Мінфін - Курси валют України

Встановити
fincommpr
Григорий Перерва
Зареєстрований:
14 листопада 2012

Останній раз був на сайті:
11 жовтня 2023 о 21:39
Підписчики (31):
Banderlog
Banderlog
Чернівці
anna77
Анна Молдавская
47 років, Кривой Рог
spec
spec
nixdorf
nixdorf
Lanusha7
Lanusha7
apollos
Антон С.
42 року, Киев
Cez
Cez
15187042
15187042
Kiev
deminskij
Сергей Деминский
Киев
tania1965
tania1965
мукачво
maestromaestro
maestromaestro
тернополь
ellenkaz
ellenkaz
25 років, Киев
всі підписчики
директор рейтингового агентства «IBI-Rating»
23 квітня 2015, 19:19

К какому дефолту идет Украина?

В последние несколько недель появилось множество публикаций и выступлений на тему ожидаемого дефолта Украины. Первопричиной стало заявление Министра финансов Украины Н. Яресько о желании реструктуризировать внешние обязательства и при этом добиться списания некоторой части госдолга, а также – перенесение на более поздний срок части платежей и уменьшение процентных выплат по ним. Тональность большинства комментаторов этого вопроса оказалась минорная, при этом каких-либо аргументов не приводилось. Зато часто повторяется: Украину ожидает второй дефолт.

Я не вижу смысла доказывать, что дефолт – это хорошо. Но, в случае грамотных действий, происходит повышения конкурентоспособности внутреннего производителя, снижения импортной зависимости и оптимизации портфеля обязательств. Да и компания, в которой окажется Украина, не самая плохая. Дефолтом, в том числе неоднократным, могут похвастаться не только Аргентина, Эквадор или Мексика, но и ФРГ, Франция, Британия и другие, ныне вполне развитые страны. Считается, что из всех стран в Европе и Северной Америке, лишь Канада, США, Бельгия и страны Скандинавии не причислялись к неплательщикам. Да и то, к США есть много вопросов о ее дефолтной непорочности.

Постараемся разобраться в сути украинской проблемы. На сегодня объем долга Украины превышает 100% ВВП и не может быть погашен за счет генерации собственных доходов. Существует несколько сценариев решения проблемы. Можно сделать новые заимствования под более высокий процент и какие-то дополнительные обязательства (похожий механизм пыталось использовать правительство Азарова). Но с таким вариантом возникает несколько проблем: во-первых, деньги не попадают в экономику, которая в них остро нуждается; во-вторых, откладывается реформирование, т.к. возникает ощущение, что можно протянуть на существующем ресурсе. Наконец, в-третьих, в текущей ситуации практически никто не будет кредитовать Украину, не имея надежных гарантий (говоря банковским языком – двойного покрытия). В результате, мы вынуждены будем торговать если не своей независимостью, то своими стратегическими объектами, что равносильно продаже той же независимости, но в рассрочку.

Более радикальным действием стала бы резкая девальвация национальной валюты, что позволяет решить вопрос внутреннего долга и, частично, внешнего. Она подразумевает проведение расчетов по внутренним обязательствам за счет дополнительной эмиссии денег. Имеет смысл в том случае, если внешние заимствования незначительны и существуют четкие механизмы дальнейшего перенаправления ресурсов в отечественную экономику. Как правило, сопровождается инфляционным ростом, снижением доходов населения. Но имеет и преимущества: выполнение взятых на себя обязательств (хотя и путем жульничества), повышение конкурентоспособности экономики, улучшение торгового баланса, рост отечественного производства в среднесрочной перспективе. Наиболее типичный пример – действия Кучмы и Ющенко в 1998-2000 гг. Тогда за счет обвала гривны почти в два раза удалось запустить украинскую экономику и достичь двузначных показателей роста в первой половине 2000-х. К сопутствующим факторам стоит отнести рост спроса на основную продукцию украинского экспорта – металл на мировых рынках. К негативам можно отнести низкую ориентацию на внутренний рынок (его наполнение по прежнему происходило, во многом за счет импорта), построение олигархической модели общества и, как следствие, серьезное расслоение населения по уровню доходов.

Еще более жестким является сценарий отказа от проведения выплат по своим обязательствам. Как правило, здесь возможно несколько вариантов: мягкий – с инвесторами договариваются и долг реструктуризируют на условиях, близких к первоначально озвученным заемщиком, и жесткий – долг просто не выплачивается и государство о нем «забывает». Последний сценарий сейчас стараются не применять, т.к. существует большая вероятность лишиться не только значительной части собственности за рубежом, но и каких-либо инвестиций и кредитов в обозримом будущем. На подобные действия могут пойти только страны-маргиналы третьего мира, которые не видят для себя существенных потерь. При мягком варианте, когда кредит реструктуризируется и позиции сторон согласовываются, заемщик все равно получает имиджевый ущерб и временное отлучение от рынков капитала. Однако, если дальше он демонстрирует свою способность проводить расчеты в рамках достигнутых договоренностей, он может быть возвращен на рынок в течение 1-3 лет.

Наконец, можно комбинировать: и от проведения выплат отказаться, и механизм инфляции запустить и девальвацию валюты осуществить. Сценарий является наихудшим, поскольку предполагает отказ от выплат при очень сложном положении в экономике. Если кредиторы не соглашаются с условиями заемщика, сложная ситуация обычно превращается в катастрофическую. Происходит выход иностранного капитала, падения курса местной валюты и ее обесценивание, обвальное падения благосостояния населения. Экономика коллапсирует. Только на ее перезапуск уходит несколько лет, при этом, отказ внешних кредиторов от поддержки страны ведет к усугублению ситуации. Я не рассматриваю политическую составляющую, однако все противоречия в этом случае обостряются, начинает преобладать популизм и экономические преобразования вообще могут быть прекращены. Что-то похожее происходит в Аргентине в течение последних 15 лет.

Теперь – что, по моему мнению пытается сделать Украина. Во-первых – избежать полноценного странового дефолта, который приведет к полному параличу финансовой системы страны и остановке ее экономики. Во-вторых, выйти на такие договоренности с внешними кредиторами, которые позволят не только улучшить структуру долга, но и позволят не утратить статус страны – предсказуемого заемщика. В-третьих, за счет роста инфляции и снижения курса гривны, уменьшить внутреннюю долговую нагрузку и повысить конкурентоспособность отечественной экономики. Мы наблюдаем вторую в новейшей истории попытку перезапустить украинскую экономику путем реформ и оптимизации долговой нагрузки. Первая имела место в 1998-2000 гг. и была частично эффективной. О второй говорить рано. Реструктуризация долга в этих условиях – лишь один из шагов по оптимизации государственных финансов и экономики в целом. Задачи предельно просты: снизить долговую нагрузку, перераспределить платежи во времени, внедрить эффективную систему заимствований. При этом весьма важно удержать существующий валютный курс и инфляцию в контролируемых пределах. Выполнение последних условий очень важно, с точки зрения перезагрузки экономической модели и развития отечественного производства.

Основная проблема заключается в том, что подобные действия по реструктуризации долга должны быть четко связанны с одновременным проведением внутренних преобразований. Их задержка или попытка «растянуть во времени» могут обернуться повторением уже греческого сценария. Резкое проведение – социальными выступлениями, особо опасными во время внешнего конфликта. Однако, в случае успешного совмещения внешней и внутренней политики, эффект от планируемого дефолта будет положительным.

Переглядів: 1193, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 7

+
+3
trof
trof
24 квітня 2015, 21:48
#
Написано толково, согласен с моделью, которую автор называет оптимальной. Проблема только в том, что реализовывать эту модель надо было год назад, когда и ЗВР были в два раза больше и кредит доверия международного сообщества выше. Да и реформы, включая реформирование банков и госфинансов год не проводились. Теперь же более вероятным видится слабо управляемый дефолт, сопровождаемый высокой инфляцией и падением ВВП. Косвенным подтверждением такого сценария можно считать наростающие трения в верхних эшелонах отечественной власти.
+
0
FFelix
FFelix
26 квітня 2015, 8:45
#
«Теперь же более вероятным видится слабо управляемый дефолт»
реструктуризация это и есть дефолт .(На сегодня объем долга Украины превышает 100% ВВП и не может быть погашен за счет генерации собственных доходов.=дефолт)
+
0
nixdorf
nixdorf
26 квітня 2015, 9:43
#
Отлично раскрыто, однако ключевые лица заняты всем, кроме проведения реформ, без чего как бы там не реструктуризировали долги и не привлекали новые займы, экономику не удастся перезапустить.

ну и самое главное — нынешнему кабмину надо прекратить воровать самим и не давать это делать другим
+
0
Maleficarum
Maleficarum
26 квітня 2015, 11:23
#
«В-третьих, за счет роста инфляции и снижения курса гривны, уменьшить внутреннюю долговую нагрузку и повысить конкурентоспособность отечественной экономики.» Нонсенс. Ибо добиться «конкурентноспособности отечественной экономики»- невозможно. Украина отстала в уровне развития от развитых стран ( А уже к оным странам надо причислять и азиатов с индийцами)- на десятки лет. По сей причине никакой «конкуренции» отечественные «товары» импорту составить не могут. Всё закончится тем- что импорт перестанет заходить в Украину -как в нищую страну с одной стороны. А в погоне за валютой власти доведут акцизные поборы по импорту до немыслимых высот- с другой стороны. Как итог- импорт как маркер цен- перестанет эдаким прибывать. Отечественная продукция останется «монопольной»- цены в росте оной будут в постоянном. Товаров не будет хватать всем- и качество оных будет отвратным. Сей фактор в перспективе вообще убьёт- даже ростки конкуретноспособности.
+
+27
Maleficarum
Maleficarum
26 квітня 2015, 11:24
#
В итоге- Украина окончательно превратится в такой себе вариант «европейского Зимбабве»
+
+7
Maleficarum
Maleficarum
26 квітня 2015, 11:31
#
«При этом весьма важно удержать существующий валютный курс и инфляцию в контролируемых пределах.» Утопия. Ибо ЗВР заёмные. Ни НБУ ни правительство страны не имеют полного права- этими средствами пользоваться по своему усмотрению. Долги будут давить экономику и значит увеличивать бюджетный дефицит страны. Перекредитоваться для латания сей «дыры- прорвы» будет негде. Ибо при дефолтных рейтингах- никто ничего не даст. Внутренний инвестор- тоже откажется кредитовать государство банкрот с властью верхушкой некомпетентной- воровитой и брехливой. Так что инфляцию и девал- в эдаких условиях контролировать будет невозможно.
+
0
Имя Фамилия
Имя Фамилия
26 квітня 2015, 16:03
#
Если объявим дефолт, нечем будет платить за газ/свет/топливо.
не факт что россия даст в долг снова.
как не крути курс станет 50, цены взлетят, но экспорт по логике должен будет наладиться. Не верится что все откажутся от украинской халявы.
Упор и все инвестиции надо будет направить на экспорт.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися