Для бизнеса одна из самых ожидаемых реформ – налоговая. С ее помощью предприниматели разного калибра должны были получить облегчение налогового бремени, возможность обелиться, выйти из тени и установить взаимное доверие с фискальной службой. А без радикальных изменений в системе уплаты налогов и их администрирования переход бизнеса на европейские рельсы является неподъемной задачей. Но реформа так и не началась. Почему?
Что несет бизнесу налоговая реформа?
Правительство пытается одновременно перезагрузить отношения с бизнесом и наполнить государственный бюджет. В итоге не идет на радикальные и глубокие изменения, а принимает полумеры. И не достигает ни одной из целей.
Концепцию налоговой реформы бизнес‑сообщество, налоговики, Министерство финансов и общественные организации обсуждали долго и эмоционально. Минфин и Государственная фискальная служба (ГФС), к примеру, предлагали сократить количество налогов более чем вдвое, внедрить новую прогрессивную шкалу подоходного налога и единого соцвзноса. А представители инициативных групп общественности – полностью отменить налоги на прибыль и на доходы физлиц, заменив их НДС по ставке до 28%.
Но осенью 2014 года Кабмин подал в Верховную Раду проект изменений в Налоговый кодекс, с которыми категорически не согласился глава ГФС Игорь Билоус. Он заявил, что документ, над которым месяцы работали десятки экспертов, перекроили за считаные дни «на коленке».
Впрочем, власть уже признала, что до налоговой реформы дело так и не дошло. Премьер‑министр Арсений Яценюк заявил, что спешные поправки к Налоговому кодексу – условие для принятия бюджета на 2015 год и реверанс в адрес МВФ. Поддержал его и замглавы Администрации Президента Дмитрий Шимкив. «Все начали почему‑то говорить, что это налоговая реформа. Мы просто подстраиваем законодательство для того бюджета, который нам необходимо принять», – сказал он в одном из интервью.
Налоговое поле будет меняться и дальше: в Верховную Раду уже поданы изменения в бюджет‑2015, следом поступит и очередная порция правок к Налоговому кодексу. А пока реальность выглядит так.
Наполнить бюджет
Налоговики давно грозились сократить количество налогов с 22 до девяти. Сократили до 11. Ликвидированы, в частности, целевая надбавка к тарифу на электрическую и тепловую энергию; сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности; сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства…
Но упраздненным платежам сразу же нашли замену. Правительство сделало ставку на акцизы. Например, с 2015 года введен акциз на альтернативные виды топлива (99 евро/т) и сжиженный природный газ (6 евро/т). Повышены акцизы для других видов горючего: для бензина он теперь составляет 202 евро за 1 т (ранее – 198), для сжиженного пропана или пропан‑бутана – 50 евро за 1 т (ранее – 44).
Это прямой удар не только по продавцам горючего. Ведь транспортная составляющая есть в себестоимости почти любого товара. Цены на топливо с начала 2015 года уже выросли на 25–30%. А оборот АЗС в натуральном выражении, по данным Госстата, за январь сократился на 34%.
Предметом бурных споров стал и новый 5%‑й акциз, который распространяется на розничную продажу тех же нефтепродуктов, а также табачных изделий и алкогольных напитков (к ним теперь относится и пиво). При этом на алкоголь с начала года ставка акциза, которую платит производитель, выросла на 6,3%, на сигареты без фильтра – более чем вдвое. Фактически имеет место двойное налогообложение: производитель формирует отпускную цену исходя из себестоимости, нормы прибыли и уплаченных налогов. А когда бутылка спиртного или пачка сигарет попадает на прилавок, торговец добавляет еще 5% акциза. Причем базой налогообложения является стоимость подакцизных товаров с НДС. «Ни в одной стране мира нет такого, чтобы взимался одновременно и НДС, и налог на розничную продажу», – возмущается менеджер по вопросам фискального регулирования компании «Philip Morris Украина» Алексей Калиниченко.
Примечательно, что повышение акцизов не приводит к пропорциональному росту доходов бюджета. Согласно подсчетам Института экономических исследований и политических консультаций, при увеличении акциза на табачные изделия на 6,5% поступления в бюджет вырастут не более чем на 3,4%.
«В то же время увеличение цены на 1% приводит к падению потребления на 0,3–0,5%», – комментируют специалисты института.
В итоге алкоголь с начала 2015 года уже подорожал на 5%. Рост цен еще минимум на 5–10% обеспечен, говорят производители и импортеры спиртного. Табачники прогнозируют подорожание сигарет без фильтра на 50–60%, остальных видов – на 5%. И все уже подсчитывают потери. «В январе 2015-го объем выпуска пива в Украине составил 7,3 млн дал, это 62,7% от показателей за аналогичный период 2014 года», – утверждает генеральный директор ассоциации «Укрпиво» Галина Коренькова. Дальше вряд ли станет лучше: розничным продавцам придется получать лицензии на торговлю пивом как алкогольным напитком или исключать его из ассортимента. Пивовары вынуждены будут клеить акцизные марки на бутылки и банки. Правда, только с 1 июля 2015 года.
Повышение цен в нынешних условиях – это неминуемый спад продаж.
«Я всячески стараюсь избегать увеличения цен. Но уже пришлось отменить дисконт на подакцизные товары в своих заведениях. Если же ко мне придет бухгалтер и скажет, что в этом месяце придется заплатить вдвое больше налогов, чем в предыдущем, цены необходимо будет повышать», – признается Павел Гачковский, ресторатор, владелец сети «Три Т Фудз».
Пессимистично настроены и ритейлеры. Например, оборот розничной торговли в январе 2015 года снизился до 65,73 млрд гривен, или на 22,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014‑го.
«Придется искать компенсаторы. Один из последних трендов – развитие собственных марок, а также организация крупными розничными сетями прямого импорта, минуя посредников. Эта тенденция в 2015 году несомненно сохранится», – полагает Алексей Панасенко, операционный директор сети супермаркетов NOVUS.
Но с импортом будет сложно – и не только из‑за проблем с валютой. Кабмин согласовал введение дополнительного сбора в размере 5–10% на все импортные товары. Верховная Рада одобрила его еще в декабре, но правительство должно было проконсультироваться с международными партнерами и кредиторами. В итоге новый сбор, по словам министра финансов Наталии Яресько, вступит в силу весной.
И еще о сокращении количества налогов. Пять видов сборов объединили в один под названием «рентная плата». И она будет расти. Рентная плата за пользование недрами для договоров о совместной деятельности в I квартале 2015 года увеличится на 60%, во II – на 65, в III – еще на 70. При этом мировые цены на сырье, например на железную руду, падают. Сейчас экспорт железорудной продукции приносит Украине 5–6% валютного дохода в год. При текущих ценах в 2015‑м выручка за счет экспорта железорудного сырья, по оценкам аналитиков ИК Concorde Capital, упадет почти вдвое, до 2–2,1 млрд долларов. И новые сборы за пользование недрами не пойдут на пользу отечественным рудокопам.
Помочь бизнесу
Новая система электронного администрирования НДС и так называемые НДС‑счета должны были заработать уже с 1 января 2015 года. Идея здравая: уйти от архаичной бумажной возни с отчетностью, автоматизировать возврат НДС.
Но, во‑первых, предприятия не были готовы перейти на новый формат отчетности. Во‑вторых, ГФС до сих пор не имеет технической базы, которая выдержит массовую миграцию отчетности по НДС в электронный формат.
«У бизнеса нет понимания, каким образом и как часто будет происходить обмен информацией о сумме денежных средств на НДС‑счете между казначейством, таможней и фискальной службой. Непонятно, каким образом плательщик налогов будет иметь доступ к реестрам своих налоговых накладных (как исходящих, так и входящих)», – констатирует финансовый эксперт Ассоциации лизингодателей Украины Инна Зарожевская
В итоге введение НДС‑счетов отсрочили на полгода, а система электронного администрирования НДС до 1 июля будет работать в тестовом режиме.
Новый механизм предполагает блокирование части средств налогоплательщика. Сначала компания обязана уплатить НДС на отдельный счет, и только после этого она сможет выписывать налоговые накладные. Проще говоря, происходит предоплата налога.
«Фактически это приведет к замораживанию 20% оборотных средств», – сетует заместитель председателя совета директоров транспортно‑экспедиционной компании «Деливери» Андрей Ивасив.
По оценкам экспертной группы «Реанимационный пакет реформ», ежемесячно на НДС‑счетах будет блокироваться до 20 млрд гривен украинских предприятий. Это неизбежно приведет к проблемам в расчетах с контрагентами. А для кого‑то – и к остановке бизнеса.
Автоматическое возмещение НДС по‑прежнему будет доступно только крупным экспортерам: прописанные в Налоговом кодексе критерии по силам далеко не всякому бизнесу. Вместе с тем объемы задолженности по НДС не сокращаются: по итогам как 2013-го, так и 2014 года бюджет должен налогоплательщикам около 15 млрд гривен.
Еще одно долгожданное изменение – снижение единого соцвзноса (ЕСВ) с 41 до 16,4% путем применения специального поправочного коэффициента 0,4 к стандартной ставке ЕСВ. Казалось бы, Кабмин нашел действенный механизм вывода из тени зарплат и доходов бизнеса, доля которых, по словам Билоуса, достигает 50%.
Уже в 2015 году работодатели теоретически смогут сэкономить таким образом около 60%. Но чтобы получить право на коэффициент, нужно выполнить ряд условий. Так, общая база начисления ЕСВ в компании в 2015 году должна в 2,5 раза превышать прошлогоднюю. Кроме того, средняя зарплата должна увеличиться на предприятии минимум на 30%, а ее уровень – не опускаться ниже трех минимальных. Наконец, ежемесячный платеж по ЕСВ на каждого трудоустроенного не может быть менее 700 гривен.
Для выполнения этих условий работодателю придется потратить втрое больше на увеличение фонда заработной платы.
«А итоговая экономия получится не более 20%», – подсчитывает Ивасив.
Поддерживает его и собственник ресторанов Starburger, Grill do Brasil и совладелец сети «СушиЯ» Геннадий Медведев.
«Ни один бизнес не пойдет на раскрытие своих схем, когда ему предлагают мнимую льготу в обмен на увеличение нагрузки на фонд оплаты труда», – негодует ресторатор.
По мнению представителей бизнеса, разумнее, чтобы подоходный налог платил сам трудоустроенный, а компания за него – ЕСВ.
«При таком разделении ответственности предприятие легко заплатит ЕСВ по ставке 15–16%, а сотрудник – 10–15% налога на доходы физлиц. Это должно увеличить поступления в бюджет и легализовать целые секторы экономики», – рассуждает Медведев.
Свою ошибку поняли и законодатели. Уже в конце января в парламенте появился проект изменений в закон «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Он не меняет идеологию новшеств, но слегка облегчает положение. Например, ликвидирует обязанность предприятия довести размер средней зарплаты до трех минимальных.
Большие надежды на вывод «в свет» теневых доходов правительство возлагает и на процедуру налогового компромисса, которую парламент утвердил в декабре 2014 года. Ее суть: плательщик должен заплатить 5% суммы задекларированных или определенных в налоговом уведомлении‑решении налоговых обязательств. Остальные 95% считаются погашенными. Идея старая, обсуждалась несколько лет под разными названиями – «налоговый компромисс», «налоговая амнистия» и др.
Однако бизнес не торопится раскрывать душу фискалам.
«Компаний, которые за несколько лет накопили такую сумму неуплаченных обязательств, что уже не в состоянии уплатить даже и 5%, не так уж и мало. Они, конечно, поднимают вопрос о снижении ставки практически до 0%. Но в данной ситуации логичнее говорить о рассрочке налогового долга», – говорит Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы ICF Legal Service.
Кроме того, у бизнеса попросту нет текущей ликвидности, чтобы выложить упомянутые 5%. Поэтому в ГФС признают, что кампания по налоговому компромиссу пока буксует.
Анна Романова, Павел Харламов
Коментарі - 3
Собственники этих бизнесов тратят текущую ликвидность для покупок дорогостоящих цацок, машин, недвижимости, отдыхов за границей и т.д.
А чтобы выложить упомянутые 5% текущей ликвидности конечно же — нет.
Какие они все «бедные и нещасные»!!!