Изобретение ученых из канадской компании Thoth Technologies позволит достичь стратосферы необычным способом. Проект представляет собой башню из герметичных сегментов высотой в 20 километров, сообщают Подробности со ссылкой на американское научно-техническое издание cnet.com.
10 серпня 2015, 11:02
Канадцы изобрели 20-километровый лифт в космос
На верхушке башни можно будет соорудить стартовую площадку для выхода в космос.
«Астронавты будут подниматься на 20 километров в электрическом лифте. С вершины башни космические аппараты будут выходить на орбиту на единственной ступени, возвращаясь к вершине башни для заправки и погрузки», — заявил изобретатель башни.
В отличие от запуска с площадки, близкой к уровню моря, достижение орбиты с верхушки такой башни будет больше похоже на взлет самолета.
Джерело:
Мінфін
Коментарі - 27
Я так могу легко превзойти канадцев и прямо сейчас изобрести 30ти километровую башню.
А завтра 40ка километровую!
Дайте шанс канадским учёным!
Название статьи вводит в заблуждение, если быть точнее они зарегистрировали патент. Смысл как и в других патентах, дескать будут в будущем супер-пупер материалы из которых можно будет построить наше чудо.
Патентов таких — пруд-пруди, лифты на основе троса, солнечные паруса, дирижабли и т.п. Только на сегодняшний время ни один не может быть воплощен в реальность.
Основная сложность-то не в том, чтобы набрать высоту, а в том, чтобы набрать достаточную горизонтальную скорость. Для запуска спутника на низкую околоземную орбиту (300 км) с уровня моря требуется порядка ~8500 м/с delta-v, и из них на преодоление гравитации уйдет где-то 750, а на аэродинамические потери — всего 50. Остальные 7700 м/с — чисто горизонтальная скорость.
Запуская ракету не с уровня моря, а с высоты в 20 км, мы сэкономим на аэродинамических и совсем чуть-чуть на гравитационных потерях. Требуемая горизонтальная скорость все равно не изменится, и ракета нужна будет с запасом delta-v не в 8500, а в 8400 м/с.
Разница практически никакая, в любом случае потребуется три ступени и сотни тонн топлива, «одноступенчатый самолет» — это сказки.
Я в свое время проводил приблизительные расчеты. Часть данных с обработки по плотности атмосферы:
Если ВысотаСтарта = 5 Тогда
ПлотностьАтмосферы = 0.736;
ИначеЕсли ВысотаСтарта = 8 тогда
ПлотностьАтмосферы = 0.526;
ИначеЕсли ВысотаСтарта = 10 тогда
ПлотностьАтмосферы = 0.414;
ИначеЕсли ВысотаСтарта = 20 тогда
ПлотностьАтмосферы = 0.089;
ИначеЕсли ВысотаСтарта = 50 тогда
ПлотностьАтмосферы = 1.027/1000;
КонецЕсли;
Как видим плотность атмосферы на высоте 5 км — 0.736, а на высоте 20 км 0,089. То есть в 8 раз! К сожалению нет данных на нулевой высоте. Но там плотность ещё выше.
Экономия топлива в среде в 8 раз менее плотной будет пропорционально больше.
Вы правы только в плане незначительности изменения гравитационного поля.
Даже если бы атмосферы не было вовсе, разница в необходимой скорости бы все равно составила единицы процентов.
Согласно моим расчетам на высоте 5 км и скорости в 200 м/с при приблизительных данных о высоте ракеты, радиусе конуса обтекателя и его высоте сила сопротевления среды составляет 1280105, при такой же скорости (если допустить что она не меняется) — сила на высоте 10 км составила бы 720059, на 20 км — 154795. То есть в 8,26 раза.
Это не околоорбитальная скорость, а примерный общий запас delta-v в ракете. Разумеется, ракеты не стартуют с такой скоростью, это абсурд.
Данные я брал отсюда:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Формула_Циолковского
>Аэродинамические потери, м/c: 46
Ну, сэкономили вы 90% от этих 46 метров в секунду, и что это вам дало? Добавим сюда еще ~50 м/с за счет высоты, но это ничтожный выигрыш по сравнению с требующейся общей delta-v в 8-9 километров в секунду.
То что приведено в вашей таблице отражает высоты как минимум выше 40 км (да ракета была другой однако достижение скорости в 2394 м/с на высоте 0-20 км нереально). Так как на высоте 40 км коэффициент аэродинамического сопротивления крайне мал, то и потери скорости незначительные что и показывает таблица приведенная вами.
Нет, не так. В таблице приведены суммарные аэродинамические потери за всю продолжительность полета, с самого стартового стола и до прекращения работы двигателя третьей ступени, 0 метров и до выхода на траекторию к Луне. Они действительно настолько малы, ну не страдают ракеты от плохой аэродинамики.
Даже если убрать всю атмосферу полностью, серьезно от этого не выиграть. Если перенести старт на высоту в 20 км, выигрыш будет еще меньше.
Так как длина участка согласно пиковой набранной скорости была минимум 40-50 км то использовать данные этой таблицы не разумно так как плотность атмосферы резко меняется с высотой (5 км — 0.736, а 50км — 0,001027). То есть фактически аэродинамические потери скорости на высоте 5 км могли быть 400 м/с, а на высоте 50 км уже, допустим, 5 м/с.
Итого за весь участок (учитывая не прямолинейность изменения плотности атмосферы) в таблице и вышли на среднее значение потери скорости. ПОДЧЕРКИВАЮ это СРЕДНИЕ значение НА ВСЕМ УЧАСТКЕ.
Грубо говоря, это то, насколько бы быстро двигалась ракета на конечном участке траектории, если бы мы полностью исключили атмосферное сопротивление. Вся атмосфера на всем своем протяжении замедляет ракету настолько, что она в конечной точке летит на 46 м/с медленнее, чем в случае без атмосферы.
46 м/с — максимум того, что можно выиграть, снижая потери на сопротивление воздуха разными способами, в том числе и подъемом стартовой площадки.
Однако предварительно, если запустить метеозонд и с него любительскую ракету (какие любят запускать энтузиасты в Америке)- теоретически можно выйти на высоту до 100 км. Фотки были бы шикарные от туда=)
Например заходите вы в википедию. Читаете отдельный вопрос. Фактов будет много. Но скорее всего вы не сможете выбрать из обилия предложенного — практичный актуальный вариант. Я это специально проверял на тех вопросах которые знаю. Будут конечно и попадания в точку, но не 100% факт.
Или возьмем вопрос близкий к теме. Спрошу у вас — почему пистолет-пулемет и автомат (автоматическая винтовка) называются по разному. Не надо смотреть в википедию. Там ответ на 100 листов. Можно пояснить несколькими словами. Пробуйте.