Мінфін - Курси валют України

Встановити
DimaSv
Дмитрий Светлый Аспекты бизнеса
Зареєстрований:
23 травня 2011

Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 04:21
Підписчики (38):
uainvestor
uainvestor
66 років, Дніпро
82207572
Ирина Парфёнова
Natalya2017
Natalya2017
Ansalta
Ansalta
Днепропетровск
tehnomir
tehnomir
70059242
Дмитрий Кожух
dachaandreeva
dachaandreeva
Lamp
Lamp
mihutkin
Андрей Михуткин
Тула
Tsibulino
Tsibulino
Тхорівка
Lemon755
Lemon755
Буча
Feygin
Юрий Фейгин
76 років, Керчь
всі підписчики
Дмитрий Светлый — Аспекты бизнеса
к.э.н., экономист
18 вересня 2013, 14:21

Фундамент бюрократии

Мы очень часто слышим слово «бюрократия». У нас оно вызывает ассоциации с закостенелыми чиновниками, которые могут хоть целую вечность решать важный для тебя вопрос и в итоге его не решить. Мы любим часто ругать бюрократию, особенно обожаем слушать или читать какая плохая бюрократия, и при этом никто не скажет что «бюрократия – это хорошо», даже тот же закоренелый чиновник! Но бюрократия почему-то присутствует. Мало того, она присутствует не только в государственных структурах, но и в частных организациях. Особенно заметно в постсоветских предприятиях, где еще не выветрился дух коммунизма.

Ругая и критикуя бюрократию, мы сами до конца не понимаем, как она устроена, как она работает, и вообще, как она появляется?

Чтобы понять этот загадочный феномен, обратимся к работам И. Адизеса. По его исследованиям Бюрократия – это всего лишь атрофированная функция Администрирования, вернее сказать — ее крайность. Функция Администрирования — очень важная функция для жизни многих организаций. Именно эта функция придает организации системность: делает ее процессы более упорядоченными и эффективными, увеличивает производительность труда, четко распределяет зоны ответственности, регламентирует процессы и уменьшает влияние человеческого фактора. Она проявляется в таких вещах как:

1. Статуты и уставы, должностные инструкции и обязанности, организационная структура;

2. Программное обеспечение учета, планирования и отчетности;

3. Приказы и распоряжения;

4. Описание внешнего вида сотрудников (корпоративный стиль);

5. Декларация целей и ценностей организации и т.д.

Для многих организаций выработка такого качества как Администрирование – очень важно! Особенно это критически важно для организаций, которые начинали с малого, но начали развиваться и переживают бурный рост – то есть ведут себя очень агрессивно и для них все имеет первоочередное значение. Без выработки и приживления функции Администрирования – организации никогда не достигнут фазы Расцвета, такие организации будут обречены вечно гоняться за ситуационными возможностями, а не создавать их. Менеджмент таких организаций будет постоянно заниматься тушением пожаров, так как нерегламентированные процессы и отсутствие эффективного разделения труда, с понятным набором задач и инструкций, порождают аврал и хаос. И в итоге судьба таких организаций сводиться к следующему: «от управления кризисами (авралом) к кризису управления». Именно кризис управления и порожден неразвитостью функции Администрирования, то есть организация при отсутствии системности просто напросто неэффективна. И тут у организации есть два пути или интенсивное развитие Администрирования или преждевременная смерть.

Вы когда-нибудь обращали внимание на франчайзинг? Что предлагает франчайзинг? Совершенно вено!!! Торговую марку и…ИНСТРУКЦИЮ к бизнесу! И вот именно это и есть проявление функции Администрирования, где описано кто, что, как и когда должен делать. Тут тебе ничего не надо сочинять, действуешь строго по инструкции и создаешь прибыльный бизнес. Например, в МакДональдсе там описаны даже размер столов и стульев, их дизайн и месторасположение. Но зато простой подросток, будучи продавцом, в том же МакДональдсе, может делать за смену выручку в несколько десятков тысяч грн. Именно функция Администрирование придает организации системность, подстраивает человека под организацию и отвечает на вопрос «как».

Но при каких условиях функция Администрирование искажается и переходит в крайность – в Бюрократию?

Для этого существует несколько предпосылок:

1. Отсутствие предпринимательского духа и раздутие штата административных сотрудников. Это первая и самая главная причина упадка любой организации. Предпринимательство подразумевает наличие риска, инноваций и быстрых перемен, всё чтобы адаптироваться к требованиям клиентов. Предпринимательство – это движущая энергия, которая питает всю организацию и не дает ей застояться: Новые идеи, новые проекты, новые подходы. Страх рисковать и нежелание нести ответственность за возможные неудачи, побуждает руководство сковывать Предпринимательство. Вводятся длинные и сложные процедуры согласования предложений. Для усиления Административной функции набирается новый штат. Большую распространенность получает следующая процедура согласования новых решений (табл. 1).

Как мы видим из таблицы 1, на любой этапе цепочки согласования могут проекту сказать «НЕТ», при этом «ДА» никто сказать не имеет права. И только на последнем инициатор проекта может получить или «ДА» или «НЕТ». Таким образом, любая инициатива будет проходить долгие процедуры вычитки, рассмотрения и изменения. В итоге, Сотрудники, которые являлись носителем предпринимательства постепенно уходят из такой организации, так как работать в таких условиях им тяжело. Угасание этой энергии приводит к замедлению роста и постепенному отставанию от окружающих реалий. Что естественно, сказывается и на финансировании.

2. Диктатура формы. Наличие большого штата административных сотрудников, породит новые инструкции и регламенты, а также последующий тотальный контроль за их выполнением. В такой организации принято железное правило «все, что в инструкции не разрешено – запрещено». Это правило было нормой в СССР. Действовать надо строго по инструкциям (законам, регламентам, положениям и т.д.). Если на какую-то ситуацию отсутствует инструкция, то это вызывает растерянность сотрудников. И, естественно, такое упущение не останется без внимания – на каждый шаг будет инструкция.

3. Бизнес-процесс как ритуал. Повсеместная формализация функций, создание новых инструкций и положений и их тотальный контроль, сложность внедрения инноваций и изменений, и отсутствие желания преодолевать эти сложности — порождают глубокий консерватизм. Закостенелость в действиях и неспособность организации меняться – отдаляют организацию от реалий окружающего мира. Со временем формализованные бизнес-процессы, которые когда-то приносили ценность, становятся бесполезными. Но их продолжают упорно выполнять, так как на эти процессы написана действующая инструкция, а любые действия не по инструкции – уже нарушение! Бизнес-процессы могут долгое время не меняться и превращаться в набор телодвижений, которые на выхлопе никакого полезного результата не нисут – это ритуал.

4. Дотационное финансирование. Отсталость от окружающих реалий, неспособность удовлетворять запросы клиентов, отсутствие инноваций, сложная формализация функций, бесполезность многих бизнес-процессов приведет к потере клиентов, что уменьшит Чистый денежный поток. Организация начинает испытывать острый дефицит денег. Одно дело, если организация живет за счет рынка, другое дело – за счет дотаций. Дотационный режим финансирования не обязывает организацию к изменениям или работать лучше. Такой организации главное вовремя получить очередную дотацию, и не забыть пожаловаться на трудности и проблемы выживания. Единственное, что отделяет такую организацию от верной смерти – это административная финансовая поддержка – это могут дотации из бюджета, убогие госзаказы или внутренние заказы (если это холдинг), или направление клиентов в такую организацию в административном порядке (например, получить какую-то услугу, документы, согласования / разрешения). Как только режим дотаций прекращается – организация быстро умирает.

5. Внутренняя борьба за выживание. Как только приток финансов в такую организацию резко падает, настает вопрос о сокращении штата и тут начинается борьба не за организационное, а за личное выживание. Организация начинает напоминать гадюшник с заговорами, интригами и склоками, где сотрудники сплачиваются в неформальные фракции и коалиции и плетут интриги против своих оппонентов. В этой организации каждый сам за себя, лишь бы удержаться на рабочем месте. Каждодневное пребывание человека в такой организации порождает сильную тревогу за себя и свое будущее. Желание вымостить накопленную агрессию порождает параноидальное влечение — найти виноватого во всех бедах. Тут не ставится вопрос: «где мы и что нам делать дальше?» Тут доминирует только одно желание – найти крайнего. Начинается охота на ведьм. Те оставшиеся сотрудники, которые действительно могут внести изменения и вернуть жизнеспособность организации – привселюдно увольняются, так как они не желают действовать согласно действующим регламентам, и попирают установленными правилами. Принесение в жертву своей тревоге последних ценных сотрудников превращает организацию в банку с пауками.

6. Руководитель – бюрократ. Еще одной отличительной чертой бюрократической организации – это личность руководителя. Если сам руководитель организации – заядлый бюрократ, с атрофированными качествами предпринимателя и производителя, то сама организация в скором времени превратиться в бюрократическую контору. Так как основной посыл «диктатура формы» будет исходить именно с головы, то и вся организация начнет подстраиваться под данные требования.

Как мы увидели, бюрократия – это крайность функции Администрирования. Бюрократия характеризует организацию, которая находится в стадии спада и увядания, и у которой атрофирована функция Предпринимательства. Диктатура формы полностью «пожирает» саму сущность функций превращая их в бесполезные ритуалы. Для того, чтобы поменять ситуацию, такую организацию должен возглавить Предприниматель — лидер, который сможет встать сверх той бюрократической культуры и провести ряд важных изменений. Кстати, для закостенелого бюрократического СССР таким лидером оказался М. Горбачёв.

Переглядів: 8467, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 22

+
0
dinamo
dinamo
14 квітня 2014, 8:26
#
Неплохая статья для молодых людей, но с рядом моментов можно легко поспорить, как всегда. :) Также практического применения найти этой статье сложно. Горбачев слишком неудачный пример — это предатель целой страны и пользователь бюрократической системы в своих заумных и ошибочных целях.
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
14 квітня 2014, 10:56
#
Тем не менее СССР сгубила закостенелая бюрократия, когда руководители сменялись исключительно в случае смерти. СССР и без Горбачева был обречен, был бы на его месте кто-то другой — результат был бы тот же. Это естественно, как и старение человека.
+
0
dinamo
dinamo
15 квітня 2014, 23:09
#
Это точно не известно, так как документы по этой грандиозной цветной революции еще не раскрыты для общественности.
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
16 квітня 2014, 10:14
#
Вот скоро в РФ начнется охота на ведьм — во всем обвинят Горбачева.
+
0
dinamo
dinamo
14 квітня 2014, 8:38
#
При желании элементы бюрократической организации можно найти в любой организации. Сейчас Макдональдс также возможно испытывает снижение количества посетителей и некоторых сотрудников предстоит уволить. Как думаете появятся описанные в статье признаки бюрократической организации в Макдональдсе?
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
14 квітня 2014, 10:53
#
У любой организации есть два пути развития: типичный и оптимальный. Макдональдс — это оптимальный путь развития, и вообще, франчайзинг, в подавляющем своем большинстве, представляет оптимальный путь развития. А эта статья была написана про типичный путь развития — вернее часть этого пути — фазу упадка и смерти организации.
+
0
dinamo
dinamo
15 квітня 2014, 23:04
#
Идеализируете слишком, утрированно и с каким-то пафосом… Есть определенные рынки в мире, где Макдональдс не прижился со своим оптимальным франчайзингом. Не слышали об этом? То, что подходит в одном месте, не всегда подойдет в другом.
+
0
dinamo
dinamo
15 квітня 2014, 23:12
#
Разве мало известных бизнесов в мире, которым более сто лет, но которые вдруг бесславно заканчивают свое существование? Наверное есть и малоизвестные. Оптимального ведения бизнеса не существует — это мое скромное мнение. И о понятии типичного бизнеса я ничего не слышала. Вы сами придумали или есть ссылки?
+
+4
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
16 квітня 2014, 8:30
#
Читайте работы И.Адизеса
+
0
dinamo
dinamo
16 квітня 2014, 8:39
#
Спасибо, ознакомлюсь…
+
0
dinamo
dinamo
16 квітня 2014, 8:54
#
А Вы рассмотрите бюрократию в контексте современного менеджмента. Подскажу навскидку, что бюрократия — это скорее негативный результат плохого маркетинга, а не этап жизненного цикла большой компании. Также это скорее результат сложности управления большой компанией, чем отсутствие духа предпринимательства и нехватка денег. Также это явная проблема с мотивацией для сотрудников. И вообще эту проблему хорошо бы рассмотреть в самом разном контексте — люди, работа, финансы, маркетинг, информирование в организации.

В итоге, возможно, что для решения проблемы с бюрократией, Вы придете к выводу, что нужно строго избавить обычных потребителей от общения с работниками компании во время выполнения всех бюрократизированных процедур, необходимых компании. Можно использовать для этого приятных для глаз роботов, например. В этом случае люди бюрократию не будут воспринимать как неприятный и раздражающий момент.

:)
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
16 квітня 2014, 10:25
#
Вот что такое бюрократия:
Есть такой анекдот: Когда один бизнесмен решил жене купить ювелирный подарок. Ну и ему друг посоветовал поехать в Париж в извеснейший ювелирный бутик на ул.Мишеля, 25. Мужик приехал в Париж, поселился в отеле, вызвал такси и поехал к этому бутику.
Подъежает такси к бутику, дверь такси открывает лакей в красном велюрном костюме с позолочеными пуговицами и и спрашивает у мужика: «Мюсье, Вам изделия ювелирные или бюжутерия?!»
Мужик отвечает — «Ювелирные».
Лакей: «Тогда правая дверь, проходите» — и открывает дверь.
мужик заходит а там его встречает другой лакей, но уже в синем костюме и спрашивает: «Мюсье, вам ювелирные изделия для мужчины иди для женщины?» Мужик: «Для женщины!» Лакей: «Тогда пройдите по коридору во вторую дверь справа».
Мужи идет открывает дверь, заходит, а там его встречает еще один лайкей, только уже в фиолетовом костюме, и спрашивает: «Мюсье, Вам ювелирные изделия для женщины из золота или из платины?» Мужик: «Из золота». Лакей: «Тогда пройдите по коридору в крайнюю дверь слева».
Мужик идет, открывает дверь, а там его встречает еще одни лакей и снова посылает в какую-то дверь и так раз 5…
На последнем лакее: «Мусье, Вам изделия с брильянтами или с рубинами». Мужик: «С брильянтами». Лакей: «Тогда пройдите в предпоследнюю дверь слева».
Мужик идет, открывает дверь и выходит… на улицу. В недоумении он едет обратно к себе в гостиницу, звонит другу, друг сходу спрашивает: «Привет, ну что был? и как тебе? что купил?» Мужик отвечает: «Был, честно — нифига не купил… но зато КАКАЯ У НИХ СИСТЕМА!!!!!!»
+
0
dinamo
dinamo
18 квітня 2014, 20:12
#
Прошу прощения, но это скорее всего анекдот не про бюрократию, а про проблему с информированием в организации. :)

Очевидно, что работы Адизеса устарели. :(
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
18 квітня 2014, 20:48
#
Ну… вы бы их прочитали, чтобы так оценивать.
Вы знаете что-то по-современней? )
+
0
dinamo
dinamo
19 квітня 2014, 9:39
#
А вот если бы в статье предлагалось решение проблемы, то я бы безотлагательно познакомилась с работами и Адизеса. А так… Мне достаточно прочесть ваши мысли, чтобы увидеть немного однобокий подход к рассматриваемой проблеме и лишь попытку анализа без наличия практических рекомендаций.

К тому же нельзя проблему объективно изучать применяя лишь одну теорию. Нельзя к Адизесу относиться как к Богу. От этого рассматриваемая проблема не исчезнет, а может лишь затаиться. Ваша статья этому доказательство.

Моя подсказка уже прозвучала для вас. Вы не внимательны. Ищите для себя костяк авторов по менеджменту. :)

Надеюсь, моя легкая критика не будет воспринята с обидой. Удачи.
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
19 квітня 2014, 10:08
#
Улыбнуло. В статье я пытался показать динамику упадка организации — это всего лишь часть жизненного цикла организации. При чем тут Бог и т.д.? Что-то вы мне приписуете такое?
Ну а по современному менеджменту — это что из серии «догодайся, мов, сама»?
За комментарий все равно, спасибо.
+
0
dinamo
dinamo
19 квітня 2014, 17:16
#
На здоровье.

Там нет вообще никаких слов о том, чем организация занимается. Тогда о какой динамике упадка идет речь? Там есть только несколько слов о том какие этапы жизни вообще переживают организации и все.

А если организация является бюджетной, то описанное здесь состояние является ее стандартным и никак не мешает ей выполнять ее миссию. Так что незачет.
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
19 квітня 2014, 19:17
#
Хотите знать больше — читайте работы Адизеса. А тут освещена исключительно узкая тема.
+
0
dinamo
dinamo
19 квітня 2014, 9:52
#
Кстати, статья больше напоминает типичную пропаганду действий предателя целой страны — Горбачова, а не полезные для предпринимателей советы.
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
19 квітня 2014, 10:10
#
Да, еще скажите выполняю заказ США.
Если вы тут для себя не нашли ничего полезного, то значит вам это не актуально.
+
0
dinamo
dinamo
19 квітня 2014, 17:19
#
Вы продвигаете сильно устаревшие американские идеи и в пример ставите горбачева, который только разваливал все то, к чему прикасался. Вопрос — почему вы это делаете?
+
0
Дмитрий Светлый
Дмитрий Светлый
19 квітня 2014, 19:18
#
Я вас понял — вы сторонник большого, вечного и бестолкового.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися