6 жовтня 2010
Последний раз был на сайте:
17 жовтня 2024 о 04:11
-
Fantomas75
49 років, Киев
-
Валентина Лаврененко
Київ
-
Ndf
Був Кийов, а став ...
-
fakON
GUADELUPA
-
Angry
Киев
-
Вадим Булавицкий
53 року, Донецк
-
bro
Кировоград
-
Алексей Бордзиловский
46 років, Харьков
-
Александр Гилюк
51 рік
- 13 серпня 2012, 10:20
Убыточные банки: замкнутый круг
По состоянию на 01.07.2012 г. 19 банков Украины показали в своей финансовой отчетности убыток. Такое «несчастье» постигло и банки 1 и 2 группы, в том числе и с иностранным капиталом. Вроде бы дело житейское, но вот какая проблемка в связи с этим вырисовывается.
Существует Положение НБУ №23 от 25.01.2012 г. «О порядке формирования и использования банками Украины резервов для возмещения возможных потерь по активным банковским операциям», согласно которого все банки Украины с 01.01.2013 г. начнут формировать резервы «по-новому». И вот, согласно этих требований (п. 6.3. главы 6, раздел II), если банк-заемщик имеет убыток, то его финансовый класс не может быть выше «В». А это влечет за собой соответствующее формирование резерва в сумме от 50 до 100%. Если исходить из предложенной редакции Положения, то в Украине практически отсутствуют банки классов «А» и «Б», а предложенные критерии определения классов финансового состояния банков безосновательно завышают риск потерь от проведения операций на рынке МБК и проведения платежей по корреспондентским счетам, открытым в других банках. По непонятной причине, НБУ гипертрофировано значение показателя доходности банков. Как по мне, то некорректно определять риск невозврата денежных средств банками только лишь по объему убытков без учета общего размера капитала.
Периодически у банков возникают ситуации возникновения убытков. Данные факты вызваны, например формированием резервов на отчетную дату в связи с увеличением кредитного портфеля или наоборот, с доформированием резервов в связи с ухудшением финансового состояния заемщиков. При этом другие показатели финансового состояния банка (платежеспособность, ликвидность и др.) остаются в норме. Поэтому, учитывая тот факт, что убыток/прибыль не является исключительным показателем, характеризующим возможность банка осуществить погашение кредита в срок и в полном объеме, было бы целесообразным при определении класса заемщика – банка не делать этот показатель ключевым, а проводить комплексную оценку финансового состояния банка и учитывать в первую очередь другие показатели его состояния.
Учитывая вышеизложенное, как Вы думаете, такие нормы резервирования будут иметь отражение в стоимости ресурса на рынке МБК? Вывод, по-моему, напрашивается сам. Либо банки перестанут работать с «условно убыточными» банками, что маловероятно, либо в стоимость ресурса будут закладываться затраты на резервирование. А привлеченный дорогой пассив, как вы понимаете, будет сказываться не самым лучшим образом на стоимости размещаемого банком ресурса.
|
63
|
- 16:01 Комісія з цінних паперів і бірж США схвалила перші гібридні ETF на базі біткоїна та Ethereum
- 11:09 В Україні розглядають зміну регулятора крипторинку
- 21.12.2024
- 16:00 Близько 80 000 жителів Фінляндії отримали тепло від біткоїн-майнінгу
- 14:03 Пенсійне страхування: З початку року українці добровільно сплатили понад 44 мільйони (інфографіка)
- 11:11 ЄС може втратити криптоінвесторів через виключення USDT Tether з лістингу
- 10:04 НБУ за тиждень продав найбільший обсяг валюти на міжбанку з 2022 року
- 20.12.2024
- 17:27 Курс валют на вечір 20 грудня: на міжбанку долар та євро подорожчали
- 15:30 Чи зможе Cardano випередити Solana під час бичачого ралі? ChatGPT вказує на XYZ як на прихованого лідера
- 13:42 Нацбанк пом’якшує низку валютних обмежень
- 12:06 Падіння біткоїна та подорожчання ASIC для майнінгу: що нового на крипторинку
Коментарі - 7
Резерв — суть есть аналог «расходов будущих периодов» и сдерживет банки от участия в рисковых сделках (как бы).
Кроме того, резерв, сформированный банком по кредитным опеарациям не приводит к каким то финансовым перечислениям от банка к НБУ, а влияет на финансовый (и налоговый) результат деятельности банка-кредитора. Т.е. если позволяет прибыль — кредитуй убыточных коллег, надейся, что гром не грянет и ты не будешь «последним папой».
На мой взгляд, регулирование НБУ в данном направлении верно, так как судя по практике, кроме внешних (регуляторных) ограничений, других тормозов в банках часто не присуствует (особенно в 3 и 4 группах).
Правда есть и другой аспект в таком подходе. Получение банком убытков — усложнение/удорожание получения межбанка — ухудшение рыночных условий по сравнению с другими банками — получение новых убытков…
Но отсель «всего лишь» «мораль»/правило — создавай и держи «подушку безопасности (не распределяй прибыль).
Согласен с автором статьи, что зачастую «убыток» есть продукт управленческого решения, связанного с налогообложением. Не согласен с авторами такого управленческого решения — «держать марку» нужно именно топам банковской системы, «публичным» и системным банкам. Грубо говоря, у делового человека может быть огромный кредит, но костюм на нем должен быть без дырок и пятен.
Может это специфика моего восприятия, но «громкие» имена, иностранное происхождение, 100-летняя история работы и прочие «репутационные флаги» должны учитываться при работе, но конкретного анализа конкретного заемщика ничего не заменит (как справедливо указал автор этой статьи).
Мне тоже не нравится, что нужно «отсекать» из потенциальных заемщиков те компании, которые приносят балансы с убытками, а анализ их деятельности приводит к пониманию нормального и платежеспособного бизнеса. Но компании, давно и активно работающие с банками, стремящиеся удешевить привлекаемый кредитный ресурс, давно научились формировать «красивую» финотчетность, приносить внушительные аудиторские заключения и блестяще «выглядеть» при самой разной игре. Может быть и банкам, «выдрессировавшим» так своих заемщков, стоит поучиться у них?
И последнее: да, описаная в теме проблема появляется. Но найдутся и ее решения.