Мінфін - Курси валют України

Встановити
31 травня 2017, 10:05

Фонд гарантирования о новой системе продаж активов, «воскресших» банках-банкротах и заемщиках «Михайловского»

Фонд гарантирования вкладов отчитался о результатах работы. Только в 2017 году ведомтсво успело вывести с рынка 6 банков. Всего за 2014-2017 годы у фонда был 91 подопечный. 87 из них сейчас находятся в стадии ликвидации.

За 2012-2017 гг Фонд выплатил вкладчикам банков-банкротов 87,12 млрд грн (на 1 мая 2017). Гарантированные возмещения получило 1,4 млн вкладчиков.  

На будущее у Фонда большие планы. Там больше не собираются тянуть канитель с реализацией активов банков. Продавать их станут скорее, но денег хотят выручить больше. Покупать активы банротов смогут, в том числе, и физические лица.

Ведомство продолжит войну с банками-зомби, которые массово оспаривают решения НБУ о своей неплатежеспособности. Последним резонансным решением такого рода стал вердикт служителей Фемиды по банку «Михайловский».

Вопреки прогнозам СМИ, которые рядили главу ФГВФЛ в руководители НБУ вместо Валерии Гонтаревой, Константин Ворушилин переезжать на Институтскую не собирается. После работы в Фонде он намерен вернуться в бизнес.

Об этом и многом другом представители Фонда рассказали прессе. «Минфин» выбрал главные тезисы выступлений.

Константин Ворушилин
Константин Ворушилин

Директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин

О карьере и кандидатах на роль главы НБУ: В мои планы не входит ни карьера госслужащего, ни политического деятеля. Как только я закончу здесь свою миссию, я вернусь обратно в бизнес. Должность главы НБУ пока занята, Валерия Гонтарева в отпуске. Президент со мной на эту тему не говорил.

Если спросят мое мнение, я поддержу кандидатуру Якова Смолия. Я считаю, что та спокойная компромиссная фигура, устроит и банковский, и политический, и финансовый рынок. Он может сохранить определенную преемственность и привнести что-то более системное в работу Национального банка.

О достижениях и провалах ФГВФЛ: По поводу того, что удалось ФГВФЛ, а что нет. Мы выполнили две глобальные задачи. Во-первых, мы запустили автоматизированную систему выплат вкладчикам. Теперь клиент сам выбирает, в каком из банков ему получать деньги. Так мы победили монополию, особенно в регионах. Банк-агент больше не сможет требовать от клиента, чтоб тот оставил деньги у него на депозите, вместо того, чтоб забрать выплату. 

Во-вторых – мы выстроили систему продаж активов через Prozzoro. Это убрало целый ряд спекуляций и возможность манипуляций с ценами на активы. Нас много упрекали в занижении стоимости активов. Поэтому мы будем начинать продажи не с оценочной, а с номинальной стоимости, и дальше идти вниз. Именно для этого мы до конца лета будем переходить на голландский тип аукциона: когда цена актива стартует с номинальной и падает до 1-5% (по поводу нижнего порога цены еще идут дискуссии). Убрали норму о том, что активы могут покупать только факторинговые компании. Их сможет купить

У нас также есть две невыполненные задачи. Первая – наладить четкую работу с правоохранителями по возврату активов, выведенных из банков-банкротов. Это огромнейшая проблема. Нам нужны постоянные следователи и прокуроры, которые будут заниматься только этими активами. Когда одни люди приходят, другие уходят, решить эту проблему невозможно.

Вторая задача – удешевление заимствований, сделанных нами у НБУ и Минфина. Сейчас мы платим  по ним 12% годовых. Но мы же не бизнес-структура.  Недавно было письмо из ГФС, которым нас проинформировали, что Министерство финансов предложило исключить нас из списка неприбыльных организаций. Я не знаю, где они нашли у нас прибыль. В этом году, если не будет больших штормов на финансовом рынке, надеюсь, мы не будем одалживать. За счет продажи активов и ранее привлеченных ресурсов мы рассчитываем закрыть наши потребности. Но не все зависит от нас, многое зависит от внешних факторов. 

О Диамантбанке: По созданию переходного банка решение пока не принято. Рассматривается экономическая целесообразность такого шага. Есть только один потенциальный инвестор – Таскомбанк, который претендует и на переходной банк, и на активы — пассивы Диамантбанка.

Господин Ходачук (экс-глава правления Диамантбанка — «Минфин») играет свою игру, не совсем понятную для меня. Верояно НБУ не позволит ни ему, ни акционерам создавать банк, поскольку считает, что их репутация испорчена. И их повышенная активность, в том числе и организация огромного количества писем от корпоративных клиентов в адрес Фонда, которые настаивают на создании переходного банка, результатов не даст. Тут есть нюансы. Создать такой банк, дать ему 500 млн грн из банка плюс еще 500 млн грн субординированного долга, чтобы  выплатить 1,2 млрд грн вкладчикам — это очень сомнительное мероприятие. Хочу сказать корпоративным клиентам Диаманта, что у них мало шансов. Если кредиторы 4 очереди еще на что-то могут рассчитывать, то на седьмую очередь, к которой относятся юрлица, активов не хватает.

Мы обратились в Таскомбанку пересмотреть изначальное предложение по Диамантбанку. Если новое предложение нас устроит, то будем принимать решение.

Исключение банков из ФГВФЛ: Мы обсуждали возможность лишать банки членства в ФГВФЛ за рисковую деятельность и присваивать им статус временного участника.  Но соответствующий законопроект завис в парламентском комитете. Какова будет его дальнейшая судьба, я не понимаю. Депутаты вносят туда изменения. В некоторых случаях наши предложения изменились концептуально. Так что сейчас мы находимся в процессе переформатирования наших предложений. Но мы намерены добиться введения дифференцированной ставки отчислений в Фонд для банков. Те, кто ведет рисковую политику и «пылесосит» депозиты, предлагая высокие ставки, должны платить больше.

Мы сейчас систематизируем работу с Бюро кредитных историй. И всех заемщиков, непогасивших кредиты, мы передадим в этом бюро. Это для того, чтобы «живые» банки могли понимать, кому можно давать кредит в будущем, а кому нет.

Директор департамента расследования противоправных действий ФГВФЛ Катерина Мысник:

Существует решение суда первой инстанции, которое признает якобы незаконной ликвидацию банка «Михайловский». Незаконным признано как постановление НБУ о неплатежеспособности «Михайловского», так и решение ФГВФЛ.

Мы призываем успокоиться и вкладчиков и заемщиков Михайловского. Фонд будет бороться до конца, дойдет до Верховного суда Украины. Думаю, мы победим.

Что касается заемщиков. Мы считаем, что компании «Фагор» и «Плеяда» совершают мошеннические действия, когда призывают их перечислять платежи по обслуживанию и погашению задолженности на их счета. Платежи по кредитам должны идти только на счета «Михайловского». Средства, которые пойдут в «Фагор» и «Плеяду», не будут признаны Фондом как погашение кредитной задолженности.

Мы уже подали апелляцию. Фонд активно способствует расследованию по уголовному производству, связанному с доведением «Михайловского» до банкротства. Трем лицам уже предъявлены подозрения в совершении преступления. Мы также подготовили до кументы и доказательства по еще восьми лицам, связанным с банком «Михайловский». Мы планируем привлечь их, в том числе и топ-менеджмент, к уголовной ответственности.

Фонд также провел комплексный анализ (forensic audit) «Михайловского». Им занималась компания, аккредитованная при ФГВФЛ, но не из «большой четверки». В рамках этого анализа мы заказали частное исследование, в результате которого будет вычислена сумма непосредственного ущерба и будет доказана связанность лиц, причастных к доведению банка до банкротства.

На сегодня ФГВФЛ выплатил вкладчикам «Михайловского» более 2 млрд грн, тогда как заемщики погасили около 8 млн грн.

Акционеры обанкротившихся банков добиваются признания недействительным решения НБУ о неплатежеспособности, чтобы реализовать схему вывода денег. Фонд выплачивает гарантированные суммы депозитов вкладчикам неплатежеспособных банков. Когда суд отменяет решение о неплатежеспособности банка, он забирает у ФГВФЛ возможность продавать его активы и возвращать деньги государству.

Заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Виктор Новиков

Иски акционеров, которые добиваются признания недействительной ликвидацию банков — это очень больная тема. Она уже вышла за рамки правовой проблемы. Сегодня вступили в силу решения судов по 10 банкам, которые отменяют постановления НБУ и ФГВФЛ о неплатежеспособности и выведении с рынка финучреждений. Эти 10 банков сейчас находятся вне правового поля. Мы не знаем, что происходит с их активами. И это при том, что они должны нам десятки миллиардов гривен, которые Фонд выплатил их вкладчикам.

Мы лоббируем проект закона, который даст ФГВФЛ полномочия продолжать ликвидацию банка даже в том случае, если суд признал решение НБУ о его неплатежеспособности незаконным. Этот документ нужно принять в ближайшее время. Это позволит нам бороться с выводом активов.

Ни один из акционеров, выигравших суд, не подал иск к НБУ, не потребовал возмещения убытков. Очевидно, речь все-таки идет о том, что когда банки получают решение суда и оказываются вне правового поля, они получают возможность дерибанить активы.

Ни один из акционеров этих банков также не подавал иск к ФГВФЛ о незаконности продажи активов и не требовал компенсировать их стоимость. Но, думаю, таких исков просто не может быть. Ведь Фонд действовал в рамках закона и в рамках своих полномочий. Наши решения на тот момент – до принятия решения судом — были правомерными. Их вряд ли можно оспорить. А вот вопросы к НБУ о компенсации убытков из-за незаконной ликвидации могут возникнуть.

Сейчас в Верховном суде находятся дела по 5 банкам, в том числе Укринбанку и банку «Капитал». Рассмотрение их дел постоянно откладывается. Есть надежда, что Верховный суд все-таки вынесет справедливое решение.

Заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Светлана Рекрут

Основная цель, которая сейчас стоит перед ФГВФЛ – максимизировать финансовые потоки от продажи и управления активами. Нам это необходимо, чтобы рассчитаться с вкладчиками и кредиторами. Большинство банков, переданных Фонду, ликвидируются уже два года. Потому нам важно быстро, прозрачно и эффективно реализовать их активы.

В данный момент, до того как активы банков выставляются на продажу, проходит 7-8 месяцев. За это время происходит разное: заемщики объявляют о банкротстве, выводятся залоги и теряется ликвидность.

Чтобы этого избежать, мы решили отказаться от определения минимальной цены активов и выставлять их на продажу по номинальной стоимости. Это позволит сэкономить, минимум, 5 месяцев.

Уже действует пилотный проект, в котором принимает участие около 80 банков. Они выставляют свои активы на продажу за 100% цены, не устанавливая минимальной. Это позволяет рынку самому определять рыночную стоимость актива, а также экономит время Фонда на утверждение минимальной цены.

Фонд готов продать активы в розницу через Prozzorosale по следующей схеме:  начинаем со 100% стоимости и торгуем, пока цена не упадет до 30%. Все что не продалось до этого уровня – уходит в пул. Дальше этот пул уходит инвестору.

С помощью этой процедуры мы хотим дать четкие правила рынку, помочь развить украинский рынок плохих кредитов (NPL) и привлечь иностранных инвесторов.

Мы понимаем, что не все активы удастся реализовать сразу, и нам придется ими  управлять. А потому мы открываем еще одно направление, которое будет заниматься максимизацией денежных потоков и минимизацией обесценивания активов.

Также мы работаем над запуском нового типа аукционов – голландского. Он дает возможность понижения стоимости актива в рамках одного торгового дня до конечной продажи.

Начальник отдела организации и мониторинга процессов департамента консолидированной продажи активов Илья Михайлов

Принцип работы голландского аукциона: торги стартуют с номинальной стоимости актива. В течение торговой сессии, которая будет длиться один день, через равные промежутки времени цена будет автоматически снижаться до определенного уровня. Любой заинтересованный участник, который пройдет регистрацию и уплатит гарантийный взнос, на любом этапе сможет нажить кнопку и купить актив.

Сейчас этот алгоритм находится на стадии разработки нормативной базы. Со всеми участниками он обговорен и они готовятся к его запуску.

Коментарі - 1

+
0
09104
09104
5 червня 2017, 23:12
#
Разговоров много а вот решение назревших вопросов зависло в воздухе. Вкладчики не у дел.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися