Мінфін - Курси валют України

Встановити
16 січня 2018, 12:10

Як вийняти з-під матраців 300 мільярдів

Тінізація української економіки зашкалює. В «сірій» зоні крутиться не менше третини ВВП, а можливо і більше. За даними НБУ, поза банківською системою знаходиться більше 310 млрд грн. Як зробити так, щоб ці гроші не лежали під матрацами українців, і їх не гризли миші? Про це в своєму блозі на НВ написав викладач Единбурзької бізнес-школи Іван Компан. «Мінфін» публікує скорочений текст статті.

Ті часи, коли українець тримав валюту в банку, заробляючи 10% річних, або скуповував стрімко зростаючі в ціні квартири, вже пройшли і, швидше за все, ніколи не повернуться. Багато це вже зрозуміли і готові радіти прибутковості, що вимірюється однозначними величинами. Хоча в нових реаліях для того, щоб заробити навіть половину колишнього, потрібно поворушити мізками. Адже зараз всі фінансові заробітки не всередині України. Фінанси давно вже стали глобальними і залишатися замкнутим всередині державних кордонів – явна ознака відсталості.

Минулого року НБУ дозволив інвестувати гроші за кордон. Мені здавалося, що наступного дня після фінансового кріпосного права в відділення банків вишикуються черги людей, які бажають вкласти гроші в акції Apple або Сoca-Cola. Але, цього не сталося, і кількість індивідуальних фінансових інвесторів, які скористалися вольницею, за півроку не перевищила декількох сотень. Погодьтеся, для України, яка приховує під матрацами до $100 мільярдів – це ніщо! Чому так?

Проблема 1. Е-ліцензію отримати дорого, складно і, як завжди, немає чіткого регламенту видачі. Кожен банк вирішує долю інвестора на свій смак, і на практиці дуже часто відмови або надмірні нереалістичні вимоги до потенційного інвестора просто служать маскуванням некомпетентності банку.

Рішення: Чому б не дозволити відправляти будь-які гроші, не вимагаючи декларацій? Погодьтеся, якщо якийсь безіменний українець дістане з сейфа гроші, з яких, швидше за все, не були сплачені податки, інвестує їх у фінансові інструменти і щось запрацює – це буде краще, ніж, якщо гроші продовжать лежати без діла. Як мінімум, пізніше частина заробленого буде витрачена в Україні, що позитивно позначиться на економіці країни і принесе додатковий дохід в казну.

Проблема 2. Як завжди, розважливі українці бояться «засвітитися». Особливо в ситуації, коли оподаткування інвестиційних доходів за кордоном є сірою зоною.

Рішення: Частина грошей, інвестованих за кордон, обов'язково буде «повертатися» додому. Навіть не будучи фахівцем в оподаткуванні, впевнений, що можна придумати просту систему, як з ФОПами, щоб люди не боялися показувати інвестиційний дохід, платити розумний податок і витрачати зароблені гроші всередині країни.

Проблема 3. Більшість не знає, що робити після того, як гроші опиняться за кордоном.

Рішення: Для цілей індивідуального інвестора інвестиційний світ не такий вже складний, як іноді це намагаються представити деякі фахівці, які бажають покерувати вашими грошима за невелику комісію. Головне – бажання і трохи часу, щоб розібратися!

Коментарі - 57

+
0
Андрей Кул
Андрей Кул
16 січня 2018, 12:22
#
Согласен с тем, что 90% нашего населения знают лишь об таком виде инвестирования, как депозит и скупка квартир. Одной из основных проблем является отсутствие необходимого образования, страх и недоверие.
+
+79
ballistic
ballistic
16 січня 2018, 20:59
#
Розкажіть, куди Ви інвестуєте крім депозитів та квартир.
+
0
Любомир Остапів
Любомир Остапів
19 січня 2018, 20:30
#
Вже є багато інших варіантів.
ОВДП, Сонячна електроенергія, P2P і т.д
+
+15
ballistic
ballistic
19 січня 2018, 20:47
#
Дякую за відповідь, бо цей Андрій Кул мабуть лише теоретичний інвестор.

ОВДП — це практично аналог депозиту, трішки складніше, але трішки вигідніше.
А ось щодо «Сонячна електроенергія, P2P» цікаво, розкажіть, як Ви інвестуєте і який виходить прибуток.
+
0
mary27
mary27
19 січня 2018, 23:46
#
''Солнечная энергетика'' — большой порог для входа, кроме того, ''зеленый тариф'' не навечно установлен.
Р2Р — по-видимому депозит в кредитном союзе.
% больше, но риск сумашедший(2008 год).
+
+214
yarg
yarg
16 січня 2018, 12:26
#
Переводим на человеческий язык:

Финансовые посредники потратили много килограммов денег чтобы пролоббировать упрощение процедуры инвестирования за границу. И добились своего. Но здесь их догнал коварный облом — эта услуга оказалась абсолютно невостребованной. Не рвется народ оплачивать их помощь, чтобы инвестировать заначенные 10000 долларов в акции «Кока-Колы». Собственно и правильно делает.

И вот пошла серия статей (это уже не первая) в которых я вижу растерянность и непонимание — «как же так?, а что же делать? А как нам отбить затраты? „
А никак.

Проблема 1. — вообще не проблема. это совсем не сложно. И никакой некомпетентности банков нет. Есть просто нежелание клиентов.

Проблема 2. — да, люди не хотят светить сомнительные доходы. Но зачем государству помогать вывести эти деньги на оффшоры — я не очень понимаю. Немного абсурдная идея.

Проблема 3. — дада. вот здесь добрые дяди всем и помогут за умеренную плату :) В этом пункте собачка и порылась :)
+
+15
AleksandrBank
AleksandrBank
16 січня 2018, 16:04
#
Плюс инвестиции в Кока-колу и Эпл, люди некоторые поменяли на инвестиции в майнинг и криптовалюты, часть — понятно уже проиграла и продолжает проигрывать — это уже такое дело.

Да и люди реально не понимают зачем инветировать за рубежом, не находясь там, так как есть альтенатива инвестирования в Украине в более понятные вещи.
Плюс те кто хочет попытать счастье — вперед к официальным дилерам на фин.рынках и там делайте свои инвестции, раз доходы в банках и недв-ть, для некоторых не привлекательны.
+
+15
mary27
mary27
16 січня 2018, 23:39
#
«Мне казалось, что на следующий день после финансового крепостного права в отделения банков выстроятся очереди людей, желающих вложить деньги в акции Apple или Сoca-Cola.» — вроде профессор, а такой наивный)
«Решение: Почему бы не разрешить отправлять любые деньги, не требуя деклараций? Согласитесь, если некий безымянный украинец достанет из сейфа деньги, с которых, скорее всего, не были уплачены налоги, инвестирует их в финансовые инструменты и что-то заработает – это будет лучше, чем, если деньги продолжат лежать без дела. Как минимум, позже часть заработанного будет потрачена в Украине, что положительно скажется на экономике страны и принесет дополнительный доход в казну.» где зрадари, чтоб кричать «все покралы и вывэлы на офшоры!!!»?
«Даже не будучи специалистом в налогообложении уверен, что можно придумать простую систему, как с ФОПами» — с ФОПами систему надо закрывать, а не придумывать еще 10 таких же.
«Для целей индивидуального инвестора инвестиционный мир не такой уж сложный, как иногда это пытаются представить некоторые специалисты, желающие поуправлять вашими деньгами за небольшую комиссию.» — у профессора все просто — запулить деньги в какой-то «американский ETF», а потом удивиться, что доходность стала отрицательной т.к. индекс просел.
Тут недавно было:
«Какое отношение ипотечный кризис имеет к фонду акций, а? А фонде акций не было акций компаний-застройщиков».
Без комментариев)
+
0
Kharkivcity
Kharkivcity
18 січня 2018, 0:27
#
А с чего систему с ФОП закрывать вдруг?
+
0
mary27
mary27
19 січня 2018, 23:47
#
Уклонение от уплаты налогов.
Только единый налог+ЕСВ)
+
+42
blago
blago
16 січня 2018, 15:04
#
Проценты по долларовым депозитам в укр банках уже давно мизерные, а то и минусовые. Правительство, вместо того, чтобы спокойно ждать пока граждане начнут инвестировать эти доллара в Украине, наоборот, разрешают инвестировать зарубеж! Зачем ?! Напрашивается только один вывод, что это разрешение на инвестирование зарубеж, какое то западное лоби. А наши революционеры и рады стараться…
+
+30
yarg
yarg
16 січня 2018, 15:06
#
Где это у нас минусовые проценты по депозитам? Мы же не швейцария поди…
+
0
Oleg M
Oleg M
16 січня 2018, 16:51
#
Процент по депозиту = покрытие инфляции плата за риск доход вкладчика
Официальная инфляция в Украине в 2017: 13,7% (в 2018 будет 12,9%). Хотя к методике есть вопросы, но то уже такое.
Средневзвешенная доходность депозитов физиков на 12.01. была на уровне 14,1%.
Итого: 14,1% –13,7% = 0,4% платы за риск доход вкладчика? Справедливо? Как по мне — нет. Технически можно сказать, что доходность реально минусовая
+
+15
yarg
yarg
16 січня 2018, 17:00
#
А откуда вы взяли тезис, что «Процент по депозиту = покрытие инфляции плата за риск доход вкладчика»?
странное определение. Почему банки должны компенсировать вам инфляцию? ничего не понятно.
+
+30
media08
media08
16 січня 2018, 18:28
#
Наверное имелось в виду, что депозиты покрывают инфляцию и больше ничего. заработать невозможно на банковских депозитах.
+
0
Vasiliy5
Vasiliy5
17 січня 2018, 14:01
#
Вы забыли вычесть из доходности депозитов НДФЛ. Если его учесть, доходность будет -2,5%, это хуже чем в Швейцарии.
+
+15
yarg
yarg
17 січня 2018, 14:17
#
Если из швейцарских -5 % вычесть инфляцию и их НДФЛ (60 % от дохода) — они уйдут в такие безбрежные минуса, что и думать страшно… :)
+
0
mary27
mary27
17 січня 2018, 19:21
#
При этом все вопят «у нас банки ненадежные, а вот в Швейцарии...».
+
0
Vasiliy5
Vasiliy5
17 січня 2018, 21:38
#
Не знаю где вы видели 5% или -5%, для обычных депозитов там сейчас около 0,5%, но и инфляция вернулась там только в этом году, предыдущие 4 года в Швейцарии была дефляции. НДФЛ с депозита в Швейцарии 35%, (хотя его уплаты иностранцам можно избежать) но это мало меняет картину, 35% от 0,5%, это копейки. Так что швейцарскому вкладчику, с учетом инфляци скорее удается остаться при своих, плюс минус 1%.
+
+15
yarg
yarg
17 січня 2018, 21:50
#
А у нас — ощад дает по долларам 4 % годовых. минус налоги — 3.5 %
лафа.
+
0
Vasiliy5
Vasiliy5
17 січня 2018, 22:00
#
Ага, только совсем еще недавно, только проценты и можно было забрать, чтобы снять депозит нужно было месяцами ходить в банк каждый день, как на работу.
+
0
Kharkivcity
Kharkivcity
18 січня 2018, 0:27
#
Правда в любой момент возможна конвертация по курсу НБУ и выплата через неизвестное количество времени. Уж лучше подешевле, но понадежнее. Кстати, для неграждан в некоторых банках Швейцарии лимит на вход — 100-500 тыс долларов.
+
+15
yarg
yarg
18 січня 2018, 8:10
#
Да. говорят об этом 30 лет, но небыло ни разу. Но — дело вкуса. Вам разрешено и в Швейцарии бесплатно держать. Какие проблемы? Выбирайте.
+
0
media08
media08
16 січня 2018, 18:29
#
Без нормальной налоговой реформы детенизации не будет.
+
0
Bitcoin
Bitcoin
16 січня 2018, 19:19
#
+
+
+15
yarg
yarg
16 січня 2018, 20:55
#
Нормальной — это какой? у нас ставка налогов для физ. лиц — едва ли не самая низкая в мире…
+
+15
alexodessa
alexodessa
16 січня 2018, 19:38
#
Я думаю, все желающие инвестировать за границу за столько лет нашли обходные пути.
+
+64
jack26
jack26
16 січня 2018, 22:17
#
Открытие счёта в Польше или Прибалтике проще чем связываться с хуторскими украинскими порядками. Латвия даёт возможность зарубежным инвесторам вести бизнес вне пределов страны. А здесь если не менты с налоговиками нагнут, так очередная реформа всё обнулит… надо вообще быть смертником что бы в окружении голодных патриотов валютой светить. Особенно если суммы не любительские.
+
+15
jack26
jack26
16 січня 2018, 22:24
#
Короче, сначало соблюдение законов, воров вон из власти, открытые бюджеты и честная статистика, без подстраивания под выборы, а потом уже и деньги из под матраса выйдут.
+
+15
yarg
yarg
17 січня 2018, 11:14
#
Конечно проще.
это потом вы узнаете что ваш счет заблокировал комплаенс, что ведение этого счета (даже заблокированного) — 200 евро в месяц, что с банками которые открывают счета — другие банки не работают и ваши деньги в Балтик интернешнл банке застряли надолго, вернут их вам нескоро и за вычетом всех мыслимых комиссий…
Но это будет потом.

А пока подумайте — почему вам открывают счета именно эти страны и банки. И почему не открывают банки Германии, Франции или Англии (даже молчу о США).
+
+15
jack26
jack26
17 січня 2018, 14:20
#
С 2014го года счёт там открыт, когда мои деньги украдут я вам первому сообщу, а пока иди в другую ветку сказок нарассказывай про комплаенс.
И речь, конечно, не о каком-то ноунейм балтик интернатионал, а Риетэму.
+
+15
yarg
yarg
17 січня 2018, 14:53
#
Дада.
вот этот риетуму?
http://www.forbes.ru/rassledovaniya/finansy/322183-prachechnaya-zakryvaetsya-pochemu-latviiskie-banki-razlyubili-rossiisk
+
0
jack26
jack26
17 січня 2018, 15:02
#
У меня суммы не олигархические, а самые честные предпринимательские. Ни разу не спрашивали 'справку про доходы' из Украины) Они с этим хламом сами не хотят связываться.

И не смотря на все страшилки от Форбса, ключевое предложение:
«На начало года доля депозитов нерезидентов в банках Латвии составляла 53,4%.»

Ещё вопросы?
+
0
mary27
mary27
17 січня 2018, 19:25
#
Эти 53,4% — субординированные вклады(на 5 лет и более), сделанные как условие получения вида на жительство.
От 100 000 евро)
Кстати, одно время было популярно среди русских.
Латвию они терпеть не могут, но латышский вид на жительство карман не жжет.
+
0
mary27
mary27
19 січня 2018, 23:51
#
Кстати, с 2016 года латышские банки стали более разборчивы в смысле происхождения денег.
ЕС надавил.
~50% операций имеют признаки отмывания денег.
Почти как недавно в Андорре.
http://www.forbes.ru/rassledovaniya/finansy/322183-prachechnaya-zakryvaetsya-pochemu-latviiskie-banki-razlyubili-rossiisk
+
0
irakez
irakez
16 січня 2018, 23:00
#
Слишком сложно. Вот сделают процесс таким же простым, как инвестирование в криптовалюты, оформление депозита или даже покупка квартиры, тогда будет разговор. Ну а в идеале, все должно быть в форме обычного электронного ритейла, почему нет. Чтобы зашел в такой себе интернет магазин — и вот тебе акции Амазона, вот акции Эпла, вот гос. облигации, вот биткоин, вот рипл. Клацай, смотри на описание, если что понравилось, оплачивай картой украинского банка, получай на свой счет или Новой Почтой, если нужны (сейчас все еще используются?) бумажки. Демократизация инвестиций — это мировой тренд, начатый блокчейном, и ничего не мешает его распространить и на стандартные ценные бумаги.
+
0
mary27
mary27
16 січня 2018, 23:26
#
«Чтобы зашел в такой себе интернет магазин — и вот тебе акции Амазона, вот акции Эпла, вот гос. облигации» — обратитесь в какую-то брокерскую контору, они вас удивят, все уже есть)
+
0
irakez
irakez
17 січня 2018, 11:09
#
Ну так в том-то и дело. Чтобы купить, например, криптовалюту, мне не нужна брокерская контора. По крайней мере, на биржу мне не нужно топать ногами и собирать какие-то бумажки. Все очень быстро, просто и онлайн. А все эти устаревшие бумажные посредники должны кануть в лету как пережиток 20го века.
+
+15
yarg
yarg
17 січня 2018, 11:15
#
Та да… почему-то купить *** — вообще очень просто.
Не думали почему?
+
0
irakez
irakez
17 січня 2018, 13:43
#
Потому что нет регуляций. Но хз, может они и не нужны. Такое либертарианство в инвестициях — я от государства ничего не требую, я осознаю все риски, мои потери это мои потери и никого не касаются, но и государство меня не трогает со своими запретами, проверками и прочей фигней.
+
+15
yarg
yarg
17 січня 2018, 14:15
#
Такие штуки прокатывают только с туфтой типа битков.
попробуйте купить акции без посредников. И поймете что купленные акции нужно где-то держать. т.е. нужен депозитарий. Нужно иметь возможность заказать выписку — сколько их у вас, оценку, нужны котировки, нужны более сложные операции (типа заплатить сегодня по сегодняшней цене, а получить акции через месяц) и т.п. \
И все это невозможно делать без кучи посредников.
А среди посредников встречаются кидалы. И там где нет регулирования — количество кидал стремится к 100 %

Рынок акций без регуляторов, посредников и прочего был. Когда-то. наверное. Но умер.
+
+15
mary27
mary27
17 січня 2018, 19:29
#
Человек не понимает, что идентификация собственника при операциях с ЦБ в первую очередь нужна инвестору.
Чтоб пакет ЦБ случайно не исчез.
Про депозитарий он тоже не слышал)
Регуляция на бирже нужна в первую очередь для того, чтоб не надували пузыри, манипулируя рынком(как с биткойном).
+
0
irakez
irakez
17 січня 2018, 21:56
#
Это все пережитки прошлого. Депозитарий = онлайн кошелек. Выписка = вот вам цепочка транзакций, зафиксированная и валидированная миллионами пользователей, проверяйте. И т.д.

Подобный разговор мог случиться где-то в начале 90х. Сеть для обмена информацией? Без физической передачи бумаги, на которой записана информация? Что за бред? И как это посмотреть товар на экране и купить его? А как же передать бумажные деньги продавцу и получить от него бумажный чек? Вы ничего не понимаете в этом. Что-что вы еще там мямлите? Телефон без кнопок? Только один экран и больше ничего? Батенька, да вам в дурку пора.

Ну и так далее ;)
+
0
mary27
mary27
17 січня 2018, 22:45
#
Это не «пережитки».
С таким успехом и паспорт — пережиток.
«Выписка = вот вам цепочка транзакций, зафиксированная и валидированная миллионами пользователей, проверяйте.» — ага, пропадут ЦБ с брокерского счета, и наслаждайтесь)
В случае с депозитарием номер не пройдет.

