29 травня 2015
Останній раз був на сайті:
13 березня 2023 о 09:01
-
Vitaliy Holovka
33 року, Kyiv
-
Сергей Лысенко
40 років, Харьков
-
irenjane
34 року, Kiev
-
forint
Ужгород
-
Kvitulya
Kyiv
- 21 квітня 2016, 18:42
С какими проблемами столкнется банковская система во втором квартале 2016 года
Проблемы в банковской системе нарастают. Сложная экономическая ситуация и непрогнозируемая политика НБУ разбалансировали систему по всем направлениям.
Капитал и нормативы
Капитал : Планы необходимой докапитализации банками и Нацбанком были согласованы еще в 2015 году, но в феврале 2016 года НБУ решил все переиграть и заставить всех срочно докапитализироваться по измененному графику: 120 млн грн – до 17.06.2016, 300 млн грн – до 11.01.2017, 400 млн грн – до 11.01.2018, 450 млн грн – до 11.01.2019, 500 млн грн. – до 11.07.2024. По подсчетам экспертов минимальная цена такого решения Нацбанка для акционеров по состоянию на на 01.10.2015 (последние официальные данные в разрезе конкретных банков, опубликованные на сайте регулятора) при 123 тогда еще действующих банках на эту дату, составила бы:
порог в 120 млн грн ( 22 банка) – 691 млн грн.; порог в 300 млн грн (77 банков) – 10,815 млрд грн; порог в 400 млн грн (82 банка) – 8,052 млрд грн; порог в 450 млн грн (85 банков) – 4,155 млрд грн; порог в 500 млн грн (87 банков – 4,155 млрд грн. Общая сумма необходимых средств от акционеров для докапитализации за весь период составила бы минимум 27,868 млрд гривен.
Это фактически невыполнимо ни для одного украинского акционера в существующих условиях, а также проблематично даже для многих небольших дочерних банков. В апреле этого года после многодневных дискуссий с банками и профильным комитетом Верховной Рады сроки капитализации скорректировали, выдав это за большую заботу Нацбанка о своих подопечных: 120 млн грн – до 17.06.2016, 200 млн грн – до 11.07.2017, 300 млн грн – до 11.07.2018, 400 млн грн – до 11.07.2019, 450 млн грн – до 11.07.2020.
Поэтому, во втором квартале проблемы будут наблюдаться минимум у тех 22 банков, которые не имеют капитал в 120 млн гривен — а это почти 20% от оставшихся рынке. Но и остальным — расслабляться категорически нельзя, так как процедуры регистрации, слияния и поглощения банков имеют такое количество временных и методологических ограничений, что даже после широко разрекламированного Нацбанком облегчения процедуры регистрации увеличения капитала — времени остается в обрез.
Пока же, нормативы капитала Н1 и Н2 — удерживаются в допустимых значениях за счет докапитализации банков, в основном имеющих российских акционеров :
Н1 снизился в марте 2016 года на 2,74 млрд грн до 127,0 млрд грн на 1 апреля, Н2- увеличился до 12,03% с 11,94% в марте. Но обольщаться не стоит — рост убытков в банковской системе за счет увеличения проблемной задолженности и необходимости формирования дополнительных резервов уже в этом году и падение банков типа «Хрещатика» (а «банкопад», несмотря на заявления Валерии Гонтаревой — не прекращается), очень быстро приведут этот показатель опять к значению- менее 10%.
