Высший административный суд оштрафовал украинца за езду на авто с иностранной регистрацией. Теперь он обязан выплатить государству 420 000 грн, что равно 300% неуплаченного таможенного сбора. Высший админ суд — последняя инстанция. Это значит, что гражданин не сможет обжаловать это постановление в украинских судах. Более того, в будущем в подобных власти смогут использовать этот прецедент в свою пользу. Opendatabot определил, скольким украинцам могут угрожать подобные штрафы и как они попали в эту ситуацию. «Минфин» перевел и сократил.
Откуда берутся авто на литовских номерах и почему это плохо
Сколько
По данным ГФС на конец 2016 года в Украину на условиях временного ввоза перегнали 600 000 авто. К примеру, столько же авто зарегистрировано в Киеве.
В это время Высший административный суд впервые вынес обвинительное постановление против владельца авто на иностранных номерах. По постановлению, гражданин обязан заплатить 400 000 грн, что равно 300% налоговых сборов, которые он должен был уплатить на границе. Власти конфисковали его авто.
Год | Резидентами временно, единиц | Нерезидентами временно, единиц | Резидентами транзитом, единиц | Нерезидентами транзитом, единиц |
2015 | 26 947 | 450 162 | 70 767 | 8 014 |
2016 | 31 219 | 562 248 | 117 153 | 8 880 |
Откуда берутся
В Европе принято менять авто каждые 5 лет. Потому то что для украинцев – роскошь, в Европе продается, как ненужный хлам.
Рисунок Opendatabot
Перед тем, как продавать авто, иностранец снимает его с регистрации. Если он этого не сделает, он обязан уплачивать сборы, покупать страховку, проходить техосмотр.
Для того чтобы провозить авто через границу необходима регистрация. Потому этот автомобиль покупает и оформляет на себя иностранная компания, например, литовская.
Рисунок Opendatabot
Кто может перевозить
Украинец может проехать через границу на авто при условии, что он вернет его через 5 дней, если будет проезжать на том же таможенном пункте, или через 10 дней, если через другой.
Рисунок Opendatabot
Иностранец может же ввезти авто в Украину для личного использования на один год. Оба варианта полностью законны. И до тех пор, пока все перечисленные выше условия выполнены, к водителям нет никаких претензий.
Рисунок Opendatabot
Как купить
Ни в первом, ни во втором случае украинец не может стать собственником такого авто. Иностранец, который ввез авто для личного использования, может передать авто в управление украинцу только если ему необходимо провести какие-либо операции с авто. То есть, украинец имеет право использовать авто только для исполнения поручений иностранца.
Для этого необходима доверенность. С ней украинец может садиться за руль иностранного авто. Именно такую схему используют большинство компаний, продающих нерастаможенные авто. При этом украинец не стает владельцем авто.
Что дальше
Компании, который продают нерастаможенные авто, уверяют клиентов, что они становятся собственниками. Тем ни менее, факт передачи денег, как и переход права собственности на авто нигде не регистрируется.
На деле покупатель получает авто и доверенность. Юридически покупатель не имеет к авто никакого отношения.
Чаще всего бывает так. Авто принадлежит какой-либо литовской фирме. Границу на этом авто пересекал сотрудник этой фирмы. Он же и должен ее вернуть назад через год.
Рисунок Opendatabot
Связь с фирмой, организовавшей покупку авто, — условна. Если что-то случится с компанией-собственником авто, с иностранцем, который привез авто или с компанией, продавшей авто, покупатель не имеет никаких юридических гарантий и авто в любой момент могут забрать.
Вот несколько ситуаций:
- Если авто попадает в ДТП, такой автомобилист будет нести судебные расходы, чтобы доказать, что авто ему не принадлежит. А также останется без авто в конечном итоге.
- Если такую машину задерживает полиция и водитель утверждает, что это его авто, а он – сотрудник или сооснователь иностранной фирмы, водителю грозит штраф в 300% таможенных платежей в соответствии со статьей 485 Таможенного кодекса
- Авто угнали. Водитель не может обратиться в полицию и рассчитывать на дальнейшее расследование
- Литовская фирма, на которой зарегистрированы проданные в Украине авто, объявляется банкротом. Ее долги будут переданы коллекторам, а те будут пытаться вернуть авто, так как оно принадлежит компании.
«Закон прямо не запрещает езду на авто с иностранной регистрацией, но все схемы ввоза таких транспортных средств – серые.
В последнее время появилась катастрофическая судебная практика по отношению к владельцам таких авто.
Например, в решении Киевского апелляционного суда административного суда штраф за такое нарушение составил более 1,6 млн грн (300% таможенных платежей).
Если водителя авто на иностранных номерах, задерживает полиция, ему необходимо объяснить, что он только управляет этим транспортом на таких-то условиях и показать документы, которые это подтверждают. Если водитель будет доказывать, что это его авто, полицейский может вызвать представителя таможенной службы, который будет вынужден составить протокол о нарушении таможенного кодекса», — объясняет адвокат Максим Лазарев.
Еще пример
В марте 2015 году гражданин Азербайджана ввез в Украину авто Ford Tourneo в режиме временного ввоза до одного года. Через год власти установили, что гражданин Украины управлял этим авто. При нем была доверенность на право использования авто на территории Украины.
Высший административный суд постановил, что гражданин Украины виновен и обязал еще уплатить 420 000 грн – 300% от неуплаченной суммы таможенных платежей.
Эта история характерна тем, что стороны этого спора прошли все судовые инстанции, а значить, что окончательное решение можно считать прецедентом, на который будут ориентироваться и другие суды.
Коментарі - 49
Пора давно на основании этих прецендентов, вылавливать авто с иност.регистрацией и штрафовать. Штраф и конфискация авто.
slavaNBA написал:
1 августа 2017, 13:06
+ безпошлинный ввоз для РЕзидентов на год
Я ему ответил про халяву и грабительские тарифы (пошлины) и как вы увязали только мой пост с тарифами на газ? не понимаю.
а если авто старше 5 лет то оно и вроде как вовсе не подлежит растаможке, потому и гонят 300е бэхи, пассаты и т.п.
Если авто обошлось до 5к евро а суд постановит уплотить растаможку 400к грн проще отказаться от авто, пусть конфискуют.
Бурный восторг автодилеров по поводу решения судов понятен — у них оторвали жирный кусок.
Они заинтересованные лица и должны быть одними их участников процесса, но не более.
А вот то, что за всей этой компанией чувствуется могучая рука — несомненно.
Очень характерно, что для образцовой порки нашли «литовец» Мерседес с криками — богатые не платят налоги!
Расслабьтесь, деляги.
А во-вторых, вспомните — когда вам всем повышали цену на газ, вам тоже рассказывали про козинских «багатеев» с бассейнами, которых хотели наказать.
Наказали в результате всю страну, а «багатеи» поставили себе солнечные батареи.
«Зри в корень!» (с)
«Почитал обсуждения по поводу „нашествия литовских номеров“.
Как всегда, есть сторонники тех, кто купили и ездят, и сторонники тех, кто считают, что „к ногтю их“.
Однако, имхо, суть проблемы совершенно в ином, и в первую очередь это даже не интересы олигопольной компашки „національних виробників“ — святашей-васадзе-порошенко. Суть, как всегда, в „наповненні бюджету“, бо ж треба годувать ылекторат — выборы ведь скоро. И ылекторат желательно годувать за счёт самого же ылектората.»
И ещё. Как себя чувствует человек, скажем, на „ланосе“ или „лачетти“, купленном несколько лет назад в салоне с нуля за $10-15k, когда его в левом ряду нагло подпирает в чуть ли не в задний бампер какой-нибудь, скажем, BMW X5, а освободив дорогу для крутэлыка, он обнаруживает, что это была бляшная тарабайка за трёшку-пятёрку?
Вот.»
При этом лохами являются оба участника приведённого примера — первого взула дэржава, когда он покупал свой ланос за десяточку, а второго, возможно, ещё и не взула, но куда ж он денется?»
Как-то так.»
1. Нужно понимание кто заезжает и ездит на том или ином авто, колму оно принадлежит и где его найти в Украине.
2. Схему нужно прикрыть, а деньги, небольшой налог с зависимости от авто, нужно платить за пересечение и использование траспорта в Украине.
в Украине есть прецендентное право? это что-то новенькое…