Повторюсь, система доступа к торгам на бирже у нас принципиально не отличается от такой же за границей.
А насчет «подобного разговора», вы просто не в курсе технологий, они возникли гораздо раньше)
+
+15
yarg
yarg
18 січня 2018, 8:14
#
Онлайн-кошелек… цепочка трансакций…
а потом оказывается что при попытке зайти на этот кошелек — «страница недоступна», да и все.
А что и как подтверждает «цепочка трансакций и как вы бцдете взывать к » миллионам пользователей", которые что-то там типа «валидировали», когда вас кинут — я и вообще молчу. Вы сначала докажите что вот этот вот биткоин -кошелек — ваш. пароль знаете? украли пароль. Все? других доказательств нет? ну все.
+
0
mary27
mary27
18 січня 2018, 10:46
#
Зато проще — не надо собирать кучу бумажек, заключать договора, открывать счета в банке.
Либертианство таккое либертианство.
Правда, оно резко заканчивается после первого кидка)
+
0
irakez
irakez
18 січня 2018, 12:13
#
Нет, заканчивается оно только у совков-патерналистов, которые стоят под нбу за доларпавосемь и требуют у меня оплатить им их проигрыш в казино «Михайловское».

В отличие от них, если я проиграю на своих криптовалютных инвестициях, то буду считать это исключительно своей проблемой и своей глупостью, не требуя ни у госудаства, ни у соседа-налогоплательщика компенсировать мне эту самую глупость.
+
0
mary27
mary27
20 січня 2018, 13:54
#
На криптовалютных ''инвестициях'' вы очень скоро доиграетесь, как участники МММ-2011.
Они говорили где-то как вы)
+
0
mary27
mary27
17 січня 2018, 19:33
#
Так и на УБ тоже не нужно топать ногами, и собирать бумажки)
Договор брокерского обслуживания, ЭЦП, счет в ЦБ и текущий счет в банке.
И торговый терминал.
Все.
Быстро, просто и онлайн.
+
+12
Тарас tarick
Тарас tarick
16 січня 2018, 23:50
#
310 млрд — это по 7380 грн на украинца. «огромные деньги», конечно! и почему ж их не хотят «инвестировать»?
+
+15
Тарас tarick
Тарас tarick
16 січня 2018, 23:54
#
А может быть потому, что только собирается украинец «инвестировать» и тут опа! — харчи в холодильнике закончились, нужно идти в супермаркет… вот и накрылись инвестиции медным тазом.
+
0
mason
mason
17 січня 2018, 13:50
#
Чтобы вытянуть деньги из схованок, нужно хоть как-то мало-мальски оздоровить инвестиционный климат в стране. Для этого нужно повесить на всех фонарных столбах евреев, которые сейчас верховодят в этой стране и разгоняют инфляцию, как шар на билиарде… нужно посадить на кол Гонтареву, Коломойского, Боголюбова, Дубиоета, Яценюка, Порошенко… у печатного станка поставить варяга и запретить печатать деньги… закрыть еще добрую сотню банков, которые все равно мыльные пузыри, а оставшиеся заставить работать, а не играть в пирамиды… Вот тогда что-то будет…
+
+15
mary27
mary27
17 січня 2018, 19:31
#
Вобщем, для такого «оздоровления» нужен аналог революции 1917 года?)
Напомните, как там было с «инвестиционным климатом»?
+
0
Андрей Гуденко
Андрей Гуденко
17 січня 2018, 20:49
#
Рецепт от коррупции всего один, вот лекарства иногда контрафактные: одним как Сингапур помогли, а другим -нет.
+
0
mary27
mary27
22 січня 2018, 14:06
#
Поделитесь рецептом?)
+
+30
Kharkivcity
Kharkivcity
18 січня 2018, 0:34
#
Иисусе, снова про евреев.
А, все, увидел ник. Вопрос закрыт. Всех благ.
+
0
Владимир Поливальников
Владимир Поливальников
22 січня 2018, 5:58
#
Какую сотню банков? Их всего осталось 88 шт. Посадить на кол это конечно неплохо, но деньги с ихних оффшоров в Украину это не вернёт. Что значит заставить работать банки? Они и так работают. Дают деньги под бешеные проценты туда, где можно заработать 300% и более. Мне кажется, что Вы их путаете с предприятиями, которые производят реальную продукцию.
Нужно удалить в компе «Танки» и садится за учебники и учиться, учиться и ещё раз учиться, как завещал мой тёзка — великий Владимир Ильич Ленин.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися