23 травня 2011
Останній раз був на сайті:
7 лютого 2025 о 04:52

-
uainvestor
67 років, Дніпро

-
Ansalta
Днепропетровск

-
Андрей Михуткин
Тула

-
Tsibulino
Тхорівка

-
Lemon755
Буча

-
Юрий Фейгин
77 років, Керчь
- 21 грудня 2012, 11:04
Путь реформы Системы образования и науки — роль государства
Как уже неоднократно говорилось, существующая система высшего образования (школьное пока что не рассматриваем – это отдельная тема), а также развитие науки, переживает глубокий кризис и, как следствие, требует перемен. Подробней о проблемах системы образования и науки можно узнать из ряда ранее опубликованных статей. Поэтому на этом мы подробно останавливаться не будем, отметим лишь, что симптомами кризиса системы образования и науки является подготовка большой массы некачественных специалистов, отсталость научных мыслей — достижения развитых стран намного ушли вперед, а мы до сих про живем на старых теориях и знаниях. Поэтому возникает закономерный вопрос: «А что же делать?».
Многие видят «корень зла» в деньгах – мол, мало государство денег выделяет, а вот если бы увеличило, то бы мы…наверное, бороздили просторы вселенной. На мой взгляд решения данной проблемы другое, как и «корень зла» зарыт в другом месте, – дело тут не сколько в деньгах (их никогда много не будет), а в организации работы самой системы – она работает неэффективно – все что она выпускает (производит), оно некачественно, при этом расходуется колоссальное количество ресурсов, хотя бы взять стоимость обучения, которое у нас находится на европейском уровне, а качество явно не европейское. Просто существующая структура системы по наследству досталась нам от СССР, со всеми корпоративными атрибутами совка. Для решения такой проблемы необходимо подойти комплексно, то есть потребуются усилия различных участников данной системы. Основными участниками системы образования и науки являются: государство, Нац. академии, ВУЗы или учебные заведения, абитуриенты (студенты), бизнес. У каждого из этих участников есть своя роль, которую он играет в работе существующей системы, которую необходимо изменить. И поэтому постараемся постепенно отразить те шаги, которые должны предпринять участники, чтобы начались действительно перемены, а не очередные попытки реанимировать совок.
В этой статье рассмотрим самого влиятельного участника системы — Государство. Государство должно пойти на ломку структуры — наверное, это самая трудная задача, так как сопротивлений будет сильным и отчаянным. Государству необходимо сделать следующие шаги:
1. Раз и навсегда ликвидировать все Нац.академии и НИИ со всеми их подразделениями и отделами – это бесполезные надстройки, где ученые люди «думку гадають», а на деле являются отличным местом «мойки» бюджетных денег. Имущество таких Институтов должно быть передано на баланс местной общины. Рьяные защитники науки, а тем более несменные директора и заседатели Нац.академий, посчитают этот шаг кощунством по отношению к науке, но на самом деле это будет очищение структуры от балласта, и именно того балласта, который тянет эту же науку ко дну. А кто же будет заниматься наукой вместо НА?! – и именно наукой и должны заниматься ВУЗы – и это 2-й шаг государства.
2. Перенаправить заказы от НИИ и НА в соответствующие ВУЗы. В 2011 году объем бюджета на такие заказы составлял порядка 5 млрд.грн. Именно образование и наука должны стать единым целым (а не искусственно делиться и дублировать функции друг друга) и воплотиться в ВУЗах. Привлечение студентов к финансируемым исследованиям, пойдет на пользу и государству и имиджу ВУЗа + укрепит финансовое положение ВУЗов.
3. Сократить количество ВУЗов, ужесточив требования к ним, соответственно, ужесточить требования аттестациям по специальностям, которые ВУЗ имеет право преподавать. У нас в 8-9 раз ВУЗов больше чем в Европейский странах – от этого только пострадало качество обучения.
4. Отменить массовые льготы при поступлении на обучение – у нас льготы имеют дети чернобыльцев, инвалиды, неполноценные семьи и т.д. — нормальные люди из нормальной семьи льгот не имеют. Цель: платить за обучение должны все без исключения, вне зависимости от твоего соц. статуса! ВУЗ должен получать «живые деньги» от студента и не делить его на бюджетников и остальных, при этом отношение ко всем будет одинаковое. Соответственно надо сделать 4, 5 и 6 шаг.
5. Создать механизм кредитования лиц, которые не в состоянии оплатить обучение. Если нет денег на обучение – возьми кредит. Это очень ответственный шаг, и человек должен 10 подумать надо ли ему это. По крайней мере, заставит студентов более серьезно относиться к обучению.
6. Постепенно сократить такое явление как «бюджетные места» при поступлении в ВУЗ – это вечные споры о «непрозрачности» и предвзятости – лучше «отличившимся» абитуриентам целенаправленно выделить денежный гонорар на обучение.
7. Постепенно ликвидировать массовую выплату стипендий. Стипендия должна стать исключением — за заслуги, а не массовой обязательной подачкой со стороны государства, что также вызывает волны недовольства при малейшем изменении выплат и является инструментом манипулирования в политических играх.
8. Поэтапно, но сократить дотирование ВУЗов (или, по крайней мере, не увеличивать его). ВУЗы должны научится жить за счет рынка, а не за счет дотаций от государства. Эта мера расшевелит ВУЗы – ВУЗы будут вынуждены критично подходить к своим расходам и слушать рынок – яркий пример, МИБ, МИМ.
В результате таких действий государство сделает все предпосылки для создания местных кластеров, и очищению системы от балласта и «мертвых пней».
Воз можно у Вас есть что-то дополнить или предложить?!
Какие действия Вы бы предприняли со стороны государства?
|
|
22
|
- 14:40 «Клуб білого бізнесу» зростає: До переліку додалося 7638 компаній та ФОПів
- 11:15 США представили нову стратегію нацбезпеки: чому її виконання тиснутиме на євро
- 11:06 Нові «надії та можливості»: Visa почне працювати в Сирії
- 10:18 120 мільйонів євро штрафу: ЄС звинуватив платформу X Маска у введенні користувачів в оману
- 08:30 У Міністерстві фінансів розповіли, коли змінять оподаткування ФОП
- 5.12.2025
- 19:31 США вперше офіційно дозволили спотову торгівлю криптовалютами на товарних біржах
- 17:39 Долар та євро подешевшали на міжбанку у п'ятницю
- 16:21 Європол викрив злочинців, які через фейкові криптоплатформи «відмили» понад 700 мільйонів євро
- 15:45 Нацбанк зміцнив курс гривні перед вихідними
- 14:53 Загроза доларизації та фінансові шоки: МВФ попередив про ризики зростання ринку стейблкоїнів


Коментарі - 75