Ликвидность: Нормативы ликвидности в системе на 01 апреля 2016 года перевыполнены: Н4 — мгновенная ликвидность 76,52% (норма 20%), Н5 — текущая ликвидность 84,13% (норма 40%), Н6- краткосрочная ликвидность -89,54% (норма 60%), но есть серьезные проблемы — основная часть свободной ликвидности банковской системы сосредоточена в госбанках и дочках иностранных банковских групп. При этом, размещена ими в дорогих и краткосрочных депозитных сертификатах (плата до 22% годовых, а после снижения учетной ставки с 22 апреля станет — 19%) и частично — в краткосрочных и среднесрочных ОВГЗ. Это серьезная проблема для государства: 1) за эти ресурсы НБУ приходится втридорога платить; 2) высокие ставки по таким инструментам не стимулируют банки кредитовать реальный сектор; 3) эти краткосрочные ресурсы, откачиваемые из системы Нацбанком, якобы для того, чтобы сдерживать давление на валютный рынок, просто не работают на экономику. И это при том, что валютный рынок максимально зарегулирован и покупка валюты на эту «горячюю» гривну (чего опасается НБУ) практически невозможна. Как альтернативный механизм такого «замораживания» средств для борьбы с ростом курса во всем мире используется повышение норм резервирования от привлеченных пассивов (почти бесплатный для центробанков инструмент, хотя и затратный для банков)- наши же чиновники этого не делают; 4) такая политика НБУ в части откачивания средств с рынка через депозитные сертификаты, а также продолжающийся «банкопад» (во многом тоже часто по вине того же НБУ) — практически парализовали межбанковский рынок, который был естественным механизмом перераспределения излишней ликвидности в банковской системе.
Кредитование «родственников»- бич системы: Остаются значительными проблемы кредитования родственных компаний и концентраций в кредитных портфелях банков — Н9 — максимальный размер кредитного риска по операциям со связанными лицами на 01.04.2016 года равнялся 37,03% (при норме -не более 25%). Эти тенденции невозможно исправить за несколько месяцев, поэтому эта проблема остается бомбой замедленного действия и во втором квартале 2016 года.
Недоверие населения к банкам, тенезация экономики и жонглирование цифрами со стороны НБУ
Вызывает удивление ситуация, когда Нацбанк, который заинтересован в том, чтобы банковская система и доверие к ней со стороны населения были бы на максимальном уровне — делает все, чтобы этого доверия не было. Как о достижении, рапортуется о сокращении банковской системы на треть за два года или закрытии очередного финучреждения. Последний скандал с банком «Хрещатик» очередной тому грустный пример. Закрытие почти 70 банков за 2014-2016 годы нанесли катастрофический ущерб экономике Украины и ее гражданам. Потери граждан и юридических лиц по оценкам экспертов достигли уже не менее 7,5 млрд долларов. Учитывая, что ФГВФЛ на 1 апреля 2016 года выплатил гражданам уже более 72,8 млрд гривен фактически бюджетных средств, а получил от реализации имущества банков-банкротов на начало января этого года только 1,2 млрд грн — возникает много вопросов по эффективности механизмов мониторинга за деятельностью банков со стороны НБУ, прозрачности процедур вывода банков с рынка и реализации их имущества для погашения долгов.
Нельзя уверенно говорить и о повышении доверия населения и бизнеса к банкам. По данным Нацбанка, на 01.04.2016 депозитная база банков уменьшилась на 6, 586 млрд грн. При этом наблюдается ситуативность процессов без стабильной динамики — компании увеличили остатки на валютных счетах на 3%, но уменьшили гривневые остатки на депозитных счетах на 3,1%. Население же увеличило вклады в гривне на 0,9%, но продолжает активно снимать валюту — остатки валютных вкладов уменьшились на 3,6%. И это динамика за март, в который не было значительных скачков курса и это не отпугивало желающих положить средства в банк. Причин такого поведения граждан несколько, но основные — рост цен и тарифов вымывает у населения остатки доходов и сбережений- людям просто нечего откладывать и продолжающийся «банкопад» не оставляет даже самым экономически продвинутым гражданам шансов не пострадать от этой ситуации. Стремление населения и бизнеса уходить в тень через наличные расчеты, косвенно подтвердил даже сам НБУ в письме Екатерины Рожковой № 25-0004/31760 от 13 апреля этого года к банкам по финансовым операциям по получению наличности через платежные карты: « В течении IV квартала 2015 года общая сумма финансовых операций по получению наличности с помощью платежных карт составила 250,7 млрд грн (на 18 % больше, чем в ІІІ квартале 2015 года), в том числе сумма операций по получению наличности юридическими лицами с использованием платежных карт в IV квартале 2015 года составила 36,0 млрд грн». Поэтому проблема попыток активного вывода средств из легального сектора экономики в наличную форму (обналичивание) останется актуальной для банковского сектора и во втором квартале этого года. Все это уменьшает и так нестабильную ресурсную базу в банковской системе.
