Национальный банк представил свой третий отчет о финансовой стабильности. Регулятор доволен результатами. Банковская система восстанавливается и выходит на прибыль. Банки докапитализированы и начинают выдавать кредиты. Как реальному сектору, так и физическим лицам.
НБУ подсчитал стоимость кризиса 2014-2016 гг
Хотя и проблем накопилось немало — государственная монополия на банковском рынке, гигантский портфель проблемных кредитов, перекос в платежном балансе, который грозит нестабильностью на валютном рынке.
«Минфин» послушал чиновников Нацбанка и выбрал ключевые тезисы.
Заместитель главы НБУ Катерина Рожкова
Благодаря общим усилиям и продуманной монетарной политике, постепенно снижаются ставки по привлеченным банками ресурсам. Благодаря этому дешевеют кредитные ресурсы для предприятий и населения. Мы наблюдаем оживление кредитования, в первую очередь – потребительского. Это позитивный фактор, который может стать толчком к кредитованию для всей банковской системы. Этому будет способствовать и закон о потребительском кредитовании, вступивший недавно в силу.
Некоторые банки активизируют кредитование промышленности. Сельское хозяйство, добывающая и легкая промышленность, инфраструктурные проекты сегодня привлекательны для кредиторов.
Одно из главных препятствий для возобновления полноценного кредитования – большое количество неработающих кредитов. Доля таких займов сегодня достигла 57% от общего объема. Самостоятельно банкам будет сложно решить эту проблему. Поэтому сейчас мы вместе с Министерством финансов, Всемирным банком и МВФ работаем над проектом урегулирования «плохих» кредитов банков.
Чтобы предотвратить подобную ситуацию в будущем, нужно принять ряд законопроектов. В первую очередь это документы, усиливающие защиту прав кредиторов. Законопроект о реструктуризации ипотечных кредитов – еще один важный закон для возобновления кредитования.
Пока мы работаем над единым подходом в решении проблемы «плохих» кредитов, НБУ требует от банков предоставить планы по очищению балансов от подобных займов. В процессе диагностики и докапитализации банков, большая часть плохих кредитов была зарезервирована. Мы должны знать, что банки собираются с ними делать дальше.
Еще одно важное задание – стратегия развития государственных банков. Ведь сейчас доля госбанков составляет более 50% от всей банковской системы. НБУ предоставил свои предложение Министерству финансов по этому поводу.
Директор департамента финансовой стабильности НБУ Виталий Ваврищук
Национальный банк в своем отчете выделяет 7 рисков для банковской системы: кредитный, достаточности капитала, ликвидности, юридический, валютный и риск прибыльности. С момента последнего отчета ухудшилось состояние только одного риска – юридического.
Мы получили ряд решений судебной системы, которые вызывают у нас удивление. Это решения и по неплатежеспособным банкам и решения, отрицающие право некоторых банков на взыскание залогов по определенным кредитам.
Нацбанк начал рассчитывать индекс финансового стресса для Украины. Этот индекс — попытка количественно оценить уровень кризисных явлений.
Последние полгода индекс снижался, сейчас он находится возле докризисных значений. Можно говорить о том, что мы давно прошли пик финансового кризиса.
Кроме юридических рисков, Нацбанк сильно обеспокоен состоянием дефицита текущего счета платежного баланса. По нашим прогнозам, он превысит $4 млрд в этом и следующем году. Необходимо увеличить потоки прямых инвестиций в страну, чтобы перекрыть этот дефицит и сберечь стабильность валютного рынка.
Внешние риски также снижаются: темпы роста мировой экономики увеличиваются, как и экономик — главных торговых партнеров Украины. Динамика цен на ключевых для Украины экспортных рынках вызывает некоторые опасения. Например, стоимость железной руды падает. Но Нацбанк и раньше закладывал это снижение цен в свои прогнозы.
Домохозяйства
Уровень долговой нагрузки на домохозяйства остается довольно низким, а уровень закредитованности физлиц – один из самых низких в регионе Центральной и Восточной Европы. Потому у этого направления есть большой потенциал.
Также в начале 2017 года изменилась тенденция сокращения реального дохода домохозяйств. Растет доля зарплаты в общей структуре доходов населения. Это в большей степени связано с повышением минимальной зарплаты.
Фондирование
Доля внутреннего фондирования продолжает расти. Доля депозитов физических и юридических лиц составляет уже 74% от всех пассивов. Внешнее фондирование при этом уменьшается, а валовый внешний долг банковского сектора сокращается последние 3 года.
По нашим прогнозам, банки в ближайшее время не будут возвращаться на внешние финансовые рынки и привлекать дополнительный долговой капитал. Более того, есть банки, которые пытаются выкупить свои еврооблигации, так как это финансирование обходится слишком дорого.
Объем привлеченного фондирования в валюте на внутреннем рынке уже превышает объемы такого фондирования с внешних рынков. То есть внутренний рынок обеспечивает финансирование как в гривне, так и в долларах и евро.
Но увеличение банками доли депозитов в общих пассивах несет и один риск. Большинство привлеченных депозитов – короткие. Это или текущие вклады, или депозиты до 1 месяца. Такая ситуация не слишком благоприятна для банковского сектора, так как делает его уязвимым в случае шоковых ситуаций.
Займы
Кредитование возобновляется. Но рост сконцентрирован преимущественно в потребительском сегменте. Около 50% кредитного портфеля физлиц состоит из гривневых займов. Если смотреть только на гривневые кредиты, то с начала года объем портфеля вырос на 6%. В основном, это кредиты на текущие нужды и карточные лимиты. Доля неработающих кредитов в общем объеме займов в национальной валюте — около 30%. В валютном портфеле таких 95% кредитов.
Объем займов, выданных юрлицам, практически не изменился с начала года. Но была тенденция к замещению валютных кредитов гривневыми.
В общем удельный вес неработающих кредитов по всей банковской системе составляет порядка 57%. Это значительно больше, чем в конце 2016 года. Основной фактор роста неработающих займов – признание ПриватБанком реального качества выданных кредитов.
Кроме того, Нацбанк изменил определение неработающих кредитов. По обновленной методике, заем считается неработающим в двух случаях: просрочка более 90 дней или если заемщик находится в неблагоприятном финансовом положении, а взыскание залога считается маловероятным.
Прибыль
Банки работают прибыльно в 2017 году. Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится до конца года. Но тут есть риски, связанные с госбанками, и в первую очередь — с ПриватБанком, которому, возможно, придется дополнительно формировать резервы. Это может нивелировать общий результат.
Чистая прибыль банков обеспечивается двумя факторами – ростом операционного дохода банков и сокращением отчислений в резервы под активные операции. При этом меняется структура чистого процентного дохода банковского сектора. Если посмотреть на докризисные показатели, то проценты по кредитам обеспечивали около 90% общих процентных доходов банковского сектора. В первом квартале эта доля уменьшилась до 70%.
Все большую часть доходов начинают обеспечивать купонные платежи по ОВГЗ. Это связано с капитализацией госбанков через механизм эмиссии облигаций. В госбанках платежи по купонам ОВГЗ занимают уже больше 40% операционного дохода.
Цена кризиса
Нацбанк оценил стоимость кризиса 2014-2016 годов. Мы подсчитали, что общие расходы бюджета на преодоление последствий кризиса составили около 14% ВВП. Большую часть этих расходов составляют затраты на национализацию и докапитализацию ПриватБанка и других госбанков, выплаты гарантированных вкладов ФГВФЛ, а также невозвращение рефинансирования, выданного Нацбанком.
Если в этот расчет включить потери частного сектора, то этот показатель намного больше – 38% от ВВП. В эту цифру, например, включается потеря депозитов юрлиц и физлиц сверх гарантированной суммы ФГВФЛ. Также сюда включается сумма, потраченная акционерами на докапитализацию банков.
Начальник управления макропруденциальных стратегий и исследований НБУ Евгений Дубогрыз
Украинские компании постепенно восстанавливают свою платежеспособность. Если в 2014 году средневзвешенный показатель прибыли EBITDA составлял всего 3%, то за три первых месяца 2016 года он вырос до 10%. Этого вполне хватает на процентные выплаты по кредитам. А некоторым большим компаниям даже хватает прибыли на погашения долгов, в том числе валютных, которые они взяли до кризиса.
В прошлом году мы увидели рост капитальных инвестиций предприятий. За весь 2016 год они выросли на 18%. А в первом квартале 2017 рост ускорился до 21% в годовом исчислении.
В Украине очень большая концентрация крупных заемщиков на уровне бизнес-групп. На 5 бизнес-групп в целом приходится 34% портфеля выданных банками корпоративных кредитов. На 20 бизнес-групп — 49%. Главный риск тут в том, что большинство украинских компаний неустойчивы и постоянно изменяют свою структуру.
Большинство кредитов бизнес-групп, которые брались на развитие бизнеса, приходится на несамостоятельные операционные компании. При этом качество кредитов бизнес-группам было очень плохим. На 20 бизнес-групп приходится 75% неработающих кредитов.
Обществу было очень интересно, что стало причиной докапитализации госбанков в начале года на 10,1 млрд грн. Основная потребность в капитале – убытки госбанков от банкротства 5 крупнейших бизнес-групп, имевших в этих банках кредиты. Эти компании у всех на слуху, вы все слышали имена их владельцев.
Для удобства «Минфин» публикует полный текст отчета о финансовой стабильности.
Алексей Рябуха
Коментарі - 3
Об этом говорится в третьем Отчете о финансовой стабильности Национального банка Украины (НБУ),
Как отмечается в отчете, после решения неотложных вопросов финансового сектора, в частности национализации „Приватбанка“, фокус программы МВФ смещается в сторону структурных реформ.
В частности, для получения следующего транша фонда Украина должен обеспечить реформу системы пенсионного обеспечения, сделать шаги к запуску рынка сельскохозяйственных земель, возобновить приватизацию государственных предприятий и усилить борьбу с коррупцией.
В НБУ подчеркивают, что актуальность программы МВФ остается высокой, несмотря на значительные среднесрочные риски, обусловленные существенными выплатами по государственному внешнему долгу с 2019 года.
»Значительные задержки с реализацией пакета реформ и потеря динамики сотрудничества с МВФ ограничит доступ государства на международные рынки капитала и сделает невозможным своевременное и полное обслуживание государственного внешнего долга. Это создаст риски новой волны девальвации гривни и потери международных резервов НБУ", – сказано в отчете.