Министерство финансов, общественность и бизнес разработали антикоррупционную налоговую реформу. Она не понравилась ни главе Государственной фискальной службы (ГФС), ни председателю профильного парламентского комитета. В результате правительство одобрило реформу без большинства антикоррупционных инициатив (законопроекты 5368 и 5369). Какие «прорехи» остались в итоговом документе, написал в колонке на «Экономической правде» заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий. «Минфин» отредактировал.
Прорехи налоговой реформы
Единый счет для уплаты налогов — перспектива-2019
При уплате налогов предприниматели сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, все налоги нужно уплачивать на разные счета. Во-вторых, если предпринимательская деятельность ведется по всей Украине, нужно подавать отчетность в районные налоговые.
Избавиться от бюрократической рутины можно с помощью единого счета для уплаты налогов. На нем должны аккумулироваться все деньги, а государство будет само распределять налоги между бюджетами. Такая идея не понравилась сторонникам президента. Норму изъяли из проекта реформы. К ее рассмотрению вернутся в 2019 году.
Информационные базы останутся у ГФС?
Вся налоговая информация сохраняется в базах данных, которые принадлежат ГФС. В 2016 году пресса не раз писала о неправомерном вмешательстве фискалов в эти базы. Чтобы пресечь коррупционные злоупотребления, право собственности на эти базы предлагали передать Минфину. Но зарегистрированный законопроект предусматривает, что министерство будет только администрировать базы. Кто будет их собственником — неизвестно.
Электронные договоры — в силе
Каждое предприятие – плательщик НДС обязано подавать электронную отчетность и регистрировать налоговые накладные, которые составляются при совершении большинства хозяйственных операций. Для этого предприятие должно заключить с ГФС соглашение о признании электронных документов.
Наличие такого договора — лишнее звено. Оно создает условия для давления на предпринимателей. В изначальной редакции реформы не было упоминания о существовании такого договора. Теперь оно есть. Значит, предприниматели продолжат заключать электронные договоры с ГФС.
«Зеленый свет» фиктивным операциям
В 2016 году государство столкнулось с ситуацией, когда фиктивные предприятия регистрировали налоговые накладные по нереальным операциям. ГФС может отслеживать такие операции в информационных базах на этапе их регистрации, но не может их пресекать. Для этого нет законодательных оснований.
Минфин прописал механизм остановки регистрации подозрительных налоговых накладных с временным блокированием средств по таким операциям на 5 дней. Чтобы продлить этот срок, ГФС должна обращаться в суд.
Итоговый документ налоговой реформы позволяет фиктивным предпринимателям обходить эти преграды, поскольку блокирование средств применяться больше не будет. Кроме того, реформа предполагает, что доказывать неправомерность действий ГФС обязан сам налогоплательщик.
Контролерам развяжут руки
Первоначальный проект реформы предлагал позволить бизнесу не допускать ГФС к проведению проверок без должных оснований. Эту норму исключили из документа.
Бюджет не увидит земельный налог
Часто предприятия, купившие недвижимость, долго не оформляют право собственности или право пользования участком, на котором она находится. Это позволяет им не платить земельный налог или арендную плату. Реформа пресекала такие злоупотребления. Проект обязывал предприятия платить налог с момента получения права собственности на помещение. Этой нормы нет в итоговом документе.
Крупных налогоплательщиков станет меньше
Крупные плательщики налогов — это большие предприятия, которые платят в бюджет не менее 12 млн гривен налогов. Их годовой доход составляет от 500 млн гривен. Они обеспечивают 75% всех налоговых поступлений и учитываются в офисе крупных плательщиков ДФС. В таком офисе работают самые квалифицированные кадры.
Зарегистрированная редакция налоговой реформы повышает порог отнесения фирм к крупным налогоплательщикам. Количество уплаченных налогов увеличен до 20 млн гривен, годовой доход — до 1 млрд гривен.
Часть крупных налогоплательщиков снова будет учитываться в местных налоговых. Контролировать их будет менее квалифицированный персонал. Минимизировать налоги станет легче.
Коментарі