К примерам вольной трактовки данных можно отнести и ежемесячные рапорты регулятора о постоянном превышении валюты сдаваемой населением в банковские обменные пункты над покупкой валюты гражданами. Секрет превышения сдачи валюты банкам над покупкой ее в банковских обменниках прост. Граждане сдают наличную валюту в банковских обменниках, а вот покупают ее в размножившихся сейчас в огромном объеме обменках от финансовых компаний — где курс продажи валюты более привлекательный (часто без пенсионного сбора, который берут в банковских обменниках и без соблюдения ограничений НБУ по объему покупки валюты и предъявлению паспорта и идентификационного кода). Поэтому статистика Нацбанка не во всем соответствует реальному состоянию дел на валютообменном рынке. Данные же по обменникам, принадлежащим финансовым компаниям не публикуются.
Вызывает также вопрос неопубликования данных по банковской системе за предыдущий год. Уже вторая половина апреля, а данные Нацбанком так и не опубликованы (хотя обещания звучали уже не раз из уст чиновников самого высокого ранга). Их ссылка на необходимость перехода на международные стандарты — не аргумент. Совершенно спокойно можно было опубликовать данные по году вначале по методологии, действовавшей весь 2015 год ( и базы сравнения были бы идентичными), а затем отдельно — по международным стандартам. Но этого не происходит.
Проблемы кредитного портфеля
Основными проблемами в кредитном портфеле банков, который формирует по данным НБУ на 1 марта более 94,2% всех доходов системы, являются:
1) Значительный объем неработающих и проблемных кредитов — на 01.03.2016 года при 1,022 трлн грн кредитов уровень просроченной повысился до 23,7%, что составляет более 242,2 млрд гривен. Если учесть, что регулятивный капитал всей банковской системы на 01.04.2016 года составляет 127 млрд гривен, что почти в 1,9 раза меньше размера просроченной задолженности по кредитам, можно с уверенностью говорить о том, что весь капитал банковской системы «заморожен» в неработающих или проблемных активах. Частично эта колоссальная диспропорция перекрывается уже сформированными резервами по активным операциям банков в сумме 341,299 млрд гривен(на 1 марта этого года), но проблема физического наличия капитала стоит, как никогда остро. Цепочка потери живой ликвидности для банков проста — неработающие активы не генерируют «кеш-флоу», в то время как по платным пассивам ежемесячно необходимо выплачивать проценты «живыми» деньгами. На определенном этапе начинается активное проедание капитала — обслуживание платных пассивов «вымывает» ресурсы из банка, тогда как замещения этих расходов за счет получения процентов по кредитам не происходит. Так начинается прямой путь к банкротству банков.
2)Норматив Н9. Второй серьезной угрозой для банковской системы во втором квартале 2016 года по кредитному портфелю, по-прежнему, останется значительное превышение норматива Н9 — максимального размера кредитного риска по операциям с связанными с банком лицами. При нормативе — не более 25%, он составляет на 01.04.2016 года 37,03%. Данный показатель может значительно вырасти в случае дальнейшей девальвации гривны, так как более половины кредитного портфеля в системе составляют валютные кредиты.
3) Нерешенная законодательно проблема по валютным заемщикам и вкладчикам с вкладами 200+ (многие из которых — в валюте) при продолжении «банкопада» останется источником социальной напряженности в обществе во втором квартале 2016 года и продолжит подрывать доверие к банковской системе.
Проблема обеспечения прибыльности банков
Банковская система увеличила убыток. В 2014-м банки потеряли 53 млрд гривен, в прошлом — почти 67 млрд. Основные причины — формирование резервов и покрытие курсовой разницы. В сложившейся в экономике ситуации банковская система останется убыточной и во втором квартале 2016 года. По состоянию на 01.03.2016 убыток системы составил 1,971 млрд гривен. Значительным образом на результаты деятельности системы влияют результаты по торговым операциям банков — только за январь-февраль 2016 года отрицательный результат по ним составил 5, 843 млрд долларов. В основном это убыток от торговли валютой и переоценка ценных бумаг. Именно во столько обошлись системе скачки курса с 24 до 27 гривен в январе-феврале, а также переоценка по стоимости портфелей ценных бумаг.
Во втором квартале 2016 года процентные доходы от кредитования (94,2% всех доходов банков) продолжат сокращаться и далее ( работающие предприятия по мере возможности гасят кредиты и новых не берут — ставки слишком высокие, а неработающие — только увеличивают удельный вес по просроченным кредитам в остающемся кредитном портфеле банков плюс возник рост просроченной задолженности по валютным кредитам при росте курса в начале года).
Банки будут вынуждены выживать за счет комиссионных доходов от совершения операций и повышать стоимость обслуживания и размеры комиссий. Поэтому на бесплатные банковские услуги клиенты могут не рассчитывать.
Кроме этого, продолжится тенденция к снижению ставок по привлекаемым депозитам и вкладам населения — эти проценты банкам просто нечем отрабатывать. Такая ситуация вступает в противоречие с продолжением роста цен и делает малопривлекательными любые вложения в гривне в виде долгосрочных и среднесрочных депозитов. Валютные же депозиты имеют проблему возвратности — как по экономическим причинам (часть банков их просто не может вернуть -нет валюты), так и за счет ограничений со стороны НБУ по снятию валютных вкладов. Поэтому банки будут вынуждены маневрировать между оптимизацией ставок и угрозой потери и так немногочисленных вкладчиков.
В этих непростых условиях усилится роль факторинговых и других операций по перекупке с дисконтом активов у менее удачливых коллег- банков с последующей их перепродажей заинтересованным инвесторам.
Бизнес на перекупке и дисконтировании долгов, торговля валютой, доходы от по депозитным сертификатам и ОВГЗ, а также комиссионные — будут главными реальными источниками доходов у банков. Продолжится оптимизация сети отделений и сокращение штата, что будет приводить к росту нагрузки на оставшийся персонал банков.
Кадры решают все
В последнее время все острее становится парадоксальная проблема — количество банков сократилось на треть, безработица в финансовой сфере растет, а хорошего специалиста в банковском секторе найти все сложнее.
Причин несколько:
1) снижение реальных заработных плат в финансовом секторе (большинство банков при подписании с НБУ программ капитализации предусматривают сокращение админрасходов, в т.ч. «замораживание» зарплат и надбавок);
2) должностные ограничения НБУ по топ-менеджерам обанкротившихся банков (не все они доводили свои банки до такого состояния, но пока, де-факто — ограничения касаются всех топов, вплоть до начальников крупных отделений;
3) социальная напряженность и, прямо скажем, опасность работы в банках — участились случаи нападений на банки, преступлений в части угроз для жизни банковских служащих, а также рост операций силовых структур в финучреждениях;
4) сокращение отделений банков и минимизация численности низовых звеньев в банках привели к многократному увеличению нагрузки на часть персонала — особенно на фронт офис — кассиров, операционистов, менеджеров среднего звена.
Все это не стимулирует спокойную работу для сотрудников банков и многие люди со стажем и опытом просто уходят из системы.
Например, только за 1 квартал 2016 года количество банковских отделений сократилось на 546 штук с 11 873 до 11 327. Результаты такого «покращення» достаточно посмотреть в любом отделении банка в дни оплат коммунальных платежей или почитать отзывы о работе банков на «Минфине».
Значительная часть высококвалифицированных сотрудников банковской сферы уходит в другие сферы деятельности, что приводит к дефициту качественного персонала. Это серьезные потери для дальнейшего развития банковской системы страны. Массовое закрытие банков провоцирует потерю конкуренции между оставшимися (клиенту просто не из чего выбирать, а работать — надо) и к сожалению, проблема качества подготовки персонала стремительно нарастает.
Специалисты — на такие деньги не идут, неподготовленные менеджеры — готовы работать, но качества услуг предоставить не могут. Дефицит грамотных кадров, готовых работать в экстремальных экономических условиях за небольшие деньги — проблема, которая усилится в течении второго квартала 2016 года.
Грязные войны на обломках финансовых империй
НБУ и ФГВФЛ превратились в монополистов на рынке в части огромных объемов активов, переданных им под рефинансирование и при ликвидации банков. Общая балансовая стоимость активов уже ликвидируемых банков составляет почти 400 млрд грн, а их оценочная стоимость — более 80,5 млрд грн. Значительная часть этих активов перестают работать на экономику (зависают или простаивают на период, пока не ясно кто их собственник, на период судебных разбирательств и т.д.) или продаются за бесценок компаниям, с часто сомнительной репутацией и по непонятным ценам.
Поэтому дополнительной проблемой для экономики и банковской системы становится долгая и часто малопрозрачная процедура реализации заложенного Нацбанку имущества по кредитам рефинансирования обанкротившихся банков и имущества, переданного Фонду гарантирования для реализации. Длительность процедур реализации приводит к снижению рыночной стоимости значительной доли экономически активного имущества в стране с потерей рабочих мест, работавших на этих объектах людей или его разворовыванию.
Неэффективное использование залогового имущества обанкротившихся банков, судебные войны и периодические скандалы с попытками рейдерского захвата тех или иных объектов, останутся серьезной проблемой для банковской системы и Фонда гарантирования во втором квартале этого года.
Итоги
Малопрогнозируемые действия Нацбанка по ключевым позициям банковской деятельности — в валютной и денежно-кредитной политике, а также активная и часто неоправданная «зачистка» банковского рынка привели к полной разбалансировке системы по все направлениям:
1) кредитование — значительный рост просрочки и стагнация кредитования, проблема валютных заемщиков;
2) межбанковский рынок — из-за «банкопада» он практически парализован и не происходит рыночное перераспределение излишков ликвидности путем межбанковского кредитования;
3) валютное регулирование и курсообразование в значительной мере заменено различными административными ограничениями и запретами с непрогнозируемыми действиями регулятора без глобальной стратегии и напоминает тушение пожаров.
Если в политике регулятора во втором квартале этого года ничего не изменится, то банки ожидает очень сложный период с продолжением проедания капитала, ухудшением финансового состояния, ростом просроченной задолженности и дальнейшей монополизацией оставшегося рынка госбанками и банками с иностранным капиталом (в том числе, с российскими корнями) в сочетании с ухудшением качества услуг, предоставляемых клиентам.
Кроме того, значительные потери юридических лиц и предпринимателей от «банкопада» обескровили экономику и необоснованно лишили ее оборотного капитала. Многие из предприятий, пострадавших от таких «экспроприаций» их оборотных средств практически сами стали банкротами, лишая граждан работы, а государство поступлений налогов и той же валютной выручки.
Назрела явная необходимость в обеспечении компенсации потерь юридическим лицам по аналогу с 200 тысячами, выплачиваемыми Фондом гарантирования вкладчикам обанкротившихся банков.
Алексей Исаев
|
14
|
- 16:01 Комісія з цінних паперів і бірж США схвалила перші гібридні ETF на базі біткоїна та Ethereum
- 11:09 В Україні розглядають зміну регулятора крипторинку
- 21.12.2024
- 16:00 Близько 80 000 жителів Фінляндії отримали тепло від біткоїн-майнінгу
- 14:03 Пенсійне страхування: З початку року українці добровільно сплатили понад 44 мільйони (інфографіка)
- 11:11 ЄС може втратити криптоінвесторів через виключення USDT Tether з лістингу
- 10:04 НБУ за тиждень продав найбільший обсяг валюти на міжбанку з 2022 року
- 20.12.2024
- 17:27 Курс валют на вечір 20 грудня: на міжбанку долар та євро подорожчали
- 15:30 Чи зможе Cardano випередити Solana під час бичачого ралі? ChatGPT вказує на XYZ як на прихованого лідера
- 13:42 Нацбанк пом’якшує низку валютних обмежень
- 12:06 Падіння біткоїна та подорожчання ASIC для майнінгу: що нового на крипторинку
Коментарі