Украинских налогоплательщиков готовят к новой порции изменений в налоговом законодательстве. Большинство из них уже озвучено в обновленном тексте меморандума между Украиной и МВФ, который был обнародован в начале апреля. Какие сюрпризы может преподнести очередная налоговая реформа, в своем блоге на НВ написала управляющий партнер ICF Legal Service Наталья Ульянова. «Минфин» сократил.
Как Кабмин перекроит налоговую систему
Налогов много не бывает
Одно из обещаний украинских властей, данных МВФ — воздерживаться от существенного «урезания» налогов, введения льготного налогообложения и схем амнистирования.
Под «амнистированием», скорее всего, следует понимать разовое декларирование, внедрение которого планировалось еще в 2016 году. Судя по тому, что шум вокруг этой идеи давно затих, тотальное «обнажение» доходов и активов (зарубежных в том числе) налогоплательщикам пока что не грозит.
В то же время, обязательство сохранять неизменный «ассортимент» налогов и сборов идет вразрез с озвученными еще в 2015-2016 годах планами правительства по либерализации налоговой системы.
Единственное, на что можно рассчитывать, так это на возможное слияние налога на доходы физлиц и единого соцвзноса. До мая парламент должен рассмотреть законопроекты, которые касаются гармонизации учета платежей по НДФЛ и ЕСВ, что станет большим шагом в направлении их объединения.
Опять за старое
Плательщикам единого налога тоже не особо повезло: украинские власти намерены с 1 января 2018 года усилить требования к режиму упрощенного налогообложения. Что стоит за этим многозначительным обещанием, сказать пока что сложно. Хотя сценарии демонтажа единого налога уже не раз обсуждались в стенах Минфина. Например, оставить «упрощенку» только для микробизнеса, годовой оборот которого не выходит за рамки 300-500 тыс грн, либо ввести мораторий на использование единого налога юридическими лицами. Также не исключено, что единый налог запретят применять в отдельных сферах и видах бизнеса: туристическом, отельном и т.д.
ГФС: Перезагрузка
Не менее грандиозные амбиции у властей и в отношении реформы Государственной фискальной службы. Уже к концу июня будет завершен аудит баз данных ГФС для их последующей передачи в администрирование Министерству финансов. В целом курс взят на усиление IT-потенциала ГФС и развитие онлайн-сервисов. Например, до конца 2017 года 2/3 деклараций и отчетов будет подаваться в электронном виде.
В эту же стратегию вписывается слияние налоговой и таможенной служб в единое юридическое лицо и сокращение в течение 2017 года таможенных пропускных пунктов минимум в 3 раза.
Перечисленные меры должны усилить эффективность ГФС и полностью превратить ее в структуру по сбору и администрированию налогов.
Но это не означает, что фискалы не получат контрольно-ревизионных полномочий. Во-первых, уже с января 2017 года ГФС имеет полное право проводить аудит малых и средних налогоплательщиков. В том числе, адресные проверки компаний с целью выявления незадекларированных (не оформленных официально) сотрудников. Во-вторых, в структуре фискальной службы будет сформирован новый аналитический отдел, который займется выявлением налогоплательщиков с повышенным уровнем риска.
Плюс ко всему, до конца года парламент должен утвердить законопроект, нормы которого предусматривают введение косвенных методов проверки. В итоге сбудется давняя мечта Кабмина: налоговики наконец-то смогут контролировать доходы налогоплательщиков по их расходам.
По второму кругу
Впрочем, некоторые элементы налоговой реформы остались за пределами меморандума. А это означает, что они не входят в число приоритетных задач правительства. Прежде всего, речь о налоге на выведенный капитал, который должен заменить коррупционный и угнетающий бизнес налог на прибыль. Но о нем в договоренностях с МВФ – ни слова.
В прошлом году инициативная группа не смогла добиться, чтобы налог на выведенный капитал был включен в пакет поправок к Налоговому кодексу, и работу над ним было решено продолжить уже в 2017 году. Причем к разработке нового законопроекта присоединился Минфин. Но пока очевидно, что до лета он вряд ли будет проголосован. Поэтому надежды бизнеса получить новую справедливую систему налогообложения прибыли хотя бы с 2018 года, все призрачнее.
Обходят стороной власти и проблемы в администрировании НДС. А ведь там далеко не все так гладко, как пытаются рассказывать представители Минфина. Например, с 1 апреля запущен новый публичный реестр возмещения НДС, а вместе с ним начато тестирование механизма блокировки НДС-накладных. Но бизнес сразу же предъявил и к реестру, и к механизму остановки накладных претензии. И вполне обоснованно. Например, возмещение НДС как и ранее проводится не автоматически, а в ручном режиме, так как ГФС оставляет за собой право проверять заявки на возврат НДС и принимать решение в одностороннем порядке. А для механизма блокировки до сих пор не прописаны критерии, на основании которых будет происходить приостановка накладных. И пока эти критерии не утвердит Минфин, делать какие-либо выводы в отношении нового механизма совершенно бессмысленно.
Точку ставить рано
Эффект от грядущих изменений спрогнозировать очень сложно. Ведь за планами повысить «справедливость налогообложения» скрывается немало рисков как для бизнеса, так и физлиц. Ключевая опасность в том, что новации в администрировании и реструктуризация ГФС вместо либерализации могут обернуться еще большим ухудшением налогового климата. И самое печальное, что в МВФ с этим, похоже, согласны.
Коментарі - 10