Мінфін - Курси валют України

Встановити
25 квітня 2017, 9:10

Александр Залетов: Вместо аудиторских отчетов страховщики подают регулятору «макулатуру»

«Чистка» на банковском рынке подходит к концу, а вот на страховом рынке она, по сути, даже не начиналась. Любой банковский клиент, зайдя на сайт НБУ, может посмотреть на финансовые показатели каждого из финучреждений.

Нацфинуслуг отчетность страховщиков держит в секрете — мол, обнародовать их у регулятора нет полномочий. Сами же компании раскрывать информацию не желают.

«Минфин» сам убедился в этом, когда составлял традиционный рэнкинг страховых компаний. Редакция отправила запросы более чем 50 страховщикам, которые имеют на рынке репутацию якобы «прозрачных» и публичных. Но данные о своих финансовых показателях предоставило всего 14. Некоторые компании отделались пустыми отговорками, но большинство — просто проигнорировало многочисленные запросы «Минфина».

Не лучше обстоят дела и с прозрачностью структуры собственности страховых компаний. Например, Нацбанк без церемоний вывел с рынка всех подопечных, которые не захотели раскрывать информацию о владельцах. В страховании ситуация другая. Кому на самом деле принадлежат компании, зачастую не знает и сам регулятор. Что уж говорить об их клиентах. Поэтому, когда страховщики «исчезают», не заплатив по обязательствам, счета и иски предъявлять некому.

Страховщики обязаны публиковать финансовую отчетность и информацию об акционерах на своих сайтах. Но это делают далеко не все участники рынка. «К тому же, часто между публикуемыми данными и реальностью практически нет никакой связи. Взять, например, ТОП-10 компаний по собранным премиям и выплаченным страховым возмещениям. Потребителю такие СК внушают доверие. Однако несколько страховщиков из этого списка как раз и являются лидерами по количеству жалоб клиентов», — отмечает Юрий Чунихин, председатель правления ОС «Украинский страховой омбудсмен».

О том, когда страховой рынок станет действительно прозрачным, и что намерен предпринять регулятор, чтобы навести на нем порядок, «Минфину» рассказал член Национальной комиссии по регулированию рынков финуслуг (Нацкомфинуслуг) Александр Залетов.

Что мешает Нацкомфинуслуг публиковать финансовую отчетность страховых компаний? Не в целом по рынку, а по каждой СК, как это, например, уже давно делает НБУ по банкам?

У нас нет таких полномочий. В страховом законодательстве, в отличие от банковского, отсутствует прямая норма, которая обязывала бы Нацкомфинуслуг публиковать отчетность в разрезе каждой страховой компании. Мы работаем над решением проблемы. Комиссия инициировала внесение изменений в Положение о данных, которые подлежат обнародованию (утверждено постановлением правительства от 21 октября 2015 № 835). Проект этого документа был опубликован на сайте Нацкомфинуслуг еще 22 июля 2016 г. Он предлагает дать регулятору полномочия обнародовать отчетность по каждому небанковскому финансовому учреждению. В частности, данные о его обязательствах, активах, капитале, информацию о финансовых результатах деятельности, объеме предоставленных финансовых услуг.

Сейчас документ находится на согласовании в министерствах и ведомствах. Если он будет принят, информация о любом страховщике станет доступной потребителям. Она будет публиковаться регулярно на официальном веб-сайте Нацкомфинуслуг.

Это долгая история. А до того времени клиентам СК придется выбирать компанию вслепую?

Не совсем так. Год назад Нацкомфинуслуг утвердила Положение о раскрытии финучреждениями информации в общедоступной информационной базе данных и изменения в Положение о госреестре финучреждений. Согласно этим документам, с 7 сентября 2016 года компании должны разместить на своих веб-сайтах информацию о себе за три последних года. В частности, опубликовать сведения о всех лицензиях и разрешениях СК, владельцах существенного участия (в том числе лицах, осуществляющих контроль за страховщиком), членах набсовета, годовую финансовую и консолидированную отчетность и ряд других данных. Правда, далеко не все компании выполнили такое требование. По нашим данным, 20 страховщиков не имеют даже веб-сайта или веб-страницы в интернете.

Насколько данные, которые фигурируют в отчетности, соответствуют реальному положению дел в страховых компаниях?

Это и есть главная проблема. За 2016 год, по сравнению с 2015, количество страховых компаний уменьшилось на 51, а по сравнению с 2014 г. — на 72. На конец прошлого года на рынке оставалось 310 страховщиков, в том числе 39 — по страхованию жизни.

Но нельзя сказать, что у тех, кто остался на рынке, все в порядке. Нарушений очень много. Норматив достаточности активов на конец 2016 года не соблюдали 29 страховщиков, норматив диверсификации активов – 21. Недостаточность чистых активов выявлена у 8 компаний, а еще у 4 — фактический запас платежеспособности меньше нормативного.

Около 55% активов страховых компаний — а это свыше 30 млрд гривен — низколиквидны и имеют крайне низкий уровень доходности, надежности и диверсификации. Например, 8 млрд грн активов страховщики вложили в акции. Но из них нормативу диверсификации соответствует всего 1%. Поэтому только этот 1% мы позволили компаниям включать в резервы (резервы предназначаются для будущих выплат страхователям — «Минфин»). На данный момент акции в резервах СК составляют 86 млн гривен, тогда как еще год назад этот показатель достигал 9 млрд грн.

С корпоративными облигациями ситуация чуть лучше: из 854 млн грн вложений в этот актив нормативу диверсификации соответствует 41%.

Значительную часть активов страховщиков составляют сомнительные активы, такие как векселя, корпоративные права в «пустые» предприятия. Компании увлекаются предоставлением финансовой помощи друг другу, чтобы подтянуть показатели на отчетную дату. Все это приводит к тому, что в конечном итоге платежеспособность страховщиков остается слабой. Они нарушают условия договоров, задерживают выплаты клиентам или платят меньше положенной суммы.

То есть компания может показывать и регулятору, и клиентам превосходную отчетность, а на самом деле быть «пустышкой»?

Так и есть. Страховщик может щеголять «раздутыми» активами, 90% которых будет состоять из «мусорных» ценных бумаг и неликвидных активов. Например, перед аннулированием лицензии страховой компании «Арго», ее «баланс» составлял 947 млн. грн., а у СК «Орли» – 767 млн. грн.

Компания может показывать миллиардный объем платежей, большая часть которых — просто «прогонка» денег в рамках схем налоговой оптимизации. Это будет только вводить клиентов в заблуждение. Именно поэтому эффективность публикации данных в настоящее время крайне низка. Этим цифрам нельзя верить. Сначала надо не только оздоровить рынок, но и ввести новую отчетность, а также повысить требования к аудиторским заключениям.

Банки — яркий тому пример. Нацбанк публиковал отчетность подопечных на протяжении многих лет. Рынок казался очень прозрачным. Но в итоге мы получили почти девять десятков неплатежеспособных финучреждений. У многих из тех, кто уже выведен с рынка, цифры выглядели блестяще. А потом, например, у Привата — крупнейшего банка страны — оказалась дыра в капитале в 150 млрд грн, и почти 100% корпоративного кредитного портфеля — кредиты связанным лицам.

Как вы добьетесь, чтобы страховщики показывали реальные цифры?

Ситуация уже сейчас гораздо лучше, чем была, например, 2 года назад. Мы обязали компании соблюдать т.н. норматив низкорисковых активов. Теперь около 11 млрд грн они держат на банковских депозитах. И мы уверены, что более чем 90% этих средств размещены в действительно надежных банках. Два года назад этот процент составлял всего 30-40%. Сегодня из 26 млрд активов страховых компаний 10 млрд находится в госсекторе — 5 млрд грн вложены в ОВГЗ, еще 5 млрд — на депозитах в государственных банках.

Мы видим позитивный тренд и знаем, что делать дальше. Во-первых, комиссия намерена продлить действие норматива низкорисковых активов еще на 2 года и скорректировать этот показатель. В компаниях по страхованию жизни размер низкорисковых активов должен будет составлять не менее 40% страховых резервов. Для рисковых страховщиков, которые занимаются только добровольными видами страхования, норматив составит 20%. А для рисковых СК, которые осуществляют хотя бы один вид обязательного страхования, например, продают автогражданку, — не менее 40% страховых резервов.

Во-вторых, Нацфинуслуг подготовил и обнародовал проект, который обязывает компании подтверждать их платежеспособность и качество активов. Мы предлагаем исключить из категории приемлемых активы, обремененные обязательствами, учитываемые на внебалансовых счетах (залог, гарантии, обязательства и т.д.); зарегистрированные и/или находящиеся на временно оккупированной территории Украины; права требования к физическим и юридическим лицам, к которым были применены санкции по решению СНБО, и ряд других. Мы также хотим, чтобы страховщики формировали «подушку безопасности». Для рисковых компаний ее объем должен будет составить 30 млн гривен, для страховщиков жизни — 45 млн грн. Это необходимо, чтобы они могли в любой ситуации выполнить обязательства перед клиентами. Да, этот документ очень непростой. Сейчас мы ведем дискуссию с рынком.

Еще один пласт проблем — аудит отчетности. Нацфинуслуг провел ревизию аудиторских отчетов страховщиков за 2015-2016 гг. Это просто макулатура. Большинство СК заказывает аудиторам 2 отчета. Один, реальный — для акционеров. Другой — для регулятора. И цифры в нем уже совсем иные.

Мы хотим внести изменения в законодательство. Например, обязать аудиторов подтверждать соблюдение страховщиком нормативов достаточности и диверсификации активов в течение отчетного года согласно требованиям, установленным Нацкомфинуслуг. Аудиторам придется оценивать — способна компания или нет в течение отчетного года выполнять принятые страховые и перестраховочные обязательства с учетом удельного веса просроченной кредиторской и дебиторской задолженности по таким обязательствам в структуре страхового портфеля. Аудиторы также должны будут информировать Нацкомфинуслуг о существенных операциях с активами, которые компании проводили в течение отчетного года, и которые были следствием невыполнения СК финансовых нормативов более чем на 10%. Эти и ряд других требований позволят нам увидеть реальную картину на рынке.

Какое влияние будет иметь введение новых требований к активам и платежеспособности? Есть мнение, что из-за этого с рынка может уйти более сотни компаний?

Давайте посмотрим, какие у нас есть компании в принципе. Например, есть группа из 155 страховщиков (а это 50% рынка) которые получили в 2016 году страховых платежей 5,5 млрд грн., а выплатили клиентам возмещения — всего на 25 млн грн. То есть уровень выплат в этой группе составил 0,5%!.. При этом из них около 100 компаний вообще не осуществляли страховые выплаты в минувшем году. В классическом страховании такого быть не может.

Из группы более активных игроков одна треть компаний (43 СК) уже выполняет требования, прописанные в проекте. А для остальных будет установлен переходный период.

Насколько прозрачны компании для регулятора с точки зрения их структуры собственности? Знает ли комиссия всех конечных бенефициаров страховщиков?

Сейчас процедура согласования регулятором приобретения существенного участия в страховых компаниях — по сути, формальность. Владельцы такого участия обращаются в Нацкомфинуслуг очень часто пост-фактум, уже после того, как совершается сделка. И даже если регулятор ее не согласовывает, это никак не мешает компании работать. А нежелательный собственник может управлять ею через т.н. «уполномоченного представителя». Никакие штрафные санкции на этот случай не предусмотрены. Процесс согласования иногда растягивается и на несколько лет.

Чтобы это изменить, нужно вносить поправки в закон о финансовых услугах — соответствующий проект уже готов. Мы хотим поменять модель, чтобы покупатель обращался в Нацкомфинуслуг за разрешением и предоставлял нам все документы не после сделки, а за 3 месяца до предполагаемой покупки. В этом случае регулятор будет проверять наличие у него средств и их происхождение.

Если будет работать такая система, акционерам компаний-банкротов будет сложней избегать ответственности. Например, владельцы скандальной СК «Гарант-Лайф» тихо продали компанию без согласования с Нацфинуслуг. Ее просто переоформили на неизвестных физлиц. В итоге у компании не осталось конечного бенефициара. Затем она просто исчезла, и теперь спрашивать не с кого.

Коментарі - 7

+
+49
vchern
vchern
25 квітня 2017, 11:36
#
Основная проблема в логике — клиент не должен выбирать-оценивать СК, копаясь в отчетах, финансах, аудитах и прочее. Задача ГОСУДАРСТВА — сделать все СК одинаково безопасными с финансовой точки зрения для потребителя, а клиент выбирать должен только по удобству работы, качеству продукта, клиенториентированности и цене.
Попытки переложить на неподготовленного в юриспруденции и финансах простого человека ответственность за выбор финансовоустойчивой СК — анисоциальна, в корне неверна и противоречит целям и задачам государственного надзора.
+
+49
Тетяна Делл
Тетяна Делл
25 квітня 2017, 12:03
#
Вы абсолютно правы, Вячеслав) Но ДОСТОВЕРНАЯ информация о компаниях все-таки должна публиковаться регулярно. А клиенты сами решат, копаться в ней или нет. Вы согласны?
+
0
vchern
vchern
25 квітня 2017, 15:11
#
Могу сказать, что мы начинаем скатываться в софистику.
Да, есть неявное ощущение, что чем больше информации, тем лучше. Нет, не лучше. Если хотим «похоронить» важную информацию, то нужно устроить «бумажную бурю» и она утонет в ворохе информационного мусора. Любая СК может завалить клиентов информацией, также как любой производитель может к каждой пачке масла давать целый проспект с описанием формул химпроцессов и фотографиями молоковозов. Но ЗАЧЕМ? Контролем за безопасностью любого продукта должно быть озабочено ГОСУДАРСТВО, а мы как потребители должны точно знать, что купленное в официальной торговой точке официально произведенное масло ТОЧНО БУДЕТ БЕЗОПАСНЫМ. Потом уже потребитель будет выбирать вкус, жирность, цвет упаковки, бренд и прочее, но государство обеспечивает то, что продукт можно потреблять без опасности.
Аналогично и в других отраслях — все производители, СК, банки… могут быть «неодинаково полезны», но они должны быть точно неопасны для клиента.
Именно поэтому вся информация должна быть — и она полностью есть — у Надзора, а жалобы, что они не то или не там читают — в пользу бедных. Пусть изменяют форму отчетности, если хотят. Что, большая проблема расширить приложение по активам, сделав в нем 90 строчек с контролем ситуации по движению активам хоть за каждый день отчетного квартала? Полномочий у них для этого хватает.
Нет, они хотят приходить на проверки, иметь инструмент «влияния», пользоваться нормативкой еще времен«злочинной влади»…
+
+13
CMa
CMa
25 квітня 2017, 12:05
#
Бред,
как Вы это себе представляете, то что вы описали это контроль, чтобы сделать СК безопасной с финансовой точки зрения государство должно туда ввести свою администрацию и само принимать управленческие решения
если Вы живете в современном обществе и пользуетесь его благами (и берете на себя ответственность) то будь-те добры быть на уровне этого общества, финансовая грамотность не отличается по сути от обычной грамотности, Вы же требуете чтобы государство решало за людей не умеющих читать, что им покупать в аптеке например.
Не разбираетесь вообще, нанимайте консультанта

Проблема в статье, не в том что СК не надежны, а в том что они искривляют данные своей фин отчетности, так что знаете Вы или нет финансы, это не имеет никакого значения
+
0
vchern
vchern
25 квітня 2017, 15:16
#
Рад, что вас зацепила эта тема.
Хорошо бы поменьше категоричности, если не понимаете, как работает система, в том числе контроля за СК и ее отчетностью. Есть всего несколько мест в отчетности, где можно «схимичить» и они очень легко перекрываются. Кстати, сейчас как раз мы заканчиваем согласовывать с Нацкомфинуслуг некоторые такие изменения, о которых последние 5-6 лет им говорят все специалисты. Хорошо, что хоть этот состав Комиссии готов идти на внедрение прогрессивных изменений не просто точечно, а системно. Именно поэтому нельзя сейчас менять Надзор, разваливать Нацкомфинуслуг, так как это на 1-2 года отбросит все разработки назад, а рынок станет нерегулируемым и мы увидим тогда много неприятных «сюрпризов», как это было при прошлой «реорганизации» Госфинуслуг/Нацкомфинуслуг.
+
+13
CMa
CMa
25 квітня 2017, 15:25
#
Я не утверждаю что нужно менять надзор, я утверждаю что не функция государства делать СК надежными, функции государства заставлять раскрывать информацию об их надежности, а дальше уже каждый решает устраивает их эта надежность или нет
Вы же утверждаете что государство должно гарантировать финансовую стабильность, как это сделать? Компании разоряются даже в Шататах или Европе
+
+13
vchern
vchern
25 квітня 2017, 17:12
#
Возможно, я недостаточно четко донес мысль.
Государство ОБЯЗАНО обеспечить выполнение установленных государством нормативов — от мыла и до платежеспособности. Разорение возможно, но оно не должно быть связано с тем, что государство не контролирует компании. Могут быть вещи, которые невозможно проконтролировать — умысел или мошенничество руководства/собственника, но тогда это — уголовное преступление, а не простое нарушение. И с этим МВД, Прокуратура и СБУ должны разбираться. Ловить и наказывать. Но точно — не Нацкомфинуслуг.
Бывают ошибки в расчетах, упущения, но именно для этого и создаются национальными надзорами механизмы передачи портфелей, мягкого вывода с рынка компаний, чтобы клиенты минимально пострадали. И потом это анализируется, делаются выводы и корректируются общие методики. Так работает мир. А не жалуется, что народ не тот, компании не те, Кабмин или ГРС не дают делать так, как делали 10 или 15 лет назад.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися