнении только относительно причин того, почему так радикально решается этот вопрос. Интересным является и путь революционной экспансии на целый регион с использованием современных «демократических» технологий.
Среди причин революционной активности на первом плане, прежде всего, являются экономические претензии. Конечно, геополитические притязания тоже могли иметь место, но в эпоху острой финансовой недостаточности, они не столь актуальны. Аналитики уже высказали предположения, что Северная Африка может стать предохранительным клапаном для сдувания проблем Евро и Доллара, что этот регион выбран местом, где должен быть похоронен текущий мировой финансовый кризис. Еще одним очень интересным объяснением происходящего некоторые эксперты склонны считать теорию заговора, согласно которой дестабилизация крайне выгодна нефтедобывающим концернам, так как уже вызвала существенный рост цен на нефть. Впрочем, эти доводы далеко не бесспорны. Намного интереснее другое утверждение, согласно которому в Африке на самом деле идет война между системой англо-саксонской банковской модели и исламской идеологией банковского финансирования.
Предпосылка простая — исламские банки уводят прибыли мировых финансовых корпораций на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке, потому что не взимают процент — шаритское право, передача денег в рост считается смертельным грехом. Такие кредиты они очень быстро развиваются в среде бурно растущих мусульманских народов, а банки их выдающие, в такие катастрофичные для экономики времена, более стабильны, чем западные банки. Кто же такое потерпит?
Особенности исламского банкинга
Когда то очень давно, и в христианском мире проценты взимать тоже считалось большим грехом. Но примерно в XV-XVI веке очередной французский Людовик, крайне нуждаясь в средствах на поддержание должного уровня роскоши, разрешил для начала ломбард (от итальянской Ломбардии, выходцы из которой и открыли первые залоговые учреждения), а потом выпросил у католической церкви индульгенцию на ссудный доход. Так и повелось, что западная финансовая система построена по долговому принципу, используя принцип начисления процентного дохода в не зависимости от успеха финансируемого проекта, в то время как финансовая система мусульманских экономик работает на основе особого способа сотрудничества — Мушарака.
Мушарака это механизм работы финансовой системы, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки в зависимости от долевого участия в капитале. Управление проектом может осуществляться двумя сторонами вместе или какой-то одной стороной. То есть это что-то среднее между долговым финансированием и участием в акционерном капитале, и финансист так же участвует в результативности проекта как и заемщик – и прибыль и убыток делится между сторонами в заранее оговоренной пропорции.
В западном банке ссудный процент надо возвращать банку в любом случае. Не зависимо от прибыли. А часто этот ссудный процент бывает скользящим и может увеличиваться. Как это произошло с ипотечным кризисом с США. А исламский банк только соучаствует в прибылях и убытках своего партнёра. При прочих равных условиях для реального сектора исламский банк лучше. Ипотечный кризис в исламской системе просто невозможен.
С другой стороны, здесь требуется большее доверие к заёмщику, чем в западном банке. Или очень квалифицированная и большая судебная система, чтобы разбирать конфликты. В случае финансирования долгосрочного венчурного проекта будет трудно определить, где реальная прибыль и где убытки. Получится история из сказки про мужика и медведя, когда они делили вершки и корешки. Исламским банкирам будет трудно решиться на финансирование долгосрочного венчурного проекта, хотя конечно всё зависит от конкретных людей. Именно поэтому исламская банковская система не склонна финансировать научно-технический прогресс в силу своей природы. Кроме того, соблюдающие нормы шариата банкиры не могут принимать или предоставлять денежные средства от чего-либо и для чего-либо, связанного с алкоголем, азартными играми, порнографией, табаком, оружием или свининой. Сторонники исламского банкинга считают, что существуют ограничения, наличие которых могут подтвердить любые социально сознательные инвесторы, мусульманские они или нет.
Второй источник прибыли коммерческих банков Запада это операции на финансовом рынке. Он существует и для исламских банков, но в более ограниченной форме. Дело в том, что азарт ни в каких формах шариатом не допускается, поэтому если банк становится активным игроком на фондовой бирже, спекулирует на разнице курсов акций или валют, это считается большим грехом. Так же запрещено использование таких финансовых инструментов, как деривативы, которые считают ответственными за крах в банковской системе, страховании и инвестиционных гигантов. В то же время, по информации специалистов в вопросах шариата, если банк приобретает акции для сохранения своих активов, то есть использует акции для вложения в них своих средств, то в этом ничего запретного с точки зрения ислама нет. Поэтому исламские банки занимаются в основном долгосрочными инвестициями в ценные бумаги и совсем не участвуют в краткосрочных спекуляциях, что тоже хорошо для реального сектора, так как отсутствуют предпосылки для возникновения финансовых пузырей. Такая система более устойчива, кризис в ней маловероятен, а трейдерам и спекулянтам в ней делать нечего.
Еще одним существенным отличием между христианским и исламским банкингом является специфика отношений с собственным капиталом. Нет, и там и там свои деньги любят и ценят, но распоряжаются ими по разному. Так в исламском банке финансировать любую операцию будут только из тех денег, которыми реально располагает банк. В более привычной нам англо-саксонской модели ведения банковского бизнеса банк лишь частично резервирует свой капитал, по сути, он имеет возможность «допечатать» деньги. «Прелесть исламского банкинга и причина, по которой он может использоваться, как заменитель существующего рынка, в том, что вы обещаете, только то, что имеете (в противоположность системе частичного резервирования западных банков). Исламские банки не защищены от спадов экономики, они тоже им подвержены, но вы не потеряете большую часть своих денег» – говорит Мажид аль-Рефайи, возглавляющий расположенный в Бахрейне Unicorn Investment Bank».
Африканский финансовый центр
Естественно, такой подход к финансам в наше неспокойное время делает исламский банкинг очень стабильным, а значит и привлекательным. Соответственно и интерес к такой системе растет. Первым исламским банком в регионе Магриба (Северная Африка) стал Банк Zitouna, его 26 мая 2010 года открыл зять свергнутого президента Туниса Бен Али господин Захер аль Матери. Этот банк был первым шагом в новой программе далеко идущих реформ Бен Али «Тунис, полюс банковского обслуживания и региональный финансовый центр», которая подорвала бы влияние и выгоды Центрального банка Туниса, принадлежащего западной банковской школе. Финансовый порт Туниса, открытый 19 октября прошлого года, стал первым оффшорным финансовым центром в Северной Африке.
Тогда президент Туниса Бен Али заявил «Исламский инвестиционный банк Gulf Finance House (GFH) и правительство Туниса создали первый оффшорный финансовый центр в Северной Африке. Центр станет структурной частью Финансового порта Туниса, проекта развития прибрежной зоны в Тунисе на 3 миллиарда долларов… GFH, основанный в Бахрейне, надеется, что центр позволит Тунису воспользоваться своим стратегическим положением в Средиземном море и действовать в качестве посредника между ЕС и быстрорастущими экономиками Северной Африки и Африки к югу от Сахары». Более того, делались смелые прогнозы на перспективы развития исламских банков за пределами Африки и Ближнего Востока. Управляющий операциями в Малайзии Кувейтского Финансового Дома (Kuwait Finance House) Хаваджа Мохаммад Салман Юнис заявил: «Эта отрасль хозяйства на пути от нишевой к тому, чтобы стать по-настоящему глобальной. Через 3-5 лет вы увидите, как исламские банки придут в Австралию, Китай, Японию и другие части мира». Такое утверждение зиждется на основе уже упомянутого принципа, требующего от исламских кредиторов разделять риски с должниками, из чего следует, что вкладчики выступают больше как акционеры, получающие часть прибыли. Финансирование сделок похоже на договоры финансового лизинга, планы резервирования товара, соглашения о совместном приобретении и продаже или партнерстве.
Стихийное бегство к исламским финансам представляет собой большей частью попытку выудить денежные средства, приблизительно оцениваемые в 1,5 триллиона долларов, беспорядочно вращающиеся на Ближнем и Среднем Востоке, в значительной степени из-за высоких цен на нефть. Эти инвестиции помогли воспламенить оживление экономик по всему мусульманскому миру во времена растущего религиозного консерватизма среди 1,6 миллиардов правоверных мусульман. Результатом являются растущие потребности в финансовых услугах, которые бы придерживались исламского права. И в то время как крупнейшие исламские банки расположены в богатых государствах Залива, самые привлекательные потенциальные рынки находятся в Турции и Северной Африке и среди европейских мусульман.
В конце 2008 года, министр финансов Франции Кристина Лагард объявила намерения Франции сделать Париж «столицей исламских финансов» и назвала ряд исламских банков, которые откроют свои филиалы во французской столице в 2009 году. Французские источники оценивали эту область финансового рынка суммой от 500 до 600 миллиардов долларов и скоростью возможного прироста в среднем 11 процентов за год. Джон Сэндвик, директор Швейцарской управляющей компании Encore Management, охарактеризовал открытие ряда швейцарских исламских банков как «состязание за обладание богатой добычей, которая сегодня стоит сотни миллиардов, но в будущем будет измеряться в триллионах долларов исламского богатства».
Согласно данным Standard and Poor’s активы исламских банков по всему миру в 2009 году достигли около 400 миллиардов долларов. В ноябре 2010 года The Banker опубликовал свой последний авторитетный список из 500 крупнейших исламских финансовых организаций, на верхушке которого оказался Иран. Семь из первых в мире десяти исламских банков в соответствии с указанным списком являются иранскими.
Естественно, такая динамика и такое перетекание денег в исламский финансовый сектор не может всем нравится. Более того, кто-то может посчитать сложившуюся ситуацию просто опасной. По разным причинам, и финансовым и геополитическим. На этом фоне предположение что именно исламский банкинг стал детонатором взорвавшим стабильный, и прямо скажем спокойный быт Северной Африки, выглядит очень правдоподобным.
|
26
|
- 16:01 Комісія з цінних паперів і бірж США схвалила перші гібридні ETF на базі біткоїна та Ethereum
- 11:09 В Україні розглядають зміну регулятора крипторинку
- 21.12.2024
- 16:00 Близько 80 000 жителів Фінляндії отримали тепло від біткоїн-майнінгу
- 14:03 Пенсійне страхування: З початку року українці добровільно сплатили понад 44 мільйони (інфографіка)
- 11:11 ЄС може втратити криптоінвесторів через виключення USDT Tether з лістингу
- 10:04 НБУ за тиждень продав найбільший обсяг валюти на міжбанку з 2022 року
- 20.12.2024
- 17:27 Курс валют на вечір 20 грудня: на міжбанку долар та євро подорожчали
- 15:30 Чи зможе Cardano випередити Solana під час бичачого ралі? ChatGPT вказує на XYZ як на прихованого лідера
- 13:42 Нацбанк пом’якшує низку валютних обмежень
- 12:06 Падіння біткоїна та подорожчання ASIC для майнінгу: що нового на крипторинку
Коментарі - 5
В основе западной цивилизации лежит принцип «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (И. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»). Просто, наверное, ливийский ягнёнок ближе всех подошёл кручью.