Мінфін - Курси валют України

Встановити
4 червня 2015, 9:21

Депозитный закон: не зря банкиры ждали 8 лет

Президент Украины Петр Порошенко вчера подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий возврата срочных депозитов». 

Депозитный закон: не зря банкиры ждали 8 лет
Фото: www.shutterstock.com

По словам заместителя председателя правления банка «Кредит Днепр» Андрея Моисеенко, этот документ и депутаты, и эксперты, и особенно банкиры хотели воплотить в жизнь уже порядка 7-8 лет, потому что закон вводит в практику новый вид срочных депозитов – без права их досрочного снятия.

Ведь, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса (ГК), все эти годы вкладчики могли в любой момент закрыть срочные депозиты и снять с них все средства. Автоматически этим же законом вводятся соответствующие изменения в ГК, которые уже стоят на стороне банков – снять досрочно с таких вкладов деньги будет невозможно, правда, если такое снятие вкладов не будет специально оговорено в договорах, заключенных между финансовыми учреждениями и клиентами.

Четкая взаимосвязь депозитов и кредитов

«Принятым законом предлагается четко разделить срочные вклады и депозиты «до востребования» и лишить вкладчиков права требовать досрочного возвращения первых из них и насчитанных по таким депозитам процентов до окончания срока их действия. Это оправдывает себя в случаях нарастания негативных настроений в обществе, когда собственники депозитов стремятся в массовом порядке снимать свои деньги», — комментирует юрист ЮФ «Лавринович и партнеры» Инна Рудик.

Понятно, что Нацбанк и руководители банков не могут не поддерживать принятый закон, который, по сути, является их «детищем». Кроме этого, такие правила работы с депозитами населения, приняты в мировой банковской практике. Так, по словам Андрея Моисеенко, все должны понимать, что банки привлекают депозиты на конкретный срок и за счет этих средств получают возможность для кредитования.

«Понятно, что при массовом снятии депозитов, банки не могут сокращать сроки погашения задолженности клиентов по кредитам. Благодаря этому закону также должны снизиться риски за счет прогнозированного и более эффективного управления ликвидностью», — отмечает банкир.

По его мнению, в долгосрочной перспективе действие закона поспособствует повышению уровня доверия украинцев к банковской системе.

Банкиры уверены в том, что, если бы такой документ действовал еще несколько лет назад, то большинству финансовых учреждений можно было бы избежать или относительно спокойно пережить жесткие экономические кризисы, которые «выкашивали» экономику страны.

Все-таки право вкладчиков ограничивается?!

Вопрос, значит ли что банки и Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), принятием такого закона делают свою жизнь намного безопаснее, вполне очевиден. Да – это так. Тем более, что, по словам экс-заместителя Нацбанка Украины Сергея Яременко, если население начнет массово снимать свои вклады, и банки будут испытывать значительные трудности, вплоть до введения в них временных администраций, ни один ФГВФЛ не справится с задачей по возвращению вкладов и процентов по ним. Так, с 2014 года временные администрации или уже процедура ликвидации проходят в 48 банках, и на все выплаты этим вкладчикам активов Фонда явно не хватает. Например, на 1 мая 2015 года их размер составлял 18,2 млрд грн, а только клиентам одного Дельта-Банка предстоит выплатить около 16 млрд грн.

Стоит сказать, что принятый закон №1195 сегодня подвергается и довольно большой критике. Так, по словам ассоциированного партнера, адвоката в IMG Partners Елены Штогрин, таким документом ограничивается право вкладчиков срочных банковских депозитов на досрочный возврат своих средств и начисленных процентов.

«Условия такого документа определяет банк, и поэтому вкладчик не имеет реальной возможности хоть как-то повлиять на изменение пунктов договора в свою пользу. Поскольку у банков отсутствует желание указывать в договоре условие о досрочном возврате срочных вкладов, можно сделать вывод, что банки не будут его применять на практике часто», — резюмирует она.

Спроса еще долго не будет

Как же введение в практику этого закона повлияет на процентные ставки, и будут ли вообще у банков ощутимые потери вкладчиков?

По словам аналитика ПростоБанкконсалтинг Ивана Никитченко, новый тип вкладов – срочные без права снятия средств – займут место сегодняшних «просто» срочных. «Ставки по срочным депозитам без права снятия будут на уровне 22-24%, срочных с правом снятия – 17-19%, «до востребования» — 10-12%. Точно на эти вопросы ответить нельзя, так как финучреждения будут пытаться «прочувствовать» спрос со стороны населения. Не исключаю, что в первые месяцы пока украинцы не будут ориентироваться в новых видах программ, ставки по ним практически не будут отличаться от «срочных со снятием», — говорит эксперт.

Что касается вопроса возможного уменьшения количества вкладчиков в связи с принятием нового закона, то практически все эксперты единодушны – такого в массовом порядке происходить не будет. Например, тот же Иван Никитченко считает, что вряд ли население будет закрывать «старые» депозитные договора с банками, потому что закон обратной силы не имеет – он не будет на них распространяться. Однако в тоже время, эксперт считает, что, учитывая низкий процент доверия населения к банковской системе, особого спроса на срочные депозиты наблюдаться не будет.

Есть еще один весомый «плюс» действия этого закона. Как считает Иван Никитченко, действие этого документа будет способствовать снижению кредитных ставок для бизнеса и обычных физлиц.

Антон Горохов

Коментарі - 32

+
+60
Dmitrik7
Dmitrik7
4 червня 2015, 9:33
#
Большинство банков просто и тупо не отдают деньги с закончившихся депозитов.

Или отдают по капле.

А тут прям такая новость. Банкиры СПАСЕНЫ!!! (сарказм)
+
+113
Maleficarum
Maleficarum
4 червня 2015, 9:50
#
Да ни фига вас не спасёт. Можете подписывать какие угодно «законы». Один фиг- нынешней коррумпированной и кумовской Украине- кирдык. И никто из кредиторов не станет более финансировать эти псевдо реформы. На которых очередная «семья» с кумами- сыновьями и сватами- наживается. Греков- спасают с колоссальными усилиями. Так греки «свои». В стране- законы работающие. Право частной собственности закреплено. Свободное перемещение граждан. Нет привязки граждан к сугубо «греческой банковской системе». В ЕС могут свободно свои деньги размещать. Есть доступ к мировому фондовому рынку. Есть всё то- чего в Украине не будет ещё лет пятьдесят( минимум) при нынешней системе власти. А кондитер подписывает «законы» для мёртвой неработающей укропсевдобанкосистеме. Цирк и клоуны блин.
+
+46
neverice
neverice
4 червня 2015, 19:31
#
Ну то, что вы надеетесь на кирдык Украины это уже давно всем понятно. Но чем конкретно вас не устраивает этот закон? Написано же, что это мировая практика. А вы такого мутного наплели про Грецию. Деньги можно снимать или в любой момент при меньшем доходе, или через фиксированный срок при большем. Рынок — разный спрос, разные предложения.
+
+1
AnonimusX
AnonimusX
4 червня 2015, 9:56
#
Интересно, много ли будет желающих ложить деньги на депозит без возможности досрочного снятия? Предполагаю, что у банков не будет клиентов на такие депозиты.
+
+30
Dmitrik7
Dmitrik7
4 червня 2015, 9:57
#
Ложить то будут, но не больше чем на 3 мес.
+
+1
AnonimusX
AnonimusX
4 червня 2015, 10:03
#
3 мес вполне хватит чтобы завалить банк. Я бы на 3 месяца не ложил
+
+29
ramarren
ramarren
4 червня 2015, 11:21
#
Ну и не надо, для нас проценты выше будут =)
+
+99
ramarren
ramarren
4 червня 2015, 11:20
#
Много. Человек, когда идёт класть деньги на депозит, рассчитывает заработать, т.е. досрочно забирать средства изначально не хочет. Ничего, по сути, не меняется. Немного отсеются олени, которые, цокая копытами, бегают туда-сюда при первой же смене направления ветра.
+
0
odessit255
odessit255
8 червня 2015, 12:59
#
Абсолютно верно! Только «Алени» и «кАпытами».
+
+11
stepler .
stepler .
4 червня 2015, 17:04
#
Размещали и будут размещать (в основном 3 и 6 мес.). 40% вкладчиков — пенсионеры, а они расторгают депозиты только в крайних случаях. Этот закон, в первую очередь, позволит удешевить ресурсы для банков…
+
+14
vicmarin37
vicmarin37
4 червня 2015, 15:45
#
Теперь еще проще банкирам будет выводить капитал за кордон-
депозитчики только по концу спохватятся, а там пусто.
Тут дельта на ходу 30баранов выгнала и никто найти их не может
теперь, причем 9 из нбу и 5 из госбанков.
+
+48
vidadi777
vidadi777
4 червня 2015, 17:59
#
Мы приняли революцию гидности, мы приняли новую власть и что? Прозрение не замедлило наступить. Мы нужны были прежней власти от выборов до выборов и как налогоплательщики, теперь стали еще нужнее — как пушечное мясо. Так и хочется сказать: «красные пришли — грабили, белые пришли — грабят!». Очередной закон — в пользу олигархата. Банки что хотят, то и делают, не отдавая вкладчикам их деньги по вкладам, срок возврата которых давно наступил (Банк «Финансы и Кредит»), и пользуясь этими деньгами, нагло смеясь в глаза: «Денег нет!» Никаких мер не принимается к таким банкам, наплевать им на законы. В то же время очередной олигархат принимает закон, опять ограничивающий права вкладчиков. Если бы наряду с этим законом был бы принят закон с мерами против банков, нарушающих права вкладчиков, проект которого этот парламент благополучно провалил при голосовании, можно было бы еще как-то понять… Но в этом виде… Маємо, що маємо…
+
+15
Jews
Jews
9 червня 2015, 3:24
#
Такие же мысли. В ФиК на просьбу вернуть закончившийся депозит хмуро отвечают:«Денег нет!». И они ничего не нарушают, судя по всему. Круговая порука. Отсюда можно сделать вывод, что ни закона, ни правосудия у нас нет. А государство, слегка так, перевыполнило бюджет на 80 млрд. Но ВА упорно не хотят вводить. Нет денег… Рабам деньги не нужны — покорнее будут.
+
+5
vicmarin37
vicmarin37
9 червня 2015, 6:05
#
Вот интересно, а для чего ложили на депозит?
+
+5
Jews
Jews
9 червня 2015, 11:21
#
Вот интересно, одни не понимают людей, хранящих сбережения под матрасом, а другие — на депозите. Так вы там втретитесь, может, и обсудите это без меня. А для чего, вообще, банки и их улуги?
Ложил — шоб лежали в надёжном месте и получать проценты. Вы не думали об этом? Не в тему Вы, извиняюсь.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
9 червня 2015, 11:43
#
Ну так были же текущие счета, 10-15% давали.
или больше хотелось?
+
0
Jews
Jews
9 червня 2015, 12:04
#
???? Шта? Это в какой валюте? Какие счета? Вы меня в жадности пытаетесь обвинить?? Речь идёт о том, что деньги не хотят возвращать, а Вы предлагаете решение — надо было не ложить. При чем здесь: что было, а чего не было? Есть то, что есть. Тема закрыта. Вы мне очень помогли, спасибо!!!
+
0
vicmarin37
vicmarin37
9 червня 2015, 12:11
#
А что вы разве не жадный :)
ФГВ отдаст вам 200 000 гривен, не волнуйтесь.
+
+3
Shark1234
Shark1234
9 червня 2015, 20:02
#
Добрый вечер, вам vicmarin37. Ваше мнение об индексе Биг-мака, курс около 4 грн за доллар. Интересно, но есть где-то нюанс?
+
0
vicmarin37
vicmarin37
9 червня 2015, 20:20
#
Это можно использовать только
для определения жизненного уровня — сколько бигмаков можно сьесть на среднюю зарплату.
Я же определяю по картофелю-
средний американец может
купить около 5т картофеля,
а украинец — меньше тонны.
+
+42
Strain
Strain
5 червня 2015, 13:34
#
Какие вы все темные.
Во всех развитых странах мира депозиты нельзя вернуть досрочно.
И это полностью правильно. Любой образованный человек это понимает.
Я уже в другой статье писал:
Я дал соседу 10000 грн на лечение жены. Он купил лекарства. На следующий день я прихожу и говорю отдавай 10000 ибо я имею право.
Ситуация абсурдна и 1 в 1 подходит для банков. Вы даете банку 10000 грн он их вкладывает для получения выгоды и начисления вам процентов. И тут вы приходите и говорите отдавай деньги, а банк их уже вложил куда то.

Полностью поддерживаю данное решение!

Ещё пора сделать мораторий на пересчет кредитов в валюте взятых до кризиса. Те кто хотели обмануть всех выигрывая на конвертации остались в дураках. Так им и нужно. Беря кредит в валюте они соглашались с рисками.
+
+5
dreamsunny
dreamsunny
5 червня 2015, 15:26
#
Мировая практика с запретом на досрочное снятие понятна, так же как и понятна ситуация с форс-мажорными обстоятельствами (болезнь, пожар и т.д) в цивилизованном мире… у нас же в ситуации непредвиденной болезни вкладчика когда срочно нужны средства на лечение неоднозначна- страховой медицины как таковой нет, бесплатной тоже и где человеку брать средства на лечение если нельзя снять свои средства с депозита в данной форс-мажорной ситуации не понятно…

лично меня больше беспокоит вопрос как на фоне запрета на досрочку в тот же день продлеваются ограничения на снятие по окончании срока (которые нарушают Конституцию, закон о собственности, ГК)… такой мировой практики я не знаю… де-факто в укробанках снять депозит (особенно валютный) реальная проблема…
+
+10
Strain
Strain
5 червня 2015, 16:26
#
Согласен у нас со страхованием по болезни все грустно но!
Выход:
1. Класть на депозит с возможностью снятия но с пониженными процентами
2. Класть на короткий срок.
3. Не класть всю сумму оставляя часть в трех-литровом.

Если же ваша жадность на 24% годовых берет верх — увы это ваша проблема.

Просто поймите что человеческая жадность и желание всех нае*** всегда играет злую шутку.

В Привате (по крайней мере по гривневым депозитам) дается 3 дня на расторжение договора. Все эти 3 дня депозит переводится на отдельный счет. Если не разорвать договор в отделении через 3 дня его автоматически снова положат на депозит. Но скажу откровенно что свой расторгать я пока не пытался.
+
0
vicmarin37
vicmarin37
5 червня 2015, 16:51
#
Есть текущие счета 10-15 и даже 19%годовых
+
+3
dreamsunny
dreamsunny
6 червня 2015, 10:01
#
При действующих ограничениях на возврат депозита возможности снятия всей суммы просто нет… даже по окончании срока(((( похоже тут дело не в жадности вкладчика…

лично для себя определилась, что лучше не иметь дело с нашими банками вообще, т.к. доходность от валютных депо не оправдывает риски невозврата… а последнее заявление НБУ об еще 15 банках «на вылет» и о том что нацбанк не берется прогнозировать сколько банков останется на конец 2015 года еще больше меня в этом убедили…
+
+11
dabam
dabam
7 червня 2015, 16:39
#
Что за бред вы пишите в защиту закона. Законы пишут для олигархов, а не для людей и будет у нас как и было пункт №1 банк всегда прав, пункт №2 если банк не прав смотри пункт номер 1.
Бахматюк со своим VAB банков сколько рефинансирование получил от НБУ, где деньги?, где банк ?, а Бахматюк сука живёт и не париться, даже к ответственности ни кто его не привлекает, хоть закон уже об ответственности принят, так и будет с ваше ми депо, но вы несите деньги в банк, кондитер большой, ему видней.
+
0
Dimitriy077
Dimitriy077
8 червня 2015, 9:10
#
О какой доходности с депозитов вы тут все пишите?
18 — 20% в год, минус 21,5 % налога с дохода по депозиту и что в итоге? При нынешней инфляции в стране только полный безумец будет вкладываться в гривневый депозит!
+
+16
ramarren
ramarren
8 червня 2015, 10:29
#
Правильно, храните под подушкой, там надёжнее и выгоднее! =
+
0
Strain
Strain
10 червня 2015, 9:31
#
Прежде чем писать очередной бред обрати внимание на то, что проценты по депозитам в национальной валюте в нашей стране — одни из самых больших в мире.
+
+5
Jews
Jews
10 червня 2015, 9:48
#
Все верно. Наверное, это чем-то обусловлено, Вам так не кажеться? Ну к примеру индексом инфляции: index.minfin.com.ua/index/infl/?2015. Т.е. отсюда следует, что для сохранения своих активов на одном уровне, процент на депозит должен быть ну как минимим 140%. Так где же бред?
+
+20
Jews
Jews
9 червня 2015, 3:12
#
Теперь остается ждать закон, который обязал бы банки выплачивать депозиты по истечению срока договора. Было бы кстате
+
+8
dreamsunny
dreamsunny
9 червня 2015, 12:22
#
Такой закон давно есть… Статья 1060 Гражданского кодекса обязывает банки возвращать депозиты по окончании срока…
Но видимо Гонтарева не знакома с ГК и подписывает постановления, ограничивающие возврат вкладов, тем самым нарушая многие законодательные акты вплоть до Конституции…
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися