Мінфін - Курси валют України

Встановити
15 травня 2015, 10:11

«Газпром» впервые проиграл суд по схеме «бери или плати»

Чешская RWE Transgas добилась судебного решения, согласно которому она имеет право отбирать меньше газа, чем прописано в контракте, без штрафов

«Газпром» впервые проиграл суд по схеме «бери или плати»
Фото: business.ua

Российский «Газпром» впервые проиграл суд по принципиальному условию международных контрактов — схеме «бери или плати» (take-or-pay). Венский арбитраж подтвердил право чешской RWE Transgas снижать объемы закупок без штрафов.

Газпром и RWE судились по поводу авансовой оплаты невыбранных минимальных годовых объемов газа за 2008-2011 годы. Дело рассматривалось Венским арбитражным судом, сумма иска «Газпрома» составляла 500 млн долларов, пишет Gazeta.ru.

Претензии к порядку take-or-pay, на котором строится экспортная политика российской монополии, ранее предъявляли крупнейшие покупатели, в частности, Украина и Италия. Эпоха глобального доминирования контрактов с жесткими условиями заканчивается, уверены эксперты.

Take-or-pay (бери или плати) — условия контракта, подразумевающие, что покупатель должен оплатить не менее определенного объема газа вне зависимости от того, сколько он закупил в действительности в рассматриваемый период.

Напомним, «Газпром» 16 июня 2014 года обратился в арбитраж с целью взыскания с НАК «Нафтогаз Украины» задолженности за газ, поставленный в конце 2013 года и начале 2014 на 4,5 млрд долларов. 

Сейчас эта сумма сокращена до 2,4 млрд долларов. В свою очередь «Нафтогаз» 16 июня 2014 года обратился в арбитраж с целью ретроактивного изменения цены на газ и возмещения в пользу истца всех переплат, осуществленных им с 20 мая 2011 года (по оценке истца — не менее 6 млрд долларов) и отмене запрета реэкспорта. 21 июля 2014 года эти дела были консолидированы. 15 сентября был сформирован состав арбитров. 3 ноября арбитраж принял решение об отсутствии необходимости проводить слушания о принятии обеспечительных мер по запросу Нафтогаза Украины.

31 января 2015 года НАК «Нафтогаз Украины» подал в арбитраж исковое заявление. Газпром ожидает решение Стокгольмского суда по спору с Нафтогазом в июне 2016 года. 

Коментарі - 32

+
+28
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 10:16
#
Отличный прецедент!
Ждем повторения в Стокгольме!:)
+
0
casher
casher
15 травня 2015, 13:50
#
В следующих контрактах будут прописывать московский арбиражный суд, вместо Стокгольма.
+
0
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 14:01
#
Ой что то мне кажется что Пекинский:)
+
0
SAndreyS
SAndreyS
15 травня 2015, 14:07
#
А Европа возьмет и подпишет Московский арбитраж? Насмешили…
+
+57
nicey40
nicey40
15 травня 2015, 10:41
#
Правильно, все согласно дополнения к контракту. Цитата:«По данным источников «Интерфакса», RWE TG в суде ссылалась на «Дополнение № 1» к контракту на поставки от 15 октября 1998 года. Согласно этому дополнению, компания имеет право на снижение обязательство по отбору газа. «Газпром» считал данное дополнение недействительным.
Минфин просто недопечатал новость.
Суд вынес решение, опираясь на дополнение к контракту.
+
+13
neverice
neverice
15 травня 2015, 11:22
#
Ну вы и наш(и) контракт полностью не читали. Главное, что создан прецедент, а уже к чему прицепиться юристы найдут.
+
+29
nicey40
nicey40
15 травня 2015, 12:19
#
Какой прецедент? Есть контракт, есть дополнительное соглашение к нему, на основании которого вынесен вердикт суда. Если бы не было доп. соглашения, то вынесение такого вердикта мягко говоря было бы неправомерным(противоречит условиям контракта) и было бы прецедентом. Юристы должны понимать.Вы явно не юрист.Дело в другом, чехи молодцы-пропихнули дополнение (весьма предусмотрительно).
+
+11
neverice
neverice
15 травня 2015, 12:46
#
С чего вы взяли, что там такое красивое дополнение? А к чему же тогда вообще суд был, если было тупо положение контракта, что другой пункт можно не выполнять? На каком основании Газпром считал данный пункт контракта недействительным (если он вообще был), пруф то вы не привели?
+
0
nicey40
nicey40
15 травня 2015, 13:32
#
Не будь там такого «красивого» дополнения, чехи вряд ли бы вообще в суд подавали(представьте, что вы подписали контракт в долгосрок например лет на 10, через пару лет передумали его соблюдать или какие-то отдельные пункты-что за этим последует?-штрафные санкции, неустойки и т.д., т.е. в контрактах обычно прописываются все эти пункты.
По поводу того, что Газпром считал данное соглашение недействительным-наглость еще никто не отменял(я так думаю).
Вы просто представьте себе, если бы действительно было бы такое беспрецендентное решение суда-тогда контрактным правом можно было бы подтираться…
По поводу пруфа согласен-контракт в руках не держал-прочитайте полную статью у первоисточника(там все разжевано)
+
+4
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 14:03
#
Так если есть такое дополнения то чего россия судилась? Там что юристы полудурки что судились по заведомо проигрышному делу?:) Так значит и в Стокгольме эти неучи проиграют!:)
+
0
nicey40
nicey40
15 травня 2015, 14:58
#
Согласен, юристы скорее всего полудурки исходя из имеющихся данных в статье. Но в суд же подавала Чехия, а не Газпром. Значит не смогли в процессе переговоров прийти к мировому соглашению(и на стадии рассмотрения дела), чехам пришлось в суд подавать.Результат известен.
+
0
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 15:04
#
В суд подают если страны не могут прийти к общему решению.
«Согласен, юристы скорее всего полудурки» — ну вот и славненько. У таких и выиграть будет легче.:)
+
+37
smarty
smarty
15 травня 2015, 11:48
#
Ну что же вы такую радость у народа отбираете.
Хлебом не корми дай почитать как Газпром проигрывает суды.
+
+4
homa1970
homa1970
15 травня 2015, 13:23
#
«Эпоха глобального доминирования контрактов с жесткими условиями заканчивается, уверены эксперты.»
Это очень плохо, что условия контракта могут не соблюдаться сторонами.
Стороны не несут ответственности за то, что подписывают!
Без резолютивной части решения и текста контракта радоваться аналогии или прецеденту рано. Не факт, что с Нафтогазом будет тоже самое!!!
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
15 травня 2015, 13:41
#
Homa1970
«Это очень плохо»
А что плохого в том, что теперь «Газпром» не сможет требовать деньги за просто так, т.е. за не поставленный газ.

Уверен, что вы измените свою точку зрения, если вас заставят платить за горячую и холодную воду, даже при наличии счетчиков по норме потребления — если за месяц вы потребили меньше — заплатите по норме, если потребили больше — тогда по счетчику.

И распространить эту норму на всех украинских фанатов Газпрома…
+
+4
casher
casher
15 травня 2015, 13:53
#
Плохо, что газа будут добывать расчитывая чуть меньше минимально возможного уровня потребления, так как солить газ им не где (хранилища то у нас) и цены будут расти. А так да — приятно.
+
0
SAndreyS
SAndreyS
15 травня 2015, 14:09
#
А Газпром может снизить добычу? А Газпром не смогут заменить другими поставщиками?
+
0
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 14:19
#
Южный поток уже «построен», Сила Сибири «еще сил набирается» так как Китай сказал стройте за свои деньги а там по себестоимости купим, Турецкий поток не успев начаться закончился после слов кремлевского лысого карлика о геноциде армян Турцией (я не спорю, он действительно был).
Чем заменить?:)

minfin.com.ua/blogs/AndreyM/69989/ — наслаждайтесь, здесь все о «величии» бензоколонки:)
+
0
SAndreyS
SAndreyS
15 травня 2015, 14:28
#
Андрей, Вы точно мне это написали? Но статья хорошая — поддерживаю.
+
0
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 14:30
#
Это Хоме, просто по ветке писал а Вы подняли вопрос замены поставщиков, ну а я написал как россия потребителей «меняет»:)
+
+5
levp
levp
15 травня 2015, 14:44
#
Andrey M

Нефтетранзит и нефтепеработка на Украине убиты.
Южмаш собирает 5 троллейбусов.
Уголь закупается заграницей.
100% транзит газа и трубы Нафтогаза в металлолом через 4 года

А вы за силу сибири и турецкий поток переживаете.
Ооооочень смешно!!!
+
+28
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 14:52
#
Только я почему то на украинском родном ресурсе а вы к соседям полезли:)
А за роССию я «переживаю» потому что чем слабее враг тем меньше наши потери.
+
0
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 14:06
#
Хома1970, вот представьте что Вам ЖЕК выставляет по контракту в обязательное использование счет на воду на 1000 куб м и говорит — «Не используешь — все равно заплатишь. А не хочешь такой контракт то носи ведрами, потому что мы единственный сегодня поставщик воды в ваш дом.» В суд бы подавали?
+
+2
homa1970
homa1970
15 травня 2015, 16:44
#
Специально для Вас. Аналог права применяется ко всему!!! а не выборочно.
Вы все уперлись в отношения Украина, Газпром, Россия, Чехия.
Представьте, что теперь теперь любой суд при разрешении любого(!) спора, по аналогии будет исходить из того, что можно не выполнять условия (пункты) контракта! Вы себе это можете представить? Если чехи предусмотрели возможность недобора, то молодцы, а если Юля (или другие умники) не предусмотрели этой возможности, то кто ей доктор?!
А что касается моих представлений о споре с коммунальными службами, я уверю Вас, что я о них имею большее представление чем Вы! Могу предоставить ссылки на решения хоз.суда, которыми Днепроводоканалу отказано в иске, не помню около 300 тыс. грн., а Теплоэнерго на 500 тыс, когда эти уроды подали с суд на моё ОСМД, и я отстоял интересы ОСМД. Я тогда всем в Днепропетровске показывал решения суда, и говорил — суд установил «тарифы недействительные», не платите тепловикам.
Нет только моё ОСМД не платило 3 года. А все платили
+
0
nicey40
nicey40
15 травня 2015, 13:57
#
Qwerty1999, при чем тут заставят-вы когда подписываете какой либо документ, читаете, что подписываете или как? Если вы подписали какой либо договор или контракт-это значит, что вы согласны со всеми пунктами этого договора или контракта(даже теми, что написаны мелким шрифтом-истории с кредитами в банках и.т.д.), если иное не предусмотрено отдельными соглашениями или отдельными пунктами.
+
+7
Andrey M
Andrey M
15 травня 2015, 14:07
#
Вам аналогичный вопрос:
Представьте что Вам ЖЕК выставляет по контракту в обязательное использование счет на воду на 1000 куб м и говорит — «Не используешь — все равно заплатишь. А не хочешь такой контракт то носи ведрами, потому что мы единственный сегодня поставщик воды в ваш дом.» В суд бы подавали?
+
+7
nicey40
nicey40
15 травня 2015, 14:39
#
Andrey M, без обид, но вас повело не туда… Тут совершенно другая история, не путайте ЖКХ с другим.Вы фантаст просто.Изначально при покупке квартиры или дома и заключении договоров с поставщиками услуг(вода, свет, газ, мусор, канализация и т.д.) у вас есть нормативы потребления (если нет счетчиков), действующие тарифы, сроки оплаты и т.д.
Это все регулируется жил.хоз., нкрэ и т.д., действующими нормативными актами.
Даже, если представить, что вы построили дом. Хотите подключить ценр. воду-вам говорят-подключим, но будете платить по нормативу 1000 куб в месяц-что вы будете делать? Правильно, копать скважину, ставить насос.
В вашем случае, как вы описали ЖЭК и квартира. Вам выбирать продлевать услуги с поставщиком воды или нет, т.е. да или носить ведрами или оплачивать 1000 куб.
Никто не говорит, что условия хорошие, но в любом случае вам выбирать подписывать что-то или нет. А не плакаться потом, что условия плохие и т.д.
+
+11
Qwerty1999
Qwerty1999
15 травня 2015, 15:04
#
Nicey40
«при чем тут заставят»

Рекомендую вам лично попробовать при подписании внести хоть малейшее изменение в типовой договор на оказание услуг населению, например по предоставлению услуг водоснабжения, водоотведения или газоснабжения.
Именно в тех сферах, где в ваш дом заходит только одна труба только от одного поставщика услуг — получите полный облом. Конечно у вас есть право отказаться от централизованной подачи горячей и холодной воды, а также газоснабжения, но от централизованного отопления одна квартира в многоквартирном доме не имеет права отказаться — технологически не возможно…
Поэтому всегда молча подписывают типовые договора…
С РФ тоже была аналогичная ситуация при подписании, если помните конечно: начало января, зима, мороз и прекращается подача газа- конечно можно было пару месяцев спорить с Газпромом о цене или о пунктах договора и при этом угробить всю инфраструктуру ЖКХ по примеру аварии в Алчевске…
А ведь большинство граждан даже не заметили ничего…
+
0
nicey40
nicey40
15 травня 2015, 15:11
#
Qwerty1999, вы внимательно прочитайте, на какой вопрос я дал ответ(по поводу воды). То, что вы выше написали по другим услугам и типовым договорам и так понятно. Изначальный вопрос не так был поставлен(1000 куб в месяц на квартиру счет за воду-другими словами норматив-фантастика).
+
+11
Qwerty1999
Qwerty1999
15 травня 2015, 16:16
#
Мы обсуждаем статью и российское правило «бери или плати».
Многие считают, что россияне имеют право в своих договорах писать все, что им вздумается.
Но после того, как Украина снизила до минимума закупки газа из РФ, заключив договора с европейскими поставщиками россияне и снизили предложенную цену (на два доллара ниже европейской) и уже не требуют «бери и плати», а просят заплатите хоть что-нибудь — вот как на монополиста действует применение принципа рыночной экономики…
+
0
NN Adertus
NN Adertus
15 травня 2015, 14:55
#
Самым честным наверное будет только суд Божий
+
0
Виктор Малиновський
Виктор Малиновський
15 травня 2015, 15:53
#
Веруем в суд Божий, надеемся на Стокгольм, а Австрийский суд без спору очень хорош!!! Кажись пошла полоса белая, Днепр в финале Лиги Европы, Газпром суд проиграл, доллар падает, глядиш скоро цены упадут, наступит мир, Раша Крым вернёт, и жизнь наладится.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися