Мінфін - Курси валют України

Встановити
27 травня 2015, 9:52

Банки обязали возмещать украденное с карточек украинцев

Украинским банкам запретили безосновательно отказывать владельцам платежных карт в возмещении ущерба при кражах денег со счетов с использованием ПИН-кода. Верховный суд, рассматривая дело №6-71цс15, выдал общую правовую позицию: финучреждение имеет право не возвращать человеку пропавшие средства только, если сможет доказать, что хищение произошло по вине клиента.

Банки обязали возмещать украденное с карточек украинцев
Фото: shutterstock.com

«До сих пор финансисты не утруждали себя доказательствами, и лишь создавали иллюзию расследования. Но итог почти всегда был один: если деньги сняли в банкомате или расплатились в магазине, вводя ПИН-код (он нужен для чиповых карт), то ни о каких компенсациях и речи быть не может. Дескать, код знает только владелец карты, и если он стал известен третьему лицу, то виноват только он, поскольку нарушил договор, в котором написано, что на нем лежит обязанность хранить его от лишних глаз. Финансисты делали вид, что не знают, как мошенники взламывают карты с магнитной полосой и крадут потом деньги. Даже если видео-камера банкомата фиксировала незнакомое лицо, когда оно крало деньги с карты, могли сказать: «А вдруг вы кого-то подговорили, чтобы вам сняли деньги, а теперь требуете компенсации». Вернуть деньги было крайне сложно. А теперь ВСУ постановил: не пострадавший должен оправдываться перед банком, а банк должен обстоятельно доказать передачу ПИН-кода посторонним. Если не доказал — должен вернуть все, что пропало со счета», — рассказал старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.

Банкиры с этим, конечно, не соглашаются, утверждая, что отказывали в компенсациях лишь в случаях, когда кража денег действительно произошла по вине человека.

«Большинство банков при рассмотрении заявлений о мошенничестве с картой клиента придерживаются правила, что потери лучше возместить. Другое дело, что банк не благотворительная организация и сначала проводит работу по изучению всех обстоятельств. Если сомнений в том, что операция действительно не была санкционирована клиентом, а его вины в ней нет — скорее всего, деньги будут возвращены», — сказал нам начальник управления платежных карт Коммерческого индустриального банка Денис Мельник.

Хотя юристы говорят, что количество споров владельцев карт и банков в последнее время увеличивалось — по мере роста активности карточных мошенников.

«К сожалению, споры между клиентами и банками при исчезновении денежных средств после ввода ПИН-кода в банкомате — очень распространены в настоящее время. До сих пор чаша весов Фемиды чаще склонялись в пользу финансовых учреждений. Банки опирались на тот факт, что клиент, в соответствии с заключенным договором, несет ответственность за ПИН-код и обязан держать его в тайне. И человеку нужно было иметь сильную доказательную базу для разрешения спора в свою пользу», — говорит партнер АО «СК Груп» Юлия Курило.

База должна быть настолько сильной, чтобы владельца карты в итоге не смогли посадить. Некоторые банки пугали этим особенно рьяных спорщиков за пропавшие деньги.

«Самой негативной для клиента может оказаться ситуация, когда банк для того чтобы доказать вину владельца карточного счета в исчезновении денег с карт после введения ПИН-кода, может инициировать в отношении клиента уголовное производство по делу о мошенничестве. Если правоохранительные органы сочтут обоснованным заявления банка о преступлении, то в лучшем случае клиенту придется принять участие в некоторых следственных действиях, в худшем — оказаться на скамье подсудимых», — объяснил ситуацию юрист юрфирмы FELIX Святослав Бартош.

Из-за сложной экономической ситуации финансисты готовы тянуть до последнего — только бы подольше не компенсировать человеку украденное мошенниками. Потому, чтобы по максимуму сократить расследование финансистов, а может и обойтись и досудебных расследованием и мировой выплатой компенсации, юристы дают обманутым жуликами людям несколько советов.

«Приложите все усилия, чтобы как можно быстрей письменно уведомить банк о хищении денег с карточного счета. При этом соберите как можно больше доказательств того, что вы в этот момент не могли пользоваться картой. Это могут быть, например, отметки в паспорте (в случае пребывание за границей), чеки из магазинов (заправок), видеозаписи, показания свидетелей, даже свидетельство нотариуса о факте пребывания вас в каком-то месте (если разница в расстояниях между вашим местом пребывания и местом снятия денег довольно большая). Если платежная карта осталась при вас, то обязательно предоставьте ее в ближайшее отделение вашего банка с сопроводительным письмом. Все эти действия помогут собрать доказательную базу в будущем споре с банком, если он откажется возвращать незаконно списанную суму», — подытожил Святослав Бартош.

Елена Лысенко

Коментарі - 52

+
+8
SAndreyS
SAndreyS
27 травня 2015, 12:46
#
Ок. Ждите не увеличиваемых лимитов на снятие 100 грн. И жалуйтесь на это сколько хотите.
+
0
raskrivywka
raskrivywka
27 травня 2015, 13:12
#
В нормальных банках, клиент сам может установить себе нужный лимит, хоть на 1 грн, и по звонку в колл-центр этот лимит снимают до нужного на определенное время.( предварительно пройдя идентификацию и.т.д.) Не вижу в этот вообще проблемы.
+
+19
SAndreyS
SAndreyS
27 травня 2015, 13:17
#
Исходя из этой статьи в случае по сути любого снятия по ПИН-коду, банк обязан будет компенсировать, если владелец карты скажет, что это не он снимал. И у нас будет куча мошенничеств владельцев карт по принципу: даю другу карту с Пином, он надевает маску и бежит в 2 часа ночи к банкомату, снимает все (а лучше перед этим одолжить денег у друзей и пополнить на большую сумму), мы идем в банк и кричим мошенники сняли — верните. А банк должен доказать, что Вы действительно передачи своему приятелю Пин-код, сидя дома и выплатить деньги? Это полный бред!
+
+7
sanch ☺
sanch ☺
2 червня 2015, 8:28
#
Читайте внимательно постановление, «отдал другу карту» — это уже не будет касаться этого дела.
+
+4
SAndreyS
SAndreyS
5 червня 2015, 8:59
#
Для каких операций нужен ПИН? Только при использовании карты, если банки обязали компенсировать, значит я прав.
+
0
sanch ☺
sanch ☺
5 червня 2015, 10:15
#
Постановление НБУ № 705
«VI. Загальні вимоги до безпеки
здійснення платіжних операцій та управління ризиками
9. Користувач не несе відповідальності за здійснення платіжних операцій, якщо електронний платіжний засіб було використано БЕЗ фізичного пред'явлення користувачем та/або електронної ідентифікації самого електронного платіжного засобу і його користувача...»
Отдал другу — это физическое применение карты.
+
+4
SAndreyS
SAndreyS
5 червня 2015, 10:21
#
Почитайте пост, там написано, про операции с ПИН. ПИН применяется только в физических операциях с картой.
Если суд обязал банки доказывать, что клиент разгласил ПИН или возвращать деньги, то это касается и ОПЕРАЦИЙ С ФИЗИЧЕСКИМ использованием карты.
+
0
sanch ☺
sanch ☺
5 червня 2015, 11:19
#
Читая само постановление ВСУ — внимание уделяется тому, что в предведущих инстанциях, вину за утерю возложили на клиента, а это по мнению ВСУ является ошибочным.
И ВСУ не писал про возврат денег, а направил дело на повторное рассмотрение.

Стоит также отметить, что было проведено 9 операций и 5 из них удачные, а СМС-ок клиент получил всего 4-ре. Т.е. банк не проинформировал клиента о всех операциях.
+
0
sergunya73
sergunya73
5 червня 2015, 11:25
#
Ещё PIN-код запрашивается при регистрации и при восстановлении пароля в Приват24. То есть как раз БЕЗ физического использования карты.
+
0
Святослав Кириченко
Святослав Кириченко
4 червня 2015, 21:54
#
Уважаемый, Вы не правы! во всех цивилизованных странах Банки защищают себя, а не клиент пытается добиться справедливости перед Банком. У нас один всем известный Банк создал благоприятную среду для мошенников предоставляя CVV-2 код (который не имеет права даже хранить) договор на 621 страницу и попробуй защити себя!
+
+9
Jews
Jews
27 травня 2015, 23:52
#
Проблема есть, когда Вы за границей и позвонить в Ваш любимый банк стоит 40грн/мин. А Ваш любимый банк, обрадовавшись, что Вы звоните, заставляет Вас «висеть» на линии минут эдак адцать.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
30 травня 2015, 1:51
#
Переключайте свой наладонник на wifi и звоните по Вайберу или Скайпу…
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
4 червня 2015, 22:35
#
Jews
Для заграничных звонков у любимого банка есть специальная линия для звонков из роуминга, на которой время ожидания минимально, а про 40 грн/минута вы конечно приврали очень знатно…
+
+1
Jews
Jews
5 червня 2015, 1:36
#
Звонил лично, с Китая, год назад, 40 грн мин., как Киевстал, так и МТС. Вы со многими банками по скайпу общаетесь или по вайберу? Они не очень хотят понимать, что существует эл. почта, а вы скайп требуете. Удачи Вам желаю, а меня обвинять не надо.
+
0
sanch ☺
sanch ☺
5 червня 2015, 7:44
#
Наверное, он имел ввиду звонки на мобильные и городские через скайп. Услуга платная, но дешевле чем у операторов мобильной связи.
+
0
Jews
Jews
5 червня 2015, 10:30
#
Да, я это уже понял, спасибо! Не пользовался никогда. Речь не об этом, в любом случае. Зачем цепляться к словам?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 12:28
#
Стоимость звонка из Китая в Украину через Киевстар — 35 гривен минута.
Стоимость звонка из Китая в Украину через МТС — 45 гривен минута.

Зачем вводить людей в заблуждение своими сообщениями — ведь многие верят всему, что пишут на форумах…
+
0
LyuS
LyuS
5 червня 2015, 12:44
#
Вот почему вы такой неверующий? Меня обвиняли в обмане, сейчас нашли новую жертву. Вы написали тарифы годовой давности?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 13:05
#
Рекомендую проверить, можете даже сегодня и сейчас…
Единственно в тариф не включена плата за соединение, которая в разных тарифных планах может отличаться.
В моих тарифных планах плата за соединение при звонках из роуминга в Украину:
Киевстар — 1 грн
МТС — 1,99 грн

А более года назад стоимость звонка из роуминга в страну была в пределах 12-15 грн за минуту.
А в остальном — солнышко греет, пятница…
+
0
Jews
Jews
5 червня 2015, 17:14
#
«Зачем вводить людей в заблуждение своими сообщениями» ??? А то же все верят.
Так вот вышеупомянутые звонки стоили и год назад, и два года назад 40 грн.мин (+/- пару гривен). Выписки и тарифы из архивов не собираюсь предоставлять, никому это не надо. А то, чем мы сейчас здесь занимаемся, называеться флудом. Просьба не засорять эфир, г-н Qwerty1999
+
+2
LyuS
LyuS
5 червня 2015, 17:33
#
Я посмотрела. В киевстар стоит 35 грн. Раньше был еще пенсионный взнос 7,5 %. Кроме того. Не знаю, есть ли он сейчас. Но, у меня был контракт Киевстар, и для меня всегда было проблемно понять, как они снимают деньги в роуминге, тк суммы 'улетали' хоть и не звонила :) потом психанула и купила для поездок TEZGSM
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 17:42
#
В роуминге предпочитаю пользоваться или Скайпом или Вайбером.
Даже СМС-информирование от Приватбанка перевёл в режим е-мейл-информирования, что для роуминга и стоимости входящих СМС есть какая-то экономия.
По времени прихода информации несколько дольше, на одну-две минуты. По удобству — мне больше нравиться…
Из недостатков — ни в одном другом укрбанке пока не реализовано…
+
0
LyuS
LyuS
5 червня 2015, 17:56
#
Но ведь Скайп и Вайбер работают только при наличии интернета. То бишь, не всегда на связи? Или вы нашли способы, как быть всегда на связи при помощи Скайпа и Вайбера? Для меня это сейчас проблема. В Украине много кафе и просто доступного вайфай на улицах. А вот в Германии меня несколько не понимают, когда я спрашиваю про наличие вайфай в кафе
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 18:04
#
В Европе с бесплатным доступом к Wi-Fi есть определённые проблемы, даже в аэропортах и на ЖД вокзалах.
Но ведь в офисах и гостиницах (если в командировке) или в квартирах у знакомых — всё работает.
Я не президент страны, чтобы находиться круглосуточно на связи — могу себе позволить несколько часов в сутки пребывать «в зоне недосяжности».
+
0
LyuS
LyuS
5 червня 2015, 20:29
#
Я вот тоже не президент страны. Жаль, конечно. Но я то блондинка и мозгами не потяну такую высокую должность :) но всё равно чувствую необходимость всегда быть на связи. Это уже зависимость от которой не спасает даже кофе с шоколадом :)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 20:50
#
LyuS
В роуминге не вижу никакой необходимости постоянно быть в онлайне на мобильной связи — вполне хватает и интернета.
В Украине — другое дело. Пара мобильных (Киевстар и МТС) включена круглосуточно, но е-мейл-информирование от ПриватБанка уже перестал переключать на СМС-иформирование при возврате в страну — как-то привык…
Но о Скайпе не забываю и в Украине — иногда важно увидеть лицо собеседника, а не только слышать его голос…
+
+18
sergunya73
sergunya73
27 травня 2015, 14:31
#
Некоторые уникумы пишут PIN-код непосредственно на карте, чтобы не забыть. Таким банк тоже будет обязан возместить средства в случае утери или кражи карты, с последующим её опустошением? По ходу судьи перегрелись, раз выдали такой перл.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 20:52
#
Обычно после потери карты её блокируют по телефону горячей линии…
+
0
sergunya73
sergunya73
5 червня 2015, 21:43
#
Обычно блокировка происходит уже ПОСЛЕ того, как карту опустошили. Или ещё хуже, когда увели весь кредитный лимит. :-)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 21:59
#
Это проблема хозяина — следить за физическим наличием карты и если она украдена или потеряна, то банки оперативно блокируют карту в случае обращения.
+
0
LyuS
LyuS
5 червня 2015, 22:45
#
Но ведь на самом деле существует проблема с воровством информации по пластиковым карточкам. Каким образом проходит данное воровство, мне сложно сказать. Сейчас в Европе очень популярен один вид мошенничества. Мошенники нанимают людей, проживающих в Европе, для приема товара, купленного в тех европейских магазинах, которые не хотят осуществлять отправку на территорию России и Украины. Они это делают от имени рос. и укр. компаний, иногда от имени европейских компаний. Стряпают договор, что человек принимает этот товар на свой адрес и дальше перенаправляет в Россию, Украину и Прибалтику. Оплата за товар происходит данными пластиковых карт, которые были сворованы. Предположу, что путем взлома каких то банковских серверов. На момент поступления товаров к европейским посредникам, магазины говорят, что товар оплачен, все хорошо. А затем, не все транзакции проходят, магазины направляют счета на получателей или определяется, что данные карты сворованы и человека обвиняют в мошенничестве
+
0
LyuS
LyuS
5 червня 2015, 22:53
#
И воровстве данных карты. На такие разводы попадет большое количество людей и адвокаты за решение таких дел получают хорошие деньги, но такие схемы крутятся уже не один год и лет 10, наверно, и закрыть лавочку не могут. Я веду к тому, что раз такое время существует такой вид мошенничества, данные карт узнают и в больших количествах, но не от владельцев. Владельцы карт должны быть защищены, тк страдают сотни тысяч людей и не по своей вине. И защищать данные прежде всего должны банки, тк в данной схеме данные поступают либо от банков, либо воруются с их серверов.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 23:25
#
LyuS
«Каким образом проходит данное воровство, мне сложно сказать»

А мне тем более сложно с вами спорить, но…
Например, на всех моих банковских картах стандартно заблокированы платежи через интернет, поэтому чтобы не украли международные хакеры путём взлома интернет-магазинов и прочих ресурсов, где храняться номера и сроки действия банковских карт — им это не поможет обчистить мои персональные карточные счета…
+
0
LyuS
LyuS
6 червня 2015, 11:08
#
Я часто провожу покупки через интернет и не блокирую свои карты, тк покупки в интернете — очень удобная вещь
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
6 червня 2015, 12:27
#
У меня на каждый картсчёт больше одной карты…
У карт, которыми я расплачиваюсь в торгово-сервисной сети, заблокированы интернет-платежи, а карты, которыми расплачиваюсь в интернет, я не использую больше нигде и там обычно стоит определённый лимит на одну транзакцию…
Частенько расплачивать с виртуальной интернет-карты, особенно на каких-то левых интернет-сайтах и магазинах.
Конечно это определённый геморрой — но овчинка стоит выделки и за более чем десятилетний срок активного пользования банковским пластиком не было ни одного «левого» списания средств.
+
+18
Jews
Jews
28 травня 2015, 0:19
#
При всей моей нелюбви к банкам, вынужден их сейчас поддержать. Одно дело, когда я оплачиваю какие-либо услуги через Интернет и у меня воруют все деньги с карты (тут уж возникают серьёзные вопросы к системе банковской безопасности), а другое дело, кода я ношу свою карту в конверте с ПИН-ом (ну лень мне писать его на карточку) и теряю его. Ответы на мои вопросы, во втором случае, может дать только высококвалифицированный врач в специализированной клинике. Я всегда считал, что наша судебная система не имеет ничего общего с данными клиниками. Оказываеться и тут я ошибся.
+
+9
Midas
Midas
28 травня 2015, 9:45
#
При нашей системе правосудия прецендент мало значит, завтра ориентируясь на это решение клиент подаст в суд и проиграет.
+
+3
Яна Кравченко
Яна Кравченко
29 травня 2015, 13:34
#
Теперь у меня появилась хоть маленькая надежда, что правда восторжествует: 8 мая 2015г. с моей кредитной карты GOLD, мошенники перевели за 2 минуты на единый кошелек 9282 грн(при этом умудрились осуществить обмен евро на гривны на кредитную карту), без единых смс оповещений от банка: не было ни смс входа в приват24, ни подтверждения оплат, ни подтверждения обмена валюты, ни после оплат смс не приходили. узнала я только 10 мая, т.к в магазинах не смогла оплатить товар(СБ заблокировала карту когда на ней осталось только 237 грн). написала банку заявление о возврате платежа через «чарджбек» — теперь надеюсь очень на благоприятное разрешение моей проблемы. платить и погашать кредит не собираюсь, я эти деньги и в руках не держала и никаким образом не была уведомлена о снятии, чем банк нарушил п. 14.14 ст. 14 ЗУ «О платежных системах и переводе средств в Украине»
+
0
Cez
Cez
3 червня 2015, 11:53
#
У меня дважды (!) случались подобные ситуации, во времена учебы в ВУЗе.
Но в одном случае это был мошенник, в другом — скорее всего, работник Привата.
Виртуальной (!) долларовой картой, данные по которой есть только в Приват24, были оплачены несколько операций (покупка ж/д билетов, оплата счета робокассы, пополнения счетов мобильных телефонов) на всю сумму баланса.
Мобильные телефоны принадлежали африканским студентам, которые получали стипендии на карты Привата и учились со мной в одном ВУЗе.
В СБ Привата меня со всей серьёзностью отправляли в милицию, чтобы те трясли этих африканцев.
+
0
LyuS
LyuS
4 червня 2015, 22:41
#
И чем все закончилось?
+
+4
Fyzntn
Fyzntn
29 травня 2015, 21:23
#
І в мене тепер є хоть маленька надія повернути вкрадені гроші. Дуже не хочеться платити за те, що банк не вміє захистити своїх клієнтів. Тут мова не йде про тих хто сам з необережності сказав свої особисті дані чи пін-код… А про тих, хто був ошуканий через приват24 — де людям без їхньої згоди списувалися кредитні кошти невідомо куди.
+
0
sergunya73
sergunya73
29 травня 2015, 22:25
#
Питання. А чому саме через Приват 24, і саме з кредитних коштів?
+
+3
Яна Кравченко
Яна Кравченко
29 травня 2015, 23:35
#
Мені самій дуже б хотілося дізнатися, ЯК ЦЕ МОЖЛИВО? саме через приват24 зникають кошти. мені спадає на думку, що це працівники банку все це і організовують, але ті, в яких є доступ до клієнської бази, більший, ніж у звичайих працівників відділень і т.д.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 червня 2015, 21:13
#
Яна Кравченко
«мені спадає на думку, що це працівники банку все це і організовують»

Только каждый сотрудник Привата входит в банковскую систему под своим логином и соответственно во всех проводках и платежах стоит его идентификатор, а войти под вашим логином без знания пароля и указания единоразового СМС-кода, пришедшего на ваш мобильный — очень проблематично…
+
0
sergunya73
sergunya73
30 травня 2015, 0:29
#
«А про тих, хто був ошуканий через приват24»
Питання — а чому саме через приват 24
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
30 травня 2015, 1:58
#
«финучереждение имеет право не возвращать человеку пропавшие средства только, если сможет доказать, что хищение произошло по вине клиента.»
И клиент сразу попадает под уголовное преследование по статье «мошенничество»…
+
+14
sanch ☺
sanch ☺
2 червня 2015, 8:26
#
В суде ссылаются на Постановление № 223, где указанно про обязанность банком компенсировать сумму, если кража была осуществлена без физического применения карты.
Все вполне логично.
+
+4
Qwerty1999
Qwerty1999
3 червня 2015, 14:39
#
Конечно логично…

Позвонили на финансовый телефон владельца, узнали номер карты, пин и cvv и банк ещё и виноватым окажется. :)
+
+7
sanch ☺
sanch ☺
3 червня 2015, 16:32
#
Постановление № 705 (в замен № 223)
«VI. Загальні вимоги до безпеки
здійснення платіжних операцій та управління ризиками
9. Користувач не несе відповідальності за здійснення платіжних операцій, якщо електронний платіжний засіб було використано без фізичного пред'явлення користувачем та/або електронної ідентифікації самого електронного платіжного засобу і його користувача, крім випадків, якщо доведено, що дії чи бездіяльність користувача призвели до втрати, незаконного використання ПІНу або іншої інформації, яка дає змогу ініціювати платіжні операції.»
В данном случаи не вижу вины банка.
+
+4
Qwerty1999
Qwerty1999
3 червня 2015, 17:34
#
«финучреждение имеет право не возвращать человеку пропавшие средства только, если сможет доказать, что хищение произошло по вине клиента.»
Клиент будет морозиться и повторять одно и то же — ничего не знаю, ничего не делал — оно само.
Я не представляю, как банк может доказать, что клиент в разговоре разгласил пин-код или cvv-код без аудио записи самого разговора…
+
0
sanch ☺
sanch ☺
4 червня 2015, 8:00
#
Возьмут за яйца ненадлежащего получателя.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
4 червня 2015, 13:00
#
Это прерогатива правоохранительных органов, но похоже волокиты и канители прибавиться в разы…

Пора Приватбанку подумать и о картах с DCVV — там будет намного сложнее всё это замутить…
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися