17 травня 2012
Последний раз был на сайте:
17 жовтня 2024 о 04:41
-
cado08
40 років, Мариуполь
-
Валентина Лаврененко
Київ
-
Ceme4kin
Днепропетровск
-
Ndf
Був Кийов, а став ...
-
Алла Новицкая
41 рік, Киев
-
Angry
Киев
- 22 червня 2012, 17:43
Психология коррупционеров…
Почти незамеченный коррупционный скандал. На прошлой неделе СБУ арестовала первого замначальника Киевской обладминистрации за получение крупной взятки — 300 тыс. евро. А через три дня… бравые борцы с коррупцией взяточника отпустили. В очередной раз власть продемонстрировала, что она насквозь коррумпирована. Но дело не только в нынешней власти, причины следует искать глубже: в мировоззрении, в психологии сограждан для которых брать и давать «барашка в бумажке» стало неискоренимой нормой.
Мздоимство — зло вечно актуальное. Однако минимизировать его вполне реально, чему подтверждение опыт развитых стран. По сводным данным статистики 98% госслужащих США и 86% их коллег из ЕС никогда за весь срок службы с этим злом не сталкивались. (Да, там тоже есть на коррупция, но на уровне «заоблачном» для не только для рядовых граждан, но и для чиновников весьма высоких рангов). В оставшиеся 2 и 14% попали те, кому «на лапу » безуспешно предлагали — в основном выходцы из СНГ и стран Латинской Америки.
Как-то в Германии приятеля за превышение скорости остановил тамошний дорожный инспектор. Приятель, человек весьма обеспеченный, по образованию психолог, провёл тест — искусно предложил такую сумму, что и тамошний блюститель порядка едва не соблазнился. Однако устоял. Разговор закончился так: «Дороги у вас хорошие, вот и увлёкся я немного. Может, разойдемся по-братски?» — «Дороги и у нас потому и хорошие, что пр-братски мы не расходимся, только по Закону...»
Дело, понятно, не в нравственном превосходстве западный госслужащих, а в отлаженности механизма законопослушания. Как заметил русский писатель-эмигрант: «Они так боятся, что им кажется, что они уже родились честными».
Нам бы таких запуганных… Увы, в отечестве иные нравы. Согласно различным опросам, лидируют в коррупционной гонке госчиновники, на втором месте медики и педагоги, а третье досталось сотрудникам правоохранительных органов. По статистике, семеро из десяти предпринимателей и руководителей предприятий разных форм собственности вынуждены давать чиновникам разного уровня взятки. Каковы мотивы и оправдания берущих и дающих?
В криминологической литературе психологическим исследованиям взяточников уделено недостаточно внимания. Они не считают себя преступниками — убеждены, что всего лишь играют по правилам системы. Общими для них являются потребительское отношение к обществу и пренебрежение к нравственным нормам, что дискредитирует государственный аппарат.
1. В ряде случаев взятка берётся без выраженной корысти. Такое поведение — следствие психоподобного расстройства сознания и может быть обозначено как взяткомания. Подобные «нам не товарищи» берут всегда, в любых социально-экономических условиях.
2. Наиболее распространенный мотив — нажива. Движимые им в любой ситуации стремятся выжать максимум пользы для себя. Деньгами, вещами, услугами — от политических до сексуальных. «От грудинки говяжьей до грудинки студентки», — как выразился один из них. Образуют сообщества внутри любой госструктуры плюс внешние связи по принципу «рука руку моет, ты мне — я тебе».
3.Компенсация неудовлетворенности своим социальным статусом. Неудовлетворенные ставят подопечных в «коленно-локтевую позицию», избежать которой можно только уплатив энную сумму. Нет, они не психопаты и не тайные садисты. Повышение по службе или перевод на другую работу часто превращает их в законопослушных сотрудников.
4. Страх стать «белой вороной» — ведь тогда коллеги выживут или подставят. Как тут отказаться от подношения, тем более что вышестоящий требует «законную» долю?
Стандартное и наиболее частое для всех оправдание: «Как прожить на такую зарплату», — мнимость. Разве кандидату в госслужащие неизвестен уровень оплаты его труда? Неужели сотрудником, к примеру, правоохранительных органов становятся исключительно под угрозой расстрела?.. Конечно, до американцев нам далеко. Там начинающий чиновник получает от 5000 долларов. За знание иностранного языка и другие умения — доплата. Но, разве несопоставимость зарплат узаконивает беззаконие?..
Как показывает практика, в большинстве случаев на путь взяточничества выводят вовсе не материальные затруднения, а именно низкий нравственный уровень и нигилистическое отношение к Закону. Высокая зарплата — не панацея, напротив, хватательный рефлекс наиболее развит у сверхобеспеченных представителей чиновничьей знати. Психологам и следователям хорошо известно: людям свойственно переоценивать свои заслуги, а многие свято убеждены, что государство и общество — их вечные должники. И поступают они на госслужбу именно с целью выбить этот мнимый долг. А если незаконные потребности удовлетворяют потребности в наживе, усилении власти над ближними, чувстве собственного превосходства — карательные меры не пугают...
Второе оправдание — «не правил без исключений» — убедительно лишь на первый взгляд. Небольшая, но устойчивая часть служащих живет по принципу «сам не беру и другим не позволю». Они — структурообразующее ядро правопорядка, их пример опровергает все попытки заболтать проблему рассуждениями вроде «если все берут, то почему мне нельзя?» Слава Богу, берут далеко не все. Попытки представить дело иначе — движение в нравственный и социальный тупик. Если полицейский оправдывает правонарушение маленькой зарплатой, понятно, не станет он и жизнью рисковать, защищая граждан. То есть — всё, что он в течение службы получает суть взятка ни за что...
Третье оправдание — «взятка перераспределение в социально несправедливой экономической системе, где профессор получает меньше, чем бармен, а средний класс, являющийся столпом цивилизованного общества имеет у нас статус илотов в Спарте». Сей довод, как и лукавый вопрос: а что, собственно, считать взяткой?..-если и имеет право на рассмотрение, то не в отношении государственных служащих. Что сказал пророк пришедшим к нему воинам? Правильно — «довольствуйтесь своим жалованьем». Альтернатива — «небо в клеточку».
А каковы мотивы дающих? Неужто все они лишь жертвы вымогательства? Конечно, нет.
Все взяткодатели сформировались под воздействием распространенности и обыденности коррупции. Отсюда неадекватность оценок и стереотипы противоправного поведения.
Перечислим мотивы.
1. Ситуационная неадаптированность: человек по тем или иным причинам не способен проанализировать ситуацию, в большинстве случаев не требующую откупа. Но руководит им установка, что за всё всегда надо платить. По замечанию знакомого чиновника — «срабатывает давательный рефлекс».
2. Ложный прагматизм. Движимые им считают, что выгоднее и удобнее «смазать начальнику лапу», чем тратить нервы на бюрократическую волокиту.
3. «Не подмажешь — не поедешь». Ритуальный мотив, обусловленный магико-языческой структурой значительной части русских. Такое сознание веками не способно адаптировать установку: только исполнение Заповедей (законов) приводит к порядку. Языческое же сознание руководствуется тем, что избежать гнева божка (коммунального чиновника, автоинспектора, президента...) можно лишь приношением жертвы.
4. Невротическое самоутверждение. Это когда дающий наслаждается иллюзией превосходства от возможности купить, а значит, унизить в лице госслужащего «всю эту продажную, лицемерную власть».
Банальные оправдания — «так делают все» и «меня заставили, это вымогательство!» — шитый белыми нитками камуфляж. Так рассуждают те, кто даёт одним, чтобы иметь основание брать у других. Стоит напомнить, кто реально подвергся вымогательству и сам заявил о даче взятки — от уголовной ответственности освобождается. Заявляйте — и порядок.
Хотя о каких фактах вымогательства сообщать, если более 70% опрошенных признали, что дать стремятся заранее сами? Исследования психологов однозначно свидетельствуют: ужесточение наказания (кроме расстрела!) не могут заставить от чувства удовлетворения, получаемого как от получения, так и от дачи взятки...
Сетования госслужащих на искушения со стороны граждан несводимы к самооправданию, проблема глубже — «все виноваты во всём». Типологически берущие и дающие весьма близки. Один порок неизбежно порождает и усиливает другой. Шестеренки взаимоподкрепления затягивают почти каждого, кто хотел бы разрушить этот механизм.
По сводным данным опросов от 67 до 75% населения поддерживают коррупцию, предлагая госслужащим «барашка в бумажке». Хотя опыт и анализ показывают: как минимум две трети проблемных ситуаций решались легально, безо всякого «угощения». Поэтому всякий раз, столкнувшись с дилеммой «давать или не давать», спросите себя: зачем доплачивать за работу, которая и без того оплачивается из бюджета, то есть из нашего кармана? Разве углубление последствий не делает причину неустранимой? Стоит ли бегать по кругу в тупике и закладывать ещё один кирпич в стену, отделяющую от Закона и Порядка?
|
10
|
- 13:01 Євро обвалилось до 2-річного мінімуму на слабких даних із єврозони
- 10:44 Курс валют на 22 листопада: долар та євро подорожчали в банках
- 09:21 Голова SEC Гері Генслер піде у відставку у день інавгурації Трампа
- 08:00 Курс на 22 листопада: НБУ продовжує зміцнювати гривню
- 21.11.2024
- 19:11 США ввели санкції проти «Газпромбанку» та ще понад 50 російський банків
- 18:10 Велика Британія запровадила санкції проти Фірташа та його дружини
- 17:40 Курс валют на вечір 21 листопада: долар подешевшав на міжбанку на 6 копійок, а євро — на 9 копійок
- 16:37 НБУ змінив порядок відкриття та закриття рахунків
- 16:10 ЦБ Туреччини знову зберіг ставку на рівні 50%
- 15:56 Курс біткоїна вперше перевищив $98 тис. та оновив історичний максимум
Коментарі - 3
Самое плохое, что считанные единицы понимают, что государство на самом деле в агонии и никакой управляемости не существует. Оно стоит только потому, что в него никто не бьет.
И вот это «в точку»
«Dreamer
… Самое плохое, что считанные единицы понимают, что государство на самом деле в агонии и никакой управляемости не существует. Оно стоит только потому, что в него никто не бьет....»
=Где выход. Если законобеспредельное сообщество граждан мчится по накатанной инерции в иллюзию.